Дифференцированное обучение в начальных классах. Наиболее эффективные виды дифференциации.
статья
Учителей-практиков волнует вопрос: как за 40 минут дать качественные знания учащимся, как рационально использовать время, как повысить интерес у учащихся, как приучить их работать, как осуществить индивидуальный подход в обучении младших школьников, чтобы не оставить в стороне как одаренных детей, так и слабоуспевающих учащихся. Этому способствует дифференцированный подход. Дифференцировать материал и работу можно по разным признакам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diferentsirovannoe_obuchenie.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированное обучение в начальных классах.
Наиболее эффективные виды дифференциации.
Учителей-практиков волнует ряд вопросов: что нужно сделать, чтобы за 40 минут дать качественные знания учащимся, как рационально использовать время, как повысить интерес у учащихся, как приучить их работать. И вторая проблема: как осуществить индивидуальный подход в обучении младших школьников, чтобы не оставить в стороне как одаренных детей, так и слабоуспевающих учащихся. Этому способствует дифференцированный подход. Дифференцировать материал и работу можно по разным признакам.
1. Дифференциация содержания учебных заданий по уровню усвоения материала и уровню трудности.
Деление на группы осуществляется на основе достижения уровня обязательной подготовки. Каждый учащийся имеет возможность выбрать для себя наиболее оптимальный вариант: легкий, менее сложный, трудный.
Для того чтобы организовать разноуровневую работу над задачей в одно и то же время, отведенное для этого на уроке, можно использовать индивидуальные карточки-задания, которые готовятся заранее в трех вариантах, для трех уровней.
Пример № 1: математика, решение задач.
На начальном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого 3 группа приступает к выполнению задания. Остальные с помощью учителя или анализируют способ решения, или предложенный образец, или выполняют часть упражнения. Затем 2 группа начинает работать самостоятельно. А дети 1 группы, которые испытывают затруднения, выполняют все задание под руководством учителя.
Этап проверки проводится фронтально. Ученики сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они в любой момент могут вернуться к работе под руководством учителя.
Пример № 2: русский язык.
На уроках русского языка использую с этой же целью карточки разного цвета: белые – задания обычного характера, цветные – задания с подсказкой.
Задание: 1) высокий уровень: Разбери слова по составу: прибрежный, лесной, река. Придумай свои слова, с аналогичным составом.
2) средний уровень: Разбери слова по составу: звездочка, маленький, походка.
3) низкий уровень: Разбери слова по составу: моряки, записка, горочка.
Используй подсказку: Корень – общая часть однокоренных слов.
Окончание – изменяемая часть слова ( кот – кота,
котом, к коту.)
Приставка – стоит перед корнем, подбери
однокоренные с другой приставкой или без неё
(пересадка, посадка).
Суффикс – стоит после корня.
2.Дифференциация по степени и характеру помощи учащимся.
Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. А помощь оказывается дозированная.
Помощь носит стимулирующий, направляющий и обучающий характер.
Карточки-помощницы являются либо одинаковыми для всех детей, либо подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастанием уровня помощи при выполнении одного задания, а может работать с одной карточкой.
Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. В итоге он должен научиться выполнять задания самостоятельно, без любой помощи.
Виды помощи на карточках:
- образец выполнения задания: показ способа решения, образец рассуждения и оформления.
- справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, формулы, таблиц единиц длины, массы и так далее.
- алгоритмы, памятки, план, инструкция.
- наглядные опоры, иллюстрации, модели (графическая схема, краткая запись задачи, таблица и другие)
- дополнительная конкретизация задания ( указание на какую-либо деталь, существенную для решения задачи)
- вспомогательные ( наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания.
- план решения задачи
- и другие.
Примеры дифференциации работы по характеру помощи учащимся.
Класс: 2.
Предмет: математика.
Задание: решить задачу.
Цель: Развивать навык решения задач, умение выделять лишние данные.
Дано: Дядя Федор поехал с папой в Простоквашино. Дядя Федор привез в подарок Матроскину 15 бутербродов, а папа 13 бутербродов. Сколько бутербродов съел Матроскин, если через 2 дня у него осталось 9 бутербродов?
Карточка № 1 Прочитай задачу внимательно. Она не совсем обычная. Подумай, что в задаче известно, что нужно узнать. Реши задачу. | Карточка № 2 Подумай, все ли числа нужно использовать при решении задачи. | Карточка № 3 В задаче есть лишние данные. Подумай, какое число не нужно для решения задачи. |
Карточка № 4 Подумай, верно ли составлена краткая запись: Привезли – 15 и 13 б. Съел - ? б. Осталось – 9 б. | Карточка № 5 Подумай, как можно узнать, сколько всего бутербродов привезли Матроскину, и сколько он их съел? | Карточка № 6 Воспользуйся схемой и реши задачу: 1) +=(б.) – привезли. 2) -= (б.) – съел. |
В заключении подведу итог:
Дифференцированное обучение – это средство развития индивидуальности. А дифференцированные формы обучения создают условия для осуществления личностно-ориентированного подхода.
Дифференциация обладает дополнительными возможностями вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе, а следовательно и помогает справиться с трудностями в обучении и приводит к повышению уровня качества знаний, умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы реализации дифференцированного обучения в начальной школе.
В современной школе необходимо создать условия для того. чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя.Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференцированно...
дифференцированное обучение в начальной школе
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно установит...
Статья :"Дифференцированное обучение в начальной школе в рамках ФГОС"
Использование технологии дифференцированного обучения.Знакомство с методами такой технологии на уроках, плюсами и минусами....
Опыт работы по теме "Дифференцированное обучение в начальной школе"
Школьный курс математики занимает важнейшую роль в системе общеобразовательной подготовки учащихся, что в дальнейшем помогает школьникам активно овладевать современной техникой и новыми информационны...
Презентация к выступлению на городском семинаре " Дифференцированное обучение в начальной школе"
Презентация к выступлению на городском семинаре "Дифференцированное обучение". Цель; познакомить учителей с приёмами опроса, подачи домашнего задания и оценивания....
Презентация к выступлению Тема: «Дифференцированное обучение в начальной школе»
В докладе расскрывается вопрос Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?...
Доклад на тему : «Дифференцированное обучение в начальной школе»
В докладе расскрывается вопрос Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении? Приводятся примеры заданий разноуровневого обучения....