Выступление на заседании педагогического совета по теме: «Влияние классного коллектива на личность учащихся».
статья

Влияние классного коллектива в начальной школе на личность учащегося

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vysteplenie_na_pedsoveie_v_2016g.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Любимовская средняя общеобразовательная ишкола»

Большесолдатского района Курской области

Выступление

на заседании педагогического совета

 Тема: «Влияние классного коллектива на личность учащихся».

Подготовила:

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Жигулина О.В.

Любимовка-2016г.

Влияние классного коллектива на личность учащихся

          Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь характер - пожнешь судьбу». К ней, опираясь на современную психологию, можно добавить: «Посеешь коллектив -  пожнешь личность». Каким станет наше общество завтра, зависит от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние школьники.      

     Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребёнка. Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм и т. д.), в зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает её от других групп. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться как коллектив в первый момент своего существования. Это длительный процесс.

      Коллектив - это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности учащихся в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив даёт возможность каждому школьнику приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные качества. Коллектив, как живой организм, рождается, развивается, живёт. Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. В нём возникают, прежде всего, деловые отношения - отношения ответственности-зависимости. Они являются основными в коллективе.

     Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень - деловые связи учащихся. В классе должен быть актив (группа детей), на который всегда можно опереться, и который может влиять на остальных учащихся. Это не значит, что эти учащиеся находятся у учителя на «особом положении», но в коллективе они должны пользоваться уважением.

    Далее классный руководитель создаёт условия для становления классного коллектива. Строит свою работу на основе общих интересов обучающихся, равенства, терпимости друг к другу. Подбирает мероприятия, которые способствуют сплочению ребят, устанавливает социальные нормы. Это беседы, классные часы, имеющие нравственную тематику, направленные на установление социального статуса, соблюдение общепринятых норм поведения, этикета. Особенно сплачивают детский коллектив общие дела, коллективные экскурсии, походы в кино и т.д. В коллективе не должно быть места страхам, шантажу, подавлению более сильной личности слабую. Это наставником должно моментально пресекаться.

     Чтобы ребёнку было комфортно в классном коллективе, классный руководитель должен выполнять следующие задачи:

1. Создать  условия для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств учащихся.

2. Обеспечить педагогическую поддержку учащимся для развития их творческого потенциала.

3. Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.

4.Создать условия для социальной адаптации каждого ребенка к современному обществу.

5.Создать условия для укрепления внутрисемейных связей детей и их родителей.

    В.А.Сухомлинский писал: «Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленная воспитателями. Но ещё сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитания заключается в том, чтобы каждый ребёнок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту».

Доминирующий фактор сплочения:

  • общие интересы;
  • стремление приспособиться в специфических условиях;
  • авторитет лидера;
  • наличие социальных норм.

Строя свою работу, классный руководитель опирается на принцип  сотрудничеста:

  • безусловное принятие личности, её слабых и сильных сторон;
  • беспристрастность в оценке поступков учащихся;
  • терпение в достижении результатов воздействия и терпимость в отношении к членам коллектива;

        - диалогичность в общении;

         - отсутствие страха;

  •  использование чувства юмора;
  • отсутствие сделать ошибку и признать её.

     Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность учащегося. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы (с фиксацией в нём выполненных пунктов) недостаточно. Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания. Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме - плану (определённой фиксации проделанного), а комплексно в рамках целостной воспитательной деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя. И если мы это научимся делать, тогда не только с практической точки зрения, многие наши проблемы будут решены.

     Чтобы работа по формированию ученического коллектива была успешно решена, учителю необходимо учесть следующее:

  1. открытость деятельности классного руководителя: «Планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе»;
  2. осуществление обратной связи: после каждого проведённого совместного дела учитель организует беседу, анализ, что благоприятствует неформальным отношениям между членами коллектива;
  3. сотворчество (сотрудничество в творчестве);
  4. успешность (с использованием инструмента оценки);
  5. свобода выбора;
  6. целевая направленность на конкретный результат дела;
  7. привлекательность деятельности.

    Основные направления работы классного руководителя по организации и развитию классного коллектива:

  • организация коллективной деятельности 

Основным видом деятельности для школьников является учение. Учение и преподавание взаимосвязаны. Так, разработка новых методов обучения, осуществление проблемного, программированного, дифференцированного обучения направлены на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Интеллектуальный поиск невозможен без умения аргументировать и отстаивать свои взгляды, свою точку зрения, проникаться идеями других людей. Именно поэтому различные формы коллективного сотрудничества учащихся в учебном процессе (на уроках и практических занятиях) приобретают все большее значение. Широкое распространение  получают групповые формы учебной работы.

  • организация самоуправления

Одним из помощников в  организации жизни класса является самоуправление. В своей работе с детьми именно развитию самоуправления в классе я отвожу важную роль. Самоуправление – результат огромной совместной работы взрослых и детей. Ребята в начальной школе любят и хотят выполнять в классе различные поручения. Если у  младших школьников  это желание поддерживается классным руководителем, всячески поощряется  самостоятельность, инициатива, то и в средней школе дети с удовольствием будут участвовать в жизни и класса и школы.

  • организация работы с родителями;

Немаловажную роль в организации самоуправления в классе  играют родители во главе с родительским комитетом, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее, сплоченнее.

  • организация традиций коллектива;

На всех стадиях развития классного коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции.

Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. Классный коллектив - это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности после большой трудной работы собраться всем вместе..  Добрые традиции,  развиваются, закрепляются и передаются из года в год. На таких мероприятиях развиваются дружеские отношения между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу.

  • воздействие на межличностные отношения в классном коллективе.
  • внеурочная деятельность

Кроме того, сплочению коллектива способствуют разнообразные внеклассные мероприятия, где активное участие принимают дети:экскурсии, походы, праздники. Важную роль в формировании классного коллектива и установлении взаимоотношений в классе играют классные часы.

     Классный руководитель должен быть дирижером, руководить, управлять процессом становления коллектива, его формированием. Он не волен заставить дружить ребят, но помочь каждому раскрыться, показать свои лучшие стороны, которые могут привлечь к нему сверстников, - это ему под силу. Формирование и сплочение коллектива – это как восхождение к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый «коллектив».

- «Песчаная россыпь» - бывает в коллективе, что каждый как песчинка: и вроде все вместе, и а то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей.

- «Мягкая глина». В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу.

- «Мерцающий маяк» - формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе.

- «Алый парус» - дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью.

- «Горящий факел» - это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.

Критерии коллектива:

  • групповая направленность;
  • способность группы к самоуправлению;
  • подготовленность группы к совместной деятельности.

Показатели развития коллектива:

  • интеллектуальная коммуникативность

(межличностное восприятие, взаимопонимание, общий язык, понимание с «полуслова»);

- эмоциональная коммуникативность(общение и поддержка в радости и горе);

-        волевая коммуникативность (способность противостоять трудностям в экстремальных ситуациях)

Показатели развития коллектива:

  • мобильность;
  • товарищеские взаимоотношения;
  • мажорное мироощущение;
  • ответственность за коллективное дело;
  • самостоятельное выдвижение общественно-значимых целей

    Основная цель педагога - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создаётся.

 

                                Список использованной литературы

  1. Каманин, О.Н., Создание детского общественного объединения / О. Н. Камакин // Справочник классного руководителя. - 2009. - №12. - с.33-40.
  2. Нечаев, М.П., Имидж классного руководителя / М.П. Нечаев // Справочник классного руководителя. - 2008. - №9. - с.33-35.
  3. Макаренко, А.С, Педагогические сочинения, т.1./ А.С. Макаренко - М.: Педагогика, 1983.-386с.
  4. Сухомлинский В.А., Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский -М.: Педагогика, 1990. - 286с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагогического совета по теме: "Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования".

Материал содержит рекомендации по выбору наиболее оптимальных путей обучения ребенка с целью обеспечения качественного образования....

Выступление на заседании педагогического совета по теме: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Материал содержит информацию о путях духовно-нравственного воспитания младших школьников....

Выступление за заседании ШМО на тему «Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования»

quot;Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования"...

Выступление на заседании педагогического совета . Тема: "Инновационная деятельность педагога как ключевая составляющая реализации ФГОС".

Инновационная деятельность учителя начальных классов как ключевая составляющая  реализации ФГОС....