Словарная работа на уроках русского языка с использованием инновационных технологий для интеллектуального развития учащихся
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Практическое применение на уроках данных способов позволяет мне как учителю решать вместе с ребятами лингвистические задачи. Рациональное использование каждого способа является важнейшим фактором комплексного интеллектуального развития младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellekt.docx | 15.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Задумаемся: а зачем человеку детство, и почему оно у нас такое долгое? Этот вопрос поставил в своё время великий психолог А.Н. Леонтьев. И сам ответил на него: такое долгое детство у нас потому, что мы, люди, в процессе длительной эволюции приобрели очень сложные, уникальные функции мозга, такие, как речь, речевое мышление, воображение, творческое, абстрактное мышление, воображение и т.д.., и поэтому требуется длительное время, чтобы эти сложные функции мозга сформировались.
Весь педагогический процесс направлен на развитие психики, на формирование познавательных и эмоциональных процессов, составляющих основу гармоничного развития личности.
Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. Так, например, к 6 годам это развитие осуществляется на треть, к 8 – на половину, а к 12 годам – на три четверти. Некоторые авторы называют ещё ранние сроки и соответственно ещё большую роль детства в общем умственном развитии.
Научные исследования свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Она задаётся наличием определённых физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями.
Возрастные особенности развития детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психологии и педагогики, опыт практической работы – всё это даёт возможность создать систему комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения их русскому языку.
Каким же образом можно этого достигнуть?
Это достигается путём внесения определённых изменений в содержание и организацию процесса обучения по сравнению с традиционной системой.
Изменение содержания осуществляется за счёт
- введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, обобщения изученного;
- увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах работы;
- расширения объёма работы с понятиями и терминами;
- включения в содержание урока различных видов текстов воспитательно-познавательного характера.
Более подробно я хотела бы остановиться на словарно-орфографической работе.
Перед ознакомлением учащихся с лексическим значением нового слова вводится мини-мобилизующий этап. С помощью специальных заданий, развивающих интеллектуальные качества детей, учащиеся определяют слово, с которым им предстоит детально знакомиться. Использую на уроках следующие задания для определения нового словарного слова:
1.Составить два слова из данных букв: М Х О О Р З О Ш О
2.Выделите первую букву в названии каждого изображённого на картинке предмета. Соедините буквы между собой в том порядке, в котором изображены предметы на картинках. Какое слово получилось? ( картинки: утка, чашка, ель, нитки, игла, кошка)
Получилось слово УЧЕНИК.
3.На картинках изображены животные: заяц, мышь, кот. Под каждой картинкой – соответствующее ей слово-схема (каждой букве соответствует определённый значок).
Задание: вписать в пустые клетки названия животных. С помощью найденного шифра отгадать новое слово.
4.Новое слово спряталось в цепочке букв. Найдите в цепочке слоги в следующем порядке: СГ, CГC,
CГC. Сложив их в указанной последовательности, вы получите слово.
КЛМНСТТКАВГДЩШРАНХЗСВБЖППДАШФЛДПРПГН (карандаш)
5.Новое слово зашифровано. Для того, чтобы его прочитать, надо ориентироваться на прямоугольники, от самых больших к маленьким (в прямоугольниках записаны буквы).
6.Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы определите, внимательно слушая и выполняя задания.
Задание 1. 1-я буква нового слова – это гласная второго слога в слове НАРОД.
Задание 2. 2-я буква – согласная, два раза встречающаяся в слове МЕДВЕДЬ
Задание 3. 3-я буква – ударная гласная в слове ДЕВОЧКА.
Задание 4. 4-тую букву мы записали сегодня во время минутки чистописания.
Задание 5. 5-я буква – последняя согласная, обозначающая звук в слове ТЕТРАДЬ .
Задание 6. 6-я буква – гласная, два раза встречающаяся в слове МАШИНА.
В результате получилось слово ОДЕЖДА.
Также я использую при работе со словарными словами ИЗОГРАФЫ.
Изографы – это картинки, на которых слова записаны буквами, расположение их близко или отдалённо напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь. Задачей ребёнка является составление слова из найденных в изографе букв. Буквы в изографе имеют разную конфигурацию и размер, расположены в различных положениях.
Обучение с помощью изографов продумано таким образом, что обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания, даёт возможность каждому ребёнку участвовать в процессе выполнения задания. Ребята сами с удовольствием придумывают свои изографы, используя словарные слова. Эти изографы используются на уроках во время словарно – орфографической работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа на уроках русского языка как важнейшее средство речевого развития младших школьников
Обобщение актуального педагогического опыта ...
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...
Доклад "Использование мультимедийных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"
Доклад "Использование мультимедйных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"...
Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»
В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...
Развитие речи и словарная работа на уроках русского языка
В работе представлены словарные слова за второй класс. Для запоминания этих слов используются стихотворения, загадки, а так же с этими словами составляются словосочетания, предложения. Данная работа п...
Словарная работа на уроках русского языка как средство развития речи у детей с нарушением слуха
Отчёт по теме самообразования и презентация к выступлению...
Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта...