Проект "Инклюзивное образование в условиях массовой школы"
проект на тему
. В России запускают программу развития инклюзивного образования. Его структура подразумевает, что гармонично развивающиеся «полноценные» дети и дети с отклонениями в развитии будут посещать одни и те же образовательные учреждения. Это нововведение вызывает много вопросов у родителей и тех и других детей. Треть россиян полагает, что реформа отрицательно скажется на качестве образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 166.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы»
2015 год
Введение
Актуальность. В России запускают программу развития инклюзивного образования. Его структура подразумевает, что гармонично развивающиеся «полноценные» дети и дети с отклонениями в развитии будут посещать одни и те же образовательные учреждения. Это нововведение вызывает много вопросов у родителей и тех и других детей. Треть россиян полагает, что реформа отрицательно скажется на качестве образования. По данным социальных исследований, около 50% респондентов полагают, что дети с ограниченными возможностями будут испытывать дискомфорт в обычных школах, а почти 40% думают, что обычным детям будет сложно сойтись с необычными одноклассниками.
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" так определила один из своих приоритетов: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…». В соответствии с «Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования – 2020» «доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, должна составить 70% к 2016 г., а доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях, – 70% к 2020 г.».
Такая постановка задачи влечет за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
На самом деле, Россия – не первая страна, решившаяся на инклюзивное образование. Европейские страны успешно практикуют его почти 100 лет, США - более 150 лет. В этих странах дети-инвалиды учатся и гармонично развиваются вместе со своими «нормальными» сверстниками, получая свои пятёрки и двойки, влюбляясь и находя друзей. Они поступают в ВУЗы и находят работу согласно своим возможностям. Их необычность не заставляет людей смущаться, бояться или насмехаться над ними. Они включены в общественную жизнь в той же степени, что и люди, не имеющие «дефектов». Можно ли то же самое сказать об инвалидах в нашей стране? Можно, но не о многих. А тем временем, социализация – важный аспект гармоничного развития ребёнка и дети с отклонениями в развитии – не исключение. Многих детей с отклонениями в развитии просто изолируют от общества, помещая в специализированные заведения, интернаты, пансионы... Это происходит отчасти потому, что не все родители способны обеспечить таким детям подходящие условия для гармоничного развития, отчасти потому, что наше общество не приучено общаться с людьми с ограниченными возможностями – мы их боимся, стесняемся, недолюбливаем. Изоляция же только усугубляет эту ситуацию.
Лица с ограниченными возможностями имеют в два раза меньше возможностей для обучения. В университеты поступают 9% (в сравнении с 18% из числа всех европейцев)
У лиц с ограниченными возможностями, более чем в два раза меньше шансов найти работу (работу имеют 29% (в сравнении с 69% из числа всех европейцев).
62% европейцев с ограниченными возможностями принадлежат к числу беднейших в Европе, имея значительно более низкий уровень доходов.
В МБОУ СОШ №1 п.Каа-Хем муниципального района «Кызылский кожуун» обучаются дети, которым решением городской ПМПК рекомендовано обучение по специальной (коррекционной) программе VII вида, дети-инвалиды. В 2014-2015 учебном году обучалось 24 ребёнка с ЗПР, 2 ребёнка-ивалида надомника с ограниченными возможностями здоровья по коррекционным программам. В 2015-2016 учебном году в школу записались первоклассники с ОВЗ – слабовидящий и слабослышаший, ДЦП, также увеличилось число учащихся «надомников». В 2016-2017 учебном году количество детей с ОВЗ составляет 25 человек, 6 из которых занимаются инклюзивно, в том числе 1 человек на дому. Специалисты рекомендовали организовывать занятия с детьми с ОВЗ согласно составленным заключениям: обучение по программам специальных коррекционных учреждений, занятия с логопедом, психологом. Именно инклюзивное образование позволяет формировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок с разными психофизиологическими и индивидуальными особенностями, может быть включен в образовательную и социальную жизнь образовательного учреждения, что позволяет ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников.
В нашей образовательной организации созданы предпосылки для реализации инклюзивного образования:
- Для организации сопровождения детей с отклонениями в развитии непосредственно в условиях образовательного учреждения создан и ведет свою работу психолого -медико- педагогический консилиум (ПМПк), специалистами которого осуществляется сопровождение как детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, так и их нормативно развивающихся сверстников.
- Для определения индивидуального образовательного маршрута дети с ОВЗ направляются в ГБУ психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая располагается в г. Кызыле для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи.
- Есть в наличии программы, учебники, методические и дидактические пособия для обучения детей с ОВЗ по ттаким адаптированным программам.
- В школе имеются специалисты, обеспечивающие и сопровождающие процессы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов (педагоги-предметники, школьный фельдшер, зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, учителя с большим стажем работы), социальные педагоги, педагог-дефектолог, психологи.
- Выстроена планомерная работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации работы с детьми, имеющими нарушения развития. Учителя, работающие с детьми с ОВЗ, в этом и следующем учебном году пройдут обучение по инклюзивному образованию.
Выбор нашего образовательного учреждения родителями детей с ОВЗ обусловлен несколькими причинами. Во-первых, чаще всего эти дети проживают на территории, закрепленной за школой. Во-вторых, вблизи нет специальных образовательных учреждений, способных удовлетворить особые образовательные потребности таких детей. В-третьих, не у всех родителей есть возможность сопровождать ученика на значительные расстояния, и чаще всего для обучения ученика с ОВЗ они выбирают школу, расположенную недалеко от места проживания.
В то же время каждый ребёнок вне зависимости от состояния своего здоровья имеет право жить в семье и получать качественное образование в среде своих сверстников. И именно в общеобразовательной школе ребёнок с нарушениями здоровья сможет получить не только учебную информацию, но и ощутить всю полноту и сложность жизни в обществе, то есть социализироваться. В этом и заключается идея инклюзивного образования.
. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель:
Формирование модели инклюзивного образования, исключающей любую дискриминацию детей, обеспечивающую толерантное отношение ко всем участникам образовательного процесса, создающую особые условия для КАЖДОГО ребенка, имеющего особые образовательные потребности.
Задачи:
1. Создать нормативно-правовые, кадровые, программно-методические, материально-технические условия, необходимые для реализации проекта.
2. Создать доступную образовательную среду для КАЖДОГО ребенка.
3. Сформировать социально-психологическую культуру, толерантное сознание всех участников образовательного процесса.
4. Совершенствовать условия, обеспечивающие развитие здоровьесберегающей среды, способствующие качественному образованию и социализации учащихся в обществе.
5. Предоставить условия для самоутверждения ребенка в значимых сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
1. Создание условий, обеспечивающих доступность образования для детей с ослабленным здоровьем, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, учащихся с образовательными потребностями. Усвоение учебных программ по предметам больными детьми на базовом уровне и выше.
2. Создание системы комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ослабленным здоровьем, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, а также родителям, испытывающим трудности в воспитании и обучении детей в рамках муниципального образования для снижения уровня тревожности, приобретение коммуникативных навыков.
3. Внедрение новых коррекционных педагогических технологий и программ работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами.
4. Приобретение детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами навыков трудового обучения с целью дополнительного профессионального самоопределения.
5. Разработка методических рекомендаций, обобщающих опыт развития инклюзивного образования в школе.
6. Развитие привлекательного имиджа и конкурентоспособности школы в образовательном пространстве: сохранение (возможно увеличение) контингента обучающихся, привлечение внимания общественности, общественных организаций и спонсоров к проблеме обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
7. Внедрение дистанционного образования для детей-инвалидов.
8. Формирование в обществе толерантного отношения к людям с особыми образовательными потребностями, получающими инклюзивное образование.
9. Создание инклюзивного образовательного пространства в учреждении.
10. Создание модели инклюзивного образования.
Риски:
1. Инерция и непонимание педагогами сути инклюзивного образования.
2.Недостаточная подготовленность педагогических кадров по инклюзивному образованию.
3. Недостаточность специализированного оборудования для инклюзивного образования.
4. Отсутствие локальных актов инклюзивного образования.
5. Недостаточная психологическая готовность родителей к обучению детей в режиме инклюзивного образования.
Основная часть.
Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном (массовом, неспециальном) учреждении – это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.
Как стратегическое направление развития системы образования инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях. Ориентиры перестройки системы образования в направлении инклюзии детей с ОВЗ задаются основными принципами инклюзивного образования, предусматривающими реализацию равных прав на образование и социализацию при неравных возможностях.
Основные принципы инклюзивного образования:
- по отношению к ребенку с ОВЗ – учащемуся общеобразовательного учреждения:
баланс академических знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обучения - адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи;
- по отношению к соученикам ребенка с ОВЗ – учащимся инклюзивного класса:
триединство ориентиров - на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность (развитие социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);
- по отношению к педагогу – учителю инклюзивного класса:
принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебно-воспитательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;
- по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное образование детей с ОВЗ: адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение; развитие толерантного взаимодействия участников образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации;
- по отношению к системе образования района в целом:
оптимизация ресурсов районной системы образования (материально-технических, нормативно-методических, финансово-экономических, организационных) по созданию базовых общеобразовательных учреждений для реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ вблизи места жительства; поддержка инноваций в инклюзивном образовании; повышение психолого-педагогической культуры педагогического сообщества и общественности.
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:
- индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
- социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его ;
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
- психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
- индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
- портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;
- компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
- повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
- рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
- тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
- подготовка тьюторов высшей школой;
- адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
- адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);
- адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
- адаптивная образовательная среда – создание помещений (зон) для отдыха, восстановления работоспособности;
- сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
- ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Создание инклюзивной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка и признающей его уникальность, неповторимость и право на качественное образование опирается, в первую очередь, на модернизацию образовательной системы образовательной организации. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет собственного гибкого переструктурирования, учета особых образовательных потребностей каждого включаемого ребенка.
Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию любого ребенка, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) для организации их образования в массовых общеобразовательных учреждениях и направленностью на индивидуальные образовательные потребности обучающихся.
Одним из показателей эффективной работы педагогического коллектива в области реализации инклюзивной практики является гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой подход проявляется, прежде всего, в разработке вариативного индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения, разработкой адаптированной образовательной программы, созданием инклюзивной образовательной среды, специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с ОВЗ.
Создание всеобъемлющих условий для получения образования всеми детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе" Об образовании в Российской Федерации" понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с ОВЗ, подразделяются на следующие общие направления:
- Организационное обеспечение,
- Психолого-педагогическое обеспечение,
- Кадровое обеспечение.
Обоснование необходимости проекта
Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена в новом Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, Статья 79).
Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт является базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.
Ратификация Россией международных Конвенций свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребенка-инвалида и постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья. Легитимным становится право любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности его развития, что влечет за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы страны.
Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания, что невозможно не учитывать при обучении детей такой категории в общеобразовательной школе. В разработке системы сопровождения обучения таких детей в школе необходимы варианты, предусматривающие значительно более низкие, в сравнении со здоровыми сверстниками, уровни образования, но в то же время, не ниже уровней ФГОС, т.к. этим детям (если нет медицинских противопоказаний) приходится проходить итоговую аттестацию (в т.ч. в форме ГИА и ЕГЭ). Вместе с тем, наряду с увеличением состава школьников с ограниченными возможностями здоровья обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ограниченными возможностями здоровья достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.
Существенную роль в данной ситуации играет раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых школьников с детьми с ограниченными возможностями здоровья, принципиально новых подходов и технологий их обучения.
В связи с этим школа вынуждена при выполнении традиционных функций: обучающей, воспитательной и развивающей преобразовываться в полифункциональные образовательные учреждения, брать на себя несвойственные ей ранее функции: здоровьесберегающую, здоровьеформирующую, правозащитную, функцию социальной защиты, культуросозидательную, персонологическую, реабилитационную, комплексного сопровождения, психолого-педагогической поддержки, регуляционную, компенсирующую, адаптационную, интеграционную, оптимизации качества жизни школьника в условиях общеобразовательного учреждения.
Существующая в предыдущие десятилетия система индивидуального обучения больных детей на дому нередко приводила к изоляции ребёнка от детского коллектива, депривации, формированию у ребёнка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. В этих условиях администрации школы и педагогам приходилось решать возникающие проблемы индивидуального обучения таких детей и интеграции их в общество, формирования у них коммуникативных навыков, создания для них возможности и условий для овладения учебными программами общеобразовательных учреждений. Перед педагогами встали конкретные задачи:
- Как адаптировать учебную нагрузку к индивидуальным функциональным возможностям больного ребёнка?
- Как обучать детей, имеющих слабое здоровье и подготовить их к усвоению не только ФГОС, но и научить выполнять задания более сложного уровня трудности для больных, но способных учащихся?
- Как обучить больного ребёнка, если по нормам Учебного плана для такой категории детей предусмотрено всего от 8 до 13 часов в неделю?
- Как интегрировать усилия учителей, классного руководителя, специалистов в решении вопросов комплексной реабилитации больного ребёнка?
- Как организовать сам учебный процесс с учащимися данной категории? Каким предметам отдать предпочтение? Как составить расписание уроков «под конкретного ученика»?
- Какие знания, умения и навыки, ключевые понятия взять за основу при изучении отдельного учебного курса?
- Как осуществить промежуточный и итоговый контроль за освоением учащимися учебных программ
Возникала и масса методических проблем в обеспечении обучения больных детей с различными учебными возможностями учебно-методическими комплексами по учебным предметам.
Из сложившейся практики учитель фактически в одиночку осуществлял обучение больного ребёнка, редко выстраивая индивидуальную траекторию его развития с привлечением медиков, психологов, других специалистов и педагогов. Учителя, обучающие детей данной категории, сталкивались с проблемами организации и самого учебного процесса.
В рамках федеральной программы «Доступная среда» в Республике Тыва была принята программа «Доступная среда и реабилитация отдельных категорий граждан в Республике Тыва на 2011-2015 годы».
В целях повышения доступности и качества реабилитационных услугв рамках программы завершается строительство Республиканского Государственного учреждения здравоохранения «Центр восстановительного лечения и реабилитации детей». На эти цели из республиканского бюджета Республики Тыва в 2013 году предусмотрено 90143,8 тыс. рублей.
В целях поэтапной реконструкции существующей улично-дорожной сети за прошедший год установлены 16 дорожных знаков «Пешеходный переход», «Слепые пешеходы», «Инвалиды», обустроены 7 мест парковки для инвалидов, установлены 20 звуковых сигнализаций на пешеходных секциях светофоров, направляющие пешеходных ограждений в г. Кызыле.
В целях информационно-методического обеспечения системы реабилитации инвалидовТувинской республиканской специальной библиотеке для слепых приобретены книги специального формата для незрячих детей и слабовидящих пользователей, оргтехника для издания озвученной литературы на тувинском языке на флеш-картах.В целях создания условий для обучения детей-инвалидов принятаведомственная целевая программа Министерства образования и науки Республики Тыва «Развитие инклюзивного образования». В 2013 году заключено Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Министерства образования Российской Федерации в размере 1332,1 тыс. рублей для обеспечения безбарьерной среды в образовательном процессе обучающихся, имеющих нарушения в здоровье. Система специального (коррекционного) образования Республики Тыва включает в себя 9 учреждений, которые предоставляют общедоступное и бесплатное начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование по основным образовательным программам для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, реализуют специальные программы для детей с умственной отсталостью.
МБОУ СОШ №1 п.Каа-Хем получила оборудование в рамках федеральной программы«Доступная среда».
Содержание образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения
Освоение основной образовательной программы должно обеспечить введение в культуру ребенка, который выпадает из образовательного пространства в связи с особенностями своего физического или психического развития. Введение такого ребенка в контекст культурных ценностей открывает ему возможность осмысления собственного существования, задает ориентиры для реализации личных устремлений, пробуждает стремление, а во многих случаях и готовность, взять на себя посильную ответственность за близких, занять активную жизненную позицию в сообществе.
Получая, таким образом, осмысливаемое образование, ребенок овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что представляется разумным для образования любого ребенка, и совершенно необходимым для ребенка с ОВЗ. В названии каждой содержательной области образования должны быть отражены обе, неотъемлемые и взаимодополняющие, стороны образовательного процесса, например:· Знания о языке – речевая практика и речевое творчество; Знание математики – практика применения математических знаний и математическое творчество; Естествознание – практическое взаимодействие с окружающим миром;
Знания о человеке – практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, личного взаимодействия с окружением;
Знания в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества; Обществознание – практика жизни в социуме
В образовании ребенка с ОВЗ особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции. Соотношение компонентов – академического и жизненной компетенции - отражает специфику образования для каждой категории детей с ОВЗ. Это соотношение по сути своей отражает степень активности и независимости жизни, к которой общеобразовательное учреждение готовит ребенка с ОВЗ, исходя из представлений о его возможностях и ограничениях.
«Академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом предполагается, что ребенок впоследствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного потребные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития.
Устремление образования в будущее необходимо для стимуляции развития как обычного ребенка, так и ребенка с ОВЗ, и для отечественной педагогической культуры характерно не ограничиваться утилитарными знаниями, которые могут использоваться лишь непосредственно «здесь и сейчас». В соответствии с этими традициями, при разработке академического компонента в каждой из содержательных областей образования применяется логика сознательного разумного превышения актуальных возможностей и потребностей ребенка: обучение «ведет» за собой развитие.
Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей. При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку - может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие.
Заключение
Инклюзивное образование способно улучшить положение лиц с ограниченными возможностями в долгосрочной перспективе.
Инвестиции в раннее вмешательство и меры поддержки оказывают долгосрочное воздействие на результаты обучения, дальнейшую жизнь и социальную инклюзию.
Системы образования, которым удалось обеспечить качественное образование для всех, также более результативны и экономически эффективны.
В Конвенции ООН о правах инвалидов четко сказано, что образование должно быть инклюзивным. В ней содержится призыв к международным партнерам оказывать поддержку системам образования и положениям, касающимся обеспечения охвата всех детей и лиц с ограниченными возможностями.
Подход, основанный на соблюдении прав человека, устанавливает цели, однако изменение систем образования требует обязательств, стимулов и правомочий.
В глобальном масштабе лица с ограниченными возможностями в недостаточной мере представлены на всех уровнях образования, начиная от планирования и принятия решений и заканчивая мониторингом, анализом и оценкой.
Диалогу заинтересованных сторон способствуют новые подходы, которые соединяют практику, исследовательскую работу и политику.
Проект предполагает достижение поставленных целей и задач через три этапа.
1 ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. 01.09.2015-28.12.20146.
- Создание проектной группы
- Анализ результатов деятельности.
- Разработка методических рекомендаций.
- Презентация модели инклюзивного образования.
- Создание нормативно-правовой базы эксперимента.
- Сбор, анализ, подбор необходимых информационных источников по теме проекта. Составление индивидуальных психолого-педагогических, медико-социальных карт обучающихся
- Разработка плана-графика по реализации проекта
2 ЭТАП: ОСНОВНОЙ. 9.01.16.- 30.05.2018 г
- Формирование комфортной образовательной среды.
- Реализация коррекционно-развивающих, индивидуальных образовательных программ обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
- Создание системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
- Внедрение технологий инклюзивного обучения.
- Привлечение родителей к реализации индивидуальных образовательных программ.
- Корректировка системы воспитательной работы с учетом принципов инклюзивного образования.
- Информационно-просветительская работа со всеми участниками образовательного процесса.
- Привлечение социальных партнеров для успешной реализации проекта (ЦРБ, работники юстиции, спонсоры и др.)
- Популяризация опыта введения инклюзивного образования.
3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. 31.05.2018.- 30.12.2020 г.
- Анализ результатов экспериментальной деятельности.
- Оценка эффективности проекта.
- Разработка методических рекомендаций.
- Презентация модели инклюзивного образования.
- Тиражирование опыта инклюзивного образования.
.
Рисунок 1
Список литературы
- Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология: учебное пособие / Под общ. ред. Н.Н. Богдан. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 220 с.
- Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
- Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с.
- Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» - 400 с., 2005.
- Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. –– M.: Владос – 332 с. , 2002.
- Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной — СПб.: Речь, 2003. — 216 с.
- Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989.—223 с.
- Инклюзивное образование. Настольная книга педагога работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие — М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 167 с.
- Электронный ресурс: http://www.inclusive-edu.ru// Институт проблем инклюзивного образования.
- Лекции по программе повышения квалификации «Доступная среда».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Организация интегрированного обучения детей с ЗПР в условиях массовой школы
Презентация к выступлению на методсовете...
Формирование универсальных учебных действий у детей с разным уровнем развития в условиях массовой школы
В работе дан обзор проблемы формирования универсальных учебных действий у детей с разным уровнем развития: основные характеристики, обоснование актуальности темы, проблем, возникающих на практике. Осн...
"Дети, требующие особого подхода в обучении и воспитании в условиях массовой школы."
На сегодняшний день в современной школе учителя начальных классов сталкиваются с такими проблемами детей, решение которых требует специального образования. Опираясь на один из ведущих мет...
Дети, имеющие склонность к агрессивному поведению в условиях массовой школы.
Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей школьного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.Опираясь на один из ведущих мет...
Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы.
Методические материалы по работе с детьми по адаптированным программам в условиях массовой школы....
Психолого – педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях массовой школы
Данный материал будет полезен учителям начальных классов как теоретическая основа построения работы с детьми с ОВЗ (ЗПР). В презентации рассматриваются трудности, которые могут встретиться при организ...
Психолого-педагогическая поддержка детей с ОВЗ в условиях массовой школы в соответствии с требованиями ФГОС
Коррекционно-развивающий блок по сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи...