Выступление на итоговом заседании педагогического совета об итогах реалиации общешкольного проекта " Лаборатория когнитивного развития"
методическая разработка

Вертей Юлия Николаевна
В 2018-2019 учебном году педагоги были нацелены на использование активных образовательных практик в организации работы с открытой информацией и решению нестандартных задач. В начальной школе программы основного общего образования были тематически связаны с занятиями внеурочной деятельности и дополнительного образования. В дошкольных группах организация образовательной деятельности в рамках проекта осуществлялась с использованием трансформированного пространства групп и включением занятий с педагогами английского языка по теме ситуативных дней. В соответствии с ФГОС образовательная деятельность в рамках проекта строилась с учётом интеграции разных образовательных областей и с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая информация по  реализации школьного проекта «Лаборатория когнитивного развития» в 2018-2019 учебном году

Куратор  проекта: Вертей Ю.Н.

2018-2019 учебный год – второй год реализации общешкольного проекта.

Нормативно - правовая основа: Положение о школьном проекте, приказ № 03.01-401/18 от 03.09.2018 года « О реализации общешкольных проектов в 2018-2019 учебном году» Проектом охвачены  три уровня образования: дошкольный уровень обучения, начальный уровень обучения, основное общее образование

В 2018-2019 учебном году педагоги были нацелены на использование активных образовательных практик в организации работы  с  открытой информацией и решению нестандартных задач. В начальной школе  программы основного общего образования были тематически связаны с  занятиями    внеурочной деятельности и дополнительного образования. В дошкольных группах  организация образовательной деятельности в рамках проекта осуществлялась с использованием трансформированного пространства групп и включением занятий с педагогами английского языка по теме ситуативных дней. В соответствии с ФГОС образовательная деятельность в рамках проекта  строилась с учётом интеграции разных образовательных областей и  с  учётом возрастных  особенностей обучающихся. Достижение поставленных задач педагоги достигали в совместной деятельности, групповой работе и постановке проблемно - поисковых задач для развития когнитивных навыков. Особый акцент был сделан на создание своих авторских текстов и заданий, повышения мотивации к печатному слову, расширению активного словаря, развитие интереса к интеллектуальным играм и новым явлениям.

Основной целью проекта является создание особой коммуникативно - стимулирующей среды.

В рамках реализации школьного проекта в 2018 году  административной командой было решено  не только развивать предметно-пространственную среду в дошкольных группах и активно включать трансформируемое пространство в  образовательный процесс, но  и создавать особые  мотивирующие  пространства  в рекреациях, коридорах, с учётом развития когнитивных навыков. В 2018-2019 году  создана  школьная рекреация для начальной школы на 1 этаже. Авторы: Вертей Ю.Н., Шарова Т.А. Опыт  создания аналогичных зон, которые можно использовать,  как в  организации когнитивных двигательных пауз, так и  в переключении видов деятельности, для обучающихся с ОВЗ и  обучающихся с гиперактивностью,   был представлен  в рамках городского проекта             « Школы городов-партнёры Москвы» 29.11.2018 года и в рамках Международного салона образования 10.04.2019 года

Статистика охвата проектом участников образовательных отношений в динамике за два года:

2017-2018 учебный год

2018-2019 учебный год

Дошкольные группы

5 групп/147 воспитанников/10 воспитателей

6 групп/186 воспитанников/12 воспитателей

Начальный уровень обучения

6 классов/172 обучающихся/ 6 учителей

9/261 обучающийся/9 учителей

Основное общее образование

3 класса / 78 обучающихся/3 педагога

4 класса/106 обучающихся/

Педагоги дополнительного образования

3 педагога( Конструирование, театральное и ораторское мастерство, английский язык со 2 полугодия)

2 педагога( английский язык)

 Вывод: произошло расширение границ проекта, проявляется интерес родителей и педагогов.

Всего  в рамках проекта  в 2018-2019 учебном году проведено 646 ситуативных дней, две научно - практические конференции. Педагоги проекта презентовали  18 активных практик. В рамках взаимообмена опытом  педагогами создано 164 технологических карты с  банком заданий и кейсов.

В 2018-2019 учебном году в рамках проекта проведено 2 научно - практических конференции ( 16.11.2018 года «Среда творческого взаимодействия»( сетевой уровень) и 26.05.2019 года «Реализация активных образовательных практик в рамках школьного проекта « Лаборатория когнитивного развития»( школьный уровень)

Активные практики   транслируемые в рамках конференций:

ФИО педагога

Тема

Форма , дата

Авдеенко Е.В., учитель начальной школы . 2 класс, первый год в проекте

Особенности организации учебной деятельности в рамках реализации общешкольного проекта « Лаборатория когнитивного развития»

16.05.2019 год ( выступление с презентацией )

Овсянникова З.С.

Ульянова Е.Г., учителя английского языка( дошкольные группы)

Особая языковая среда в дошкольных группах, как фундамент  для высоких результатов обучения английскому языку в школе

16.05.2019 год ( выступление с презентацией и видеофрагментами занятий)

Шилко Т.Н., воспитатель дошкольной группы, второй год реализации проекта

Активные методы обучения для формирования активного словаря и мотивации к обучению в дошкольных группах

16.05.2019 год( выступление с презентацией)

Федянина Е.В., учитель-логопед, первый год реализации проекта

Динамика формирования орфографической зоркости и ораторского мастерства  в когнитивном классе ( аналитика  и сравнение 2 классов)

16.05.2019 год выступление  

Михеева Л.Н., группа № 4, 2 год реализации проекта, второй год реализации проекта

Практики организации ситуативных дней в дошкольной когнитивной группе

16.05.2019 год выступление

Коробова О.В., учитель начальной  школы второй год реализации проекта

Второй год в когнитивном классе( из опыта работы)

16.05.2019 год выступление

 ШилкоТ.Н., воспитатель, второй год участия в проекте

«Использование ресурсов мультипликации, как банка открытых заданий для

перевода «пассивного» словаря дошкольника в «активный»

Выступление с видео показом и проведением мастер-класса, ноябрь 2018 года

 Серебров А.Ю. , учитель русского языка и литературы( претендент на участие в проекте, учитель-предметник в когнитивном классе)

«Использование игровых моделей решения открытых литературных задач для развития креативного мышления у старшеклассников»

Выступление с презентацией, ноябрь 2018 года

  Алексеева С.А., учитель начальных классов, второй год реализации проекта

«Использование теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), как  педагогического инструмента для развития познавательной компетенций»

Выступление с презентацией, ноябрь 2018 года

 Зубкова О.А , учитель начальной школы, второй год реализации проекта

«Среда творческого взаимодействия (СТВ) на пути внедрения конвергентного подхода»

Выступление с презентацией, ноябрь 2018 года

 КулаковМ.С, учитель истории и обществознания, учитель-предметник в когнитивном классе

 «Дебаты, как одна из форм открытых заданий, развивающих критическое мышление»

Выступление с презентацией, ноябрь 2018 года

  Меркулова Ю.А., учитель математики, первый год в проекте

«Формирование финансовой грамотности на примере создания кейс - игры ООО « Карамелька»

Выступление с презентацией, ноябрь 2018 года

Амирова А.А., воспитатель дошкольных групп, второй год реализации проекта

«Создание детьми 4-5 лет авторских текстов, как условия развития креативного мышления и монологической речи»

Выступление с презентацией, ноябрь 2018 года

Дошкольный уровень обучения:

Познавательное развитие ( динамика  на начало учебного года и конец учебного года)

%

1гр.

2гр.( когнитивная)

3гр.

4гр.( когнитивная)

5гр.

6гр.

7гр( когнитивная).

8гр( когнитивная).

9гр.

10гр.

11гр.

нг

61

64

54

60

36

30

56

70,6

68,9

61

50,5

кг

74

81

68

79

47

49

78

90,6

88,4

71

71,5

Динамика  развития познавательной деятельности:

 Средний показатель роста по когнитивным группам: 19, 5 условных единиц

Средний показатель роста по  обычным группам:15, 4 условные единицы

 Динамика в разрезе  когнитивной группы № 7 ( первый год реализации проекта)

В 4 дошкольных группах ( гр. № 8,17, 2, 4)  в течение  учебного года проводились билингвические занятия по теме ситуативных дней на английском языке) - в этих группах наблюдается повышение  активного словаря, использование более крупных лингвистических единиц в устной речи, в 4 группах  созданы научно- исследовательские уголки естественных наук - в этих группах наблюдается  формирование таких навыков, как обобщение, систематизация, вычленение лишнего, построение логических цепочек. 

Начальное и общее основное образование:

Результаты независимых диагностик:

Достигли показателей «уровня города» и «выше»  когнитивные классы по предметам:

4»к» - русский язык, английский язык, чтение

5 «к»- метапредметная диагностика

8 « к» - метапредметная диагностика

C:\Users\Вертей Юлия\Documents\4к-мгч.JPG

Результаты « ниже города»:

4 «к» - математика

8 «к» - финансовая грамотность.

C:\Users\Вертей Юлия\Documents\4к математика.JPG

C:\Users\Вертей Юлия\Documents\8 к финансовая грамотность.JPG

Вывод:  Прослеживается общая положительная динамика повышения качества образования в когнитивных классах.  Небольшое отставание от  уровня города по двум областям знаний «Математика»  и « Финансовая грамотность». Необходимо усилить технологическую направленность ситуативных дней, акцентировать внимание  на формирование математических представлений и основ экономической и финансовой грамотности, включить в учебный план  программы внеурочной деятельности « Экономическая азбука», «Экономика для начинающих».

Сравнительный анализ  качества образовательной деятельности в 1-3 классах на данных ВСОКО:

1 классы:

предмет

Когнитивные классы

Общеобразовательные классы

% от общего количества обучающихся, набравших  повышенный и высокий уровень достижений

Русский язык

61

46

53

20

36

Литературное чтение

64

55

54

11

50

Математика

74

71

72

48

55

Ср. показатель:60%

Ср.показатель:36%

2 классы:

предмет

Когнитивный класс

Общеобразовательные классы

% от общего количества обучающихся, набравших  повышенный и высокий уровень достижений

Русский язык

89

52

76

52

65

Литературное чтение

80

81

81

66

87

Математика

82

50

47

29

63

Ср. показатель: 83   %

Ср. показатель:  62   %

 3 классы ( вся параллель когнитивная)

предмет

Общеобразовательные классы

3 классы в 2017-2018 учебном году

Когнитивные классы

% от общего количества обучающихся, набравших  повышенный и высокий уровень достижений

Русский язык

54

36

69

77

76

85

Литературное чтение

64

51

29

50

60

68

Математика

64

56

40

79

48

67

Ср. показатель: 54   %

Ср. показатель:  62   %

 4 классы по данным  ВПР:

предмет

Когнитивный класс

Общеобразовательные классы

% от общего количества обучающихся, набравших  повышенный и высокий уровень достижений

Русский язык

62

58

95

Окружающий мир

68

32

48

Математика

83

53

68

Ср. показатель: 71   %

Ср. показатель:  59   %

В 5-6 классах защита своей деятельности по итогам проекта происходила внутри классного коллектива. У каждого участника проекта была возможность  работать в составе  подгрупп разной направленности: технологической, физико- математической , гуманитарной, естественно- научной, химико- биологической.  В течение двух лет можно  свободно менять группу, участвовать в темах по нескольким направленностям.

По итогам проекта в мае 2019 года в 7 «к» и 8 «к» классах прошла  публичная защита результатов деятельности в формате « Моё портфолио». Публичная защита показала, что в 7 « к»  классе к концу года  ситуация сложилась следующим образом:

Определились с профильной направленностью

Не определились с профильной направленностью

66% от общего количества

34%

 

 В 8 « к» классе

Определились с профильной направленностью

Не определились с профильной направленностью

84%

16%

 В рамках проекта все обучающиеся 8 «к»  посещали дополнительные образовательные программы в рамках сетевого взаимодействия с 26 колледжем. 6 человек по программе         «Химический анализ» сдали экзамен и получили сертификаты.  8 человек продолжат обучение по программе « Автодело», 5 человек  «Основы начертательной геометрии».  11 человек из 7-8  когнитивных классов бросили занятия в течение учебного  года. 5 человек посещали занятия в рамках проекта « Кружок от чемпионов»:1- по предмету « Экология», 2- « Биология».

 В 5-6 классах защита проектов была внутри класса, перед своими одноклассниками :   шестиклассники  присутствовали на защите у  7 и 8  класса, где  работу каждого  оценивала  представительная комиссия из родителей, педагогов, руководителей проектов, педагогов-психологов, представителей администрации.  Традиционно защита  работы происходит в формате диалога. По каждой защите комиссия пишет отзыв и предложения на следующий учебный год, который  находится в портфолио и помогает  определять дальнейшую направленность деятельности.   По итогам защиты ребята определились не только с направленностью, но и с программами дополнительного образования, элективами, которые хотели бы посещать, сделали выбор  предметов  олимпиад.

 Обязательным условием  для когнитивных классов является участие в  городском проекте « Университетская суббота», где участники проекта могут познакомиться со спецификой ВУЗов города Москва, прослушать лекции по выбранной направленности.  Более 70 % участников проекта 7-8 классов посетили более 2 мероприятий в рамках  Университетских суббот.

 В следующем году   8 человек  хотели бы посещать кружок « Разговорный английский язык»,  9 человек планирую освоить дополнительные программы, связанные с медициной, 14 человек  хотят  освоить программы Web-дизайна и посещать занятия в «Робо-классе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагогического совета в рамках обощения опытом

Использование инновационных технологий при совершенствовании навыков чтения...

Выступление на заседании педагогического совета по теме: "Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования".

Материал содержит рекомендации по выбору наиболее оптимальных путей обучения ребенка с целью обеспечения качественного образования....

Выступление на заседании педагогического совета по теме: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Материал содержит информацию о путях духовно-нравственного воспитания младших школьников....

Презентация к общешкольному проекту " Лаборатория когнитивного развития"

Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. ...

Презентация к выступлению на Управляющем совете по итогам реализации общешкольного проекта

По итогам реализации общешкольного проекта уже можно сказать: что изменилось? Какие качественные и количественные изменения произошли и происходят? Для аналитики используем методы наблюдения, ВШК и да...