«Преемственность начального школьного и основного образования»
рабочая программа
Программа предназначена для учителей начальной и основной школы, психологов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost.doc | 857.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 31
с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля
Научно-методический совет МСОШ №31
с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического профиля
Рецензенты: _____________________
_____________________
Редактор: _____________________
Муниципальное образование
город окружного значения Нижневартовск
Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 31
с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля.
Автор: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Рудько Г.Г.
Объем работы: 34 страницы.
Краткая аннотация программы: программа предназначена для учителей начальной и основной школы, психологов.
Цель программы: обеспечение преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную школу.
Пояснительная записка к программе
«Преемственность начального школьного и основного образования»
Появление данной программы продиктовано необходимостью преодоления ряда трудностей, возникающих при переходе ребенка из начальной школы в основную школу.
Соблюдение преемственности в обучении, воспитании и развитии принципиально значимо. Преемственность является одним из важнейшим составляющих систематичности и последовательности в обучении и единства педагогического воздействия в воспитании.
Взаимосвязь преемственности в обучении, воспитании и развитии.
Преемственность среди основных принципов обучения и воспитания.
Недостаточное внимание к перечисленным ведущим принципам обучения и воспитания отрицательно влияет как на качество и выработку умений, так и на коммуникативные и общественно значимые стороны личности ученика.
Несоблюдение правила преемственности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребенка в новых условиях, что в свою очередь может привести к ухудшению здоровья ученика.
Актуальность темы подтверждается результатами психолого-педагогической диагностики, демонстрирующей снижение общей успеваемости учащихся, наличие признаков дезадаптации у некоторых школьников.
По результатам психолого-педагогической диагностики общая успеваемость учащихся снижается из года в год. Причины – снижение интереса к учебе, отсутствие мотивации, учебные затруднения…
Недостаточное внимание к принципам наглядности, доступности в обучении отрицательно влияет на качество приобретаемых знаний и умений ученика. Неполное осуществление преемственности в обучении, воспитании и развитии ведет к ухудшению здоровья ученика.
При переходе на новый этап обучения наблюдается снижение эмоционального благополучия учащихся и их родителей. Обнаруживаются признаки дезадаптации у многих школьников. Причина – несоблюдение правила преемственности в обучении в 4-х и 5-х классах.
Структура преемственных связей в системе обучения, воспитания и развития.
Социокультурная среда.
ВОСПИТАНИЕ.
Биологический фундамент личности.
Условия, препятствующие адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную.
*Неэффективное общение в семье
*Неприятие ребенка в семье
*Неучитывание индивидуальных особенностей ребенка
*Манипулирование
*Формальная отметка
*Традиционное обучение
Социокультурная среда.
ВОСПИТАНИЕ.
Биологический фундамент личности
Условия, способствующие адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную школу.
*Абсолютное принятие ребенка в семье
*Эффективное родительское общение
*Принятие ребенка в школе
*Сотрудничество
*Оценка достижений- ориентация на успех
*Современные педагогические технологии
*Личностно- ориентированные
Основные функции программы по преемственности.
Особая функция данной программы – психологическая, поскольку связана с работой ППМС-службы.
Практическая роль службы сопровождения в подготовке программы по преемственности состоит в следующем:
Информационно-диагностическая работа:
- создание банка данных по индивидуальному сопровождению учащихся: социально-педагогический портрет ученика, психолого-педагогическая карта развития учащегося («досье»);
- диагностика готовности учеников начальной школы к переходу в основную школу (уровень обученности по основным предметам и развитие социальных навыков);
- диагностика-исследование трудностей адаптационного периода пятиклассников (трудные предметы; что мешает учиться лучше и т.д.);
Программное сопровождение:
- сопровождение 4-5 классов:
- изучение межличностных отношений;
- профилактика агрессивного поведения;
- развитие общеучебных навыков и др.;
- индивидуальное сопровождение учащихся5-х классов по следующим проблемам:
- новичок;
- без папы;
- без мамы;
- опекаемый ребенок;
- с поведенческими проблемами;
- с нарушением здоровья;
- трудности адаптации и др.
Консультационно-просветительная работа:
- проведение профилактических бесед с родителями на родительских собраниях:
- по параллелям;
- по классам;
- индивидуальное консультирование;
- консультационная поддержка педагогов в работе с учащимися и их родителями;
- консультативное сопровождение классных руководителей 5-х классов по вопросу адаптации.
Реализация программы «Преемственность».
Цели и задачи программы «Преемственность», распределение заданий для представителей администрации, учителей, классных руководителей и специалистов ППМС-службы.
сроки | Диагностика Цель: определение уровня готовности учащихся начальной школы к переходу в основную школу. | Уроки Цель: Знакомство с приемами, формами и способами организации учебной деятельности. | Классные часы Цель: Установление эмоционального контакта с учащимися. | Родительские собрания Цель: Установление эмоционального контакта с родителями. | Совещания Цель: Знакомство учителей нач. школы с требованиями к уровню подготовки учащихся к школе 2 ступени, преемственность в содержании учебных программ. | Собеседования, консультации Цель: Знакомство с социальным статусом класса, с уровнем их подготовки. | Рекомендации Цель: Систематичность и последовательность в обучении, единство воспитательных воздействий. | Итоги |
март | *Проведение психолого- диагностических исследований «Готовность к обучению в основной школе». | *Взаимо- посещение уроков учителями 5 классов и начальной школы. | *Классными руководителями 4-х классов провести родительские собрания «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». | *Знакомство учителей начальной школы с требованиями к подготовке учащихся к школе 2 ступени. | ||||
апрель | *Проведение независимых контрольных срезов в 4 классах: -по русскому языку -по математике -по окружающему миру -контроль техники чтения *диагностика ОУУН | *Взаимо- посещение уроков учителями 5 классов и начальной школы. | *Проведение будущими классными руководителями 5 классов классных часов с учащимися 4 классов (совместно с учителями- предметниками) *Учителям 4-х классов провести: классные часы «Скоро в пятый». | *Классными руководителями 4-х классов провести родительские собрания 1.«Особенности младшего подросткового возраста». 2.Знакомство с классными руководителями 5-х классов и требованиями к школе 2 ступени. | *Заседание МО учителей русского языка, математики и начальной школы: «Преемственность в содержании учебных программ между начальной и основной школой». | *Классным руководителям 5-х классов познакомиться с детьми, уровнем их подготовки. *Консультирование психологом педагогов и родителей (по запросу) | *Психолого- педагогический консилиум по 4-м классам. | |
май | *Оценка уровня обучаемости. | Беседа «Портфолио учащегося как форма учета индивидуальных достижений» | *Классными руководителями 4-х классов провести родительские собрания -«Общаться с ребенком. Как?». - «Портфолио учащегося как форма учета индивидуальных достижений» | *Классным руководителям 4-х классов подготовить рекомендации для будущих учителей 5-х классов по инд.особенностям учащихся, особенностям класса | *Круглый стол. Итоги реализации программы «Преемственность в обучении между начальной и основной школами». *протоколы уроков, родительских собраний. | |||
Сентябрь- октябрь | *Проведение психолого- диагностических исследований «Адаптация 5» | *Взаимо- посещение уроков учителями 1 классов и 5-х классов. | *Взаимопосещение учителями 1-х классов классных часов в 5-х классах | *Психолого- педагогический консилиум по 5-м классам. *Круглый стол. Итоги реализации программы реализации программы«Адаптация 5». |
Какие функции возложены на каждое звено
воспитательного и образовательного процесса на этом этапе?
:
1. Критерии учебной успешности.
- Сформированность у учащихся базовых ЗУН на уровне понимания и умения применять
их на практике, в новых условиях. - Сформированность общеучебных умений и навыков, в соответствии с требованием
учебных программ. - Подвинутость отдельных учащихся выше уровня государственных стандартов. Умение
решать задачи повышенной трудности, владеть способами познавательной деятельности.
2. Критерии эстетической развитости.
- Наличие у учащихся эстетического вкуса.
- Наличие способности воспринимать окружающее, осваивать мир и действовать в нем по
законам красоты и гармонии. - Красивая, образная речь.
3. Критерии нравственной развитости.
- Гуманное отношение к близким, друзьям, учителям.
- Уметь понимать других, понимать другое мнение.
- Заботиться о красоте и экологии родной природы.
- Быть ответственным за свои поступки.
4.Критерий интеллектуальной развитости.
- Уметь пользоваться построением суждений, логикой.
- Успешно решать творческие учебные и внеучебные задачи.
- Проявлять интеллектуальную активность, уметь кодировать информацию.
- Осуществлять самооценку и рефлексию умственных действий.
- Сформированность теоретического мышления и обобщения.
5. Критерии развития творческих качеств.
- Развитие творческого воображения, фантазии.
- Спонтанное создание собственных творческих работ.
- Наличие активности во всех видах деятельности.
- Активность в познавательной деятельности.
6. Критерий самореализации.
- Реализация всех возможностей, способностей и интересов учащихся.
- Продуктивность в различных видах деятельности и степень удовлетворенности.
6.3. Способность осуществлять свободный выбор, адекватно оценивать себя, свои
возможности.
7. Критерии психического и физического здоровья.
- Психическое и физическое развитие в соответствии с возрастом.
- Владеть навыками личной гигиены.
- Сознательное отношение к охране, укреплению и развитию собственного здоровья.
- Уровень готовности к саморегуляции в двигательной сфере, в эмоциональной, в сфере
общения, в поведении.
8. Критерий психического комфорта
- Наличие желания идти в школу, испытывать удовлетворенность от пребывания в ней
8.2.Уровень сплоченности детского коллектива, отсутствие деструктивных конфликтов.
8.3Умение общаться со сверстниками, взрослыми, адекватно вести себя и реагировать на
ситуацию.
8.4. Быстрая адаптированность к изменениям условий школьной жизни.
План мероприятий программы
«Адаптация учащихся 5 классов к обучению в школе 2 ступени»
Цели:
- Совершенствование учебно-воспитательного процесса в целях сохранения здоровья учащихся, обеспечения их учебной успешности, предупреждения школьной дезадаптации детей.
- Обеспечение преемственности в обучении между начальной школой и школой 2 ступени.
сроки | Диагностика Цель: определение уровня готовности учащихся начальной школы к переходу в основную школу. | Уроки Цель: Знакомство с приемами, формами и способами организации учебной деятельности. | Классные часы Цель: Установление эмоционального контакта с учащимися. | Родительские собрания Цель: Установление эмоционального контакта с родителями. | Совещания Цель: Организация адаптации учащихся 5-х классов. | Собеседования, консультации Цель: Знакомство с социальным статусом класса, с уровнем их подготовки. | Рекомендации Цель: Систематичность и последовательность в обучении, единство воспитательных воздействий. | Итоги |
сентябрь | *Проведение входных контрольных срезов в 5 классах: -по русскому языку -по математике -контроль техники чтения | *Взаимо- посещение уроков учителями начальных классов и основной школы | *Проведение классными руководителями в 5 классах классных часов | *Проведение родительских собраний «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». | Изучение системы работы классных руководителей 5 классов: *анализ планов воспитательной работы; *посещение классных часов и внеклассных мероприятий; *организация работы ученического самоуправления. | |||
октябрь | *Проведение психолого- диагностических исследований «Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в основной школе». | *Взаимо- посещение уроков учителями начальных классов и основной школы. | *Проведение родительских собраний «Особенности младшего подросткового возраста». | *Знакомство классных руководителей 5-х классов с детьми, уровнем их подготовки. *Консультирование психологом педагогов и родителей (по запросу) | Проверка ведения школьной документации учащимися и учителями 5 классов: тетрадей и дневников | *Психолого- педагогический консилиум по 5-м классам«Промежуточные результаты программы» | ||
ноябрь | *Оценка уровня обучаемости. | *Проведение родительских собраний «Общаться с ребенком. Как?». | *Анализ документации по итогам выполнения мероприятий программы *Рассмотрение результатов работы на НМС (педсовете) *Корректировка и утверждение программы «Адаптация учащихся к обучению в школе 2 ступени» | *Классным руководителям 4-х классов подготовить рекомендации для будущих учителей 5-х классов по индивидуальным особенностям отдельных учащихся, особенностям класса в целом. | *Круглый стол. Итоги реализации программы «Адаптация 5-х классов» |
Рекомендуемая литература
Книги учителям-предметникам и классным руководителям
(из приложения «Печатное слово» к газете «Школьный психолог», № 6, 2002)
Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития.— М., 2000.
Белухин Д. А. Учитель: от любви до ненависти... (Техника профессионального поведения).— М., 1994.
Выготский Л. С. Педагогическая психология.— М., 1991.
Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 1992.
Джеймс У, Беседы с учителем о психологии.— М., 1998.
Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи. — М., 1998.
Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога.— М., 1990.
Зимняя И. А. Педагогическая психология.— М., 2001.
Зюзько М. В. Психологические консультации для начинающего учителя.— М., 1995.
Кап-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.— М., 1987.
Кривцова С. В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины М., 1997.
Лунъков А. И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома.— М., 1995.
Митина Л. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога.— М., 1999.
Мюнстерберг Г. Психология и учитель.— М., 1997.
Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.— М., 1995.
Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения.— М., 1984.
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология.— М., 1998.
Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать? (4 части).- М., 1998.
Фопелъ К. Энергия паузы.— М., 2001.
Фридман Л. М., Кулагина Я. Ю. Психологический справочник учителя.— М., 1998.
Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба М., 1997.
Книги родителям младших школьников
Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома.— Екатеринбург, 1998.
Гарбузов В. И. Воспитание ребенка.— СПб., 1997.
Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 1997.
Джинот Хейм Г. Дети и мы.— СПб., 1996.
Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей.— М., 1985.
Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира.— М., 1998.
Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей.— СПб., 2000.
Корпев А. Н., Староселъская Н. Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать.— СПб., 1999.
Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей.— М.: Знание, 1992.
Леей В. Нестандартный ребенок.— М., 1996.
Лободина С. Как развивать способности ребенка.— СПб., 1997.
Максимов М. Не только любовь.— М.: Знание, 1992.
Медведева И., Шишова Т. Книга для трудных родителей. Пьесы для театров кукол и семейного чтения.— М.: Роман-газета, 1994.
Нартова-Бочавер С. К., Несмеянова Н. В., Малярова Н. В., Мухортова Е. А. Чей я — мамин или папин? Психология благополучного развода в семье с детьми.— М., 1995.
Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутич-ный ребенок. Пути помощи.— М., 1997.
Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.— СПб., 2000.
Паренс Г. Агрессия наших детей/Пер, с англ.— М., 1997.
Райнпрехт X. Воспитание без ограничений.— М., 2000.
Сатир В. Как строить себя и свою семью.— М., 1992.
Сесилъ Лупан. Поверь в свое дитя.— М., 2001.
Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии.- М., 2000.
Торрен Делла А. Ошибки родителей/Пер, с итал.— М., 1993.
Холт Д. Причины детских неудач/Пер, с. англ.— СПб., 1996.
Экман П. Почему дети лгут? — М., 1993
Книги родителям подростков
Байярд Р. Т. Ваш беспокойный подросток. Руководство для отчаявшихся родителей/Пер, с англ.— М., 1991.
Берне Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание.— М., 1986.
Вроно Е. М. Несчастливые дети — трудные родители.— М., 1997.
Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 1997.
Дробинская А. О. Школьные трудности нестандартных детей М., 1999.
Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя М., 1989.
Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.— М., 1990.
Литвак М. Е. Если хочешь быть счастливым.— Ростов-на-Дону, 1995.
Лободина С. Как развивать способности ребенка.— СПб., 1997.
Нартова-Бочавер С. К., Несмеянова Н. В., Малярова Н. В., Мухортова Е. А. Чей я — мамин или папин? Психология благополучного развода в семье с детьми.— М., 1995.
Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя.— М., 1991.
Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.— СПб., 2000.
Парепс Г. Агрессия наших детей/Пер, с англ.— М., 1997.
Паркинсон К. Н., Растомджи М. К., Наври С. Дети. Как их воспитывать.— М., 1992.
Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. Тренинг разрешения конфликтов.— СПб., 2001.
Петрунек В. П., Таран Л. Н. Нелегкий шаг к юности: Родителям о нервно-психическом здоровье подростков.— М., 1984.
Популярная психология для родителей: 2-е изд., ис-правл./Под ред. А. С. Спиваковой.— СПб., 1997.
Популярная психология для родителей/Под ред. А. А. Бодаева.- М., 1998.
Райнпрехт X. Воспитание без ограничений.— М., 2000.
Рахматшаева В. Грамматика общения.— М., 1995.
Сартан Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей.— М., 1998.
Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Книга для учителей и родителей.— М., 1991.
Спиваковская А. С. Как быть родителями. (О психологии родительской любви).— М., 1986.
Экман П. Почему дети лгут? — М., 1993.
Приложение
Что необходимо учитывать руководителям, педагогам, воспитателям, чтобы процесс обучения, воспитания и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно?
- Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка.
- Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды (дошкольный возраст – 1-й класс, 4-й – 5 класс).
- Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.
О чем все-таки в школе иногда забывают, думая лишь о конечном результате и скорости прохождения этого учебного марафона?
- Об учете возрастных, индивидуальных особенностей ученика.
- О гуманизации отношений с учащимися.
- О совершенствовании самого педагога в процессе работы.
- О том, что при несоблюдении гигиенических требований к уроку ухудшается здоровье как учеников, так и педагога.
- О необходимости поддерживать тесный контакт с семьей учащегося.
Что необходимо грамотно осуществлять?
- Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания (не только в цифрах и процентах).
- Процесс социализации ребенка в коллективе.
Что поможет ребенку учиться успешнее?
- Психолого-педагогическая поддержка каждого ребенка.
- Ориентация на успех.
- Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.
- Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей.
- Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их новых ситуациях.
- Формирование общеучебных умений и навыков.
- Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования.
Примерная анкета.
- Всего учащихся в классе _____
- Отличники ______
- Успевают на «4» и «5» _____
- Нуждаются в углубленном, ускоренном или другом обучении______
- Ученики с одной тройкой (предмет, причина)_____________________
- Школьники с хорошими потенциальными возможностями, развивающиеся медленно________
- Учащиеся с учебными затруднениями (причины)______
- Ученики с ослабленным здоровьем (требования к рассаживанию слабовидящих, слабослышащих и других учащихся)_______
- Леворукие учащиеся (левши)_______
- Одаренные, талантливые дети________
- Ученики из малообеспеченных семей______
- Дети, пережившие горе (потеря близких и др.), стресс, у которых есть семейные проблемы_____
- Учащиеся с элементами социальной и педагогической запущенности______
- Школьники с поведенческими проблемами___
Рекомендации классным руководителям 5-х классов.
Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе. Жаль, если его функции лишь добавка к неполной педагогической нагрузке. От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятельности.
Если классный руководитель сам имеет коммуникативные трудности, ему будет сложно налаживать контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями. Если он не является учителем по специальности, ему будет нелегко отслеживать учебный процесс, влиять на него с учетом интересов учащихся и пожеланий их родителей.
Если классный руководитель лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей, не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей?
Рекомендации классным руководителям 5-х классов
1. На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.
- Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).
- Постоянно поддерживайте контакт с психологом (специалистами ППМС-центра).
- Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф. И. О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем,
которые ставятся на парту на каждом уроке). - Совместно с психологом участвуйте в различных адаптационных играх для установления эмоционального контакта, сплачивания коллектива.
- Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).
- Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.
Рекомендации учителям-предметникам в работе с пятиклассниками
Нередки случаи, когда молодой специалист с дипломом педагога навсегда уходит из школы, не справившись со своими обязанностями, разочаровавшись в избранной специальности.
Может быть, не оказалось рядом квалифицированного наставника?
В школу иногда приходят переученные специалисты и навсегда остаются в ней, найдя там свое призвание. Их адаптация к требованиям новой профессии, усвоение и выполнение своих функциональных обязанностей не простой и не мгновенный процесс. Он мог бы быть сглажен и ускорен, если бы на рабочем столе всегда лежали грамотные и нужные рекомендации, понятные объяснения, то есть «велосипед не изобретался» бы каждый раз заново.
У некоторых уважаемых учителей с большим стажем работы, закаленных временем и педагогическими трудностями, с увеличением возрастного барьера между ними и учениками стираются из памяти некоторые важные педагогические и психологические нюансы. Отмахиваясь от новых методик, научных и практических новаций, экспериментальных программ и т. п. («мы это уже давно проходили» или «нам это не нужно»), они забывают, что «проходили» они это с другими учениками и в другое время! Поэтому позволим себе повторить некоторые рекомендации учителям-предметникам, работающим с пятыми классами.
Рекомендации учителям-предметникам
- Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
- Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
- Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
- Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
- На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые
требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок). - Развивайте общеучебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
- Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
- Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
- Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
- Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
- Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
- Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т.д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
- Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
- Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
- Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
- Не допускайте педагогического манипулирования.
- В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.
- Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
- Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
20. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.
Рекомендации родителям.
Существует насущная потребность системного сопровождения родителей учащихся на протяжении всего периода обучения — с 1-го по 11-й класс. Она объясняется недостаточным уровнем психолого-педагогической компетентности многих родителей. Часто они воспитывают своих детей так, как воспитывали их самих, что не всегда правильно.
Иногда родители виноваты в возникновении негативного отношения ребенка к школе, учителю, обучению. Беспокоясь о высоких оценках, они заставляют ребенка по нескольку раз переписывать домашнее задание, принуждают не совсем здорового ребенка с температурой идти в школу, так как в классе контрольная работа, говорят ребенку дома, что он позорит своих родителей,применяют физические наказания и т. д. А ведь неудовлетворенность собственными детьми — это часто следствие проблем самих родителей.
Что же может посоветовать классный руководитель родителям пятиклассников?
- Главное — абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.
- Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок при переходе из начальной школы в основную. Не отказывайте ребенку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При это мне делайте ничего вместо ребенка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.
- Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и учителей-предметников. Познакомьтесь лично с ними, установите кон такт.
- Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.
- Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.
- Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом.
- Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.
- Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.
- Когда, откуда и в каком бы виде ни вернулся ваш ребенок домой, встречайте его с любовью.
- Прочтите литературу из рекомендуемого списка. Постоянно обращайтесь к периодическим изданиям, посвященным воспитанию детей, а также следите за новинками литературы.
- Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.
Будьте счастливы вы и пусть будут счастливы ваши дети!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Организация внеурочной деятельности. Преемственность начальной школы и дополнительного образования."
Выступление на круглом столе в МОУ школа № 8 г.о. Жуковский. Тема круглого стола: "Функционирование воспитательной системы в ОУ в процессе реализации основных направлений образовательной програм...
Организация преемственности начального и основного общего образования в МБОУ ООШ с. Абабково
Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой...
Методическая разработка по теме: «Преемственность между начальным и основным образованием при реализации федеральных государственных образовательных стандартов».
Методическая разработка...
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....
Программа преемственности начального общего образования и основного общего образования
Программа преемственности начального общего образования и основного общего образования...
Деловая игра «Что? Где? Когда?» по теме: «Основные ориентиры в осуществлении преемственности начальной школы и основного общего образования»
Начальная школа и среднее звено – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества универсальных учебных действий, сформированных в...