Реализация идей здоровьесбережения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова
статья на тему
Реализация идей здоровьесбережения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова (сообщение на заседании методического обьединения учителей начальных классов, 2010 год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizaciya_idey_zdorovesberezheniya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация идей здоровьесбережения
в системе развивающего обучения
Л.В. Занкова
Учитель: Л.А. Конохова
В системе развивающего обучения Л.В. Занкова известны принципы:
- обучение на высоком уровне сложности с соблюдением меры сложности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- быстрый темп прохождения материала;
- осознание школьником самого процесса учения;
- принцип систематической работы над развитием всех учащихся.
В последние годы ФНМЦ Занкова возводит особо в ранг нового принципа положение:
- постоянная забота о психическом и физическом здоровье всех учащихся.
Каждый ребёнок нуждается в индивидуальном подходе. Эта позиция учителя определяет успешность формирования мотива учения у всех школьников. Каждому ребёнку создаются условия для того, чтобы он, исходя из своего детского личного опыта и творческих способностей, мог систематически вести наблюдения, делиться открытиями, анализировать явления, систематизировать учебный материал.
Если говорить о том, какие технологии могут быть отнесены к здоровьесберегающим, то можно назвать технологию развивающего обучения. В ней заложен большой здоровьесберегающий потенциал. Здесь наблюдается мотивация познавательной деятельности ученика при создании условий, пробуждающих и поддерживающих интерес к процессу и результату деятельности.
П.Я. Гальперин говорил, что «даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без ущерба здоровью. Губит детей тоска зелёная.»
Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время. Учитель может добиться ситуации интереса как разными способами, которые и прописаны в системе развивающего обучения Л.В. Занкова (коллизии, проблемное обучение и т.д.), так и собственными изобретёнными формами организации урока и приёмами.
Даже на этапе проверки усвоения учебного материала учитель может успешно реализовать здоровьесберегающий потенциал урока. Сравним два начала этапа проверки знаний:
а) … - А сейчас проверим, как вы усвоили материал…
б) ... – Давайте проверим нашу память, быстроту реакции, воображение. Давайте разомнёмся перед знакомством с новым материалом.
В последнем случае ученик должен «вработаться» в урок с удовольствием, видя свои успехи.
Эмоциональный фон урока тоже связан со здоровьесбережением. В трудах Л.В. Занкова есть описание многих уроков, где эмоциональный фон урока благоприятен для физического и психического здоровья учащихся (н.: эмоциональное поглаживание).
В технологию развивающего обучения можно внести и технологии общения, которыми должен овладеть учитель. Они обеспечивают необходимый положительный эмоциональный фон учения, повышают качество коммуникативных компетенций ученика.
Зачастую причина учебного неуспеха ученика кроется не в перегрузке, и не в нелюбимом учителе, не в плохих учебниках, а в том, что даже при большом желании хорошо учиться далеко не каждый реальный школьник обладает достаточным для успешной учёбы уровнем развития познавательных способностей. А это ставится во главу угла в системе РО Л.В. Занкова. Есть мнение, что технология развития познавательных возможностей школьников является очень затратной для учителя. Но зато учитель научится управлять временем на уроке, сможет предложить ученику не 5, а 25, 50, 100 и более форм учебной работы, что позволит учителю поднять свой профессиональный рейтинг.
Учитель, действительно, зачастую виноват в том, что дети теряют в школе здоровье. Однако не только ученики могут потерять здоровье, обучаясь у некомпетентного учителя. Недостаточная компетенция учителя как управленца в дидактической системе «учитель-ученик» оборачивается для него самого усталостью, «эмоциональным выгоранием».
Поэтому использование большего количества разнообразных приёмов развивающего обучения может и должно стать одним из главных условий реализации задач сохранения здоровья и ученика и учителя в учебном процессе.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся провозглашено одним из стратегических ориентиров модернизации российского образования. Здоровьесбережение стало атрибутом образовательного процесса в школах. Оно проявляется в применении здоровьесберегающих технологий, организации здоровьесберегающей среды. В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников. Закон РФ «Об образовании» в качестве одной из приоритетных целей ставит сохранение и укрепление здоровья обучаемых.
Работая по системе РО Л.В. Занкова учителя используют педагогические технологии для здоровьесбережения:
- технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология эффективной речевой деятельности.
Остановимся на последней подробнее. Данная технология помогает педагогу создавать благоприятный психологический микроклимат главным образом через этикетность речи. Учитель управляет своей речью и речью детей. Отслеживает качество своей речи и речи учащихся. В последнее десятилетие в практике преподавания сложилась система нетрадиционных уроков:
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
- уроки-интервью, уроки-репортажи и т.п.;
- уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала (урок мудрости, урок-презентация);
- уроки с использованием фантазии;
- уроки с имитацией публичных форм общения (пресс-конференции, аукцион и т.п.) и т.д.
Результатом деятельности педагогов по рассматриваемой проблеме является памятка для каждого учителя по его деятельности на уроке с личностно-ориентированной и здоровьесберегающей направленностью. Вот некоторые пункты из этой памятки:
- использование на уроке проблемно-творческих знаний;
- разработка систем знаний, позволяющих ученику выбрать тип, вид и форму изучаемого материала;
- создание положительно-эмоционального настроя на работу;
- обсуждение с детьми в конце урока того, что понравилось (не понравилось), что нужно сделать по-другому;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий;
- разъяснение организации учебной работы дома;
- применение дифференцированных домашних заданий, домашних контрольных работ.
Многое из рассмотренного выше я применяю в своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности изучения результативности обучения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Развитие школьников возможно только в условиях их поисковой деятельности, в ходе которой и воспитывается человек, способный к самостоятельным, смелым решениям, к эффективным действиям в соврем...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...
Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова)
Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова) в данной статье представлена на материале анализа литературоведческой про...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
План-конспект урока окружающего мира по системе развивающего обучения Л.В. Занкова ФГОС с нововведениями сингапурской системы
Комбинированный урок, где формируется понятие "одомашнивание животных", "земледелие". Устанавливаются причинно-следственные связи между прошлым и настоящим развитием человечества. Внедрени...
Реализация исследовательской деятельности в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Учебно-воспитательный процесс в системе Л.В.Занкова осуществляется на основе усвоения школьниками системы учебных предметов, выбор и содержание которых определяется целью обучения, направленного на оп...