Реализация идей контекстного анализа и контекстного обучения в начальной школе
статья
Сегодня учителя начальной школы знакомы с ситуацией, когда будущий первоклассник, демонстрируя интеллектуальную готовность к школе, совершенно не подготовлен к ней психологически. В то время как именно эмоциональная, личностная и социальная зрелость являются залогом успешного обучения в современной школе. Под психологической готовностью ребенка к обучению в школе понимается достижение им такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении. Это означает, что существуют объективные причины, которые затрудняют процесс овладения учебными навыками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_idey_kontekstnogo_analiza_i_kontekstnogo_obucheniya_v_nachalnoy_shkole.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация идей контекстного анализа и контекстного обучения в начальной школе
Н. А. Казунина,
МАОУ гимназии № 18,
г. Нижний Тагил
Можно потратить много усилий и времени,
чтобы начать новое дело.
Но если вам удалось его запустить,
то уже никто и ничто
не смогут его остановить.
Кроме вас самих
Бодо Шефер
Сегодня учителя начальной школы знакомы с ситуацией, когда будущий первоклассник, демонстрируя интеллектуальную готовность к школе, совершенно не подготовлен к ней психологически. В то время как именно эмоциональная, личностная и социальная зрелость являются залогом успешного обучения в современной школе. Под психологической готовностью ребенка к обучению в школе понимается достижение им такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении. Это означает, что существуют объективные причины, которые затрудняют процесс овладения учебными навыками. В основе этих причин лежит функциональная незрелость коры и регуляторных структур головного мозга. Очевидно, что учебные занятия с ребенком должны быть организованы в соответствии с его актуальными возможностями. Согласно закону «Об образовании» в РФ, обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет. Закон ориентирован на паспортный возраст и не учитывает школьную зрелость ребёнка. К сожалению, в классах мы часто наблюдаем проявления незрелости. Следовательно, проектируя учебный процесс, мы должны начинать с контекстного анализа. В психологии понятие «контекст» тождественно понятию «ситуацию» и представляет собой систему условий, побуждающих субъекта и опосредующих его активность. Чем больше мы знаем о настоящем, тем легче можем просчитать или предугадать будущее. Антиципация как опережающее отражение возникает под влиянием контекстов[1].
В основе стандартов второго поколения заложена идея контекстного обучения, весьма актуальная и в начальной школе. Она предполагает проектирование образовательного процесса в соответствии с особенностями детского коллектива (в зоне ближайшего развития); интеграцию различных видов деятельности; активные формы обучение и контекстное содержание.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. В младшем школьном возрасте учебная деятельность является главной и ведущей среди других видов деятельности. Однако, очевидно, что невозможно всем первоклассникам, едва перешагнув порог школы, поменять игру на учебную деятельность в один миг. Для этого требуется время, а учебный процесс уже идёт. Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к «премудростям» школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний.
Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которая возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму. Мы используем следующие активные методы в контекстном обучении:
творческие мастер-классы носят обучающий характер, формируют навыки работы с батиком, мозаикой, изготовления витражей, валяния из шерсти и даже строительство снежной фигуры с известным скульптором города;
учебные экскурсии, которые позволяют проводить изучение предметов, процессов, явлений в естественных условиях;
театрализацию на английском языке;
социальное проектирование;
легоконструирование
Основная идея контекстного обучения состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся «открывают» их самостоятельно в процессе исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу так, чтобы они сами «додумались» до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Контекстное содержание складывается из учебных проектов, проблемных ситуаций, практико-ориентированных заданий. Обязательным фактором при выборе темы проекта должен быть интерес ребёнка, т.к. процесс погружения в тему исследования возможен только через познавательный интерес ученика. Проблемные ситуации на уроке способствуют появлению эмоционального отклика ученика, который возникает или в ситуации «удивления», или в ситуации «затруднения», как показано в таблице:
Таблица 1
Типология приемов проблемных ситуаций
Тип противоречия | Приемы создания проблемной ситуации |
I. Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением» | |
Между двумя (или более) положениями | Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания |
Между житейским представлением обучающихся и научным фактом | Прием 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности |
II. Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением» | |
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя | Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. Прием 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено |
Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи, то есть практико-ориентированные задания. Например:
школьник представляет себя капелькой и по схеме «Круговорот воды в природе» придумывает сказку об увлекательном путешествии;
у младшего брата на калькуляторе сломалась кнопка с цифрой «9». Объясни брату, используя приёмы вычислений, как найти значение выражения 57+29 на этом калькуляторе.
В практике работы учителя начальных классов возможно создание банка практико-ориентированных заданий, где все задания можно включать в таблицы:
Таблица 2
Примеры практико-ориентированных заданий
Общая характеристика задания | Формируемая компетентность | Стимул | Задачная формулировка | Источник информации |
Задание по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме «Круговорот воды в природе» | Учебно-познавательные компетенции | Представь, что ты капелька и путешествуешь по миру благодаря законам природы. | Внимательно рассмотри схему «Круговорот воды в природе» и придумай сказку об увлекательном путешествии твоей капельки. | Учебник окружающего мира с.48 (схема «Круговорот воды в природе») |
Задание по математике для учащихся 2 класса по теме «Приёмы вычислений» | Учебно-познавательные компетенции | Твой младший брат умеет складывать двузначные числа только на калькуляторе. Но у брата кнопка «9» калькулятора заедает, она не нажимается. | Объясни брату, используя приёмы вычислений, как решить 57 + 29 на его калькуляторе? | Учебник математики 2 класс (часть1) с.30, 32. «Приёмы вычислений» |
Таким образом, идея контекстного обучения в начальной школе исходит из контекстного анализа. С этой позиции учебный процесс в школе является одним из проявлений социальной практики, отражая все то, что существуют сегодня в реальной жизни. В результате именно в процесс анализа проблемных ситуаций школьник формируется как личность.
Литература
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности/ В. А. Петровский. – М.: Издательская группа USSR. – 1996. – 512 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"
Доклад на ШМО учителей начальных классов "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"...
Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе
В этой статье раскрывается понятие и сущность метода проекта в начальной школе. Приводится пример работы над проектом «Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни. Блюд...
Проблемы реализации дифференцированного обучения в начальной школе.
В современной школе необходимо создать условия для того. чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя.Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференцированно...
Реализация идей здоровьесбережения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Реализация идей здоровьесбережения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова (сообщение на заседании методического обьединения учителей начальных классов, 2010 год)...
ФГОС НОО в реализации развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения «Перспективная начальная школа»
Описан опыт работы по новым ФГОСНОО по программе "Перспективная начальная школа" за 1-2 классы....
Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.
В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...
Составление и решение контекстных задач в начальной школе
Из опыта работы по составлению и ирешению контестных задач туристическо-краеведческой направленности на уроках математик и внеурочной деятельности с учащимися 1-4 классов....