Выступление на педсовете "Формирование регулятивных УУД в начальной школе"
материал

Агафонова Светлана Владимировна

Выступление на педсовете "Формирование регулятивных УУД в начальной школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование регулятивных УУД в начальной школе

УУД (универсальные учебные действия) – самое главное, что остаётся после школы.

Регулятивные - умения организовывать свою (в том числе учебную) деятельность.

Регулятивные УУД

1.Целеполагание

2.Планирование

3.Прогнозирование

4.Контроль (волевая саморегуляция)

5.Коррекция

6.Оценка

Формирование регулятивных  ууд от 1 к 4 классу происходит по нарастающей.

1.Целеполагание 

Определение

Постановка учебной задачи: соотнесение того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

На данном этапе можно использовать следующие приемы.

1)Ситуация яркого пятна

Ярким пятном может быть и фрагмент мультфильма.

Внимание на экран. (Мультфильм «38 попугаев» ).

- После просмотра мультфильма предлагается ребятам ответить на вопрос:

- А что бы вы предложили Удаву? (Дети предлагают разные способы, в том числе взять линейку и измерить).

- Молодцы, я с вами согласна. Мы с вами уже знаем, что есть единицы длины – см и дм. (Показывает модель см и дм)

- Какой единицей см или дм вы бы предложили воспользоваться Мартышке? (Модель см маленькая, долго измерять длинного удава)

- Почему при измерении Удава получились такие разные числа: 2, 5 и 38?

- А знаете ли вы, что, кроме см и дм, есть и другие единицы длины? Вот одна из них. (Показывает линейку – метр). Это тоже единица длина, называется она метр. А этой единицей длины могла бы воспользоваться Мартышка?

- Какая из единиц больше всего подойдет для измерения Удава? Почему вы так думаете?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (Метр)

- Поставьте цели на урок. Вам помогут опорные глаголы: познакомиться, узнать, научиться, выяснить, сравнить, проанализировать … (Познакомить с новой единицей длины – метром, научиться измерять метром, узнать, как соотносится метр с другими единицами длины – см и дм)

- Как вы думаете, а зачем нам эти знания, где мы сможем их применить? (Для измерения больших расстояний,…)

Следующий приём

2) Собери слово

Тема урока определяется через кроссворд, ребус, головоломку, шифровку.

В начале урока предлагаем детям разгадать загадку, ребус или кроссворд, которые «подсказывают» тему и цель урока.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/01/s_59d0fe8f47991/700494_3.png

Так, разгадав ребусы, в которых зашифрованы имена, дети легко определят цель урока русского языка: научиться писать имена людей.

Из личного опыта

Чтобы научить выделять учебную задачу  необходимо ставить вопросы ученику, касающиеся отдельных заданий, упражнений:

-Зачем нужно такое упражнение?

-Что ты осваиваешь, когда его делаешь?

-Какие слова взяты в скобки и почему?

-Почему пропущены некоторые слова и заменены многоточием?

-Какое задание ты бы придумал к этому упражнению?

2.Планирование

Определение

 Составление плана и последовательности действий.

Приёмы формирования действия  планирования.

1 класс

-картинный план сказки,

-план (алгоритм, инструкция) известных детям действий (заправить кровать, полить цветы, рассказать сказку).

-для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, уместен графический план урока из условных обозначений учебника.

Задания вида:

Укажите, в какой последовательности нужно наклеить круги на основу, что бы получился такой рисунок.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/01/s_59d0fe8f47991/700494_5.png

Приёмы формирования  действия  планирования:

2 класс

-словесный план произведения,

-установление правильного порядка предложений в тексте,

-работа с деформированным планом решения учебной задачи

3 – 4 класс

-рассказ о части речи по плану,

-самостоятельное планирование выполнения заданий,

-использование плана с недостающими или избыточными пунктами

Примеры заданий по окружающему миру:

 Составьте для первоклассников правила поведения у водоема.

Математике:

Зная как найти средний расход ткани на платье, составьте алгоритм нахождения средней температуры месяца

3.Прогнозирование

Определение

 Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Использование технологии  смыслового  чтение.

-чтение с пометками непонятных слов;

-чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос;

-нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста;

-  выборочное чтение (что вызвало затруднение)

4. Контроль и оценка

Определение 

Сличения способа действия и его результата с заданным образцом с целью обнаружения каких – либо отклонений и отличий от эталона.

С действием контроля и самооценки ученики встречаются буквально с первых уроков.

Дети в 1 классе оценивают работу по заданным учителем критериям, используя разные

знаково-символические средства.

1)Лесенка – ученики отмечают на ступеньках, как усвоили материал:

Нижняя – не понял, 2-я ступенька – требуется небольшая помощь, верхняя ступенька –

ребёнок хорошо усвоил материал, может работу выполнить самостоятельно.

2)Светофор – оценивать выполнение заданий с помощью цветовых сигналов:

Красный – нужна помощь!

Зелёный – я умею сам.

Жёлтый – умею, но не уверен ещё.

3)Смайлики – весёлый – я доволен собой (справился с заданием),

простой – мне было трудно, но я справился,

 грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные).

Использование данных карточек с определёнными надписями способствует :

- развитию объективной самооценки;

- способности оценивать и планировать дальнейшую деятельность на уроках;

- возможности контролировать работу в группах, парах;

- проводить релаксационные моменты;

- корректировать деятельность обучающихся на уроках;

- контролировать выполнение заданий на дифференцированных уровнях

4) «Ладошка»

Одним из приёмов, позволяющих учащимся оценить уровень активности на уроке (своей, одноклассника, класса), называется «ладошка» (чем выше активность на уроке,тем выше положение карандаша). Уровни активности - высокий, средний, низкий.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/01/s_59d0fe8f47991/700494_8.jpeg

Из личного опыта

Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы:

-Что ты узнал на уроке?

 - Чему научился?

 - За что себя можешь похвалить?

 - Над чем еще надо поработать?

 - Какие задания тебе понравились?

 - Какие задания оказались трудными?

 - Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

6. Коррекция

Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Тест «Проверь себя» в конце изучения раздела. Дети выполняют тест, затем проверяют правильность выполнения заданий по ответам, предоставленным учителем, оценивают свою работу, исходя из набранного количества баллов.

Портрет ученика, у которого сформированы регулятивные УУД:

-понимает и принимает учебные задачи, поставленные учителем

-умеет планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения

- способен самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действие

-в соответствии с ней умеет проводить самоанализ и самооценку процесса и результатов учебной деятельности

- способен осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить необходимые дополнения и коррективы в план действия

-использует правила для регуляции поведения и деятельности

-понимает причины успеха/неуспеха учебной деятельности

- способен конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление и презентация- "Современный урок в начальной школе"

В статье охарактеризован современный урок в режиме внедрения ФГОС. Раскрыты специфические признаки, организационные основания урока, храктеристика качественной работы учителя и ученика, типология урок...

Выступление на семинаре"Современные технологии в начальной школе"

Технология формирования типа правильной читательской деятельностиТри этапа технологии:1.Работа с текстом до чтения( предположения, лексическая работа в тетрадях на п\о  и др.)2. Работа с текстом ...

Выступление на районном методическом объединении учителей начальной школы по проблеме реализации национально-регионального компонента

Представляю вашему вашему вниманию материалы по реализации национально-регионального компонента в начальной школе...

Формирование регулятивных УУД в начальной школе

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации....

Рефлексия как способ формирования регулятивных УУД в начальной школе

В работе описаны обоснования этапа рефлексии и его роли в  формировании регулятивных УУД, представлены методы и приемы....

Формирование регулятивных УУД в начальной школе

Данная статья очень нужная для учителей начальных классов т.к. дается пути формирования регулятивных УДД. Как определить цель в работе по формированию УДД, типичные ошибки учителей, пути преодоления с...

Методическая мастерская "Применение технологии критического мышления для формирования регулятивных УУД в начальной школе"

Методическая мастерская "Применение технологии критического мышления для формирования регулятивных УУД в начальной школе"...