Программа преемственности начального общего образования и основного общего образования
материал
Программа преемственности начального общего образования и основного общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа преемственности начального общего образования и основного общего образования | 557.28 КБ |
Предварительный просмотр:
казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»
Программа
преемственности начального общего образования и основного общего образования
г. Нижневартовск
2018 год
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ | 3-5 | |
1. | Актуальность программы | 6 |
2. | Пояснительная записка | 7-8 |
3. | Цель Программы | 9 |
4. | Задачи Программы | 9 |
5. | Принципы отбора содержания непрерывного образования детей младшего школьного возраста и детей подросткового возраста | 9-10 |
6. | Формы осуществления преемственности | 10-11 |
7. | Механизмы внедрения программы | 11 |
8. | Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования | 12-16 |
9. | Ожидаемые результаты | 16 |
Приложения | Приложение №1. План совместной работы по преемственности начального общего образования и основного общего образования | 17-19 |
Приложение №2. Портрет выпускника (в соответствии с ФГОС НОО) | 20-21 | |
Приложение №3. Программа «Первый раз в пятый класс» | 22-25 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. | Наименование программы | Программа преемственности начального общего образования и основного общего образования |
2. | Наз Назначение программы | Программа преемственности начального общего образования и основного общего образования является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1», характеризующим содержание образования, особенности организации образовательного процесса, учитывающим образовательные потребности, возможности и особенности развития обучающихся с нарушенным слухом. |
3. | Нормативно-правовые основы для разработки программы |
∙ Программа развития КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» на 2018 - 2022 годы «Образование – для всех»;
|
4. | Заказчик Программы | Управляющий Совет образовательного учреждения как орган государственно-общественного управления |
5. | Основные разработчики Программы | Чагина Т.Н., учитель русского языка и литературы Фарберова С.Г., педагог дополнительного образования Редреева Т.В., педагог-психолог Тулякова М.А., воспитатель ГПД Куприяшина И.В., воспитатель ГПД |
6. | Цель реализации Программы | Обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между начальным и средним звеном образования с отражением специфики школы и учитывая ограниченные возможности всего контингента обучающихся. |
7. | Задачи реализации Программы |
|
8. | Сроки и этапы реализации Программы | 2019-2022 учебный год |
9. | Исполнители Программы | администрация, педагогический коллектив образовательного учреждения |
10. | Объем и источники финансирования | средства бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
11. | Управление реализацией Программы | управление реализацией программы осуществляется администрацией школы в процессе управленческих мероприятий и контроля заходом образовательного процесса |
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Переход из начальной школы в основную — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая жизнь ребёнка.
Основная трудность, которую испытывают обучающиеся при переходе из 4-го в 5-й класс – это то, что в средней школе меняются условия обучения:
∙переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель — учителя-предметники;
∙смена режима и ритма работы (увеличение количества уроков в неделю, объёма домашних заданий, ведение уроков в разных кабинетах, темп урока, манера ведения различными учителями);
∙многообразие учебных предметов, требований, учебникови объёма учебного материала;
∙введение новой терминологии.
Для успешной адаптации школьника к новым условиям необходимо:
- учитывать психологические особенности детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которой ребёнок перешёл в 5-й класс;
- анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
- создать педагогические условия, при которых обучающиеся имели бы возможность опробовать средства и способы действий, освоенные в начальной школе, индивидуализированный «инструментарий» учебной деятельности (действия контроля и оценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к содержательной рефлексии, планированию и анализу и др.) в разных учебных ситуациях
Успешная адаптация детей в 5 классе — это слаженная работа всех участников этого процесса: учителей-предметников, классного руководителя, учителя начальной школы, учителя-дефектолога, психолога и, конечно, родителей.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Во время обучения в школе ученику предстоит пережить несколько переходных периодов. При переходе из одной ступени обучения в другую возрастают требования к интеллектуальному и личностному развитию ученика, к степени сформированности у него определённых учебных знаний и учебных действий. Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Переход из 1 во 2 ступень – переломный момент в жизни ребёнка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями.
Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Причины возникновения трудностей у школьников могут быть объективными и субъективными. Планируя учебный процесс, не следует забывать, что пятиклассники - это уже не младшие школьники. И подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.
Программа преемственности направлена на учёт психологических особенностей детей с нарушенным слухом, переходящих на новую ступень обучения; изучение уровня их познавательной деятельности; анализ причин неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьников.
Преемственность ФГОС начального общего образования (НОО) и ФГОС основного общего образования (ООО) предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатовпреемственность требований к структуре адаптированных основных общеобразовательных программ начального и основного общего образования, преемственность сопровождения педагога в переходе на федеральные государственные стандарты нового поколения.
В основе ФГОС лежит принцип «Единство преемственности и развития».
Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности, отражая специфику школы и учитывая ограниченные возможности всего контингента обучающихся,
Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения – научить учиться.
Путь достижения этой цели – формирование у обучающихся с нарушенным слухом универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Овладение обучающимися УУД создает возможность самостоятельного и успешного усвоения новой учебной компетентности.
Программа формирования УУД включает в себя:
- ценностные ориентиры содержания образования;
- характеристики УУД и типовые задачи их формирования;
- преемственность УУД при переходе от начального к общему образованию.
Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне:
- целей и задач;
- содержания образования;
- организационных форм;
- планируемых результатов
УУД - в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться и более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося.
ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка
НОО | ООО |
Обеспечить познавательную мотивацию и интересы обучающихся с нарушением слуха, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. | Обеспечивать личностное самоопределение обучающихсям нарушением слуха: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей обучающихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности. |
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие
Метапредметные результаты | |
НОО | ООО |
Освоенные обучающимися с нарушенным слухом универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. | Освоенные обучающимися с нарушенным слухом межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. |
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие
Цель НОО | Цель ООО |
учить ученика учиться | учить ученика учиться в общении |
В программе ФГОС ООО нашёл отражение принцип преемственности НОО, в ней предусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.
Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
3. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Цель программы:обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между начальным и средним звеном образования с отражением специфики школы и учитывая ограниченные возможности всего контингента обучающихся.
4. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Задачи программы:
- Создавать единое воспитательное пространство, наиболее благоприятные условия для развития личности ребёнка с нарушенным слухом;
- Обеспечивать единство требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребёнка в соответствии с новыми федеральными требованиями;
- Продолжать изучение психологических возможностей детей младшего подросткового возраста;
- Разработать систему психологического сопровождения обучающихся в период адаптации;
- Продолжать работу по повышению мотивации педагогов к овладению и поиску средств профилактики школьной дезадаптации;
- Скоординировать требования, методы и приёмы обучения обучающихся в 4-х и 5-х классах;
- Разработать систему контроля успешности процесса адаптации обучающихся с нарушенным слухом;
- Снизить падение успеваемости при переходе в основную школу.
5. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
При отборе содержания непрерывного образования детей младшего школьного возраста и детей подросткового возрастас нарушением слуха учитываются следующие принципы:
1. Принцип развития. Предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребёнка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель начального образования и основного общего.
2.Принцип гуманитаризации. Усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.
3.Принцип целостности. Требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время - сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
4.Принцип культуросообразности. Понимается как "открытость" различных культур, создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
5.Принцип содержания образования. Предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учётом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребёнка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка - гражданина РФ на получение равного с другими начального образования и основного общего.
6. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Осуществление преемственности между уровнями начального общего и основного общего образованияпредполагает следующие формы:
I. Работа с детьми:
- Экскурсия по школе;
- Знакомство и взаимодействие выпускников начальной школы с учителями и учениками средней школы;
- Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, праздниках, спортивных мероприятиях, проектной деятельности;
- Выставки рисунков и поделок;
II. Взаимодействие педагогов:
- Совместные методические советыучителей начальных классов и учителей-предметниковпо вопросам преемственности;
- Единая система итогового контроля в выпускном 4 классе и вводного контроля в 5 классе, а также знакомство педагогов уровня основного общего образования с результатами промежуточной аттестации и анализом мониторинга универсальных учебных действий;
- Привлечение педагогов к проверке Всероссийских контрольных работ в выпускных классах.
- Учителям 4 классов в I полугодии посещать уроки учителей-предметников в 5 классе с целью изучения организации образовательной деятельности;
- Учителям, принимающим 5 классы, посещать во II полугодии уроки учителей 4 классов с целью знакомства с коллективом обучающихся и приёмами, методами работы учителей с детьми этого возраста;
- Учителям, выпустившим 4 классы, постоянно поддерживать контакт с классными руководителями и учителями-предметниками с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей обучающихся и микроклимата в семьях;
- Взаимодействие учителей-предметников с учителем начальной школы, педагогом – психологом, учителем – дефектологом;
- Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей начальных классов и учителей-предметников;
III. Работа классного руководителя, воспитателей групп продлённого дня:
- Составление учителем начальных классов подробной индивидуальной характеристики обучающихся.
- Посещение классных часов в 4 классе будущим классным руководителем;
- Посещение семей обучающихся с целью обследования условий жизни детей и составление акта жилищно-бытовых условий.
- Переход в среднее звено с воспитателем ГПД, что позволит продолжить работу по внеурочной деятельности в системе.
IV. Сотрудничество с родителями:
- Проведение последнего родительского собрания в 4 классе,совместно с будущим классным руководителем;
- Проведение родительского собрания по адаптации пятиклассников к новым условиям обучения с приглашением учителей-предметников, работающих в данном классе, учителя-дефектолога, воспитателя ГПД, педагога-психолога.
- Консультации психолога, учителя начальных классов, учителей-предметников;
- Дни открытых дверей;
- Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки и др.);
- Привлечение родителей к организации праздников, спортивных соревнований, в заседаниях «Университета для родителей».
- МЕХАНИЗМЫ ВНЕДРНИЯ ПРОГРАММЫ
1 этап |
Воспитательно-образовательная деятельность |
Педагогическая деятельность: Уроки с обучающимися по Программе НОО с использованием современных технологий. Взаимосвязь с социумом (школа искусств, ЦДТ, бассейн, музеи и др.) Праздники, развлечения. |
Психологическое сопровождение обучающегося: Сопровождение адаптации обучающегося к условиям ООО. Сопровождение детей группы риска. Коррекционно-развивающие занятия. Наблюдение. Диагностика. |
Методическая работа: Проведение общих методических объединений, собраний по вопросам воспитания и обучения детей. Проведение открытых уроков и занятий. Применение новых технологий по воспитанию и обучению детей. Создание педагогических условий построения преемственной предметно-развивающейобразовательной среды. Выявление проблем: дезадаптации и т.д. |
2 этап |
Переход обучающегося из НОО в ООО |
Передача документов (личного дела) обучающегося. |
Отслеживание адаптации. |
Оказание психологической и педагогической помощи обучающимся и их родителям. |
Проведение общих, классных родительских собраний, консультирование, беседы, рекомендации. |
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии со стандартом, психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования должны обеспечивать:
- преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к уровню начального общего образования;
- учёт специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников);
- вариативность видов психологического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно-организованная деятельность педагога-психолога и педагогического коллектива, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребёнка в школьной среде. С введением ФГОС происходит процесс слияния школьной психологической работы с учебно-воспитательной системой, превращение их в единую систему сопровождения обучающихся.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса должно быть построено с учётом приоритетного направления новых образовательных стандартов – обучение, ориентированное на развитие обучающихся, учёт их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции:
Предметные: освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира;
Метапредметные: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями;
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Целью психологического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охран здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Задачи психологического сопровождения образовательного процесса:
- психологический анализ социальной ситуации развития в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении;
- мониторинг психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;
- содействие реализации (выполнению) требований федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам;
- разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся;
- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
- взаимодействие с подразделениями образовательного учреждения (психолого-медико-педагогический консилиум, Совет профилактики и др.), с образовательными учреждениями, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.
Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя взаимосвязанные формы деятельности. Данные формы отражают его основное содержание:
Психодиагностика
Этот вид деятельности не является основным в работе, он необходим как инструментарий для подтверждения или опровержения тех или иных гипотез, для составления психологического портрета школьника, для определения путей и форм оказания помощи.
Диагностика осуществляется в двух формах:
- индивидуальная (по запросам учителей, родителей, обучающихся);
- групповая (осуществляется по параллелям).
Психологическое просвещение и профилактика
Психологическое просвещение – раздел профилактической деятельности педагога-психолога, направленный на формирование у участников образовательных отношений положительных установок к психологической помощи.
Коррекционная работа
Психокоррекция направлена – на решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики. Психокоррекционная работа осуществляется в форме групповой и индивидуальной деятельности. Выбор конкретной формы работы зависит от характера проблемы, возраста ребёнка, его пожеланий.
Развивающая работа
Развивающая деятельность ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития ребёнка, активное взаимодействие психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающего психическое развитие и становление личности детей, реализацию возрастных и индивидуальных возможностей развития детей.
Психологическое консультирование
Психологическое консультирование осуществляется по трём направлениям:
- консультирование обучающихся;
- консультирование родителей;
- консультирование педагогов.
Индивидуальное консультирование обучающихся осуществляется как по запросу ученика, так и по запросу родителя или педагога. Основные аспекты проблем обучающихся – взаимодействие с родителями, со сверстниками, с педагогами.
Психолого-педагогическое консультирование родителей, проводимое по запросу родителей или инициативе психолога, может выполнять различные функции:
- информирование родителей о психологических проблемах ребёнка;
- консультативно-методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения;
- получение дополнительной диагностической информации от родителей;
-психологическая поддержка родителей.
Индивидуальное консультирование педагогов осуществляется чаще всего по их собственному запросу, реже по запросу родителей и обучающихся. Основные темы консультации педагогов:
- взаимодействие с классом, обучающимся;
- взаимодействие с родителями, семьёй;
- личные проблемы, конликты.
Преемственность содержания и форм организации образовательного процесса:
- Посещение и анализ занятий
- в 4-х классах;
- в 5-х классах.
2. Проведение индивидуальных консультаций с педагогами, психологом, родителями по результатам тестирования обучающихся на этапе перехода на уровень основного общего образования.
3. Проведение индивидуальных консультаций с классными руководителями 5-х классов по результатам тестирования обучающихся на этапе перехода на уровень основного общего образования.
4. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.
5. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся, выявленные в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.
6. Психологическое сопровождение процесса адаптации в 5-х классах:
- наблюдение за проведением пятиклассников в учебных и внеучебных ситуациях;
- опрос педагогов, родителей;
- проведение психодиагностического обследования обучающихся 5-х классов;
- оказание помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении:
- ведение развивающей работы в 5-х классах;
- консультирование обучающихся.
7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной работы.
Требования к условиям реализации психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое обеспечение:
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи);
- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательной деятельности; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательной деятельности, повышения её эффективности, доступности);
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
Разнообразие аудиторной и внеурочной деятельности, система заданий разного уровня трудности с учётом меры трудности, сочетание разнообразных организационных форм (индивидуальных, групповых) позволяет обеспечить условия, при которых обучение идёт впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого обучаемого на основе учёта уровня его актуального развития и сформированных (формируемых) мотивов.
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса способствует повышению его эффективности. Психолого-педагогические рекомендации являются основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, а также способны сохранить единство преемственности при переходе обучающихся на новый уровень обучения.
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Такая целенаправленная работа по внедрению программы должна способствовать:
- Сохранению стабильности детского коллектива в переходный период из начального в среднее звено.
- Сокращению периода адаптации обучающихсяс ОВЗ в основной школе. Снижению уровня школьной тревожности. Повышению учебной мотивации.
- Координации целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации образовательных процессов начальной школы и среднего звена.
- Проявлению интереса у обучающихсяс нарушением слуха к образовательной деятельности, вере в свои силы и возможности, чувству психологической комфортности при переходе в среднее звено.
- Сохранению обучающимися с нарушениями слуха учебных достижений начальной школы.
- Сохранению и укреплению здоровья обучающихся с нарушениями слуха.
- Социальной адаптация детей с ОВЗ в новых условиях.
Приложение №1.
План совместной работы по преемственности начального общего образования и основного общего образования
План совместный работы по преемственности начального общего образования и основного общего образования
№ п/п | Вид деятельности | Сроки | Ответственные | |
Организационная работа | ||||
1. | Работа с личными делами обучающихся. | Август, сентябрь | Заместитель директора по УВР. | |
2. | Знакомство с семьей и с жилищно-бытовыми условиями обучающихся. | Сентябрь, октябрь | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители 5-х классов. | |
3. | Изучение медицинских карт обучающихся 5-х классов. Оценка состояния здоровья обучающихся. | Сентябрь | Медицинский работник школы, классные руководители 5-х классов. | |
4. | Организация взаимопосещения уроков учителей 4–5-х классов по вопросу преемственности. | Октябрь, апрель | Заместитель директора по УР, руководители МО, учителя начальных классов, учителя-предметники. | |
5. | Обобщение аналитико-диагностических материалов. | Сентябрь, январь, май | Педагог-психолог | |
6. | Экскурсии выпускных классов начальной школы по школе, школьным кабинетам, учебным мастерским. | Май | Классные руководители 4-х классов. | |
7. | Составление характеристик на обучающихся 4-х классов. | Май | Классные руководители 4-х классов. | |
Информационно-методическое обеспечение | ||||
8. | Коррекция и утверждение плана работы по преемственности между начальным и основным общим образованием на учебный год. | Август, сентябрь | Руководители МО. | |
9. | Составление контрольно-измерительных материалов для проведения административных контрольных работ. | Сентябрь, декабрь, май | Заместитель директора по УР, руководители МО, учителя-предметники, учителя начальной школы. | |
10. | Включение темы по преемственности в лекторий для родителей (законных представителей) несовершеннолетних по основам детской психологии и педагогике | Сентябрь | классный руководитель, педагог - психолог. | |
11. | Заседание МО НОО и ООО "Создание условий успешной адаптации обучающихся в 5-х классах" с разработкой методических рекомендаций по проблеме преемственности. | май | Руководители МО, педагог- психолог, учителя начальной школы, учителя-предметники, воспитатели ГПД, учителя-дефектологи. | |
12. | Формирование портфолио обучающихся 4-5-х классов. | В течение года | Воспитатели ГПД, классные руководители 4-5-х классов. | |
13. | Посещение уроков в 5-х классах | Октябрь | Заместитель директора по УР, педагог-психолог | |
14. | Посещение уроков в 4-х классах. | Апрель | Заместитель директора по УР, руководители МО, учителя-предметники, будущий классный руководитель, педагог-психолог. | |
15. | Подведение итогов работы по преемственности между начальным и основным общим образованием за год. | Май | Методист школы, руководители МО, классные руководители 4 и 5 классов, педагог-психолог. | |
Работа с обучающимися | ||||
16. | Праздник «Посвящение в пятиклассники». | Сентябрь | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители 5-х классов. | |
17. | Диагностическое обследование по определению уровня адаптации на уровне основного общего образования. | Октябрь, апрель | Педагог-психолог. | |
18. | Коррекционно-развивающие занятия по программе адаптации пятиклассников «Первый раз в пятый класс» | Сентябрь, октябрь | Педагог-психолог. | |
19. | Вовлечение пятиклассников в дополнительное образование. | I четверть | Заместитель директора по ВР, классные руководители 5-х классов. | |
20. | Индивидуальные беседы с обучающимися, испытывающими трудности в период адаптации. | В течение года | Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники, педагог-психолог. | |
21. | Диагностика готовности обучающихся начального общего образования к переходу на уровень основного общего образования. | Апрель | Педагог-психолог. | |
22. | Праздник для обучающихся 4-х классов «Прощай, начальная школа!» | Май | Учителя начальных классов. | |
Работа с родителями | ||||
23. | Родительское собрание 4-х классов с участием классного руководителя, принимающего 5-ый класс. | май | Учителя 4-х классов. | |
24. | Родительское собрание в 5-х классах по итогам адаптации. | Ноябрь | Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники, воспитатели ГПД, учитель-дефектолог, педагог-психолог. | |
25. | Индивидуальные беседы с родителями обучающихся 4-х классов. | Апрель, май | Учителя 4-х классов, педагог- психолог. | |
Контроль | ||||
26. | Контроль планов воспитательной работы. | Сентябрь, май | Заместитель директора по ВР. | |
27. | Классно-обобщающий контроль 5-ых классов:
| Октябрь | Заместитель директора по ВР, педагог-психолог, классный руководитель, воспитатели ГПД, педагоги дополнительного образования. | |
28. | Контроль объёма и качества выполнения домашнего задания обучающимися 4-5-х классов | январь | Заместитель директора по УР | |
29. | Проведение вводных, за 1 полугодие и итоговых контрольных работ | Сентябрь, декабрь, май | Заместитель директора по УР. | |
30. | Анализ результатов административных вводных, за 1 полугодие и итоговых контрольных работ. | Октябрь, январь, май | Заместитель директора по УР. | |
31. | Учёт успеваемости и посещаемости учебных занятий обучающимися 5-х классов. | В течение года | Заместитель директора по УР, классный руководитель | |
32. | Анализ учебной и воспитательной деятельности: выводы и результаты за учебный год, планирование на новый учебный год. | Май | Заместитель директора по ВР, классные руководители 5-х классов. | |
33. | Контроль выполнения учебных программ. | В течение года | Заместитель директора по УР, руководители МО. | |
34. | Совещание при директоре по итогам адаптации обучающихся к новым условиям обучения.
| Ноябрь | Администрация школы, учителя начальной школы, учителя-предметники, работающие в 5-х классах, педагог-психолог, классные руководители, воспитатели ГПД. | |
35. | Состояние адаптации обучающихся 5-х классов к новым условиям обучения (итоги контроля). | Май | Заместитель директора по УР |
Приложение №2.
Портрет выпускника (в соответствии с ФГОС НОО)
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО)
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Как соотносятся качества личности, заложенные в портрете выпускника с универсальными учебными действиями?
В портрете выпускника начальной школы представлены результаты:
- Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация).
- Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Соотношение качеств личности в портрете выпускника начальной школы с личностными УУД.
Личностные УУД | Качества личности в портрете выпускника начальной школы |
Самоопределение (внутренняя позиция , «Я – концепция», гражданская идентичность, самоуважение и самооценка) | Любящий свой край и свою страну Уважающий и принимающий ценности семьи и общества |
Смыслообразование (мотивация (учебная, социальная), отношение: к себе, школе, социуму, границы собственного знания и «незнания») | Любознательный, интересующийся, активно познающий мир. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих |
Нравственно – этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, оценка своих поступков) | Уважающий и принимающий ценности семьи и общества |
Когда мы распределим и соотнесем качество личности, прописанное в портрете выпускника начальной школы с личностными действиями, станет понятно, где, как и при каких условиях мы можем помочь ребенку сформировать эти качества.
Соотношение качеств личности в портрете выпускника начальной школы с метапредметными УУД.
Метапредметные УУД | Качества личности в портрете выпускника начальной школы |
Регулятивный компонент (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность). | Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой. Владеющий основами умения учиться. |
Регулятивный компонент (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность). | Владеющий основами умения учиться. Умеющий высказывать свое мнение. |
Коммуникативный компонент (навыки сотрудничества, речевая деятельность). | Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера. Умеющий высказывать свое мнение. |
Таким образом, каждый обучающийся с ОВЗ сам для себя выбирает уровень достижения результатов. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Результаты воспитания обучающегося: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое.
Приложение №3.
Программа «Первый раз в пятый класс»
ПРОГРАММА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС»
Пояснительная записка
Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.
Цель программы: способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы.
Задачи программы:
- формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивости самооценки, снижение уровня школьной тревожности;
- создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;
- формирование устойчивой учебной мотивации детей;
- повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;
- развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
Адаптация (приспособление, привыкание к новым условиям) – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. Данная программа направлена на создание условий, позволяющих каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям.
Пятый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. У ребёнка меняется привычный уклад жизни, появляется новый круг общения, новый обязанности. Переход в пятый класс приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации: новые учителя, кабинетная система, классный руководитель. Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. Изменившиеся условия учения предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностном развитию, степени сформированности у обучающихся определенных учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности, способности к саморегуляции и т.д.
Однако этот уровень развития обучающихся далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов. Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо проведение специальной диагностической работы, целью которой является выявление потенциальной «группы риска», т.е. детей, чье дальнейшее обучение и воспитание связаны с существенными трудностями.
Психологическая диагностика
На этапе адаптации детей на уровне ООО психологическая диагностика направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации.
- особенности мотивационно-личностной сферы, под которыми подразумеваются сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности мотивационной сферы (личностная тревожность). В подростковом возрасте только обретение личностного смысла учения позволит школьнику эффективно учиться. Анализ показателей тревожности у школьника позволит выявить детей, неуверенных в себе, нуждающихся в психологической помощи. Для выявления уровня тревожности проводится диагностика «Шкала тревожности» Кондаша.
- особенности системы отношений школьника к миру и самому себе. Этот блок включает в себя восприятие и эмоциональную оценку школьником своих взаимоотношений со сверстниками, с членами семьи, с педагогами; отношения к важнейшим видам деятельности в школе, к себе. Особо важно учитывать, как ребенок воспринимает, во-первых, отношение к нему одноклассников, во-вторых, собственную позицию в общении с ними, а также эмоциональный фон отношений. Для выявления межличностных отношений в коллективе проводится диагностика «Социометрия» Дж. Морено, а для выявления эмоциональной оценки проводится анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
Другим, не менее важным аспектом деятельности педагогов является обеспечение оптимальных условий перехода в среднюю школу для всех обучающихся, максимальное развитие на новом этапе обучения тех позитивных изменений, которые возникают на рубеже младшего школьного и подросткового возрастов.
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:
- Умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
- Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
- Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
- Навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
- Навыки уверенного поведения;
- Навыки совместной (коллективной) деятельности;
- Навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
- Навыки самоподдержки;
- Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.
Характеристика основных этапов работы:
На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы. У младших подростков, с одной стороны, очень сильно желание самоутвердиться, им важно быть самостоятельными и независимыми, с другой стороны им необходимо получить первый опты взаимодействия и сотрудничества в новом коллективе. Следовательно, на первом этапе очень важно создать в классе доброжелательную атмосферу.
На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы. Важнейшей задачей этого этапа является помощь детям в осознании требований преподавателей. Соответственно мы решаем еще одну задачу – способствуем установлению межличностных отношений с педагогами. На этом этапе необходимо помочь младшим подросткам почувствовать себя самостоятельными не только в общении, но и в деятельности учения, поэтому можно выделить следующие направления работы: формирование конструктивного отношения к неудачам, ошибкам; анализ уже достигнутых успехов.
На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. Формируется понимание критериев оценки устной и письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов. Таким образом, мы создаем условия не только для адаптации пятиклассников к средней школе, но также и для формирования адекватной самооценки и правильного отношения к результатам деятельности другого ребенка.
На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способа поведения в конфликтных школьных ситуациях. На этом этапе используются приемы, позволяющие работать со школьной тревожностью и излишним волнением, возникающим у детей в различных ситуациях на уроке.
Критерии эффективности:
- снижение уровня школьной тревожности;
- повышение групповой сплоченности;
- позитивная динамика эмоционального развития ребенка;
- повышение уверенности в себе и своих возможностях;
- формирование позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.
Структура занятия:
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия. Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроится на работу, повышают уровень их активности и способствуют формированию групповой сплоченности. Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга. Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия | Кол-во часов | 5 класс | |
Дата проведения | |||||
по плану | по факту | ||||
1 | Диагностическое обследование | Шкала тревожности» Кондаша; «Социометрия» Дж. Морено; Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой. | 1 | ||
2 | Здравствуй, пятый класс | Формирование групповой сплоченности | 1 | ||
3 | Узнай свою школу | Помочь обучающимся ознакомится со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях | 1 | ||
4 | Что поможет мне учиться? | Способствовать формированию учебных навыков; способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии. | 1 | ||
5 | Легко ли быть учеником? | Помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику; способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности. | 1 | ||
6 | Чего я боюсь? | Научить детей распознавать свои школьные страхи, помочь найти способы их преодоления; снизить школьную тревожность. | 1 | ||
7 | Конфликт или взаимодействие? | Развить навыки общения и разрешения конфликтов. | 1 | ||
8 | Работа с негативными переживаниями. | Повышение эмоциональной устойчивости детей; формирование навыков принятия собственных негативных эмоций. | 1 | ||
9 | Диагностическое обследование | Шкала тревожности» Кондаша; «Социометрия» Дж. Морено; Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную
Доклад к педаггическому совету "Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную"...
СПЕЦИФИКАЦИЯ проверочной работы для промежуточной аттестации по русскому языку, 4 класс (для обучающихся, получающих начальное общее образование в форме семейного образования и самообразования)
Проверочная работа предназначена для проведения процедуры промежуточной аттестации обучающихся, получающих начальное общее образование в форме семейного образования или самообразования, по учебному пр...
Обеспечение успешной адаптации учащихся при переходе с начального общего образования на основное общее образование.
Обеспечение успешной адаптации учащихся при переходе с начального общего образования на основное общее образование. Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования.Сегодняшняя школ...
выступление пед.совет Преемственность при переходе из начального общего образования на основную общую ступень в условиях внедрения ФГОС в общеобразовательном процессе по изобразительной деятельности.Современный урок по ФГОС.
Принципиальным отличием нового стандарта является и то, что во главу угла ставится ребенок, и нам педагогам приходится преподавать по-новому: организовывать с детьми работу над проектами, разраба...
ФГОС начального общего образования.Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Требования к результатам...
Рабочая программа по шахматам начального общего образования класс / уровень общего образования 1-4 классы
Рабочая программа по шахматам для 1 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами.Предмет шахматы находится в вариативной части Учебного плана МБОУ Покровская СОШ «НОК...
Рабочая программа воспитания на уровнях начального общего образования и основного общего образования МКОУ Вараксинской ОШ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной...