Синквейн - форма творческого самовыражения обучающегося
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Каншаева Лариса Айкашевна

Главная задача школы – подготовить учащихся к самостоятельной жизни, которая, как известно, не стоит на месте, а постоянно меняется. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности каждому обучающемуся проявить свои таланты и творческий потенциал. Творчество уже не считается уделом отдельных личностей, связанным с их талантом или гениальностью, а признается естественной формой проживания человеком своей жизни, и, более того, оно способствует развитию здоровой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя  школа № 42»

город Нижневартовск

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Синквейн - форма творческого самовыражения обучающегося

                                                                      Каншаева Лариса Айкашевна,

                                                                       учитель начальных классов

Нижневартовск, 2020 г.

Содержание

Введение        3

Основная часть        4

Заключение        9

Список использованных источников        10


Введение

В требованиях ФГОС НОО второго поколения к выпускникам начальной школы по русскому языку сказано, что в процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

Главная задача школы – подготовить учащихся к самостоятельной жизни, которая, как известно, не стоит на месте, а постоянно меняется. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности каждому обучающемуся проявить свои таланты и творческий потенциал. Творчество уже не считается уделом отдельных личностей, связанным с их талантом или гениальностью, а признается естественной формой проживания человеком своей жизни, и, более того, оно способствует развитию здоровой личности.

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить особое, неповторимое отношение к миру. Развитие творческих способностей – важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

В основе моей работы лежат слова  Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить». Учеными доказано, что любой обучающийся способен к творческой деятельности, поэтому необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию своей креативности, т.е. творческих способностей. Новый образовательный стандарт предусматривает развитие коммуникативных УУД. А это и умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, и умение высказывать свою точку зрения на события и поступки, и умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций, и умение выполнять различные роли в группе, и умение сотрудничать в паре. Учителям хорошо известно, что многие дети испытывают существенные затруднения при выражении своих мыслей и чувств в связной форме. Письменные и устные высказывания младших школьников нередко отличаются бедностью мысли и языка, имеют композиционные недостатки, искажают многочисленными речевыми ошибками и погрешностями. Поэтому проблему формирования речевой культуры учащихся, владение ими ключевыми коммуникативными компетенциями, считаю актуальной. Ведь правильная и богатая речь – это не только показатель культурного уровня человека и творческих способностей, но и индикатор его умственного развития.

Основная часть

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – написание сочинений. Школьники любят сочинение, любят за его творческий характер, за то, что в нём можно проявить самостоятельность, писать своё. Посредством сочинений, нам, учителям легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его. Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности. Сочинение заставляет учеников упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности. К сожалению, не все умеют излагать свои мысли на бумаге. Далеко не все дети обладают литературным талантом, но абсолютно всем необходимо в школе писать сочинения. Для того чтобы сочинения были яркими и интересными, а дети получали хорошие оценки, необходимо немного помочь им научиться самостоятельно выражать свои мысли. Обучение искусству писать сочинения – одна из сложных и до сих пор, не решенных проблем. И – как всегда в школе – все дело в учителе, влюбленном или, наоборот, не влюбленном в этот вид работы, относящемся к сочинению как к тяжелому бремени.
У меня кое-что получается. Вот почему я и решила сегодня рассказать о том, как я учу ребят писать, творить, разговаривать с белым листом.
 Не так давно мною стал использоваться новый для моих учеников приём пополнения словарного запаса и развития творческих способностей – сочинение синквейна. Приём составления синквейна относится к технологии развития критического мышления. Это не обычное стихотворение, которое является формой свободного творчества, требующей от них умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Мысль в таком стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Напомню, что слово синквейн происходит от французского «пять». Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - пятистрочная стихотворная форма. В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey). Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.  Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам.

1 строка – существительное, задающее тему стихотворения;

2 строка – описание темы: два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3 строка – три глагола, обозначающие действие в рамках заданной темы;

4 строка – смысловая фраза: короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5 строка – синоним ключевого слова, выраженный существительным.

Например:

Ученики

Старательные, умные.

Пишут, решают, рисуют.

Мои дети самые лучшие!

Школьники.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка школьного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли. Этот пример тому подтверждение.

При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач:

- изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;

- отрабатываются знания о частях речи;

- знания о предложении;

- умение соблюдать интонацию;

- значительно активизируется словарный запас ребёнка;

- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

- активизируется и развивается мыслительная деятельность;

- совершенствуется умение выражать собственное отношение к чему-либо.

Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для всестороннего развития ребенка. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому человеку. Но это сложная и плодотворная работа, как для педагога, так и для ребенка. Думаю, что коллеги, применяющие данный приём на своих занятиях, согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» занятия. Конечно же, умение сочинить синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от педагога тщательно продуманной, планомерной работы.

Когда же начинать знакомство с этим приёмом? Чем раньше, тем лучше! Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком? О чем? Какие? Какая? Какое? Что делал? Что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Предложу алгоритм построения синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

Условные обозначения:

- слова-предметы (существительные)

- слова-признаки (прилагательные)

- слова-действия (глаголы)

- слова-предметы (существительные)

Вначале предлагаю детям для прослушивания готовые синквейны. Например:

Ель

Душистая, чудесная.

Растет, веселит, радует.

Я люблю зимнюю ель.

Новый год.

Кукла

Красивая, любимая.

Стоит, сидит, улыбается.

Моя кукла самая красивая.

Игрушка.

Машина

Быстрая, мощная.

Едет, обгоняет, тормозит.

Я люблю кататься.

Транспорт.

Дождь

Мокрый, холодный.

Капает, стучит, льётся

Я не люблю дождь

Вода

Класс

Весёлый, дружный.

Учимся, поём, рисуем.

Наш любимый первый «Е».

Ребята.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу начинаем с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет», и слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов. На первых занятиях сочинять синквейн лучше коллективно, всем классом. Если ребята будут испытывать затруднения (у детей младшего школьного возраста ещё не очень велик словарный запас), то можно предложить дополнять словами недописанный синквейн.

Ученик

Аккуратный, …  .

Читает,  … , ... .

Он всё успел сделать.

Радость! 

 После этого сообща составляем стихотворение с противоположным значением, о нерадивом ученике.

Ученик

Неряшливый, … .

Забыл, … , … .

Перепутал на уроке тетрадки.

Досада!

Ещё один приём, которым мы пользуемся на уроках, называется «Мозаика». Уже составленный синквейн, отпечатанный крупными буквами, я разрезаю на слова.

Задание: опираясь на схему, восстановить и прочитать стихотворение.   Возможно даже соревнование между рядами.

Подобная работа увлечёт школьников. Когда учитель почувствует, что дети легко дополняют начатые строки, правильно расставляют части речи, следует переходить на следующих уроках к самостоятельному сочинению синквейнов (лучше при работе в парах или группах). Слабым учащимся предложить несколько опорных слов, которыми они смогут воспользоваться в работе.

Важным моментом является обязательное зачитывание перед классом своих произведений. При этом учитывается выразительность прочтения синквейна. Для этого у нас в классе создано специальный «читательский подиум», что вызывает у детей массу положительных эмоций, оттесняет скованность и неуверенность. И только когда дети смогут сочинять синквейны в группах, перейти к самостоятельной работе. Можно попросить учащихся сочинить стихотворение дома на заданную тему. Если это учащиеся 2-3 класса и учитель только начинает внедрять в практику описываемый приём, то дать несколько опорных слов. Например: составить синквейн со словами песня, сказка, альбом и т.д.

В дальнейшем синквейны можно использовать как загадки, упустив при чтении первое слово (существительное).

……..                                                           ………..    

Печатные, письменные                         Гласные, согласные

Читаются, пишутся, печатаются.         Произносятся, слышатся, поются.

Их учат в первом классе .                     Они есть только у людей.

Трудность! (Буквы)                               Речь. (Звуки речи)

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!

Заключение

На практике я убедилась, что сочинение синквейнов  - источник неиссякаемого творчества для детей! Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка младшего школьного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности. Детям моего класса очень нравится их составлять.

Своими наработками я всегда делюсь с коллегами на методических объединениях. Многие из них специально посещали мои уроки, чтобы воочию увидеть, как легко могут дети пользоваться приёмом технологии критического мышления - написанием синквейна. Мои дети не боятся вести монолог с белым листом. Они способны в своих детских сочинениях   излагать мысли идеи, чувства, самовыражаться. У них богатый словарный запас. Я надеюсь, что мой опыт работы поможет коллегам развивать речь детей, сделает их уроки интересными. 

Пусть все считают, что урок, где не было места творчеству – потерянным уроком! У творческих учителей – творческие дети!

Творчество

Яркое, богатое.

Формировать, развивать, сочинять.

Умение излагать свои мысли.

Креативность.

Список использованных источников

  1. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа, 2000 - №4 – 35 - 39 с.
  2. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учебно – методическое пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2005 - 94 c.
  3. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников. // Начальная школа, 2003 - №10 – 41 - 44. с.
  4. Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио.- Самара: Профи, 2002 – 17 – 55 с.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:, 1967 – 93 с.
  6.  Выготский Л.С.Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996. – 115с
  7. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. - СПБ: Альянс-Дельта, 2003 - 284 с.
  8.  Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. - М.: Педагогика, 1980 – 210 с.
  9.  Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. Пособие для учителя. –М.: Дрофа , 2002 – 186 - 224 с.
  10.  Пичугин С.С. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников на уроках русского языка. // Начальная школа плюс до и после, 2004 - № 3-6-7 с.
  11.  Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М.: 1999 – 25 - 44 с.
  12. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 2010 – 38 – 56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого самовыражения младших школьников.

Восприятие искусства - как фактор развития творческого самовыражения детей....

Игра на уроках музыки – как один из методов творческого самовыражения ребенка.

Игра на уроках музыки – как один из методов творческого самовыражения ребенка....

ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ I ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТУПЕНИ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются.  И поэтому, все  личностные и социальные ...

Технологии и формы процесса воспитания, ориентированные на свободу творческой индивидуальности обучающегося

Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая...

Синквейн как эффективный прием развития творческого мышления обучающихся.

Каждого из нас беспокоит вопрос, как заинтересовать детей учебным материалом, пробудить у них желание к познавательной и мыслительной деятельности, создать атмосферу творчества на уроке.Развитие творч...

Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах.

Презентация "Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах"....