Интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возраста на различных этапах урока русского языка.
статья по русскому языку по теме
Работа Гордеевой Светланы Александровны посвящена интеллектуальному развитию младших школьников на различных этапах урока русского языка.
В работе представлены теоретическое обоснование методики интеллектуального развития, а также опыт по формированию комплекса качеств и умений: наблюдательности, устойчивости и сосредоточенности внимания, памяти, аналитико-синтетических и речевых способностей, абстрактного и логического мышления и т. д.
Гордеева Светлана Александровна описывает свой опыт работы по развитию интеллекта учащихся на различных этапах урока русского языка на протяжении четырёх лет обучения учащихся в начальной школе. В работе представлены способы и приёмы решения заявленной проблемы.
В приложении приведены упражнения, задания, игры, урок, фрагменты уроков, отвечающие теме работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnoe_razvitie_mladshih_shkolnikov_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 280.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческая работа по теме
«Интеллектуальное развитие учащихся
младшего школьного возраста
на различных этапах уроков русского языка».
Автор: учитель начальных классов
Гордеева Светлана Александровна.
Аннотация
Работа Гордеевой Светланы Александровны посвящена интеллектуальному развитию младших школьников на различных этапах урока русского языка.
В работе представлены теоретическое обоснование методики интеллектуального развития, а также опыт по формированию комплекса качеств и умений: наблюдательности, устойчивости и сосредоточенности внимания, памяти,
аналитико-синтетических и речевых способностей, абстрактного и логического мышления и т. д.
Гордеева Светлана Александровна описывает свой опыт работы по развитию интеллекта учащихся на различных этапах урока русского языка на протяжении четырёх лет обучения учащихся в начальной школе. В работе представлены способы и приёмы решения заявленной проблемы.
В приложении приведены упражнения, задания, игры, урок, фрагменты уроков, отвечающие теме работы.
-2-
Оглавление
Страница
- Введение ……………………………………………………………………………4
- Принципы проведения уроков русского языка через средства субъективизации……………………………………………………………………5
- Роль мобилизующего этапа в интеллектуальном развитии учащихся на уроках русского языка……………………………………………………………………...6
- Специфика проведения минутки чистописания………………….........................7
- Особенности проведения словарно-орфографической работы………................8
- Формулирование темы и цели урока как структурный компонент урока ……10
- Специфика изучения нового материала………………………………………....11
- Возможности физкультминуток для интеллектуального развития учащихся..13
- Развитие мыслительных способностей на этапе закрепления изученного материала………………………………………………………………………….13
- Учётно-контрольный этап урока………………………………………………...15
- Заключение………………………………………………………………………..17
- Список использованной литературы……………………………………………18
- Приложение……………………………………………………………………….19
- 3 –
Введение
В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребёнка является одной из центральных задач образовательного процесса. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором учащиеся не только усваивают правила, понятия и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике.
Но проблема развития комплекса свойств личности ребёнка быстро не решается. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Понятно, что эпизодическое использование лишь так называемых творческих задач (или нестандартных, или красивых) не принесёт желаемого результата. Учебная деятельность должна включать в себя всю систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий. Существуют основные показатели сформированности способностей младших школьников.
- Быстрота реакции, или скорость припоминания и использования учебного материала.
- Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе любой эффективной познавательной деятельности учащихся. Важнейшие из них: внимание (особенно произвольное), различные виды памяти (зрительная, слуховая, кинестетическая), воображение.
- Уровень развития речи.
- Уровень развития мышления ученика. Он определяется степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация и т. п.).
- Владение приёмами поисковой и творческой деятельности. Объяснить значение этого этапа можно, приведя следующее высказывание: «Тем, что мы предписываем детям путь…мы отлучаем детей от их собственного опыта. Ребёнок податлив и доверчив. Он жадно вбирает в себя указания взрослого. И верит, что благодаря средствам, полученным в готовом виде, сможет преуспеть быстрей, чем другие. Таким образом, ребёнок отвергается от собственных задач… На этом пути он сперва теряет личные средства выражения, адекватные жизненному опыту, а затем и сам опыт…Слишком раннее усвоение готовых форм ведёт к закрепощению личности.» (Фридл Диккер – Брандейсова. «Детский рисунок», 1943.)
-4-
В своей педагогической работе стараюсь найти решение проблемы, которая волнует, наверное, всех творчески работающих учителей: как развить мыслительные способности, интеллект учащихся. Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. К 6 годам это развитие осуществляется на треть, к 8 – на половину, а к 12 годам – на три четверти.
Поэтому дети младшего школьного возраста легко усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями. Без особого труда у них формируются речевой слух, артикуляция. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами уменьшается. Более того, если формирование речи по каким-либо причинам вовремя не осуществляется, то её развитие в последующем крайне затрудняется.
Аналогично развиваются восприятие, внимание, формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Четвёртый год я работаю по методике «Обучение русскому языку средствами субъективизации». Считаю эту методику эффективной в обучении детей русскому языку. Эффективность её обеспечивается рядом факторов:
- В процесс обучения вводится система упражнений, с помощью которых одновременно развиваются быстрота реакции, различные виды памяти, мышления, речь, внимание, сообразительность, наблюдательность, творческая, поисковая деятельность детей и др.
- В принципе меняется методика проведения традиционных структурных этапов урока, которая также работает на развитие интеллекта школьника. Школьник становится субъектом обучения, его организатором и активным действующим лицом. Ученику передаётся часть функций учителя. Ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их в процессе увлекательного поиска.
Работая по данной методике, наряду с общепринятыми принципами проведения уроков, использую в своей работе ряд новых:
- Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка. Во время учебно-воспитательной работы использую такие методы и приёмы, такие упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но и одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств.
- Принцип действенного подхода к обучению. Организую и провожу уроки русского языка таким образом, в результате которых осуществляется поиск детьми собственных, желательно не ординарных путей решения заданий, в максимальной степени активизируется их мыслительная деятельность и совершенствуются интеллектуальные качества.
- Принцип обоснованного ответа. Данный принцип предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения в процессе всех или большинства выполняемых ими упражнений по русскому языку. Эффективность реализации этого принципа напрямую зависит от
построения урока и сформированности заданий таким образом, что детям необходимо обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения.
-5-
- Принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и учащихся. От него зависит эффективное выполнение предыдущих принципов. Он предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с терпением и уважением к личности каждого ребёнка, его мнению, точке зрения, обеспечение внимания со стороны ученика к словам и действиям учителя, уважительного отношения к ответам, мыслям одноклассников.
Для реализации системы комплексного интеллектуального развития младших школьников наряду с использованием традиционных типов уроков (изучения нового материала, закрепления знаний, обобщающие учётно-контрольные, комбинированные) с сохранением всех основных этапов (минутки чистописания, словарно-орфографической работы, физкультминутки), дополнительно ввожу новый мобилизующий этап. Он проводится сразу после оргминутки.
Его цель: в самом начале урока обеспечить высокий уровень вовлечённости школьника в учебную деятельность и развитие его важнейших интеллектуальных качеств (см. приложение № 57).
В период обучения грамоте на мобилизующем этапе использую такие упражнения, которые совершенствуют речевые способности, наглядно-действенное мышление и одновременно развивают внимание, память, наблюдательность учащихся. Они рассчитаны на 2 – 3 минуты ежеурочного применения. На первых уроках детям предлагаю упражнения с игрушками: «В каком порядке стояли игрушки первоначально?», «Какую игрушку спрятали?», «Какой игрушки не стало?», «Какие игрушки поменялись местами?», «Какая новая игрушка появилась?». Постепенно количество игрушек (до 9 – 10) и число их перестановок (до 5 – 6) увеличиваю.
Усложняя задание, предлагаю выполнить аналогичные упражнения с геометрическими фигурами, сначала с нецветным изображением, а затем с разноцветным. Набор фигур меняется с точки зрения используемых изображений фигур и их цветов. Например, первый набор: жёлтый прямоугольник, зелёный квадрат, красный круг, фиолетовый овал, белый многоугольник (5 штук). Второй набор: оранжевый квадрат, синий круг, белый прямоугольник, зелёный ромб, чёрный многоугольник, жёлтый овал (6 штук). В процессе ежеурочного выполнения такого типа упражнений школьники практически овладевают умением правильно составлять предложения, связно, логично излагать свои мысли, строить рассуждения.
Далее детям предлагается работа с буквами, позднее словами, предложениями, текстом. Учащиеся выполняют три группы упражнений, призванных совершенствовать один из видов мышления: наглядно-действенный, наглядно-образный или словесно-логический. На каждом уроке используется одна группа упражнений.
В заданиях, направленных на развитие наглядно-действенного мышления, буквенный материал используется в виде графического изображения букв на специальных карточках, которые школьники могут переставлять, взаимозаменять на наборном полотне. Постепенно количество букв и их перестановок и добавлений увеличивается. Наряду с этим дети придумывают свои варианты заданий (см. приложение № 1).
-6-
Выполняя задание на формирование наглядно-образного мышления,
учащиеся мысленно совершают действия с буквами, не меняя положения в их фактическом изображении. Что способствует развитию у школьников интеллектуальной гибкости, умению полемизировать с самим собой, действовать аргументировано, доказательно (см. приложение № 2).
Задания, направленные на развитие словесно-логического мышления, не предусматривают непосредственных операций ни с буквами, ни с их мыслительными образами. Они заставляют ученика оперировать условными обозначениями букв, а в дальнейшем группой слов, предложений, текстом. Такого рода задания формируют у детей умение чётко, последовательно, доказательно выражать свои мысли (см. приложение № 3).
Введение в урок мобилизующего этапа способствует решению ряда важных проблем:
- С первых уроков создаётся тип продуктивного учебного взаимодействия в системе «учитель – ученик», при котором максимально активизируется собственная, самостоятельная творческая деятельность учащегося.
- Использование указанных заданий способствует мобилизации и развитию внимания школьников.
- Решение заданий требует выражения в виде логического, доказательного, развёрнутого, последовательного рассуждения вслух, учит с помощью слов воспроизводить ход мысли, называть результат, формирует умения оперировать образами, вести рассуждение на уровне логических абстракций. С помощью различных заданий расширяются знания учащихся по различным направлениям русского языка:
- Синонимии (храбрый, смелый, отважный, мужественный, доблестный и т. д.)
- Антонимии (большой – маленький, свет - тьма, стоять – бежать и т. д.)
- Овладению лексическим значением новых слов (противоположный, параллельно, рациональный и т. д.).
В совокупности это создаёт базу для дальнейшего речевого развития школьников.
4. Данные задания несут в себе заряд занимательности, воспитывают у детей интерес к урокам русского языка.
На следующем этапе урока – минутке чистописания изменяю структуру и методику проведения. Прежде, чем приступить к написанию повторяемой на уроке буквы (букв) и её элементов, провожу подготовительную работу, которую делю на две части:
- определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания (см. приложение № 4);
- формулирование детьми плана предстоящих действий по написанию букв и их элементов (см. приложение № 5, 57).
Главных методическими изменениями минутки чистописания (как и всего урока в целом) является перераспределение функций учителя и учащихся.
-7-
Планирую урок таким образом, чтобы инициатива в реализации отдельных компонентов учебного процесса переходила к ученику. В результате учащиеся осваивают не только операциональный состав действий, но также их смысл, цели и некоторые аспекты связанных с учебным процессом межличностных отношений (см. приложение № 1, 9, 10, 11)
В течение учебного года задания, выполняемые учениками на каждом этапе урока, постепенно усложняются.
Во II и III классах подготовительную фазу минуток чистописания осуществляю в четырёх вариантах, приходящих друг другу на смену в течение учебного года.
Первый вариант предусматривает совмещение нахождения буквы (букв), предназначенный для написания, с неполным фонетическим разбором. От урока к уроку задания первого варианта усложняются за счёт увеличения в них количества исходных слов (см. приложение № 6).
Второй вариант предполагает совмещение поиска буквы с неполным фонетическим разбором и одновременным введением дополнительных поисковых объектов, связанных с изученными темами русского языка. Постепенно количество поисковых объектов расширяется (см. приложение № 7).
Третий вариант – использование в той или иной форме в процессе поиска буквы элементов шифра, кодирования и т. п. (см. приложение № 8).
Четвёртый вариант обеспечивает необходимость самостоятельного формулирования и выполнения задания, предусматривающего определение буквы (см. приложение № 9).
Во втором и третьем классах на минутках чистописания наряду с совершенствованием графического навыка осуществляются нетрадиционные виды фонетического разбора, разбора слов по составу, углубляются знания по изучаемым темам русского языка, продолжается формирование важнейших качеств интеллекта.
На четвёртом году обучения, выполняя задания, дети вначале выявляют механизм определения буквы, а затем осуществляют её поиск, в дальнейшем формулируют тему минутки чистописания. Интеллектуальная работа сопровождается их речевой деятельностью в форме рассказа-рассуждения, рассказа-умозаключения.
Предлагаемые задания направлены на выявления закономерности:
- в подборе слов (см. приложение № 9);
- подборе букв (см. приложение № 10);
- группировки слов (см. приложение № 11).
Рассмотренные приёмы позволяют совершенствовать логическое мышление учащихся, их доказательную связную речь, способствуют развитию устойчивости, распределения, объёма внимания, оперативной памяти, наблюдательности, совершенствуют орфографический навык, повышают интерес к русскому языку.
На следующем этапе урока – словарно-орфографической работе также меняю структуру и методику проведения.
Мини-мобилизующая часть, которую предлагаю учащимся перед ознакомлением с лексическим значением нового словарного слова с помощью специальных заданий,
развивает интеллектуальные качества детей. Учащиеся определяют слово,
с которым им предстоит детально познакомиться (см. приложения № 12 – 19).
-8-
Для этого использую приёмы формулирования заданий учащимся при сохранении тенденции постепенного увеличения роли детей в проведении данного этапа урока.
1) Поиск предназначенного для ознакомления слова, связанный с работой по фонетике и повторением изученного учебного материала, осуществляемый на основе точных установок учителя (см. приложение № 12).
2) Уменьшение количества конкретных указаний учителя, помогающих учащимся определить искомое слово (см. приложение № 13).
3) Полное отсутствие указаний учителя, координирующих действия учащихся (см. приложение № 14).
4) Применение для определения нового слова разнообразных шифров и кодов с конкретными указаниями учителя и без них (см. приложение № 15).
5) Сочетание самых разнообразных видов деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слова по составу, деление слов на слоги, орфографическая работа и т. д., в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется аналитико-синтетическая работа, развиваются объём и сосредоточенность внимания, оперативная память (см. приложение № 16).
6) Развитие оперативной памяти учащихся, их аналитико-синтетических способностей, произвольного внимания. Учащимся даётся установка запомнить слова, которые предлагаются на этапе урока предшествующему словарно-орфографической работе. Через 4 – 5 минут дети к ним возвращаются. Предлагается задание: «Слово, с которым мы познакомимся вам надо составить самостоятельно. Для этого вспомните слова, которые вы запоминали вначале урока и сложите их первые буквы».
В четвёртом классе увеличиваю самостоятельность и стимулирование интеллектуальной деятельности детей за счёт использования новых, более сложных, нетрадиционные приёмов в мини-мобилизационной части и во время введения слова в активный словарь школьников.
В мобилизующей части выделяю четыре группы приёмов.
Первая группа предусматривает нахождение нового слова из словаря и формулирование темы словарно-орфографической работы на основе установления детьми смысловой связи в используемом для нахождения словарного слова лингвистическом материале (см. приложение № 17).
Вторая группа приёмов предусматривает определение нового слова из словаря на основе выявления закономерности его образования (см. приложение № 18).
В третью группу входят приёмы, связывающие искомое слово с изученными и изучаемыми темами русского языка, которые на данном этапе обучения преобладают. В этом случае значительно возрастают их универсальность и
эффективность (см. приложение № 19). Преимуществом приёмов данной группы является то, что с их помощью можно углублять знания по многим изучаемым темам русского языка.
Четвёртую группу составляют упражнения, предусматривающие в процессе установления нового слова использование знаний по другим учебным дисциплинам.
-9-
Использование приёмов данной группы, наряду с осуществлением межпредметных связей, стимулирует развитие основных свойств внимания, речи, аналитико-синтетического мышления, интуиции (см. приложение № 20).
Для введения нового слова в активный словарь детей на своих уроках использую ряд способов, каждый из которых совершенствует определённую сторону мышления ребёнка.
- Поиск противоположных предметов путём сопоставления их существенных и несущественных признаков (см. приложение № 21).
- Поиск третьего слова, которое соединяло бы между собой два изученных, но не связанных между собой по смыслу (см. приложение № 22).
- Исключение лишнего слова из трёх возможных (см. приложение № 23).
- Поиск промежуточных звеньев, по смыслу соединяющих два знакомых школьных слова и два слова, изученных на данном уроке (см. приложение
- № 24).
- Составление предложения с одновременным включением в него двух-трёх изученных слов (см. приложение № 25).
- Нахождение вариантов реального и фантастического использования предмета (см. приложение № 26).
- Сопоставление под различным углом зрения фразеологических оборотов, поговорок, пословиц, в состав которых входят изучаемые слова (см. приложение № 27).
На четвёртом году обучения для введение нового слова в активный словарь школьников применяю способы, использованные в предыдущие годы обучения, но на более сложном лингвистическом материале.
Специфическим и очень важным структурным компонентом урока считаю формулирование учащимися темы и цели (образовательной) урока. Для этого таким образом подбираю учебный материал и организую работу с ним, чтобы учащиеся на основе глубокой и активной речемыслительной деятельности смогли самостоятельно, с той или иной степенью точности, предвосхитить или сформулировать предназначенную для изучения тему. В зависимости от изучаемого материала и структуры урока это действие может осуществляться в конце повторения изученного материала, на минутке чистописания или на этапе словарно-орфографической работы (см. приложение № 28, 57).
Сразу после этого учащиеся приступают к определению и формулированию образовательной цели урока. Это своего рода логическая задача, поскольку основная для данного урока образовательная цель проистекает из его темы и типа. Если речь идёт об уроке изучения нового материала, то в определении цели учебной работы используются фразы: познакомиться с…; учиться отличать…, учиться сравнивать…, выяснить роль…и т. п.; на уроке закрепления, повторения изученного – закрепить умение…; повторить то, что… и т. п. (см. приложение № 28, 57). Первоначально формулирование цели урока осуществляется коллективно с использованием написанных (на первых уроках печатным шрифтом) опорных слов, обозначающих начало данных фраз. Постепенно дети полностью переходят
-10-
к самостоятельному формулированию цели.
С помощью рассмотренного подхода к формулированию темы и цели урока у учащихся создаётся внутренняя установка и самоустановка на достижение последней, которая в свою очередь обеспечивает готовность к усвоению знаний. Предопределение школьниками содержания своей деятельности активизирует внимание, мышление, память и развивает их.
Ознакомление школьников с новым учебным материалом провожу с помощью частично-поискового метода. Его основу составляет речевое действие. При подготовке к уроку продумываю последовательность мыслительных операций детей, на уроке направляю ход учебных действий, вводя необходимые при формулировании нового понятия речевые обороты и языковые термины (см. приложение № 28, 29).
Учащиеся выполняют предлагаемые практические операции и в развёрнутой форме, с использованием вводимых терминов и оборотов характеризуют свои действия, формулируют выводы, обобщают материал. В процессе организуемых речемыслительных действий школьники учатся сравнивать, сопоставлять, находить общее, обобщать, логически рассуждать, аргументировано, обоснованно выражать свои мысли, формулировать определение понятий (см. приложение № 29, 31, 32).
С первых дней обучения веду активную работу по обогащению лексики учащихся, причём они овладевают лексическим значением слова как понятием. В процессе беседы-рассуждения школьники самостоятельно формулируют определение понятий, выделяя его родовую принадлежность и существенные признаки предмета, обозначенного данным словом. Для помощи и (или) контроля ребята обращаются к толковому, а со второго класса и к этимологическому словарю. Такой подход не только способствует успешному пополнению словарного запаса детей, но и эффективно стимулирует развитие логического мышления (см. приложение № 30).
На первом году обучения, в период обучения грамоте чтение слогов, слов с новой буквой совмещается с осуществлением различных интеллектуальных операций: чтение слов с объединением их в группы с учётом того или иного признака; чтение слов с исключением каждого из них по самостоятельно найденному признаку; нахождение и чтение близких по смыслу слов, противоположных по смыслу слов и т.д. (см. приложение № 31). Это позволяет во время формирования навыка чтения активно работать над совершенствованием словесно-логического мышления и развитием других важнейших качеств интеллекта, делать процесс чтения более увлекательным и интересным.
Чтение текста предусматривается с момента ознакомления школьников с первыми буквами. Первоначально оно рассчитано на читающих детей. Постепенно к этой работе начинаю привлекать остальных учащихся. Во время чтения текстов использую специальные приёмы, направленные на развитие распределения, объёма внимания детей, их памяти и призванные совершенствовать технику чтения, повышать уровень понимания читаемого (чтение слов с пропущенными буквами;
чтение предложений с пропущенными словами, чтение предложений с «зашумлёнными» словами, чтение предложений с двойным повтором определённой
-11-
группы слов; чтение текста с одновременным счётом некоторых слов, чтение текста с выполнением заранее указанного учителем движения во время прочтения определённых слов и т.д.). Всё это делает работу с текстом интересной и результативной.
С первого класса применяю проблемный метод. Он предполагает создание проблемной ситуации, исследование её учащимися и формулирование ими вывода (см. приложение № 1 – 32, 40 – 57)
Создание проблемной ситуации предусматривает несколько уровней: высокий, средний, низкий. Проблемная задача на высоком уровне не содержит подсказок или (в зависимости от сложности изучаемого учебного материала) может иметь одну, на среднем – 2 – 3 подсказки. На низком уровне роль подсказок выполняют вопросы и задания, отвечая на которые учащиеся приходят к нужному выводу (см. приложение № 32).
Для работы над решением проблемной ситуации определяются группы в соответствии с уровнем подготовки детей. Не сообщая новой темы, раздаю каждой группе отдельные карточки с написанными в них проблемными задачами. Проверку результатов деятельности осуществляю с группы, решавшей задачу на низком уровне, далее на среднем и высоком. После этого формулируется правило.
На третьем году обучения, учитывая, что большая часть изучаемого учебного материала на порядок сложнее и объёмнее, предусматриваю работу, направленную на углубленное его осмысление, переработку и активное запоминание в процессе обобщения и формулирования вывода. В разных темах в зависимости от содержания учебного материала использую разные виды обобщений:
- Обобщение учащимися изученного по заранее составленному учителем плану. (см. приложение 33).
- Использование обобщающих таблиц. Также как и план, они составляются заранее учителем и предъявляются учащимся после беседы-рассуждения, связанной с изучением нового материала. С помощью таблиц дети учатся логически рассуждать вслух (см. приложение № 34).
- Самостоятельное составление учащимися обобщающих схем. При этом степень осмысления изучаемого материала повышается, его запоминание и интеллектуальное развитие учащихся усиливаются. Ученики приступают к работе над схемами после формулирования словесного вывода, когда материал в основном осознан, усвоен, обобщён, а его переработка углубляет и систематизирует приобретённые знания. Эта деятельность может первоначально носить коллективный, далее групповой и индивидуальный характер (см. приложение № 35).
- Наконец, при освоении материала повышенной трудности используются план и схема одновременно.
Подобный подход позволяет в значительной степени повысить роль учащихся на самом сложном и ответственном этапе урока – изучении нового материала. Это в свою очередь позволяет значительно расширить роль учащихся в организации
учебной деятельности и вывести их мышление на уровень, предусматривающий использование отдельных логических операций. У учителя остаётся
-12-
организационная и контрольно-корректирующая функции.
На четвёртом году обучения доля самостоятельных действий учащихся ещё более увеличивается. Их роль возрастает как при проведении беседы-рассуждения, так и при формулировании вывода и обобщения.
При проведении беседы-рассуждения предлагаю учащимся заполнить таблицу таким образом, чтобы по ней можно было сформулировать вывод по теме урока (см. приложение № 36).
Там, где позволяет специфика учебного материала, учащиеся вместо плана составляют памятку (см. приложение № 37) или алгоритм (см. приложение № 38).
Таким образом, к четвёртому году обучения постепенно создаётся атмосфера интеллектуального равноправия, когда ученики в ходе учебного процесса могут проявить свой умственный потенциал.
Физкультминутка не является исключением в комплексном интеллектуальном развитии учащихся. Несомненно, главными задачами проведения данного этапа урока являются: снятие психического напряжения у учащихся путём переключения на другой вид деятельности; получение реактивного эффекта от использования
физических упражнений; снятие застойных явлений, вызванных продолжительным сидением за партой. Но на данном этапе урока считаю возможным совмещение физических упражнений с умственной деятельностью. Физкультминутки провожу с дидактическим заданием по теме урока, в русле его сюжетной линии, с небольшой мыслительной нагрузкой. Её содержание составляется не только учителем, но и учащимися (см. приложение № 39, 57). Подобным образом организованная и проведенная физкультминутка не разрывает, а, наоборот, соединяет между собой структурные части урока. Кроме того, она всегда насыщена положительными эмоциями, обеспечивает необходимую разрядку, физическую нагрузку.
Дальнейшее интеллектуальное развитие осуществляю на этапе закрепления вновь изученного материала, где широкое применение находят лексико-орфографические упражнения, призванные интенсивно совершенствовать важнейшие мыслительные операции. Учащиеся овладевают такими категориями абстрактного мышления, как понятие и суждение не только в практическом (это осуществляется на первом году обучения), но и в первично-теоретическом плане. У них вырабатывается представление об уровнях абстрагирования свойств и качеств разных предметов и явлений. Дети овладевают понятиями: род – вид, вид – род, часть – целое, причина – следствие и т. д.
На этапе закрепления нового материала уделяю большое внимание комплексам заданий по формированию таких интеллектуальных качеств, как сосредоточенность и устойчивость внимания, абстрактное, аналитико-синтетическое мышление, речевые способности, сообразительность, наблюдательность (см. приложение
№ 40 - 46), а также:
- умение осуществлять сопоставительный анализ, формировать понятия и устанавливать характер их взаимосвязи (см. приложение № 40);
- умение обобщать, давать определение понятиям (см. приложение № 41);
- умение осуществлять классификацию, умение переходить на более высокий
-13-
уровень обобщения, абстрагирования путём сравнительного анализа двух предметов (см. приложение 42);
- умение осуществлять классификацию и находить соотношение целого предмета к его части (см. приложение № 43);
- способности устанавливать логическую последовательность между предметами и явлениями во времени и пространстве, прослеживать причинно-следственные связи (см. приложение № 44);
- способности логически мыслить; творческое воображение (см. приложение № 45);
- развитие творческого потенциала (см. приложение № 45, 57, 58);
- формирование гибкости мышления (см. приложение № 46);
- развитие оперативной и слуховой памяти (см. приложение № 47).
На третьем году обучения продолжаю работать с комплексами по формированию интеллектуального развития учащихся, при этом идёт усиление степени воздействия на интеллект учащихся, которое обеспечивается несколькими путями.
- Формулирование заданий повышенной трудности к лексико-орфографическим упражнениям, выполнение которых требует от учащихся мобилизации их интеллектуальных качеств на более высоком уровне, чем на предыдущем году обучения.
- Увеличение количества лексико-орфографических упражнений со знаковым кодированием.
- Увеличение количества слов (словосочетаний) в упражнениях комплексного характера, в которых, наряду с другими качествами интеллекта, осуществляется развитие какого-либо вида памяти: зрительной, слуховой, смысловой и т.д. Если на первом, втором году обучения для составления таких упражнений использовалось 6 – 10 слов (словосочетаний), то на третьем году обучения их количество увеличивается до 10 – 12.
- Более широкое, чем на первом и втором году обучения применение лексико-орфографических упражнений, составленных на основе фольклорного материала: пословиц, поговорок, фразеологических оборотов. Такие упражнения позволяют развивать речь, образное мышление, умение группировать фольклорные единицы по их смысловой нагрузке, а также закреплять знания по изученным орфограммам (см. приложение № 48). Развивают сообразительность, наблюдательность, внимание, аналитико-синтетические способности, языковое чутьё, оперативную память, а также знание и умение пользоваться фразеологизмами, пословицами, поговорками (см. приложение № 49, 50).
Работая с фольклорным материалом, учитываю ряд положений:
- От урока к уроку формулирование заданий и подбор учебного материала к упражнениям осуществляю на основе принципа от простого к сложному.
- Необходимой частью деятельности учащихся при выполнении упражнений, составленных на основе пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, считаю работу по выяснению смысла каждой используемой фольклорной единицы.
- Постепенно увеличиваю учебную инициативу учащихся и их роль в
-14-
организации и выполнении такого типа упражнений.
На четвёртом году обучения для интенсификации мыслительных способностей
учеников в процессе закрепления изученного материала включаю в урок одну из четырёх групп приёмов.
В первую группу включаю упражнения-комплексы, использовавшиеся в первые годы обучения с одновременным увеличением степени воздействия на важнейшие интеллектуальные качества ребёнка (см. приложение № 51, 52).
Во вторую группу ввожу лексико-орфографические упражнения комплексного характера, направленные на дальнейшее формирование абстрактного мышления, углубление работы с понятиями, в ходе работы с которыми у детей вырабатывается представление о понятиях равнозначных, единичных и общих, собирательных и раздельных, правильно и неправильно оформленных (см. приложение № 53).
В третью группу включаю упражнения комплексного характера, направленные на дальнейшее формирование лингвистического мышления.
Если на первом году обучения школьники учились видеть и устанавливать последовательность событий, на втором и третьем годах обучения, наряду с этим направлением, овладевали умением находить причинно-следственные связи между событиями и явлениями реального мира, то на четвёртом году обучения формирую у детей умение самостоятельно составлять предложения, восстанавливающие возможную причину указанного события, или предложения, указывающие на следствие того, о чём говорится в первом предложении (см. приложение № 54). Учу их видеть альтернативные подходы в решении проблем и выбирать из двух причин одну, соответствующую указанному следствию, из двух предложений-следствий – составлять одно, соответствующее данной причине (см. приложение № 55). В результате учащиеся приобретают чрезвычайно ценный и важный для полноценного интеллектуального развития опыт диалектического подхода к тем или иным событиям и явлениям.
В четвёртую группу вожу упражнения, предусматривающие работу с рассуждениями (умозаключениями). Учащиеся знакомятся с термином и определением: умозаключение – это рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Они составляют представление о структуре рассуждения; учатся различать правильные и неправильные рассуждения; отличать рассуждения, состоящие из одного суждения, от рассуждений, состоящих их нескольких суждений; практикуются в дополнении недостающих частей рассуждения (см. приложение № 56).
В своей работе учётно-контрольную работу на уроке также ориентирую на интеллектуальное развитие учащихся. Так, для проведения словарного диктанта подбираю необходимое количество слов, компонуя их попарно на основе ассоциативной связи. Например, мороз – коньки, одежда – пальто и т. д. Причём, каждую цепочку, состоящую из двух слов, произношу один раз.
Постепенно порядок записи усложняется.
Первый путь усложнения – увеличение количества слов в цепочке с сохранением ассоциативной связи. Например, пенал – карандаш – тетрадь;
город – завод – машина.
-15-
Второй путь усложнения – увеличение количества слов, между которыми
ассоциативная связь слабо ощутима или совсем не прослеживается. Например,
вчера – ракета – сорока.
При проведении текстового диктанта также ведётся работа по развитию внимания, памяти и других сторон интеллекта. Например, в ходе диктанта каждое предложение прочитывается дважды (и не более), о чём ученики информируются заранее. После первого прочтения школьники пишут предложение, после второго – проверяют написанное.
-16-
Заключение
Таким образом, на каждом этапе урока русского языка возможно и необходимо осуществлять развитие интеллектуальных способностей младших школьников. Достигается оно лишь в тех случаях, когда во всех видах учебно-воспитательной работы по русскому языку отдаётся предпочтение методам и приёмам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы: анализ, синтез, обобщение, оценка явлений и т. д., осваивается их специфика, организуется самостоятельная деятельность учащихся, ориентированная на творчество; используется тактика качественного изменения заданий, а не количественного их увеличения.
На любом этапе урока не следует давать детям готовую информацию, необходимо предоставлять учащимся право первым формулировать понятия, правила, задания к упражнениям, темы уроков и т. д.; чаще давать им возможность задавать вопросы; создавать доброжелательную творческую атмосферу партнёрства и сотрудничества, уважения друг к другу.
Таким образом, интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения русскому языку происходит путём обогащения его содержания и совершенствования способов практической деятельности учащихся на уроке. При этом не форсируется раннее обучение детей, не увеличивается объём учебного материала. На уроке лишь в максимальной степени используются те преимущества в развитии интеллекта ребёнка и овладении им основами курса русского языка, которые заложены в психофизиологических возрастных особенностях младшего школьного возраста.
Приложение
№ 1.
Тема урока: «Парные звонкие и глухие согласные».
Мобилизующий этап урока.
На фланелеграфе расположены карточки с буквами:
Д . Т
Т Д .
У. Что вы можете сказать о данных буквах? Какие задания можете предложить?
Если дети затрудняются, учитель предлагает выполнить такое задание: «Сделайте две перестановки карточек с буквами так, чтобы верху и внизу буквы стояли в одинаковом порядке».
Предполагаемый ответ: « Карточку с буквой Т в нижнем ряду надо поставить в пустой кармашек. Карточку с буквой Д в верхнем ряду переставим в кармашек рядом. Теперь карточки с буквами в верхнем и нижнем ряду стоят в одинаковом порядке».
№ 2.
Тема урока: «Правописание гласных после шипящих».
Мобилизующий этап урока.
На наборном полотне расположены карточки с буквами:
Ж Ш Ч .
Ш Ч Ж .
У. Какие четыре перестановки карточек с буквами надо сделать в нижнем ряду, чтобы в обоих рядах буквы находились в одинаковой последовательности?
Д. Карточку с буквой Ж в нижнем ряду надо поставить в пустой кармашек. В освободившийся кармашек можно поместить карточку с буквой Ч. В пустой кармашек, где была буква Ч, поставим карточку с буквой Ш. А в тот кармашек, где была буква Ш, перенесём карточку с буквой Ж.
Теперь буквы находятся в одинаковой последовательности.
№ 3.
Тема урока: «Согласные звуки и буквы».
Мобилизующий этап урока.
Учащимся предлагается следующее логическое упражнение:
- Волк и заяц сделали норы под корнями сосны и ели. Заячья норка не под елью.
Определите, в каком месте каждый зверь устроил себе жилище?
Отвечая, учащиеся рассуждают, повторяя текст упражнения и делая по нему вывод: «Волк и заяц сделали норы под корнями деревьев ели и сосны. В тексте сказано, что
-1-
заячья норка не под елью. Значит, она под сосной. Тогда волк сделал себе норку под елью».
№ 4.
В 1 классе учащимся предлагается задание: «Посмотрите на данное изображение. Скажите, какую букву мы сегодня будем писать? Она встречается чаще других. Сколько раз встречается буква? Какую букву напоминает данное изображение?»
В Т П С П О М
П В
У П
О ? Т
П М
Ч Д
С П
Учащиеся выявляют искомую букву, дают полный обоснованный ответ, одновременно формулируют тему минутки чистописания: «Сегодня мы будем писать букву п. Она изображена чаще других, а точнее – шесть раз. Данное изображение также похоже на букву п».
№ 5.
Для проведения второй части подготовительной фазы минутки чистописания учитель пишет на доске цепочку букв (или букв и элементов букв), для каждого урока составленную по новому принципу. Например, после определения учащимися темы минутки чистописания: «Написание букв Пп» дана такая запись:
П/п/ ПП//пп// ППП///ппп///
Учащимся предлагается определить порядок написания букв и элементов в ряду.
Учащиеся объясняют вслух систему записи: «Заглавная буква П, наклонная линия и строчная буква п увеличиваются на одну в каждом сочетании».
№ 6.
На доске записаны слова: день, стол, кино, речь. Детям предлагается выполнить задание: «Прочитайте слова. Определите букву, которую мы будем сегодня писать во время минутки чистописания. Она обозначает парный глухой мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове находится?» Учащиеся дают полный аргументированный ответ на вопросы, одновременно характеризуя предстоящие учебные действия: «Сегодня мы будем писать букву к. Она находиться в слове кино, где обозначает парный глухой мягкий согласный звук [к’]».
№ 7.
На доске записаны слова: высокий, голосовать, липа. Формулируется задание: «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает парный звонкий твёрдый согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?»
Вариант ответа: «Сегодня мы будем писать букву г. В корне голос- глагола голосовать она обозначает парный твёрдый звонкий согласный звук [г].
-2-
№ 8.
На доске записаны слова: речка, мороз, небо, рисунок, поляна, корабль, озеро, север и шифр к ним : 2 – 4 – 2. Предлагается детям задание: «Расшифруйте цифры
(2 – 4 – 2), используя словарные слова, написанные в этом ряду и правило о роде имён существительных. Если вы правильно сгруппируете слова в соответствии с шифром, то в каждом слове полученной группы найдёте искомую букву. Какая это буква? В каких словах встречается?»
Вариант ответа учащихся: «Сегодня мы будем писать согласную букву р. Она встречается во всех словах полученной группы словарных слов, которую составляют существительные мужского рода (мороз, рисунок, корабль, север). В шифре также есть два слова женского рода (речка, поляна) и два слова среднего рода (небо, озеро), отсюда шифр 2 – 4 – 2».
№ 9.
Учитель ориентирует детей на запись на доске:
твёрдый - мягкий
старый (человек) - ?
большой - ?
война -?
Учащимся предлагается установка: «Если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания».
Вариант ответа: «К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу (антонимы), начинающиеся на букву м:
твёрдый – мягкий
старый – молодой
большой – маленький
война – мир
Значит, сегодня мы будем писать букву м».
Усложняя задание, учащимся предлагается подобрать свою пару слов – антонимов, подходящих к теме чистописания (глубокий – мелкий, гладить – мять).
№ 10.
На доске дана запись:
Ж _______Ш Ч_________Щ
И ?
Детям предлагается определить тему минутки чистописания.
Вариант ответа: «В первом и во втором примерах написаны буквы, которые включены в орфограмму «Правописание гласных после шипящих», в первом случае правило – ЖИ, ШИ пиши с буквой И, а во втором ЧА, ЩА пиши с буквой А и
ЧУ, ЩУ пиши с буквой У. Значит, сегодня мы будем писать буквы а и у».
-3-
№ 11.
На доске записаны слова с пропущенными орфограммами: скв...рец, нахо…ка, от…елся, бесе…ка, б…льшой, в…ехать.
Учащимся необходимо назвать буквы минутки чистописания. С их помощью данные слова делятся на равные группы. По какому принципу?
Вариант ответа: «Мы будем писать буквы о, ъ, д. Буква о – проверяемая безударная гласная в корнях слов скворец, большой. Буква ъ – разделительный твёрдый знак в словах отъелся, въехать. Буква д – парная согласная в корне слов находка, беседка. Мы разделим слова на три равные группы по орфограммам».
№ 12.
На доске даны буквы:
Ш Т В С А К Г П О Ф Н Ч
Детям предлагается выполнить задание: «Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?» (Вагон).
№ 13. Учащимся предлагается игра-поиск: «Вы прочитаете новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдёте окошечко с первой буквой и установите последовательность соединения остальных букв искомого слова:
а | |||||
д | |||||
е | |||||
б | |||||
о | |||||
п |
Какое слово вы прочитали, и каким образом вы его нашли?»
Вариант ответа: «Мы прочитали слово победа. Начали с окошечка, в котором ярче, чем в других выделена буква. Далее поднимались на ступеньку выше и соединяли буквы, которые в них написаны».
№ 14.
Дано задание: «Посмотрите на данную запись и определите слова, с которыми мы познакомимся на уроке:
. . . . . .
М с о т о с к л в и а ц а
. . . . . . .
Какие это слова? Как вы их нашли?»
-4-
Вариант ответа: «Мы познакомимся со словами Москва и столица. Чтобы их определить, надо соединить буквы, над которыми наверху стоят точки. Затем соединить буквы, под которыми внизу стоят точки».
№ 15.
Учащимся предлагается задание: «Внимательно посмотрите на данный шифр:
1 2 3 4 5 6 7
1. н м р л о е у
2. а с ч к п и т
и на ключ к нему: 1.– 3 2. - 6 2. – 2 1. – 7 1. – 1 1. – 5 2. – 4
Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое слово зашифровано?» (Рисунок)
№ 16. Детям предлагается узнать новое слово из словарика, правильно выполнив задания и определив буквы искомого слова.
Задание 1. Первая буква искомого слова является окончанием в слове суббота.
Задание 2. Вторая буква – согласная во втором слоге слова родина.
Задание 3. Третья буква обозначает непарный звонкий твёрдый согласный звук в слове корова.
Задание 4. Четвёртая буква – непроверяемая безударная гласная в корне слова песок.
Задание 5. Пятая буква обозначает парный глухой мягкий согласный звук в слове месяц.
(Адрес)
№ 17.
Учащимся предлагается задание: «Вы сможете назвать новое словарное слово, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах:
улей – пчела
конура – собака
тротуар – пешеход
? - транспорт
Какая смысловая связь между словами каждой пары? С каким новым словом мы познакомимся?»
Вариант ответа: «В каждой паре слов первое слово обозначает предмет, предназначенный для предмета, который обозначен вторым словом в паре. Улей – для пчелы, конура – для собаки, тротуар – для пешехода, а для транспорта – дорога. Значит, новое слово - дорога».
№ 18.
Для знакомства с новым словарным словом учащимся предлагается задание: «Внимательно посмотрите на данную запись:
сезон винтик зонтик
кузовок указал ?
-5-
Назовите новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово? Как вы его определили?»
Вариант ответа: «Это слово вокзал. Слово зонтик образовано из последних слогов первых двух слов верхней строки. Значит, искомое слово составим из последних слогов слов нижней строки».
№ 19.
Учащиеся под диктовку пишут слова: сказка, сердце, зелёный, просьба.
Даётся задание: «Последовательно соедините буквы, являющиеся в данных словах орфограммами, и вы узнаете слово из словаря, с которым мы сегодня познакомимся». (Здесь)
№ 20.
Вариант 1 – использование знаний по математике.
На доске дана табличка и шифр к ней:
1 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2 | ф | к | м | р |
3 | ч | а | в | ё |
4 | ш | б | я | п |
5 | у | т | о | ь |
Шифр:
1-я буква – 24 4-я буква – 27
2-я буква – 40 5-я буква – 18
3-я буква – 12
Задание: «Если вы определите, какое математическое действие надо осуществить с цифрами в табличке для выявления букв, то узнаете новое словарное слово. С помощью какого математического действия вы узнали буквы слова? Какое это слово?» В случае затруднения учитель может дать подсказку о виде математического действия – умножении. (Шофёр)
Вариант 2 – использование знаний по изобразительному искусству. На доске изображаются треугольники разных цветов.
Н Г М О А Р О
Каждом треугольнику соответствует определённая буква. Учитель предлагает мысленно расположить треугольники по цветам радуги, соединить между собой соответствующие им буквы и назвать новое слово из словаря. Для повторения цветов радуги вспоминают считалку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». (Агроном).
№ 21.
После знакомства с новым словарным словом лисица учащимся предлагается задание: « Назовите предметы, противоположные слову лисица по разным признакам».
-6-
Варианты ответов:
«Лисица и заяц противоположные животные по группам составляющим цепи питания: лисица – хищное животное, а заяц – растительноядное».
«Лисица и вода: представляют собой живую и неживую природу».
«Лисица и рыба противоположны по особенностям телесного покрова: у лисицы – шерсть, у рыбы – чешуя».
№ 22.
После знакомства с новым словом из словарика молоко, учащимся предлагается задание: «На предыдущем уроке мы познакомились со словом собака, сегодня со словом молоко. Подберите слово, которое соединяло бы эти два слова так, чтобы получилось предложение».
Варианты ответов:
«Собака любит молоко».
«Молоко налили собаке».
«Собака нюхает молоко».
№ 23.
После знакомства с новым словарным словом корова, учащимся предлагается выполнить задание «Несколько уроков назад мы познакомились со словами собака и лисица. Составьте предложение со словами корова, собака, лисица, выделив общий признак в двух из них и причину исключения третьего слова из данной группы».
Варианты ответов:
«Корова и собака – домашние животные, а лисица – дикое животное».
«У собаки и лисицы нет рогов, а у коровы есть».
№ 24.
После знакомством с новыми словарными словами из словарика овощи и ягода, учащимся было предложено задание: «Составьте предложение, в котором новые словарные слова соединяли бы между собой два других слова их словарика».
Варианты ответов:
«Можно соединить новые слова со словами деревня и город. В деревне выращивают овощи и ягоды, а в городе – нет».
«Можно соединить со словами картофель и земляника. Картофель – это овощ, а земляника – ягода».
№ 25.
После разбора новых слов из словарика Москва и столица, учащимся предложено выполнить задание: «Составьте предложение так, чтобы в него были включены новые слова и ещё 1 – 2 слова из словарика».
Вариант ответа:
«Город Москва – это столица нашей родины».
-7-
№ 26.
Разобрав на уроке новое словарное слово трамвай, учащимся предлагается ответить на вопрос: «Как можно использовать трамвай в жизни? Ответьте полным предложением».
Варианты ответов:
«Трамвай используют как транспорт. Трамвай перевозит людей».
«В трамвае можно укрыться от ветра».
Даётся дополнительное задание: «Придумайте примеры использования трамвая фантастического характера».
Варианты ответа: «В трамвае можно устроить себе дом».
«С помощью специального мотора из трамвая можно сделать трамвай-самолёт».
№ 27.
После изучения нового словарного слова дорога учащимся предлагается задание: «Прочитайте пословицы, сравните, объясните значение каждой из них. Сопоставьте слово дорога в каждой из данных пословицах.
Всякая дорога вдвоём веселей.
Прямая дорога - самая короткая.
Кто знает дорогу, тот не спотыкается».
№ 28.
При ознакомлении с темой: «Суффикс», учащиеся формулируют тему урока во время словарно-орфографической работы. Учащиеся познакомились с новым словарным словом малина.
У. Как можно назвать маленькую ягоду малины?
Д. Маленькую ягоду малины можно назвать малинка.
У. Как называется участок земли, где растут кусты малины?
Д. Участок земли, где растут кусты малины называется малинник. (Учитель записывает на доске слова: малина, малинка, малинник)
У. Выделите в каждом написанном слове известные вам составные части.
Д. Малина, малинка, малинник .
У. Какую часть слова во втором и третьем словах вы не смогли выделить?
Д. Мы не смогли выделить часть слова, которая стоит после корня.
У. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Д. Тема урока: «Часть слова, стоящая после корня»
У. Эта часть слова называется суффикс, значит тема урока: «Суффикс».
У. Теперь давайте узнаем, что мы будем на уроке делать. Опираясь на опорные слова, определите цель урока.
На доске: Познакомиться с … . (новой частью слова – суффиксом)
Выяснить значение … . (суффикса в слове)
Выяснить месторасположение… . (суффикса в слове)
Учиться распознавать … . (суффикс в словах)
-8-
№ 29.
Тема урока: «Слова, которые обозначают действие предмета».
Этап изучения нового учебного материала.
На данном уроке учащиеся познакомились с новыми словарными словами ворона и воробей.
У. На какие вопросы отвечают слова ворона и воробей?
Д. Слова ворона и воробей отвечают на вопрос кто?
У. Что обозначают эти слова?
Д. Эти слова обозначают предметы.
У. Как называются такие слова?
Д. Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопрос кто? называются именами существительными.
Учитель на доске оформляет запись:
Предмет
Кто? Ворона
Кто? Воробей
У. Как подаёт голос ворона?
Д. Ворона каркает.
У. Куда в нашей табличке надо записать слово каркает.
Д. Рядом со словом ворона.
У. А как подаёт голос воробей?
Д. Воробей чирикает. Это слово мы запишем на второй строчке, рядом со словом воробей.
У. На какой вопрос отвечают слова каркает и чирикает?
Д. Эти слова отвечают на вопрос что делает?
На доске оформляется запись:
Имя существительное Глагол
предмет действие предмета
кто? ворона что делает? каркает
кто? воробей что делает? чирикает
У. Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что делает?
Д. Такие слова обозначают действие предмета.
У. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Д. Тема урока: «Слова, обозначающие действие предмета и отвечающие на вопрос что делает?»
У. Такие слова называются глаголами. Глаголы отвечают и на другие вопросы. Приведите примеры.
Д. Что делал? Прыгал. Что буду делать? Буду учить. И другие вопросы.
У. Сформулируйте правило, какие слова называются глаголами. (Понятие части речи вводится позднее).
-9-
№ 30.
Тема урока: «Сложные слова».
На доске записаны слова: автобус, поезд, …?..., ракета.
У. Определите принцип, по которому расположены эти слова, и вы узнаете спрятанное слово, которое поможет нам узнать тему урока.
Д. На доске записаны предметы при помощи которых можно перемещаться. Каждый из последующих имеет большую скорость по сравнению с предыдущим. Спрятанное слово самолёт.
У. Что такое самолёт?
Д. Самолёт – это летательный аппарат
У. Этот летательный аппарат легче или тяжелее воздуха?
Д. Он тяжелее воздуха.
У. Скажите полное лексическое значение слова самолёт.
Д. Самолёт – это летательный аппарат, который тяжелее воздуха.
У. Сравним ваше определение с определением из толкового словаря.
Д. Самолёт – летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъёмную силу (словарь Ожегова С. И.).
У. Слово самолёт в нашем языке существовало задолго до рождения авиации, но имело тогда другое значение. При Петре I так назывались в русской армии самоходные паромы, движимые силой речной струи. Такое же название имел ткацкий станок с приспособлением для более удобной перекидки челнока. Когда понадобилось дать название новоизобретённой воздушной машине, люди вспомнили, что подходящее слово есть. И переосмыслили старое значение слова самолёт. Но так было не сразу. Когда авиация только возникла, самолёт назвали иностранным словом - аэроплан. А потом придумали более удобное слово и аэроплан окончательно и бесповоротно стал называться исконно русским словом самолёт.
Далее идёт работа над орфографией данного слова.
№ 31.
Тема урока: «Звуки [л], [л’]. Буква Л, л.
Этап урока: чтение слов с новой буквой.
У. Карлсон интересуется природой (на этапе знакомства с новой буквой в урок был введён этот персонаж). Он предлагает вам прочитать слова и распределить их на три равные группы:
лев, клевер, дятел, щегол, глухарь, лиса, ландыш, леопард, липа.
Какие группы слов вы составили?
Д. В первую группу вошли слова, обозначающие растения: клевер, липа, ландыш.
Во вторую трупп можно отнести слова, обозначающие названия птиц: дятел, щегол, глухарь.
К третьей группе относятся слова, обозначающие диких животных: лев, леопард, лиса.
№ 32.
При изучение темы: «Разделительный твёрдый знак (ъ) » возможны три уровня.
-10-
Высокий уровень. Внимательно прочитайте слова, найдите разницу в их написании. Сформулируйте правило правописания разделительного твёрдого знака.
Выезд, подъезд, приезд, отъезд, заезд, съезд,
предъюбилейный, подъём, объяснил.
Средний уровень. Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки. Разберите по составу слова первых двух столбиков. Сформулируйте правило правописания разделительного твёрдого знака.
выезд подъезд подъём
приезд отъезд предъюбилейный
заезд съезд объяснил
Низкий уровень. Внимательно прочитайте написанные слова:
выезд подъезд подъём
приезд отъезд предъюбилейный
заезд съезд объяснил
- Разберите слова первых двух столбиков по составу.
- Сравните слова этих столбиков. Найдите в них общее. ( Имена существительные; однокоренные слова, имеют одинаковый состав: нулевое окончание, корень -езд, приставку)
- Найдите различия в данных словах. ( Разные приставки, приставки в словах первого столбика оканчиваются на гласную букву, а в словах второго столбика – на согласную).
- После каких приставок пишется твёрдый знак? (После приставок, которые оканчиваются на согласную букву).
- Прочитайте ещё раз слова второго и третьего столбиков. Перед какими гласными написан твёрдый знак? (Перед гласными буквами е, ё, ю, я).
- Сформулируйте правило правописания разделительного твёрдого знака
№ 33.
При ознакомлении младших школьников с темой «Правописание приставок» может быть использован следующий план:
1.Разберите данное слово по составу.
2.Докажите, что в слове есть приставка.
3.Как пишется приставка со словом? Докажите.
4.Подберите к данному слову однокоренные слова с другими приставками.
5.Найдите в подобранных словах приставки, которые пишутся не так как произносятся.
6.Зависит ли правописание приставок от их произношения?
7.Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании приставок?
№ 34.
При изучении темы «Изменение имён прилагательных по родам», учащиеся формулируют вывод на основе такого типа таблицы:
-11-
Изменение имён прилагательных по родам. | ||
Мужской | Женский | Средний |
Какой? | Какая? | Какое? |
-ой, -ий, -ый | -ая, -яя | -ое, -ее |
№ 35.
При изучении темы « Изменение глаголов по числам» учащиеся могут составить такую схему:
Изменение глаголов по числам |
Единственное число | Множественное число |
Действие одного предмета | Действия нескольких предметов |
Что делает? Что делал? И др. | Что делают? Что делали? И др. |
№ 36.
В процессе изучения темы «Первое склонение имён существительных» учащиеся коллективно составляют таблицу «Окончания существительных 1-го склонения» после организованной учителем беседы-рассуждения.
У. Просклоняйте слова лиса, земля, заполняя таблицу № 1.
У. Существительные какого склонения мы изменяли по падежам?
Д. Мы изменяли по падежам существительные 1-го склонения.
У. Назовите окончания имён существительных 1-го склонения во всех падежах по порядку.
Д. В именительном падеже окончание -а, -я.
В родительном падеже окончание -ы, -и.
В дательном падеже окончание -е.
В винительном падеже окончание -у, -ю.
В творительном падеже окончание -ой, -ою; -ей, ею.
В предложном падеже окончание -е.
У. Какую вы составили таблицу к изучаемому материалу?
Д. Окончания существительных 1-го склонения.
Таблица № 1
Названия падежей | Окончания существительных |
Им. п. | -а, -я |
Р. п. | -ы, -и |
Д. п., П. п. | -е |
В. п. | -у, -ю |
Т. п. | -ой, -ою, -ей, ею |
-12-
№ 37.
При изучение темы «Правописание глаголов в прошедшем времени» составление памятки может быть проведено в виде беседы-поиска.
У. Что следует сделать прежде всего, чтобы правильно написать суффикс перед суффиксом –л в глаголах прошедшего времени?
Д. Надо образовать неопределённую форму, соответствующую данному глаголу.
У. Какое действие следует осуществить с неопределённой формой глагола?
Д. Выяснить какой суффикс стоит перед -ть.
У. Что нужно сделать после этого?
У. В глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л написан тот суффикс, который стоит в неопределённой форме перед -ть.
Памятка: «Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени».
- Образуйте от глагола прошедшего времени неопределённую форму.
- Выясни, какой суффикс стоит перед -ть в неопределённой форме глагола.
- В глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- напиши тот суффикс, который стоит в неопределённой форме перед суффиксом -ть.
№ 38.
Составление алгоритма по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» может быть составлен в ходе беседы-поиска, а может быть предложен для самостоятельного составления.
1-й шаг: Проверяемое слово – имя существительное?
Да. Нет: проверь по словарю.
2-й шаг: Оканчивается ли оно на шипящий (Ж, Ш, Ч, Щ)?
Да. Нет: проверь по словарю.
3-й шаг: Определи род: женский, мужской.
Пишется Ь Не пишется Ь.
-13-
№ 39 .
Физкультминутка, составленная и предложенная учителем.
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
У. Я буду называть глаголы, если услышите глагол I спряжения, приседайте. А если глагол II спряжения – подпрыгивайте».
Затем выбирается ведущий из числа детей, который вместо учителя называет глаголы.
Физминутка, которую составила учащаяся 2 «Б» класса Погосян Сусанна.
Тема урока: «Однокоренные слова».
Дети встают парами. Если ведущий произносит однокоренные слова (называются пары слов: маленький – малыш, гора – город, повар – варить, маленький – маленькая и т. п.), то учащиеся хлопают друг друга в ладоши, если не однокоренные, то отворачиваются друг от друга.
№ 40.
Например, при изучении темы «Безударные гласные в корне слова непроверяемые ударением» дано задание: «Заполните таблицу, подбирая к каждому родовому понятию по два видовых. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы».
Родовое понятие | Видовые понятия |
орудия труда | |
ягоды | |
животные | |
овощи |
Слова: м…рковь, т…пор, м…дведь, м…лина, м…л…ток, за…ц, з…мл…ника, к…ртоф…ль.
№ 41.
При изучении темы « Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» дано задание: «Подберите пропущенные слова в предложения-определения. Составленные предложения напишите. Подчеркните орфограммы.
Врач… - это …, который … .
Скрипач… - это …, который … .
Ноч… - это … , которая … .
Мыш… – это …, которая ….
Рож… - это …, из которой …» .
№ 42.
В процессе изучения темы «Число имён существительных» предложено задание: «Прочитайте, сравните между собой две пары слов, к каждой паре подберите точное название, а затем для двух названий найдите одно общее; вставьте пропущенные буквы, укажите род и число имён существительных».
Пл…ток, ша…ка - ? ?
Шуба, п…льто - ?
-14-
Волк, лиса - ? ?
Орёл, беркут - ?
Суббота, воскресенье - ? ?
Понедельник, среда - ?
№ 43.
При изучении темы: «Правописание приставок» дано задание: «Прочитайте; к каждому слову левого столбика, обозначающему целое понятие, подберите соответствующее ему слово из правого столбика, обозначающее его часть; вставьте в словах пропущенные буквы, выделите приставки:
чай п…рез
окно пр…пев
повесть п…доконник
песня н…звание
травма з…варка».
№ 44.
При изучении темы «Род имён существительных» дано задание: «Прочитайте слова; к каждому из них назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмету или явлению, обозначенному данным словом. Составьте пары слов. Определите род имён существительных:
мужчина (м. р.) – мальчик (м. р.)
корова - …
осень - …
творог – …
сегодня - …
январь - …».
№ 45.
В процессе изучения темы «Изменение глаголов по временам» учащимся предложено задание: прочитайте первое и последнее предложение логических цепочек. Составьте для них два недостающих промежуточных звена так, чтобы они отражали последовательность событий; полученные цепочки предложений напишите. Определите время глаголов.
I. 1) Вспахали землю. 2) … . 3) … . 4) Сняли урожай.
II. 1) Наступила зима. 2) … . 3) … . 4) Дети стали кататься на коньках.
№ 46.
В рамках изучения темы «Изменение имён прилагательных по родам» учащимся предлагается задание: «Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова;
-15-
составленные фразы напишите; подчеркните известные орфограммы, определите род существительных и прилагательных в каждом словосочетании.
… большой, а мышка …
… кислый, а конфета …
… квадратная, а кольцо…
… белый, а уголь …»
№ 47.
При изучении темы: «Правописание безударных гласных в корне слова» дано задание: «Внимательно послушайте слова, постарайтесь их запомнить (учитель произносит слова 1 – 2 раза): красивый, писать, пчела, зелёный, снежинка, родной, цветы, лепить, сосна, кошачий. Ответьте на вопросы и выполните задания:
1.Сколько слов было названо?
2.На какие группы можно разделить все слова?
3.Какое слово было произнесено первым?
4.Напишите по памяти имена прилагательные.
5.Напишите по памяти имена существительные.
6.Напишите по памяти глаголы.
7.Подчеркните орфограммы, объясните их написание».
№ 48.
На этапе закрепления темы: «Правописание безударных гласных в корнях слов»
учащимся предлагается задание: «Напишите пословицы по группам, вставьте пропущенные буквы.
З...мля слухом полнится.
За м…рем т…плее, а у нас св…тлее.
На ч…жой р…ток не н…кинешь пл…ток.
На ч…жой ст…роне Родина м…лей вдвойне».
№ 49.
При изучении темы «Части речи» учащиеся выполняют задание: «Вставьте в каждую группу фразеологических оборотов подходящее по смыслу одно и тоже слово.
Как в … канул не … в обиду … век
толочь … в ступе … слово сулить … горы
выйти сухим из … как пить … … руки
Слова для справок: дать, золотой, вода.
К каждому слову для справок подберите слова этой же части речи из всех групп фразеологизмов».
№ 50.
В рамках изучения темы «Изменение глаголов по временам» детям предлагается задание: «Прочитайте; найдите и исправьте ошибки в пословицах; напишите их по временам глаголов. Подчеркните орфограммы.
-16-
Яйца куницу не учат.
Терпение и пруд всё перетрут.
Нашла коза на камень.
Крутится как булка в колесе».
№ 51.
При изучении темы «I и II спряжение глаголов» для формирования устойчивости, распределения, переключения, объёма внимания, умения осуществлять группировку по нескольким признакам учащимся предлагается выполнить задание: « Прочитайте фразеологические обороты, сгруппируйте их по пяти признакам одновременно. Признаки группировки определите самостоятельно. Напишите, вставляя пропущенные буквы.
Пал…чики …ближеш…, т…чим лясы, за уши не …ттянеш…, лов…т в…рон, складыва…т оружие, спуска…т флаги, развод…м узоры, скл…няет гол…ву, валя…т дурака.
(При группировке учитываются значение фразеологических оборотов, время, лицо, число и спряжение глаголов).
№ 52.
При изучении темы: «Правописание глаголов 2-го лица единственного числа» учащимся предлагается задание: «Прочитайте, исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения обоснуйте.
Заморозишь, играешь, чертят, мороз, учить, любишь».
Вариант ответа:
Мороз – лишнее слово, так как это существительное, а остальные слова – глаголы.
Чертят - лишнее слово, так как это глагол множественного числа, а остальные глаголы стоят в единственном числе.
Учить - лишнее слово, так как это неопределённая форма глагола.
Играешь - лишнее слово, так как это глагол I спряжения.
Заморозишь - лишнее слово, так как это единственный глагол в данной цепочке слов с приставкой.
Любишь – последнее слово в цепочке.
№ 53. Данное упражнение формирует аналитико-синтетическое мышление, устойчивость, распределение, объём внимания, речь, умение сопоставлять группировку слов и словосочетаний, умение различать общие и единичные понятия. В процессе изучения темы «Три склонения имён существительных» детям предлагается выполнить задание: «Прочитайте; разделите существительные на две группы. В первую группу включите единичные понятия, во вторую – общие. Вставьте пропущенные буквы. Определите склонение имён существительных.
П…ртрет, Луна, с…м…лёт, первый к…см…навт, т…л…фон, тракт…р, Рос…ия, учит…ль, ст…лица, М…сква, стр…на, Солнечная система, пр…зидент, первый учит…ль.
-17-
Пояснение для учащихся. Единичным называется понятие, которое обозначает только один, уникальный и неповторимый предмет. Общим называется понятие, которое обозначает целый ряд однотипных, родственных предметов».
№ 54.
Тема урока: «Правописание местоимений с предлогами»,
Задание: «Прочитайте, напишите предложения в последовательном отображении событий и придумайте третье, которое было бы продолжением второго. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы.
За(нами) (у)вязался соседский пес Викинг. Однажды (мы)(с)друзьями (по)шли (на) рыбалку.
№ 55.
Тема урока: «Изменение глаголов в прошедшем времени».
Учащимся предлагается выполнить задание: «Прочитайте предложение. Составьте к нему два новых, в которых указывались бы две разных причины того, о чём говорится в данном предложении. Укажите грамматические признаки глаголов. Напишите. Подчеркните орфограммы.
|___________ .
На траве и деревьях заблестели прозрачные капли росы.
|___________ .
Вариант ответа.
- Прошёл ( пр. в., ед. ч., м. р.) сильный дождь. На траве и деревьях заблестели прозрачные капли росы.
- Утром выпала (пр. в., ед. ч., ж. р.) роса. На траве и деревьях заблестели прозрачные капли росы.
№ 56.
Рассмотрим один из комплексов четвёртой группы упражнений на этапе закрепления изученной темы, который формирует логическое мышление, устойчивость внимания, распределение внимания, сообразительность, умение различать составные части рассуждения, состоящие из одного суждения, умение обосновывать предлагаемый вариант решения логической задачи. Например, при изучении темы «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода» учащимся предлагается выполнить задание: «Прочитайте предложения. Составьте из них одно предложение-рассуждение. Для этого к предложению в левой части добавьте одно из двух подходящих по смыслу предложений из правой части. Укажите род и падеж прилагательных.
В небе появилась огромная чёрная туча. Значит, сегодня у меня день рождения.
Значит, скоро будет дождь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пути активизации мыслительной деятельности на различных этапах урока русского языка"
В данной работе указываются пути активизации мыслительной деятельности учащихся на различных этапах урока русского языка....
Системно-деятельностный подход, как условие развития у младших школьников умения применять правила на уроках русского языка.
Учащийся становится подленным субъектом обучения, если активно участвует в учебно-познавательной деятельности....
Методическая разработка на тему:"Система работы над развитием речи младшего школьника в 1 классе на уроках русского языка"
Речевое развите младшего школьника необходимо осуществлять в системе, начиная с подготовительного этапа - периода обучения грамоте. Учебные пособия для 1 класса ("Прописи", "Азбука", уче...
Программа интеллектуального развития детей младшего школьного возраста "Эрудит" МОУ «СОШ №24»
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять ...
Реализация методов развития понятийного мышления на различных этапах урока русского языка.
Упражнения для развития понятийного мышления на уроках русского языка....
Анализ работы по самообразованию на тему: «Художественно-эстетическое развитие учащихся младшего школьного возраста с ТНР»
Анализ работы по самообразованию воспитателя ГПД....
Презентация для родительского собрания: "Особенности развития учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ".
В презентации раскрыты понятия дети с ОВЗ, дети инвалиды, представлены эффективные методы работы с учащимися начальных классов....
Комментарии
Светлана Александровна! Очень