Открытые уроки. Методические разработки.
методическая разработка по зож
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 137.5 КБ |
![]() | 108.81 КБ |
![]() | 249.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Проблемно-диалоговый урок
Цель разработки – показать эффективность проблемно - диалогового обучения в начальной школе.
Задачи:
- представить структуру проблемно-диалогового урока;
- раскрыть суть каждого этапа данного типа урока;
- обосновать необходимость применения проблемного диалога на уроках в начальной школе.
Проблемно-диалоговое обучение – это такой тип обучения, которое обеспечивает усвоение знаний посредством диалога с учителем. В основе проблемно-диалогового обучения лежат проблемное обучение, диалоговое и психология творчества. В своей практике я опираюсь на работы по проблемному диалогу Мельниковой Е.Л., кандидата психологических наук, доцента кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО, г. Москва.
Технология преследует следующие цели: формирование прочных знаний, развитие интеллекта и творческих способностей учащихся, воспитание активной личности.
Позволяет решить задачу: обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.
Применение данной технологии в процессе обучения способствует формированию учебно-познавательных и коммуникативных компетенций учащихся (по классификации А.В.Хуторского).
Проблемный диалог представляет собой реальную технологию обучения, которая подробно разработана психологами и педагогами. Исследования проводились в течение двадцати лет, В совместной деятельности психологов и учителей создавалась эта технология. И сейчас каждый учитель, работающий по данной технологии, вносит частичку своего творчества.
Структура проблемно – диалогового урока.
Рассмотрим подробней каждый этап урока.
0 этап Определение темы урока и типа нового знания. | Знания: - факт; - понятие; - правило; - закономерность. | ||
Этап урока | Форма работы | Приемы: | Результат |
1 этап Постановка проблемы:
| побуждающий диалог или подводящий диалог |
| проблема-вопрос А что мы не знаем? |
2 этап Совместный поиск решения проблемы. |
Подводящий диалог анализирующее коллективное наблюдение или фронтальная дискуссия. |
| понимание нового знания |
3 этап Получение совместного окончательного решения.
Цель – рефлексия. |
| готовый продукт
|
Учитель определяет для себя тип знания, даваемого на уроке, и пути подхода к нему (я знаю, но детям не скажу). Этот этап учитель проходит, планируя урок.
1 этап. Постановка проблемы.
«Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования»
(С. И. Ожегов)
Задача учителя на этом этапе – привести учащихся к теме урока через учебную проблему. Результат этапа - проблема – вопрос «А что мы не знаем?»
Постановка проблемы проводится в три этапа.
1-й этап. Создание «ситуации успеха». (см. Приложение1)
На этом этапе мной предлагаются упражнения, опирающиеся на прошлый опыт ребенка. Даются задания, воспроизводящие ЗУН, необходимые и достаточные для изучения нового, и задания, направленные на развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.д. Они решаются без затруднений.
2-й этап. Возникновение проблемной ситуации.
Проблемная ситуация – это начальный этап мыслительной деятельности, создает внутренние условия для возникновения проблемы. Проблемная ситуация появляется в процессе выполнения задания, которое помогает ученику осознать противоречие. Оно, в свою очередь, побуждает потребность в «открытии» нового знания.
На этом этапе детям предлагается задача, которую они решить уже не могут, т.к. она ориентирована уже на новый способ действия. Возникает ситуации «интеллектуального» разрыва.
3-й этап. Формулирование проблемы, темы урока или вопроса для исследования.
На данном этапе дети вместе с учителем формулируют то, чего им сейчас не хватает, т.е. испытывают дефицит знаний, умений. Учащимся необходимо проанализировать ситуацию практического затруднения: где и почему возникла трудность? что же будем делать дальше?
Постановка проблемы проходит в форме побуждающего диалога.
Побуждающий диалог – это стимулирующие вопросы, реплики, которые помогают осознать школьникам проблемную ситуацию и сформулировать учебную проблему. По мнению Мельниковой Е.Л., побуждающий диалог активно формирует творческие способности учащихся.
Разработаны шесть приёмов создания проблемной ситуации и для каждого - текст диалога.
Приёмы создания проблемной ситуации - с удивлением: Прием (П.1.) Одновременное предъявление противоречивых фактов или точек зрения. П.2. Столкновение разных мнений учеников. П.3. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. - с затруднением: П.4. Невыполнимое практическое задание. П.5. Практическое задание, не сходное с предыдущим. П.6. Практическое задание, невыполнимое на уровне актуальных знаний, но сходное с предыдущим; доказать, что задание учениками невыполнимо. | Вопросы, побуждающие к осознанию противоречия:
Вопросы, побуждающие к формулированию учебной проблемы:
|
Организовать и провести побуждающий диалог помогают такие приемы, как проблемные открытые вопросы, провокации, «ловушки», странности, противоречия.
2 этап. Совместный поиск решения проблемы.
Результат этого этапа – понимание нового знания.
Если постановка проблемы проводится в форме побуждающего диалога, то ее совместное решение – в форме подводящего диалога (по Е.Л. Мельниковой).
Подводящий диалог – система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока.
Данный тип диалога развивает логическое мышление и речь учащихся.
В ходе подводящего диалога цепочкой вопросов и заданий учитель помогает детям самим открыть и сформулировать новое знание.
Выделяют 2 формы подводящего диалога.
- Анализирующее коллективное наблюдение.
Например, предлагаемый для анализа материал разбивается на 2 группы. Дети сравнивают материал обеих групп. Учащиеся высказываются, отвечая на вопросы: «Что заметили? Что хотите сказать?». Выделяются наиболее интересные реплики и развиваются. В случае затруднения можно использовать такие приемы, как наводящие вопросы, дозированная подсказка, наглядность. Постепенно отбрасывая все лишнее, остается суть нового понятия, знания.
- Фронтальная дискуссия
Дискуссия строится по следующей схеме.
а) Выдвижение детьми версий, гипотез.
б) Фиксирование версий на доске.
в) Обсуждение версий.
г) Координация всех версий и подход к правильному ответу.
д) Подведение итога, т.е. обоснование выбранного способа, версии, мнения.
е) «Открытие» нового знания.
Провести подводящий диалог на этапе совместного поиска решения проблемы помогают следующие методические приемы.
Главный прием – проблемный вопрос, который содержит в себе познавательную трудность. Такой вопрос побуждает учащихся к самостоятельному поиску знаний, заставляет рассуждать, анализировать, аргументировать свои выводы.
Можно выделить следующие виды проблемных вопросов.
а) Вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей.
Например. 4 класс. Тема «Неопределенная форма глагола»
- Почему форма глагола называется неопределенной?
4 класс. Тема «Личные местоимения»
- Почему в некоторых предложениях местоимение Вы пишется с большой буквы?
б) Вопросы, формирующие способность критически мыслить, отстаивать свою точку зрения, спорить.
4 класс. Тема «Образование наречий»
- В предложении « Зимой приятно пройтись по заснеженному лесу» слово ЗИМОЙ – это имя существительное или наречие? Докажи.
в) Вопросы на сопоставление и сравнение.
4 класс. Тема «Будущее (простое) время глагола»
- В чем отличие глаголов в будущем (простом) времени от глаголов в будущем сложном времени? Докажи.
4 класс. Тема «Сложное предложение»
- Как отличить сложное предложение от предложения с однородными членами?
Серия частных проблемных вопросов помогает подсказать логику развития мысли.
Прием «дразнящий собеседник» (термин С.Ю. Курганова).
Этот приём заставляет учащегося мыслить, исходя из личного опыта.
4 класс. Тема «Правописание частицы НЕ с глаголами»
«Недомогать – не значит болеть.» Я думаю, что глагол НЕДОМОГАТЬ написан неверно, ведь я знаю, что частицу НЕ надо писать с глаголами раздельно.
Прием «педагогическая импровизация»
Этот прием означает, что учитель «идёт» вслед за учеником. Внимание детей привлекается к высказыванию ребёнка, выражается согласие и одновременно сомнение по поводу высказанной мысли. Использование этого приема иногда приводит к появлению второй, новой по содержанию линии диалога. Это удлиняет путь к достижению результата, но в то же самое время позволяет сделать урок интереснее и познавательнее.
4 класс. Тема «Первое и второе спряжение глаголов»
Учитель. Определите спряжение глагола стричь.
1-й ученик. Надо изменить глагол. Стригут, стрижем. Значит, это глагол первого спряжения.
2-й ученик. Это глагол второго спряжения, т.к. в нем перед –чь стоит гласная и. Я знаю, что в глаголах второго спряжения должен быть глагольный суффикс –и.
Учитель. А может это рассуждение правильное? Определите в какой части слова находится эта гласная.
Дети. Надо подобрать однокоренные слова. Стричь, постриг, стрижка. Гласная и находится в корне слова, значит по ней определить спряжение нельзя.
Эти методические приемы помогают поддерживать интерес у учащихся, развивать их творческие способности.
3 этап. Получение совместного окончательного решения.
Результат совместной деятельности на уроке выражается в готовом продукте. Он может быть представлен в виде таблицы, модели, схемы, сказки, загадки, сочинения, книжки-самоделки.
Готовый продукт должен быть обязательно представлен в классе: озвучен или опубликован.
Цель этапа – рефлексия.
Виды рефлексии:
- по содержанию – учащиеся, анализируя свою деятельность на уроке, выясняют для себя, что усвоено, а анна что надо обратить внимание в последующей работе (см. Приложение)
(Я хорошо понял… Я умею… Я еще не умею…);
- по степени сложности – что легко или что сложно, причины затруднения
(Что было легко? Почему? В чем испытывал затруднение? Почему?);
- по интересу – что заинтересовало
(Интересно ли было? Что конкретно вызвало интерес?).
-по итогу – нашли ответ на поставленный вопрос или нет, на какие вопросы надо найти ответ на следующих уроках
(На какие вопросы нашли ответ? Какие вопросы остались без ответа?).
Например, в 4-м классе по теме «Наречие» на первом уроке знакомства с новой частью речи учащиеся поставили следующие вопросы:
- На какие вопросы отвечает наречие? Что обозначает? Как изменяются наречия?
В ходе урока дети выяснили, что наречие отвечает на вопросы: Как? Каким образом? Когда? Где? Куда? Откуда? Сколько? Насколько?
Выполняя упражнение, сделали вывод о том, что наречия не изменяются.
В конце урока, возвратившись к вопросам, поставленным вначале, учащиеся обнаруживают, что второй вопрос остался без ответа. Значит, поиск ответа на этот вопрос и составит основу следующего урока.
Полностью данную структуру урока можно использовать на уроках посвященных изучению нового материала. На комбинированных и обобщающих уроках можно применять отдельные элементы.
На основе вышеизложенного материала мною составлен алгоритм построения проблемно – диалогового урока, который облегчает подготовку урока.
Алгоритм построения проблемно-диалогового урока.
0 этап.
- Определить тему урока.
- Уяснить новое знание и его тип: факт, понятие, правило, закономерность.
1 этап. Постановка проблемы.
1-й шаг. Создать «ситуацию успеха».
- Осуществить отбор упражнений для актуализации знаний:
-содержательная область - задания, воспроизводящие ЗУН, необходимые и достаточные для изучения нового;
-мыслительная область - задания, направленные на развитие мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.д.), которые потребуются на этапе «открытия» нового знания.
2-й шаг. Создать условия для возникновения проблемной ситуации.
- Выбрать прием создания проблемной ситуации
- с удивлением:
Прием (П) 1. Одновременное предъявление противоречивых фактов или точек зрения.
П.2. Столкновение разных мнений учеников.
П.3. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
- с затруднением:
П.4. Невыполнимое практическое задание.
П.5. Практическое задание, не сходное с предыдущим.
П.6. Практическое задание, невыполнимое на уровне актуальных знаний, но сходное с предыдущим; доказать, что задание учениками невыполнимо.
- Подобрать практическое задание, вызывающее познавательное затруднение в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Прописать побуждающий диалог от проблемной ситуации к осознанию противоречия (сути возникшего затруднения)
Диалог 1.(Д.1.) (П.1.)
-Что вас удивило? Что интересного заметили?
-Какие вы видите факты?
Д.2. (П.2.)
- Что интересного заметили?
-Сколько существует мнений в классе?
Д.3. (П.3.)
-Вы сначала как думали?
-А как на самом деле?
Д.4. (П.4.)
-Вы смогли выполнить задание?
-В чем затруднение?
Д.5. (П.5.)
-Вы смогли выполнить задание?
-Почему не получается?
-Чем это задание не похоже на предыдущее?
Д.6. (П.6.)
-Что вы хотели сделать?
-Какие знания применили?
-Задание выполнено? – Нет.
3-й шаг. Формулирование проблемы (темы урока, вопроса для исследования)
- Прописать диалог к формулированию проблемы
Диалог одинаков для любого приема создания проблемной ситуации
-Какой возникает вопрос? Какова же будет тема урока?
2 этап. Совместный поиск решения проблемы.
- Выбрать форму подводящего диалога.
Анализирующее коллективное наблюдение.
Предъявить 2 группы материала для анализа.
-Что заметили? Что хотите сказать?
Фронтальная дискуссия.
А - выдвижение версий.
Б - фиксирование версий и имен авторов на доске.
В – обсуждение версий.
Г – подход к правильному ответу.
Д – подведение итога.
- «Открытие» нового знания.
3 этап. Получение совместного окончательного решения
- Продумать форму готового продукта
-таблица, модель, схема, сказка, загадка, сочинение, книжка-самоделка или др.
- Продумать способ представления готового продукта
- устное представление, опубликование или др.
- Продумать диалог для рефлексии:
-по итогу урока:
-На какие вопросы теперь можем ответить?
-Какие вопросы так и остались без ответа?
-по интересу:
-Интересно ли было на уроке?
-Что конкретно вызвало интерес?
-по степени сложности:
-Что далось легче? Почему?
-Когда испытывал затруднение? Почему было трудно?
Трудности, возникающие при организации и проведении проблемно – диалогового урока, и пути их преодоления.
При применении проблемного подхода на уроках в начальных классах возникают определенные трудности, о которых должен знать учитель.
- Проблемное обучение требует больших временных затрат, чем обычное изложение материала.
- От учителя требуется отличное знание предмета, а также гибкость и оперативность в работе на уроке.
- Подготовка учителя к проблемно – диалоговому уроку занимает больше времени. Учитель должен заранее продумать все этапы проблемного урока, распределить время по этапам, продумать постановку учебной проблемы и прописать в плане диалог с учащимися. Вопросы для диалога нужно заранее тщательно продумывать и прогнозировать возможные ответы учащихся. Необходимо осмыслить, как лучше использовать пространство на доске. Проблемный диалог – это не система наводящих вопросов и хоровые ответы учащихся.
- Диалог – это особая форма общения, которая не появляется сама собой. Необходимо учиться вести диалог, начиная с 1-го класса.
Проблемно – диалоговый урок возможен лишь тогда, когда дети вступают в диалог «учитель – ученик» и «ученик – ученик». В совместной деятельности происходит обмен информацией, восприятие и понимание партнёра по общению. Ведению диалога необходимо учить. В своей работе я использую поэтапную организацию учебного диалога с 1 по 4 класс
Класс | Содержание работы |
1 класс | Обучение умению задавать вопросы учителю, запрашивая недостающую информацию. Обучение разграничивать области знания и незнания. На уроке дети работают в парах, учатся ведению диалога между собой при выполнении совместных действий. |
2 класс | Обучение умению задавать вопросы учителю, товарищам. Дети работают в парах: планируют совместные действия, проводят само- и взаимооценку. Дети работают в группах по 3 – 4 человека по поводу совместного решения учебной проблемы ( под руководством учителя ). |
3 класс | Обучение самостоятельной постановке вопросов по содержанию учебной проблемы. Ученики работают в парах по решению учебной проблемы: планируют, выполняют, контролируют и оценивают совместные действия, проводят само- и взаимооценку. Проводится самостоятельная работа в группах по поводу решения учебной проблемы. |
4 класс | Проводится работа в группах. Учащиеся ведут самостоятельный диалог между собой по поводу решения учебной проблемы (планируют, распределяют роли, выполняют, контролируют и оценивают совместные действия); Вводится групповая, общеклассная дискуссия. |
Моя практика показала, что организация работы по технологии проблемного диалога приводит к наилучшим результатам, т.к.
- проблемно-диалоговое обучение позволяет учащимся осознать способы получения знаний наряду с усвоением готовых выводов науки;
- ученик становится субъектом учебной деятельности, приобретая самое главное умение – умение самостоятельно учиться;
- диалог позволяет развить умение учащимися активизировать имеющиеся знания, рефлексировать, критически относиться к информации, делать выводы;
- проблемный диалог дает возможность широкого применения групповой формы работы, что способствует формированию коммуникативных компетенций;
- класс формируется как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную проблему, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач;
- проблемно-диалоговое обучение является здоровьесберегающим;
- такое обучение обеспечивает преемственность между начальным общим и основным общим образованием.
Список литературы
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пос. для учителя. – М., 2002. – 168 с.
- Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог // Начальная школа плюс До и После. – 2008. - №8. – С. 1
- Воронина М.П. Диалог на уроке в начальной школе //Начальная школа. М., 2004. - №6. – С.45
- Байматова М.С. Диалоговая компетентность в профессиональном развитии учителя начальных классов. //Начальная школа плюс До и После. – 2004. -№12. – С.12
- Песняева Н.А. Развитие речевой деятельности младшего школьника в учебном диалоге. //Начальная школа. М., 2004. - №12. – С. 95
- Шаповалова О.Е. Изучение отношения младших школьников к обучению. //Начальная школа. М., 2010. - №1. – С. 22
Приложение 1.
Конспект урока русского языка по теме
«Неопределенная форма глагола – инфинитив»,
4 класс по учебнику «Русский язык»
Цели и задачи:
- углубить и расширить знания учащихся о глаголах;
- познакомить с существенными признаками неопределенной формы глагола;
- совершенствовать орфографические навыки;
- способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления;
- продолжить обучение учащихся самостоятельности в суждениях, в постановке вопросов и в самостоятельном поиске ответов на них.
Метод работы:
решение учебной проблемы в учебном диалоге.
Формы работы:
- побуждающий диалог;
- подводящий диалог в форме анализирующего коллективного наблюдения;
- самостоятельная работа в группах.
Приемы работы:
- проблемные вопросы.
Ход урока.
Предварительный просмотр:
До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно.
Уильям А. Уорд
Системно-деятельностный подход в обучении
Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.
Цель разработки и внедрения стандартов второго поколения – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов.
Образовательные результаты:
Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Метапредметные результаты – освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, -знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.
Как учить? Обновление средств обучения
Чему учить? Обновление содержания
Ради чего учить? Ценности образования
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями
- Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
- Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
- Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Формирование универсальных учебных действий у младшего школьника на уроках различного типа
Тип урока | Формируемые УУД | |
метапредметные результаты | личностные результаты | |
Урок постановки учебной задачи (урок по ознакомлению учащихся с новым материалом) | Регулятивные: контроль, оценка, целеполагание. Коммуникативные | Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание |
Урок решения учебной задачи (урок закрепления и повторения знаний) | Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные Познавательные: логические действия, работа с информацией, формирование ИКТ-компетентности. | Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание |
Урок моделирования и преобразования модели (урок обобщения и систематизации изученного) | Познавательные: знаково-символические. Коммуникативные | Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание |
Урок решения частных задач с применением открытого способа действия (урок выработки и закрепления умений и навыков) | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, планирование, самоорганизация. Коммуникативные Познавательные | Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание |
Урок контроля и оценки (Уроки проверки знаний и разбора проверочных работ) | Регулятивные: контроль, оценка. Начальные формы познавательной рефлексии. | Самоопределение Начальные формы личностной рефлексии. |
Проектирование уроков в логике системно-деятельностного подхода требует предварительной подготовки, включающей:
- анализ содержания предмета с целью выявления обобщенных способов действий и предметных компетенций, осваиваемых учащимися в процессе изучения предмета;
- определение перечня универсальных учебных действий, формируемых в рамках предмета, на основе сопоставительного анализа предметных, метапредметных и личностных результатов;
- выбор способов достижения результатов на основе изучения психолого-педагогической литературы по проблемам развивающего обучения, методических рекомендаций по реализации авторской программы, реализуемой учителем, опыт работы, в том числе в условиях вариативных программ;
- выбор способов текущей диагностики (своей деятельности и деятельности учеников);
- проектирование, проведение, самоанализ уроков (взаимопосещение и взаимоанализ).
Новые подходы к проектированию урока требуют от учителя постоянного самоанализа и корректировки своей деятельности.
Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:
- как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
- какие методы и средства обучения выбрать;
- как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
- как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
При системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями:
- восприятие информации;
- анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
- запоминание (создание образа);
- самооценка.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или е совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения).
Технология деятельностного метода обучения.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Традиционное обучение и ТДМ
Традиционное обучение: | ТДМ : |
1) базируется на принципе доступности; 2) учащийся выступает в роли объекта ПД; 3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний; 4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания; 5) решая конкретно- практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; 6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности. | 1) опирается на зону ближайшего развития; 2) учащийся действует как субъект собственной УД; 3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; 4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; 5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности; 6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности. |
Технология деятельностного метода – механизм реализации системно – деятельностного подхода.
Базовый уровень технологии деятельностного метода: урок открытия нового знания (ОНЗ).
Структура урока ОНЗ и распределение времени на уроке ОНЗ
(Продолжительность этапов урока «открытия» нового знания в минутах)
Структура уроков «открытия» нового знания
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке:
- создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
- актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
2. Актуализация знаний и мотивация
Данный этап предполагает:
- актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
- тренировку соответствующих мыслительных операций;
- мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
- фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
3. Постановка учебной задачи
Цель:выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
На данном этапе:
- Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом (где?), а затем выявляют и фиксируют в речи причину затруднения (почему?)
- На этой основе они ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.
- «Открытие» детьми нового знания.
Цель:построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.
КАК? (построить новый способ действия)
Виды «открытий»:
ФАКТ единичная информация
ПРАВИЛО алгоритм
ПОНЯТИЕ существенные признаки
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ связь между понятиями, свойство
5. Первичное закрепление
Цель: усвоение нового способа действий.
Данный этап предполагает:решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства: сначала фронтально, затем в парах или в группах.
Рекомендации к проведению: коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию; «Цепочки», соревнования, игровые ситуации и т.д.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: овладение умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий, создание ситуации успеха.
САМОКОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА (усвоения) + ПЕРЕЖИВАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА
7. Включение в систему знаний и повторение
Цель:включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
Данный этап предполагает:
- Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными.
- Системно включаются задания на тренировку и доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей, коррекцию ошибок, подготовку к изучению следующих тем.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель:самооценка результатов деятельности, осознаниеметода построения, границприменения нового знания.
Соотнесение цели и результатов деятельности + самооценка (результатов деятельности)
Обучение на основе деятельностного подхода соответствует современным требованиям к образованию:
- Общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.
- Сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!” И.С. Тургенев
« Орфограмма – это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один принят за правильный». Баранов М.Т. « Орфограмма – это такое явление письма, при котором при передаче речи средствами письма возникают графические варианты, и лишь один из них является орфографически-возможным». Львов М. Р.
Орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, т.е. различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой.
Процессы восприятия орфограммы: Зрительное восприятие Слуховое восприятие Речевые кинестезии
С труктура орфографического действия: Первый этап – умение видеть орфограмму при письме Второй этап - определение типа орфограммы Третий этап – решение орфографической задачи Четвёртый – осуществление контроля и самоконтроля.
Психологические процессы, оказывающие влияние на формирование орфографической зоркости: Мотивационный компонент связан с коммуникативной направленностью письменной речи и предлагает осознание учащимися необходимости грамотного письма и постановки орфографической задачи. Операционный компонент связан с опознанием орфограммы на основе знания ее признаков и их определением в речевой ситуации. Операционный компонент на первоначальном этапе формирования орфографической зоркости предполагает активное участие фонематического слуха, звукового анализа в процессе проговаривания, а на последующих этапах – целенаправленное зрительное восприятие. Контролирующий компонент складывается на основе самопроверки написанного в результате сличения воспринимаемых зрительных образцов с их следом в памяти.
Н а формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие процессы: активное зрительное и слуховое восприятие, включающие в себя целенаправленный анализ; логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации; зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм; непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.
Факторы способствующие формированию грамотного письма: зрительный фактор; с луховой фактор; р укодвигательный фактор; п роговаривание; к омментирование.
Приёмы работы над словами с безударными гласными: Словарные диктанты (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые) Орфографические пятиминутки; Комментированное письмо; Письмо по памяти; Письмо с «дырками»; Опорные схемы; Проговаривание; Диктант с обоснованием; Письмо с ошибками; Задания с шифрами и кодами; Тренажёры; Инструкции; Слова-ассоциации; Карточки-графики; Изографы; Подбор синонимов и антонимов; Тесты.
Благодарю за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.
Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"
(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Методическая разработка «Повышение качества образования на уроках математики путем использования программы mimio". Открытый урок с использованием ИКТ.
Ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой учащимися в рамках обучения информации, чт...

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Сборник открытых уроков методической недели в начальной школе.
Цель проведения методической недели: Совершенствование педагогического мастерства учителей в рамках ФГОС для учащихся ОВЗ.Задачи: • Провести в каждом классе мероприятия, содействующие р...

Конспект урока (методическая разработка) по окружающему миру "Органы чувств"
Конспект урока (методическая разработка) по окружающему миру "Органы чувств"...