Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития учащихся
статья

В статье рассматриваются вопросы диагностики и подробно тестовый контроль

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ.

        Стандарты второго поколения в качестве основной цели обучения называют « развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности».Деятельностный подход в обучении основан на исследованиях  Л. С. Выготского  ,А .Н. Леонтьева, Д .Б.Эльконина ,П.Я.Гальперина, в которых указывается на зависимость познавательного развития учащихся от характера организации их деятельности , в первую очередь учебной.

         Умение учиться – особое , отличное от других школьных умений. Именно его сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития : он учится приобретать знания.

          Главная задача начальной школы – научить учиться. Для этого выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной деятельности :

             - самостоятельно разбираться в учебной задаче

             - находить способ её решения

             - сравнивать свой результат с правильным ответом

             - адекватно оценивать себя и свои действия

             - научиться применять полученные знания в  любой нестандартной ситуации

          В планируемых результатах освоения программы начального образования использованы модели внутреннего текущего оценивания , тесно связанные с процессом обучения и призванные стимулировать учение :преимущественно посредством оценки индивидуального прогресса и использование таких форм,

которые побуждают детей размышлять о своем учении, об оценке их собственной работы.

Рекомендуемые методы оценивания:

 Наблюдение- метод  сбора первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее выделенных им показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика.

Оценивание процесса выполнения , который представляет собой целенаправленное оценивание на основе аутентичных критериев с помощью аудио и видеозаписей, письменной фиксации фактов.Этот метод целесообразно использовать при оценивании сформированности навыков совместной работы, исследовательской деятельности и т. п.

Открытый ответ – письменный ответ,который дается в форме небольшого текста,рисунка,диаграммы,или решения.

Портфолио - такая подборка детских работ , которые бы демонстрировали нарастающую успешность,объем и глубину знаний,достижение более высоких уровней рассуждений ,творчества,рефлексии. Используется для оценивания индивидуального прогресса в обучении.

Вопросы для самоанализа, которые используются для оценивания осознанности каждым обучающимся особенностей развития собственного процесса обучения.

Выбор ответа или краткий свободный ответ – ситуативная,оценочная деятельность ,обычно проводится в форме теста или устного опроса типа викторины. Используется для дифференцированной оценки достигаемых образовательных результатов.

Более подробно хотелось бы остановиться на последнем методе оценивания – выбор ответа или краткий свободный ответ или тестовом контроле.

Решая задачи формирования учебной деятельности ,мы должны формировать инструмент – предметные знания и умения ,которые являются средством для решения более значимых для нас задач,следовательно,необходимо отслеживать (контролировать и оценивать )сами знания и умения ,но механизм оценки должен быть иной.

В контроле знаний необходимо делать упор не на совокупность отдельных сведений и умений , а на осознанное применение обобщенных понятий для решения большого круга частных задач. Это возможно отследить через систему тестовых заданий.

 В науку слово «тест» попало из английского языка ,где означает «испытание,проба,проверка.» По словарю ,тест – это стандартизированное,часто ограниченное во времени испытание ,предназначенное для установки количественных и качественных  индивидуально – психологических различий.

Тесты должны удовлетворять определённым требованиям, так как случайно подобранный набор заданий нельзя назвать тестом.

1 надёжность контрольного задания- это его способность с достаточной для практики одинаковостью характеризовать исследуемый в дидактических целях показатель,как задания в целом ,так и его частей.

2  валидность (адекватность целям проверки )-по содержанию тест должен соответствовать образовательному стандарту.

3  определенность – после прочтения задания каждый учащийся понимает , какие действия он должен выполнить,какие знания продемонстрировать.

4   простота- формулировка заданий и ответы должны быть четкими и краткими.

5  однозначность – задания должны иметь единственно правильных ответ – эталон.

Применение тестов возможно на различных этапах урока:

- вводное тестирование   получение сведений об исходном уровне знаний

-текущее тестирование    ликвидация пробелов и коррекция знаний

- итоговое тестирование   систематизация , обобщение учебного материала , проверка сформированности знаний и умений

По характеру деятельности различают следующие виды тестов:

- тест выбора верного ответа из общего числа предложенного в задании

УКАЖИТЕ ГЛАГОЛ В НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ.

А) ВЫРОСЛИ

Б)  КУПИТ

В) ЧИТАТЬ

Г) БЕГАЕТ

-тесты на установление истинного (ложного) утверждения

 

ВЕРНО ЛИ УТВЕРЖДЕНИЕ

ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

- тесты на установление соответствия

 СОЕДИНИ СТРЕЛКАМИ СЛОВО И ЧАСТЬ РЕЧИ

 МОРОЗ               ГЛАГОЛ

БЕГАЕТ                ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

 СИНИЙ               ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

-тесты на установление последовательности

РАСПОЛОЖИ ЧИСЛА В ПОРЯДКЕ ВОЗРАСТАНИЯ

25  67  9  34

-тесты на заполнение пропусков в истинных утверждениях

ГЛАГОЛЫ В НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС --_______

- тесты на заполнение пропусков – тест на свободный ответ  учащихся

КОГДА ЗЕМЛЯ ВРАЩАЕТСЯ ВОКРУГ СОЛНЦА ПРОИСХОДИТ        - __________________

При составлении тестов нужно придерживаться определённого алгоритма

  • Определение целей тестирования;
  • Оценка знаний фактов,терминов,понятий
  • Проверка умения давать определения,понятия,определять их содержание
  • Проверка знаний формул,законов и умение их применять
  • Умение находить сходства и различия

   Основным элементом тестовых заданий является инструкция, тестовое задания,ключ(        находится у учителя).

Инструкция определяет характер индивидуальной деятельности учащихся : должна быть чёткой , понятной для выполнения.

    При формулировке задания теста необходимо придерживаться следующих принципов :

- основной текст задания содержит не более 8-10 слов

-каждый текст должен выражать одну идею

-задания должны быть краткими,четкими,легко читаемыми

-формулировка заданий не должна содержать двусмысленности, а тем более ловушек

-каждое задание и ответ формулировать так, чтобы верный ответ         могли дать только те ,кто хорошо усвоил материал

-правильные ответы должны располагаться в случайном порядке

- ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы

-ответы не должны содержать подсказки

Тестовый контроль позволяет активизировать учебный процесс. Задания для проверки знаний должны составляться с максимальным использованием проблемного подхода . Правильно составленные задания и умелое их применение на уроках, а именно сочетание тестового контроля с традиционными методами, приучают учащихся к логике мышления, активной творческой работе, вырабатывают внимательность. Систематическое использование тестов оказывает положительное влияние на усиление мотивации каждого ребёнка в процессе обучения,одновременно преодолевая элементы механического усвоения знаний.                 Учащиеся приучаются рассуждать,сопоставлять,анализировать, самостоятельно добывать знания         .Подобные методы         контроля результатов обучения ,выполнение которых требует от         учащихся         различного поворота мысли, обдумывания,самостоятельности,значительно повышать умственную деятельность и способствует активизации учебного процесса.

  Использование тестов на уроках помогает слабым ученикам приподнять дух, пове-

рить в свои силы,в то что у них все получится ,а также снять напряжение ,которое иногда появляется на урока. Работа с тестами позволяет учителю внимательно следить за процессом овладения системой понятий,своевременно корректиравать дальнейшую работу,а также способствует формированию интереса к предметам.

                                                                                                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Подводя  итоги  вышесказанному хочется  сформулировать достоинства и недостатки метода тестирования:

ДОСТОИНСТВА

-объективность оценки

-быстрота проведения

-возможность проверки теоретического материала

-проверка большого объема малыми порциями

-дает возможность определения «проблемных» зон

-развивает мыслительные операции

-формирует навыки самоконтроля

-могут служить объектом познания

-подготовка к ЕГЭ

НЕДОСТАТКИ

-существует возможность угадывания

-иногда невозможно проследить логику ученика

-не является основной формой контроля

8 МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПЕДАГОГОВ РОССИИ И

                                               БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

«ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ,ИХ ПОТРЕБНОСТИ И ЗАПРОСЫ»

                                  1-3 НОЯБРЯ 2011 ГОДА

                  ГИМНАЗИЯ №116 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                          «ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

                                    ШКОЛЬНИКОВ В ГИМНАЗИЯХ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

  АЛЕКСАНДРОВОЙ  Н.Г.

                              2 НОЯБРЯ 2011 ГОДА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возраста на различных этапах урока русского языка.

Работа Гордеевой Светланы Александровны посвящена интеллектуальному развитию младших школьников на различных этапах урока  русского языка.  В работе представлены теоретическое обоснов...

Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, способную к самоопределению и свободному развитию, побужд

Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение.Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта...

Словарная работа на уроках русского языка с использованием инновационных технологий для интеллектуального развития учащихся

Практическое применение на уроках данных способов позволяет мне как учителю решать вместе с ребятами лингвистические задачи. Рациональное использование каждого способа является важнейшим фактором комп...

Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка

Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности....

«Связь трудовой деятельности и интеллектуальным развитием учащихся класса особый ребёнок».

В классах особый ребёнок обучаются дети со сложным дефектом развития. Трудовая деятельность имеет огромное значение для коррекции недостатков пси...

"Самостоятельная работа - как средство развития учебной деятельности и творческих способностей учащихся"

Обобщение педагогического опыта. Презентация по теме: "Самостоятельная работа - как средство развития учебной самостоятельности и творческих способностей учащихся"...