Выступление на заседании педагогического совета. Тема «Расширение познавательных способностей учащихся» (из опыта формирования портфолио)
методическая разработка (1 класс) по теме

Попова Светлана Анатольевна

Материал для ознакомления формирования портфолио и его структура в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

на заседании педагогического совета

Тема

«Расширение познавательных

способностей учащихся»

(из опыта формирования портфолио)

                                                                        учитель начальных классов

                                                           МБОУ «СШ № 42»

                                                 Попова С.А.

Январь 2016 г.

         В педагогической литературе портфолио характеризуется как - коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные и внеучебные  результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами.                           (слайд 2)

         Я считаю, что портфолио играет большую роль в расширении познавательных способностей учащихся начальной школы. Такое утверждение мне позволяет сделать мой педагогический опыт.

Перед тем как внедрить технологию «Портфолио» в практику, я определила содержание работы с портфолио,    объяснила детям, для чего они будут вести   портфолио, а также проинструктировала их, как правильно начать работу. С родителями провела родительское собрание, где  проинформировала их о результатах нашей совместной работы.  Важно, чтоб  в   формировании портфолио участвовали обучающиеся, родители обучающихся, учитель начальных классов.

Начиная работу над составлением портфолио, я обозначила основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах. А именно:

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

— формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный");

— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

   Чтобы работа шла успешнее,   я  выделила определенные условия, принципы и методы, при которых, на мой взгляд, введение  данной технологии будет эффективно.

Итак, условия:

- Учебный и творческий процесс ученика должен быть зафиксирован

- Систематизация творческого и интеллектуального роста

- Динамика развития ребенка относительно самого себя   

Принципы 

- Гуманность - отсутствие прямого принуждения в формировании портфолио

- Активность - вовлечение детей в различные виды деятельности

- Помощь -  должна быть оказана со стороны классного руководителя и  родителей

- Оптимистичность - это недопустимость потери веры в свои силы

Портфолио будет иметь следующую структуру:                                                  (слайд 3)

         «ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ».

Содержит основную информацию (фамилия имя, учебное заведение).

РАЗДЕЛ «МОЙ МИР».  

"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих такое же имя.  

"Моя семья" - здесь размещаются  семейные фотографии и  возможен рассказ о   членах  семьи.  

"Мой город" - рассказ о родном городе, о его интересных местах, в которых ребенок побывал, сопроводить фотографиями. Здесь же можно разместить схему маршрута от дома до школы.

"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

"Мои увлечения" – это  то, чем увлекается ребенок. Здесь фото или  записи  о занятиях в учебных заведениях дополнительного образования.

"Моя школа" – сведения  о школе и о педагогах, небольшие заметки о любимых школьных предметах.

РАЗДЕЛ «МОИ УСПЕХИ В  УЧЁБЕ».

Раздел посвящён школьным предметам и заполняется  написанными   проверочными  работами, выполненными  учеником успешно, таблицами,  графиками, схемами,  показывающими динамику скорости чтения и навыкам счета; названиями книг, которые он прочитал.

РАЗДЕЛ «МОЯ ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ».

В начальной школе дети принимают активное участие в различных школьных, внеклассных мероприятиях, декадах,  в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. В этот раздел дети помещают фотографии активной школьной деятельности.  

РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО».

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы по разным предметам. Если выполнена объёмная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию.  

РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ».

Здесь размещаются дипломы, грамоты, сертификаты,  благодарственные письма.

РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ».

Сам ребенок здесь может написать свои пожелания учителям и родной школе, какими бы он хотел их видеть и что бы изменил. Также пожелания от родителей, учителей и друзей.

Я считаю, что структура портфолио должна меняться по мере освоения учащимися этого способа организации учебной деятельности.

В первом классе мы только начинаем формировать портфолио. Сейчас для нас значимыми оказались следующие разделы:                                                           (слайды 4,5,6,7,8)

- Титульный лист,

- мой мир,

- мои первые работы,

- мое творчество,

- мои достижения.

Учащиеся с интересом принялись за работу. Портфолио начинает заполняться первыми работами и достижениями учащихся. Ребята с удовольствием показывают свои папки одноклассникам.

В заключении я хочу сказать, что в соответствии с новым ФГОС, на ступени начального общего образования должно осуществляться формирование способностей к организации своей деятельности - умение планировать, осуществлять контроль и оценку своей деятельности. Поэтому портфолио ученика начальных классов в этом аспекте будет приобретать практическую значимость.                                                                          (слайд 9)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

(из опыта формирования портфолио)

Слайд 2

В педагогической литературе портфолио характеризуется как - коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные и внеучебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами.

Слайд 3

Структура портфолио Титульный лист Мой мир Мои успехи в учебе Моя школьная жизнь Мое творчество Мои достижения Отзывы и предложения

Слайд 4

Портфолио ученика МБОУ «СШ № 42» Чистякова Максима

Слайд 5

Мой мир

Слайд 6

Мои первые работы

Слайд 7

Мое творчество

Слайд 8

Мои достижения

Слайд 9

Спасибо за внимание! Презентация составлена Поповой Светланой Анатольевной г. Иваново МБОУ «СШ № 42» Январь 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагогического совета в рамках обощения опытом

Использование инновационных технологий при совершенствовании навыков чтения...

Выступление на заседании педагогического совета по теме: "Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования".

Материал содержит рекомендации по выбору наиболее оптимальных путей обучения ребенка с целью обеспечения качественного образования....

Выступление на заседании педагогического совета по теме: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Материал содержит информацию о путях духовно-нравственного воспитания младших школьников....

Выступление на заседании педагогического совета . Тема: "Инновационная деятельность педагога как ключевая составляющая реализации ФГОС".

Инновационная деятельность учителя начальных классов как ключевая составляющая  реализации ФГОС....

Выступление на заседании Педагогического совета "Использование мультимедийных технологий на уроках истории при обучении детей с умственной отсталостью"

За последние десятилетия в истории произошли кардинальные изменения. Новые учебники и программы разных авторов, предлагают разную трактовку и свое видение предмета. При традиционном подходе к изучению...