Фасилитация и кооперативное обучение
методическая разработка
Краткое содержание методической разработки "Фасилитация и кооперативное обучение как ресурс формирования метапредметных компетенций средствами обучающих структур сингапурской методики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fasilitaziya.docx | 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Фасилитация и кооперативное обучение как ресурс формирования метапредметных компетенций учащихся начальной школы средствами обучающих структур сингапурской методики».
В данной работе представлен практический материал, который будет полезен учителю начальных классов, а также основной и средней школы на всех уроках, так как данная методика направлена на формирование и развитие метадеятельности и гибких навыков.
Цель: описать возможные формы и методы работы для достижения обучающимися метапредметных планируемых результатов
В соответствии с целью в ходе работы решались следующие задачи:
- апробировать данную разработку на практике;
- разработать и использовать различные формы оценки (самооценки и взаимооценки обучающихся) сформированности метапредметных компетенций
Введение
Согласно проекту ФГОС НОО существуют следующие требования к освоению метапредметных результатов:
- овладение познавательными универсальными учебными действиями;
- овладение регулятивными универсальными учебными действиями;
- овладение коммуникативными универсальными учебными действиями;
- овладение умениями участвовать в совместной деятельности;
- овладение умениями работать с информацией
Я считаю, что данные требования соответствуют запросам современного общества и обучающие структуры сингапурской методики в значительной мере способствуют их достижению. Фасилитация – процесс управления любой группой для достижения совместной цели. Фасилитация нужна, чтобы научить слышать друг друга и выражать свои мысли; чтобы научиться управлять своими эмоциями и распознавать эмоции других участников группы; чтобы научиться распределять задачи и чувствовать свою ответственность. Овладевая навыками фасилитатора, обучающийся осваивает все метапредметные компетенции.
Основная часть
Согласно сингапурской методике все учащиеся класса делятся на группы, в каждой из которых не более 4-х человек (рекомендуемое количество человек в одной группе). Каждому учащемуся присваивается номер (1,2,3,4 соответственно); в каждой группе должны находиться обучающиеся разных уровней успеваемости: один «отличник», два хорошей или удовлетворительной успеваемости и один менее успешный ученик, которому необходимо оказывать поддержку.
Учитель рассаживает детей по группам по номерам, причем всем учащимся одинакового уровня успеваемости присвоены одинаковые номера. Например, всем «отличникам» присвоен номер «3», а всем ученикам слабой успеваемости в группе присвоен, например, номер «1». Такое распределение представляется целесообразным, чтобы у учителя была возможность создания ситуации успеха для каждого ученика при распределении заданий в группе по степени сложности.
Обучение на всех уроках происходит в группе, в которых ученики сидят друг напротив друга, образуя «квадрат» и называют друг друга партнерами. У каждого ученика в группе есть партнер «по плечу» (тот, кто сидит рядом) и партнер «по лицу» (тот, кто сидит напротив). Учитель каждый раз оперирует этими понятиями в процессе урока.
В процессе обучения мы использовали следующие обучающие структуры (см.Приложение, стр…):
- карта управления;
- «запиши мысли по кругу»
- «друзья по часам»
- «углы»
- «соты» (шестиугольный метод для структуризации учебной информации)
- «смешайся, образуй новую пару, ответь на вопросы»
- карта согласия
- интеллект-карта
- руководство предположением
- «билетик на выход» (умение задать три вопроса по теме: фактологический, фасилитирующий, концептуальный)
- меняемся местами в группе по кругу
- ротация станций
Использование данных структур возможно на любом этапе урока, в процессе выполнения любого задания, при любой форме урока.
На этапе рефлексии обучающиеся оценивают свою деятельность различными способами (заполняя таблицы/ карточки / анкеты с вопросами/ гугл-формы/ презентации с обратной связью) по критериям, формулировки которых могут меняться, добавляться или удаляться в зависимости от вида работы, после чего обмениваются таблицами согласно требованию учителя (например, обменяться с партнером по лицу). Таким образом, осуществляется взаимооценка групповой работы друг друга.
Мы постоянно используем формирующее оценивание, цель которого – подача обратной связи и корректировка действий.
В ходе моего проекта (задания) я… | Степень согласия с утверждением выражается в баллах (1-10) Самооценка | Степень согласия с утверждением выражается в баллах (1-10) Оценка партнёра |
Предлагал новые идеи (решения) для достижения цели… | ||
Ждал своей очереди… | ||
Работал в команде с партнерами | ||
Задавал вопросы/оказывал помощь | ||
Принимал помощь партнеров | ||
Проверял свою работу | ||
Убеждал партнеров по группе | ||
Был больше сосредоточен на своей части работы | ||
Поддерживал других | ||
Мне удалось разрешить конфликт | ||
Слушал партнеров по группе | ||
Я аргументировано доказывал свою точку зрения | ||
Я принимал правильные решения |
Сингапурская методика решает следующие задачи:
- развитие критического мышления;
- осуществление диалогового взаимодействия;
- проблемное обучение;
-организация самостоятельной деятельности учащихся;
-организация исследовательской деятельности.
Обучающие структуры сингапурской методики использовались на всех уроках на протяжении 2017/2018, 2018/2019 и 2019/2020 уч. гг., в том числе при переходе на обучение с применением дистанционных технологий и показали положительную динамику в процессе формирования метаумений.
Апробация данной методики проходила со 2-ого по 4-ый класс в ГБОУ гимназии №32.
Положительным аспектом данной методики стоит отметить возможность ее использования в формате дистанционного обучения, в случае длительного карантина (в 2017/2018 учебном году продлевались весенние каникулы на 2 недели).
Опыт применения обучающих структур сингапурской методики был представлен на межрегиональной конференции «Кооперативное обучение как ресурс формирования метапредметных планируемых результатов»; на VII межрегиональном форуме педагогических работников «Формирование навыков смыслового чтения на уровне начального общего образования» (г.Вологда); на городском семинаре «Реализация инновационных программ развития и воспитания обучающихся в контексте устойчивого развития образовательной организации».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кооперативная деятельность в учебном процессе
Признаки кооперативной деятельности в учебном процессе, формы, методы, прием работы в кооперации, рекомендации педагогу...
Пошаговые инструкции к структурам кооперативного обучения
Пошаговые инструкции к структурам кооперативного обучения «ТАЙМД ПЭА ШЕА»,«ТАЙМД РАУНД РОБИН»,«ФИНК – РАЙТ – РАУНД РОБИН»...
Конспект урока в 1 классе. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).
Конспект урока в 1классе.Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).Тема: «Знакомство с буквой С, с.Письмо строчной...
"Метод фасилитации «Саммит позитивных перемен» как форма проведения интерактивных родительских собраний" Для учителей начальной школы и студентов.
Материал содержит описание интерактивного родительского собрания в пером классе....
МЕТОД ФАСИЛИТАЦИИ «МИРОВОЕ КАФЕ"
МЕТОД ФАСИЛИТАЦИИ «МИРОВОЕ КАФЕ...
Презентация @Технология «Кооперативное обучение» в процессе реализации образовательной программы «Калейдоскоп»
Автор делится своим опытом применения кооперативного обучения на занятиях в творческой мастерской "Бумажный калейдоскоп"...
Формирование кооперативной компетенции на занятиях изобразительным искусством в дополнительном образовании
В методическом описании представлен опыт реализации заданий по формированию кооперативной компетенции на занятиях изобразительным искусством в дополнительном образовании...