Программа преемственности начального общего образования и основного общего образования
материал

Елена Александровна Герасимова

Программа  преемственности начального общего образования и основного общего образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»

Описание: IMG_20140912_093242

Программа

преемственности начального общего образования и основного общего образования

г. Нижневартовск

2018 год

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

3-5

1.

Актуальность программы

6

2.

Пояснительная записка

7-8

3.

Цель Программы

9

4.

Задачи Программы

9

5.

Принципы отбора содержания непрерывного образования детей младшего школьного возраста и детей подросткового возраста

9-10

6.

Формы осуществления преемственности

10-11

7.

Механизмы внедрения программы

11

8.

Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования

12-16

9.

Ожидаемые результаты

16

Приложения

Приложение №1. План совместной работы по преемственности начального общего образования и основного общего образования

17-19

Приложение №2. Портрет выпускника (в соответствии с ФГОС НОО)

20-21

Приложение №3. Программа «Первый раз в пятый класс»

22-25


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1.

Наименование программы

Программа преемственности начального общего образования и основного общего образования

2.

Наз     Назначение  программы

Программа преемственности начального общего образования и основного общего образования является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»,  характеризующим содержание образования, особенности организации образовательного процесса, учитывающим  образовательные потребности, возможности и особенности развития обучающихся с нарушенным слухом.

3.

Нормативно-правовые основы для разработки программы

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г. № 189 (зарегистрировано в Минюст России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
  • Федеральный государственный образовательный  стандарт основного общего образования  (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);

 Программа развития КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» на 2018 - 2022 годы «Образование – для всех»;

  • Локальные акты КОУ   «Нижневартовскаяшкола для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1».

4.

Заказчик Программы

Управляющий Совет  образовательного учреждения как орган государственно-общественного управления

5.

Основные разработчики

Программы

Чагина Т.Н., учитель русского языка и литературы

Фарберова С.Г., педагог дополнительного образования

Редреева Т.В., педагог-психолог

Тулякова М.А., воспитатель ГПД

Куприяшина И.В., воспитатель ГПД

6.

Цель реализации Программы

Обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между начальным и средним звеном образования с отражением специфики школы и учитывая ограниченные возможности  всего контингента обучающихся.

7.

Задачи  реализации Программы

  1. Создавать единое воспитательное пространство, наиболее благоприятные условия для развития личности ребёнка с нарушенным слухом;
  2. Обеспечивать единство требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребёнка в соответствии с новыми федеральными требованиями;
  3. Продолжать изучение психологических возможностей детей младшего подросткового возраста;
  4. Разработать систему психологического сопровождения обучающихся в период адаптации;
  5. Продолжать работу по повышению мотивации педагогов к овладению и поиску средств профилактики школьной дезадаптации;
  6. Скоординировать требования, методы и приёмы обучения обучающихся в 4-х и 5-х классах;
  7. Разработать систему контроля успешности процесса адаптации обучающихся с нарушенным слухом;
  8. Снизить падение успеваемости при переходе в основную школу.

8.

Сроки и этапы реализации Программы

2019-2022 учебный  год    

9.

Исполнители Программы

администрация, педагогический коллектив образовательного учреждения

10.

Объем и источники финансирования

средства бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

11.

Управление реализацией Программы

управление реализацией программы осуществляется администрацией школы в процессе управленческих мероприятий и контроля заходом образовательного процесса


1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Переход из начальной школы в основную — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая жизнь ребёнка.

Основная трудность, которую испытывают обучающиеся при переходе из 4-го в 5-й класс – это то, что в средней школе меняются условия обучения:

переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель — учителя-предметники;

смена режима и ритма работы (увеличение количества уроков в неделю, объёма домашних заданий, ведение уроков в разных кабинетах, темп урока, манера ведения различными учителями);

многообразие учебных предметов, требований, учебникови объёма учебного материала;

введение новой терминологии.

Для успешной адаптации школьника к новым условиям необходимо:

- учитывать психологические особенности детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которой ребёнок перешёл в 5-й класс;

- анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.

- создать педагогические условия, при которых обучающиеся имели бы возможность опробовать средства и способы действий, освоенные в начальной школе, индивидуализированный «инструментарий» учебной деятельности (действия контроля и оценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к содержательной рефлексии, планированию и анализу и др.) в разных учебных ситуациях

Успешная адаптация детей в 5 классе — это слаженная работа всех участников этого процесса: учителей-предметников, классного руководителя, учителя начальной школы, учителя-дефектолога, психолога и, конечно, родителей.                             

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Во время обучения в школе ученику предстоит пережить  несколько переходных периодов. При переходе из одной ступени  обучения  в  другую  возрастают  требования  к  интеллектуальному  и личностному развитию ученика, к степени сформированности у него определённых учебных  знаний и учебных  действий. Любые переходные периоды  выдвигают  специфические проблемы, которые  требуют особого внимания. Переход из 1 во 2 ступень – переломный момент в жизни ребёнка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями.

Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Причины возникновения трудностей у школьников могут быть объективными и субъективными. Планируя учебный процесс, не следует забывать, что пятиклассники - это уже не младшие школьники. И подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

Программа преемственности направлена на учёт психологических особенностей детей с нарушенным слухом, переходящих на новую ступень обучения; изучение  уровня их познавательной деятельности; анализ причин неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьников.

Преемственность ФГОС начального общего образования (НОО) и ФГОС основного общего образования (ООО) предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатовпреемственность требований к структуре адаптированных основных общеобразовательных программ  начального и основного общего образования, преемственность сопровождения педагога в переходе на федеральные государственные стандарты нового поколения.

В основе ФГОС лежит принцип «Единство  преемственности и развития».

Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности, отражая специфику школы и учитывая ограниченные возможности  всего контингента обучающихся,

Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и  оценивать свои достижения – научить учиться.

Путь достижения этой цели – формирование  у обучающихся с  нарушенным слухом универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Овладение обучающимися УУД  создает возможность самостоятельного и успешного усвоения новой учебной компетентности.

Программа формирования УУД включает в себя:

  • ценностные ориентиры содержания образования;
  • характеристики УУД и типовые задачи их формирования;
  • преемственность УУД при переходе от начального к  общему образованию.

Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне:

  • целей и задач;
  • содержания образования;
  • организационных форм;
  • планируемых результатов

УУД - в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться и более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося.

ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка

НОО

ООО

Обеспечить познавательную мотивацию и интересы обучающихся с нарушением слуха, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Обеспечивать личностное самоопределение обучающихсям нарушением слуха:  формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей обучающихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

ФГОС НОО и ФГОС ООО -  преемственность и развитие

Метапредметные результаты

НОО

ООО

Освоенные обучающимися с нарушенным слухом универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Освоенные обучающимися с нарушенным слухом межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

ФГОС НОО и ФГОС ООО -  преемственность и развитие

Цель НОО

Цель  ООО

учить ученика учиться

учить ученика учиться в общении

В программе ФГОС ООО нашёл отражение принцип преемственности НОО, в ней  предусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование  умения учиться.

Преемственность  – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а  не  игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

3. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Цель программы:обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между начальным и средним звеном образования с отражением специфики школы и учитывая ограниченные возможности  всего контингента обучающихся.

4. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Задачи программы:

  1. Создавать единое воспитательное пространство, наиболее благоприятные условия для развития личности ребёнка с нарушенным слухом;
  2. Обеспечивать единство требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребёнка в соответствии с новыми федеральными требованиями;
  3. Продолжать изучение психологических возможностей детей младшего подросткового возраста;
  4. Разработать систему психологического сопровождения обучающихся в период адаптации;
  5. Продолжать работу по повышению мотивации педагогов к овладению и поиску средств профилактики школьной дезадаптации;
  6. Скоординировать требования, методы и приёмы обучения обучающихся в 4-х и 5-х классах;
  7. Разработать систему контроля успешности процесса адаптации обучающихся с нарушенным слухом;
  8. Снизить падение успеваемости при переходе в основную школу.

5. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

           При отборе содержания непрерывного образования  детей младшего школьного возраста и детей подросткового возрастас нарушением слуха учитываются следующие  принципы:

1. Принцип развития. Предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребёнка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель начального образования и основного общего.

2.Принцип гуманитаризации. Усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.

3.Принцип целостности. Требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время - сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

4.Принцип культуросообразности. Понимается как "открытость" различных культур, создание условий для наиболее полного  ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

5.Принцип содержания образования. Предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учётом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребёнка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка - гражданина РФ на получение равного с другими начального образования и основного общего.

6. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

Осуществление преемственности между уровнями начального общего и основного общего образованияпредполагает следующие формы:

I.  Работа с детьми:

  • Экскурсия по школе;
  • Знакомство и взаимодействие выпускников начальной школы с учителями и учениками средней школы;
  • Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, праздниках, спортивных мероприятиях, проектной деятельности;
  • Выставки рисунков и поделок;

II. Взаимодействие педагогов:

  • Совместные методические советыучителей начальных классов и учителей-предметниковпо вопросам преемственности;
  • Единая система итогового контроля в выпускном 4  классе и вводного контроля в 5  классе, а также знакомство педагогов уровня основного общего образования с результатами промежуточной аттестации и анализом мониторинга универсальных учебных действий;
  • Привлечение педагогов к проверке Всероссийских контрольных работ в выпускных классах.
  • Учителям 4 классов в I полугодии посещать уроки учителей-предметников в 5 классе с целью изучения организации образовательной деятельности;
  • Учителям, принимающим 5 классы, посещать во II полугодии уроки учителей 4 классов с целью знакомства с коллективом обучающихся и приёмами, методами работы учителей с детьми этого возраста;
  • Учителям, выпустившим 4 классы, постоянно поддерживать контакт с классными руководителями и учителями-предметниками с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей обучающихся и микроклимата в семьях;
  • Взаимодействие учителей-предметников с учителем начальной школы,   педагогом – психологом,  учителем – дефектологом;
  • Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей начальных классов и учителей-предметников;

III. Работа классного руководителя, воспитателей групп продлённого дня:

  • Составление учителем начальных классов подробной индивидуальной характеристики обучающихся.
  • Посещение классных часов в 4 классе будущим классным руководителем;
  • Посещение семей обучающихся с целью обследования  условий жизни детей и составление акта жилищно-бытовых условий.  
  • Переход в среднее звено с воспитателем ГПД, что позволит продолжить работу по внеурочной деятельности в системе.

IV. Сотрудничество с родителями:

  • Проведение последнего родительского собрания в 4 классе,совместно с будущим классным руководителем;
  • Проведение родительского собрания по адаптации пятиклассников к новым условиям обучения с приглашением учителей-предметников, работающих в данном классе, учителя-дефектолога, воспитателя ГПД, педагога-психолога.
  • Консультации психолога, учителя начальных классов, учителей-предметников;
  • Дни открытых дверей;
  • Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки и др.);
  • Привлечение родителей к организации праздников, спортивных соревнований, в заседаниях «Университета для родителей».

  1. МЕХАНИЗМЫ ВНЕДРНИЯ ПРОГРАММЫ

1 этап

Воспитательно-образовательная деятельность

Педагогическая деятельность:

 Уроки с обучающимися по Программе НОО с использованием

современных технологий.

 Взаимосвязь с социумом (школа искусств, ЦДТ, бассейн, музеи и др.)

 Праздники, развлечения.

Психологическое сопровождение обучающегося:

 Сопровождение адаптации обучающегося к условиям ООО.

Сопровождение детей группы риска.

Коррекционно-развивающие занятия.

Наблюдение. Диагностика.

Методическая работа:

Проведение общих методических объединений, собраний по вопросам

воспитания и обучения детей.

Проведение открытых уроков и занятий.

Применение новых технологий по воспитанию и обучению детей.

Создание педагогических условий построения преемственной предметно-развивающейобразовательной среды.

Выявление проблем: дезадаптации и т.д.

2 этап

Переход обучающегося из НОО в ООО

 Передача документов (личного дела) обучающегося.

 Отслеживание адаптации.

Оказание психологической и педагогической помощи обучающимся и их родителям.

Проведение общих, классных родительских собраний, консультирование, беседы, рекомендации.

  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии со стандартом, психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования должны обеспечивать:

  •  преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к уровню начального общего образования;
  • учёт специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
  • вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников);
  • вариативность видов психологического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

        Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно-организованная деятельность педагога-психолога и педагогического коллектива, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребёнка в школьной среде. С введением ФГОС происходит процесс слияния школьной психологической работы с учебно-воспитательной системой, превращение их в         единую систему сопровождения обучающихся.

        Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса должно быть построено с учётом приоритетного направления новых образовательных стандартов – обучение, ориентированное на развитие обучающихся, учёт их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

        Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции:

Предметные: освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира;

Метапредметные: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями;

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Целью психологического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охран здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

        Задачи психологического сопровождения образовательного процесса:

  • психологический анализ социальной ситуации развития в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении;
  • мониторинг психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;
  • содействие реализации (выполнению) требований федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам;
  • разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся;
  • содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
  • взаимодействие с подразделениями образовательного учреждения (психолого-медико-педагогический консилиум, Совет профилактики и др.), с образовательными учреждениями, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.

Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя взаимосвязанные формы деятельности. Данные формы отражают его основное содержание:

Психодиагностика

Этот вид деятельности не является основным в работе, он необходим как инструментарий для подтверждения или опровержения тех или иных гипотез, для составления психологического портрета школьника, для определения путей и форм оказания помощи.

Диагностика осуществляется в двух формах:

- индивидуальная (по запросам учителей, родителей, обучающихся);

- групповая (осуществляется по параллелям).

Психологическое просвещение и профилактика

Психологическое просвещение – раздел профилактической деятельности педагога-психолога, направленный на формирование у участников образовательных отношений положительных установок к психологической помощи.

Коррекционная работа

Психокоррекция направлена – на решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики. Психокоррекционная работа осуществляется в форме групповой и индивидуальной деятельности. Выбор конкретной формы работы зависит от характера проблемы, возраста ребёнка, его пожеланий.

Развивающая работа

Развивающая деятельность ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития ребёнка, активное взаимодействие психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающего психическое развитие и становление личности детей, реализацию возрастных и индивидуальных возможностей развития детей.

Психологическое консультирование

Психологическое консультирование осуществляется по трём направлениям:

- консультирование обучающихся;

- консультирование родителей;

- консультирование педагогов.

Индивидуальное консультирование обучающихся осуществляется как по запросу ученика, так и по запросу родителя или педагога. Основные аспекты проблем обучающихся – взаимодействие с родителями, со сверстниками, с педагогами.

  Психолого-педагогическое консультирование родителей, проводимое по запросу родителей или инициативе психолога, может выполнять различные функции:

- информирование родителей о психологических проблемах ребёнка;

- консультативно-методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения;

- получение дополнительной диагностической информации от родителей;

-психологическая поддержка родителей.

Индивидуальное консультирование педагогов осуществляется чаще всего по их собственному запросу, реже по запросу родителей и обучающихся. Основные темы консультации педагогов:

- взаимодействие с классом, обучающимся;

- взаимодействие с родителями, семьёй;

- личные проблемы, конликты.

Преемственность содержания и форм организации образовательного процесса:

  1. Посещение и анализ занятий

- в 4-х классах;

- в 5-х классах.

2. Проведение индивидуальных консультаций с педагогами, психологом, родителями по результатам тестирования обучающихся на этапе перехода на уровень основного общего образования.

3. Проведение индивидуальных консультаций с классными руководителями 5-х классов по результатам тестирования обучающихся на этапе перехода на уровень основного общего образования.

4. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

5. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся, выявленные в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

6. Психологическое сопровождение процесса адаптации в 5-х классах:

- наблюдение за проведением пятиклассников в учебных и внеучебных ситуациях;

- опрос педагогов, родителей;

- проведение психодиагностического обследования обучающихся 5-х классов;

- оказание помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении:

  • ведение развивающей работы в 5-х классах;
  • консультирование обучающихся.

7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной работы.

Требования к условиям реализации психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое обеспечение:

  • обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи);
  • обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательной деятельности; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательной деятельности, повышения её эффективности, доступности);
  • обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Разнообразие аудиторной и внеурочной деятельности, система заданий разного уровня трудности с учётом меры трудности, сочетание разнообразных организационных форм (индивидуальных, групповых) позволяет обеспечить условия, при которых обучение идёт впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого обучаемого на основе учёта уровня его актуального развития и сформированных (формируемых) мотивов.

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса способствует повышению его эффективности. Психолого-педагогические рекомендации являются основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, а также способны сохранить единство преемственности при переходе обучающихся на новый уровень обучения.

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Такая целенаправленная работа по внедрению программы должна способствовать:

  • Сохранению стабильности детского коллектива  в переходный период из начального в среднее звено.
  • Сокращению периода адаптации обучающихсяс ОВЗ в основной школе. Снижению уровня школьной тревожности. Повышению учебной мотивации.
  • Координации целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации образовательных процессов начальной школы и среднего звена.
  • Проявлению интереса у обучающихсяс нарушением слуха к образовательной деятельности, вере в свои силы и возможности, чувству психологической комфортности при переходе  в среднее звено.
  • Сохранению обучающимися с нарушениями слуха учебных достижений начальной школы.
  • Сохранению и укреплению здоровья обучающихся с нарушениями слуха.
  • Социальной адаптация детей с ОВЗ в новых условиях.

Приложение №1.

План совместной работы по преемственности начального общего образования и основного общего образования

План совместный работы по преемственности начального общего образования и основного общего образования

№ п/п

Вид деятельности

Сроки

Ответственные

Организационная работа

1.

Работа с личными делами обучающихся.

Август, сентябрь

Заместитель директора по УВР.

2.

Знакомство с семьей и с жилищно-бытовыми условиями  обучающихся.

Сентябрь, октябрь

Заместитель директора по ВР,  социальный педагог, классные руководители 5-х классов.

3.

Изучение медицинских карт обучающихся 5-х классов. Оценка состояния здоровья обучающихся.

Сентябрь

Медицинский работник школы, классные руководители 5-х классов.

4.

Организация взаимопосещения уроков учителей 4–5-х классов по вопросу преемственности.

Октябрь, апрель

Заместитель директора по УР, руководители МО, учителя начальных классов, учителя-предметники.

5.

Обобщение аналитико-диагностических материалов.

Сентябрь, январь, май

Педагог-психолог

6.

Экскурсии выпускных классов начальной школы по школе, школьным кабинетам, учебным мастерским.

Май

Классные руководители 4-х классов.

7.

Составление характеристик на обучающихся 4-х классов.

Май

Классные руководители 4-х классов.

Информационно-методическое обеспечение

8.

Коррекция и утверждение плана работы по преемственности между начальным и основным общим образованием на учебный год.

Август,

сентябрь

Руководители МО.

9.

Составление контрольно-измерительных материалов для проведения административных контрольных работ.

Сентябрь, декабрь, май

Заместитель директора по УР, руководители МО, учителя-предметники, учителя начальной школы.

10.

Включение темы по преемственности в лекторий для родителей (законных представителей) несовершеннолетних по основам детской психологии и педагогике

Сентябрь

классный руководитель, педагог - психолог.

11.

Заседание МО НОО и ООО "Создание условий успешной адаптации обучающихся в 5-х классах" с разработкой методических рекомендаций по проблеме преемственности.

май

Руководители МО, педагог- психолог, учителя начальной школы,  учителя-предметники,  воспитатели ГПД, учителя-дефектологи.

12.

Формирование портфолио обучающихся 4-5-х классов.

В течение года

Воспитатели ГПД, классные руководители 4-5-х классов.

13.

Посещение уроков в 5-х классах

Октябрь

Заместитель директора по УР, педагог-психолог

14.

Посещение уроков в 4-х классах.

Апрель

Заместитель директора по УР, руководители МО, учителя-предметники, будущий классный руководитель, педагог-психолог.

15.

Подведение итогов работы по преемственности между начальным и основным общим образованием за год.

Май

Методист школы, руководители МО, классные руководители 4 и 5 классов, педагог-психолог.

Работа с обучающимися

16.

Праздник «Посвящение в пятиклассники».

Сентябрь

Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители 5-х классов.

17.

Диагностическое обследование по определению уровня адаптации на уровне основного общего образования.

Октябрь, апрель

Педагог-психолог.

18.

Коррекционно-развивающие занятия по программе адаптации пятиклассников «Первый раз в пятый класс»

Сентябрь, октябрь

Педагог-психолог.

19.

Вовлечение пятиклассников в дополнительное образование.

I четверть

Заместитель директора по ВР, классные руководители 5-х классов.

20.

Индивидуальные беседы с обучающимися, испытывающими трудности в период адаптации.

В течение года

Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники, педагог-психолог.

21.

Диагностика готовности обучающихся начального общего образования к переходу на уровень основного общего образования.

Апрель

Педагог-психолог.

22.

Праздник для обучающихся 4-х классов «Прощай, начальная школа!»

Май

Учителя начальных классов.

Работа с родителями

23.

Родительское собрание 4-х классов с участием классного руководителя, принимающего 5-ый класс.

май

Учителя 4-х классов.

24.

Родительское собрание в 5-х классах по итогам адаптации.

Ноябрь

Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники, воспитатели ГПД, учитель-дефектолог, педагог-психолог.

25.

Индивидуальные беседы с родителями обучающихся 4-х классов.

Апрель, май

Учителя 4-х классов, педагог- психолог.

Контроль

26.

Контроль планов воспитательной работы.

Сентябрь,

май

Заместитель директора по ВР.

27.

Классно-обобщающий контроль 5-ых классов:

  • Посещение классного часа с целью выявления проблем формирования классного коллектива в переходный период.
  • Посещение внеклассного занятия.
  • Посещение занятий дополнительного образования.

Октябрь

Заместитель директора по ВР, педагог-психолог, классный руководитель, воспитатели ГПД, педагоги дополнительного образования.

28.

Контроль объёма и качества выполнения домашнего задания обучающимися 4-5-х классов

январь

Заместитель директора по УР

29.

Проведение вводных, за 1 полугодие и итоговых контрольных работ

Сентябрь, декабрь, май

Заместитель директора по УР.

30.

Анализ результатов административных вводных, за 1 полугодие  и итоговых  контрольных работ.

Октябрь, январь, май

Заместитель директора по УР.

31.

Учёт успеваемости и посещаемости учебных занятий обучающимися 5-х классов.

В течение года

Заместитель директора по УР, классный руководитель

32.

Анализ учебной и воспитательной деятельности: выводы и результаты за учебный год, планирование на новый учебный год.

Май

Заместитель директора по ВР, классные руководители 5-х классов.

33.

Контроль выполнения  учебных  программ.

В течение года

Заместитель директора по УР, руководители МО.

34.

Совещание при директоре по итогам адаптации обучающихся к новым условиям обучения.

 

Ноябрь

Администрация школы, учителя начальной школы, учителя-предметники, работающие в 5-х классах, педагог-психолог, классные руководители, воспитатели ГПД.

35.

Состояние адаптации обучающихся 5-х классов к новым условиям обучения (итоги контроля).

Май

Заместитель директора по УР

Приложение №2.

Портрет выпускника (в соответствии с ФГОС НОО)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ                                    (В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО)

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Как соотносятся качества личности, заложенные в портрете выпускника с универсальными учебными действиями?

В портрете выпускника начальной школы представлены результаты:

  • Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация).
  • Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Соотношение качеств личности в портрете выпускника начальной школы с личностными УУД.

Личностные УУД

Качества личности в портрете выпускника начальной школы

Самоопределение

(внутренняя позиция , «Я – концепция», гражданская идентичность, самоуважение и самооценка)

Любящий свой край и свою страну

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

Смыслообразование

(мотивация (учебная, социальная), отношение: к себе, школе, социуму, границы собственного знания и «незнания»)

Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.

Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

Нравственно – этическая ориентация

(ориентация на выполнение моральных норм, оценка своих поступков)

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

Когда мы распределим и соотнесем качество личности, прописанное в портрете выпускника начальной школы с личностными действиями, станет понятно, где, как и при каких условиях мы можем помочь ребенку сформировать эти качества.

Соотношение качеств личности в портрете выпускника начальной школы с метапредметными УУД.

Метапредметные УУД

Качества личности в портрете выпускника начальной школы

Регулятивный компонент

(управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность).

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

Владеющий основами умения учиться.

Регулятивный компонент

(управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность).

Владеющий основами умения учиться.

Умеющий высказывать свое мнение.

Коммуникативный компонент

(навыки сотрудничества, речевая деятельность).

Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера.

Умеющий высказывать свое мнение.

        Таким образом, каждый обучающийся с ОВЗ сам для себя выбирает уровень достижения результатов. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Результаты воспитания обучающегося: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое.

Приложение №3.

Программа «Первый раз в пятый класс»

ПРОГРАММА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС»

Пояснительная записка

Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.

Цель программы: способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы.

Задачи программы:

- формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивости самооценки, снижение уровня школьной тревожности;

- создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;

- формирование устойчивой учебной мотивации детей;

- повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;

- развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

Адаптация (приспособление, привыкание к новым условиям) – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. Данная программа направлена на создание условий, позволяющих каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям.

Пятый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. У ребёнка меняется привычный уклад жизни, появляется новый круг общения, новый обязанности. Переход в пятый класс приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации: новые учителя, кабинетная система, классный руководитель. Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. Изменившиеся условия учения предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностном развитию, степени сформированности у обучающихся определенных учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности, способности к саморегуляции и т.д.

Однако этот уровень развития обучающихся далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов. Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо проведение специальной диагностической работы, целью которой является выявление потенциальной «группы риска», т.е. детей, чье дальнейшее обучение и воспитание связаны с существенными трудностями.

Психологическая диагностика

На этапе адаптации детей на уровне ООО психологическая диагностика направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации.

- особенности мотивационно-личностной сферы, под которыми подразумеваются сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности мотивационной сферы (личностная тревожность). В подростковом возрасте только обретение личностного смысла учения позволит школьнику эффективно учиться. Анализ показателей тревожности у школьника позволит выявить детей, неуверенных в себе, нуждающихся в психологической помощи. Для выявления уровня тревожности проводится диагностика «Шкала тревожности» Кондаша.

- особенности системы отношений школьника к миру и самому себе. Этот блок включает в себя восприятие и эмоциональную оценку школьником своих взаимоотношений со сверстниками, с членами семьи, с педагогами; отношения к важнейшим видам деятельности в школе, к себе. Особо важно учитывать, как ребенок воспринимает, во-первых, отношение к нему одноклассников, во-вторых, собственную позицию в общении с ними, а также эмоциональный фон отношений. Для выявления межличностных отношений в коллективе проводится диагностика «Социометрия» Дж. Морено, а для выявления эмоциональной оценки проводится анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

Другим, не менее важным аспектом деятельности педагогов является обеспечение оптимальных условий перехода в среднюю школу для всех обучающихся, максимальное развитие на новом этапе обучения тех позитивных изменений, которые возникают на рубеже младшего школьного и подросткового возрастов.

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

  • Умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
  • Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
  • Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
  • Навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
  • Навыки уверенного поведения;
  • Навыки совместной (коллективной) деятельности;
  • Навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
  • Навыки самоподдержки;
  • Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.

Характеристика основных этапов работы:

На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы. У младших подростков, с одной стороны, очень сильно желание самоутвердиться, им важно быть самостоятельными и независимыми, с другой стороны им необходимо получить первый опты взаимодействия и сотрудничества в новом коллективе. Следовательно, на первом этапе очень важно создать в классе доброжелательную атмосферу.

        На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы. Важнейшей задачей этого этапа является помощь детям в осознании требований преподавателей. Соответственно мы решаем еще одну задачу – способствуем установлению межличностных отношений с педагогами. На этом этапе необходимо помочь младшим подросткам почувствовать себя самостоятельными не только в общении, но и в деятельности учения, поэтому можно выделить следующие направления работы: формирование конструктивного отношения к неудачам, ошибкам; анализ уже достигнутых успехов.

        На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. Формируется понимание критериев оценки устной и письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов. Таким образом, мы создаем условия не только для адаптации пятиклассников к средней школе, но также и для формирования адекватной самооценки и правильного отношения к результатам деятельности другого ребенка.

        На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способа поведения в конфликтных школьных ситуациях. На этом этапе используются приемы, позволяющие работать со школьной тревожностью и излишним волнением, возникающим у детей в различных ситуациях на уроке.

Критерии эффективности:

- снижение уровня школьной тревожности;

- повышение групповой сплоченности;

- позитивная динамика эмоционального развития ребенка;

- повышение уверенности в себе и своих возможностях;

- формирование позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.

Структура занятия:

Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия. Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроится на работу, повышают уровень их активности и способствуют формированию групповой сплоченности. Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга. Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

Кол-во часов

5 класс

Дата проведения

по плану

по факту

1

Диагностическое обследование

Шкала тревожности» Кондаша;

«Социометрия» Дж. Морено;

Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

1

2

Здравствуй, пятый класс

Формирование групповой сплоченности

1

3

Узнай свою школу

Помочь обучающимся ознакомится со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях

1

4

Что поможет мне учиться?

Способствовать формированию учебных навыков; способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии.

1

5

Легко ли быть учеником?

Помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику; способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности.

1

6

Чего я боюсь?

Научить детей распознавать свои школьные страхи, помочь найти способы их преодоления; снизить школьную тревожность.

1

7

Конфликт или взаимодействие?

Развить навыки общения и разрешения конфликтов.

1

8

Работа с негативными переживаниями.

Повышение эмоциональной устойчивости детей; формирование навыков принятия собственных негативных эмоций.

1

9

Диагностическое обследование

Шкала тревожности» Кондаша;

«Социометрия» Дж. Морено;

Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную

Доклад к педаггическому совету "Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную"...

СПЕЦИФИКАЦИЯ проверочной работы для промежуточной аттестации по русскому языку, 4 класс (для обучающихся, получающих начальное общее образование в форме семейного образования и самообразования)

Проверочная работа предназначена для проведения процедуры промежуточной аттестации обучающихся, получающих начальное общее образование в форме семейного образования или самообразования, по учебному пр...

Обеспечение успешной адаптации учащихся при переходе с начального общего образования на основное общее образование.

Обеспечение успешной адаптации учащихся при переходе с начального общего образования на основное общее образование. Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования.Сегодняшняя школ...

выступление пед.совет Преемственность при переходе из начального общего образования на основную общую ступень в условиях внедрения ФГОС в общеобразовательном процессе по изобразительной деятельности. Современный урок по ФГОС.

Принципиальным отличием нового стандарта является и то, что во главу угла ставится ребенок, и нам педагогам приходится преподавать по-новому: организовывать с детьми работу над проектами, разраба...

Рабочая программа по шахматам начального общего образования класс / уровень общего образования 1-4 классы

Рабочая программа по шахматам для 1 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами.Предмет шахматы находится в вариативной части Учебного плана МБОУ Покровская СОШ «НОК...

Рабочая программа воспитания на уровнях начального общего образования и основного общего образования МКОУ Вараксинской ОШ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной...