"Самостоятельная работа - как средство развития учебной деятельности и творческих способностей учащихся"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Обобщение педагогического опыта. Презентация по теме: "Самостоятельная работа - как средство развития учебной самостоятельности и творческих способностей учащихся"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение педагогического опыта | 404.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: «Самостоятельная работа – как средство развития учебной самостоятельности и творческих способностей учащихся» Л ичностные УУД: Развитие готовнисти к сотрудничеству и дружбе. Коммуникативные УУД: Умение договоравиться, находить общее решение, работать в группах. Познавательные УУД: Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий. Регулятивные УУД: Умение адекватно Воспринимать оценку учителя и одноклассников. Развитие учебной самостоятельности и творческих способностей связано с формированием универсальных учебных действий Личный вклад педагога в развитие образования.
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно-исследова-тельские условия Изучение научных исследований по психологии, педагогике Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина ФГОС НОО Методические условия Методические условия в области презентуемого направления представлены в работах М.Р.Львова, В.Г.Горецкого О.В.Сосновкой, Т.Г.Рамзаевой, С.В.Иванова Организационно-педагогические условия Самообразование, методическое объединение учителей начальной школы 26.12.2017 по теме «Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее реализации» Личный вклад педагога в развитие образования.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога. По мнению А.Б.Воронцова, учебная самостоятельность – это выход за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях. Концептуальность опыта заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников для развития познавательного интереса,логического мышления,формировании творческой активности учащихся. Г.А.Цукерман, кандидат психологических наук, подразумевает под детской самостоятельностью способность ребенка действовать без помощи взрослого. УМК «Школа России» Чему учить? Как учить? Как учить результативно Личный вклад педагога в развитие образования.
Ведущая педагогическая идея опыта — создание условий для развития самостоятельности младших школьников на уроках с использованием УМК «Школа России» через: 1 этап Формирование мотивации к овладению русским языком. 2 этап Развитие мыслительных операций анализа и сравнения. 3 этап Определение способов действий при решении проблемной ситуации. Создание на уроке условий, при которых учащиеся захотят самостоятельно добывать знания, учить детей учиться, активизировать познавательную деятельность каждого ребенка в условиях реализации ФГОС. 4 этап Собственно самостоятельная работа. 1 этап Формирование мотивации к овладению русским языком. 2 этап Развитие мыслительных операций анализа и сравнения 3 этап Определение способов действий при Решении проблемной Ситуации. 4 этап Собственно Самостоятельна работа Личный вклад педагога в развитие образования.
Деятельностный аспект личного вклада педагога 1 этап - Формирование мотивации к овладению русским языком через дидактическую игру. Дидактические игры с характером занимательности. В 1 классе при изучении темы «Правописание гласных после шипящих» материал закрепляется с помощью рисунка, на котором изображена улитка: в ее названии только те гласные буквы (у, и, а), которые можно писать в сочетаниях чу-щу, жи-ши, ча-ща. При изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные» рисунок удава вводит малышей в новую тему. Изучая тему «Буквы русского алфавита» для закрепления сведения о количестве букв в русском алфавите использую рисунок 33-х богатырей из сказки А.С.Пушкина. В начале и в конце учебного года: С точки зрения учебной самостоятельности результата пока нет, но появляется мотивация, познавательный интерес. Личный вклад педагога в развитие образования.
Задание в учебнике Игровое задание Найди слова, в котором звуков больше, чем букв. Игра «Кто самый зоркий?» Назови общую часть слов. Отгадай загадки. Какими звуками различаются слова? Игра «Что изменилось?» Дополни предложение. «Кто как кричит?» Составь предложение по схемам. «Кто больше знает волшебные слова» Объясни написание заглавных букв. «Кого хочешь - выбирай» По рисунку опиши фрукты. «Что любят малыши?» Подбери слова . «Лучший знаток русского языка»
Дидактические игры с характером занимательности: Задание в учебнике Игровое задание Спиши слова только с сочетаниями жи-ши. «Кто самый зоркий?» Прочитай предложения выразительно. «Кто самый внимательный?» Подбери слова . «Лучший знаток русского языка» Объясни, как понимаешь. «Самый умный» Дидактические игры с характером соревнования: Задание в учебнике Элемент соревновательности: Найди в тексте вопросительное предложение. «Кто самый быстрый?» Найди правильный ответ. «Кто точнее?» К какому из этих слов относится эта модель? «Кто самый меткий?» Спиши слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща (по вариантам) «Кто самый зоркий?» Подбери слова по заданию. «Лучший знаток Русского языка?» Объясни, как ты понимаешь выражение. «Самый умный» Объедини в группы. «Самый звонкий»
Деятельностный аспект личного вклада педагога 2этап - развитие мыслительных операций анализа и сравнения. Данный этап является подготовкой к исследовательской деятельности. Предлагая дифференцированные задания необходимо учитывать: Способность ребенка к учебной деятельности(быстрое освоение учебного материала,глубину его осмысления); Умение выражать свои мысли; Познавательную активность(проявление интереса к знаниям); Организованность в работе(умение доводить начатое дело до конца); Составление предложений и текстов; Составление схем предложений; Составление загадок; Составление вопросов к тексту; Составление плана текста; Выполнение заданий, требующих энциклопедических знаний; Примеры дифференцированных заданий: 1 группа учащихся — задания вида ЗВ_НОК, СТ_РОНА, ЦВ_ТОК , СН_ЖИНКА вставить пропущенную согласную букву.(Это задание связано с повторением и закреплением правила,оцениваетс на «3» или «4»,в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка) 2 группа учащихся — предложено вставить пропущенную букву и найти проверочное слово.(Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово,оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения) 3 группа учащихся — должны не только выполнить предыдущее задания,но и подойти к нему творчески.Необходимо придумать несколько слов на этоправило и составить с ними предложения на определённую тему. (оценивается на «5») Личный вклад педагога в развитие образования.
Деятельностный аспект личного вклада педагога 3 этап - определение способов действий при решении проблемной ситуации. На таком этапе идет наблюдение за языковыми явлениями на уровне лексической единицы слова. Тема «Ударение» На доске записаны слова:пропасть, замок, свёкла, кружки, стрелки, белки, хлопок, мука, плачу,полки. Учитель просит в один столбик записать слова,где ударение падает на первый слог. Во второй — ударение падает на второй слог.Обучающиеся зачитывают свои ответы.Они понимают,что вариантов много и теряются в своих догадках.Учитель предлагает обратиться к словарю. Обучающиеся приходят к выводу,что ударение может изменить смысл слова любой из вариантов была правильным. Тема «Корень слова» На доске написано слово «снегопад».Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа обучающиеся приходят к новомуспособу выделения корня(в сложных словах) Тема «Перенос слова» Учитель говорит о том,что мы будем наблюдать за тем,как надо переносить слова и зачем их переносят. Обучающиеся выдвигают разные предположения. Идеи обучающихся и учителя записываются на доску. Все вместе приходят к выводу,чтобы правильно перенести слово,нужно уметь правильно его разделить на слоги. Тема «Непроизносимые согласные в корне слова» По заданию учителя обучающиеся читают вслух слова:весть,известие,вестник,известный,известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта(в одних словах «т» произносится,в других нет). Учитель:Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили?(Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах «т» не произносится? И тема урока сегодня? («Непроизносимые согласные в корне слова») Личный вклад педагога в развитие образования.
1 этап Формирование мотивации к овладению русским языком 2 этап Развитие мыслительных операций анализа и сравнения 3 этап Определение способов действий при решении проблемной ситуации 4 этап Собственно самостоятельная работа Деятельность репродуктивная Деятельность конструктивная Деятельность Исследовательская (поисковая) Деятельность творческая Способ решения: дидактическая игра Способ решения: Дифференциация обучения на основе различных критериев Способ решения: Деятельностный подход на основе дифференциации Способ решения: Работа с различными лексическими единицами ( преимущество отдается собственно тексту ) Результат. Пока результата в овладении предметом нет, с точки зрения учебной самостоятельности, но появляется мотивация (эмоциональная и познавательная), познавательный интерес и внимание. Результат. Получение частичных преобразований, умение работать в парах под руководством учителя. Результат. Варианты решения. Работа в парах, в группах, кратковременная самостоятельная работа. Результат. Продукт в ходе самостоятельной работы. Долговременная самостоятельная работа. Организация самостоятельной работы позваляет развивать у детей интерес к изучению русского языка,формировать умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания и навыки, развивать творческую и познавательную активность учащихся.
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Степень новизны заключается в системном подходе к формированию основ учебной самостоятельности. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной её организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний; развитию их познавательных и творческих способностей; развитию мышления; ускоряется темп формирования у учащихся умений и навыков практического характера. Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир Открытый урок для педагогов ШМО Выступление на заседании ШМО Личный вклад педагога в развитие образования.
Результативность профессиональной деятельности и эффекты. Степень важности и интереса к русскому языку: В нач/конце учебного года. В нач/конце изучения темы. Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности. На заседание ШМО учителей начальных классов Коллегам Начинающим педагогам График Н.Г.Лускановой
Список литературы Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.:Просвещение,2010 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/под ред.А.Г.Асмолова. - 2-е изд. - М.:Просвещение,2010 Планируемые результаты начального общего образования/под.ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.Логиновой. - 2-е изд.-М.:Просвещение,2010. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. Под ред Н.Н.Деменевой, М., 2013. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. М., 1966. Гаврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей. Нач.шк., 1990, №11 Васильева Р.А., Суворова Г.Ф. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М., 1975 Интернет-ресурсы. Личный вклад педагога в развитие образования.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся
Выступление на второй региональной научно-практической конференции "Инновационная образовательная деятельность:региональный аспект" - 11 декабря 2013 год...
Самостоятельная работа как средство развития творческого мышления учащихся в условиях дифференцированного обучения.
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока и активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает и...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы
Представление педагогического опыта учителя начальных классов Кичигиной Галины Григорьевны тема:"Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития позн...
Развитие учебно-познавательных и творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению -одна из задач начального образования.Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятель...
Мастер-класс по теме: «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы
Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно по настоящему увлечь предметом исследования, показ...
Модель развития учебно-познавательных и творческих способностей учащихся младшего школьного возроста.
Модель развития учебно-познавательных и творческих способностей учащихся....
Модель образовательного процесса по развитию учебно-познавательных и творческих способностей учащихся
Модель образовательного процесса по развитию учебно-познавательных и творческих способностей учащихся...