Моя педагогическая философия
статья

Сизова Светлана Владимировна

Статья  "Моя педагогическая философия" содержит размышления учителя начальных классов на темы воспитания и образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

Когда поет душа?

Когда ее не душат.

Когда за слово каждое не отдерут за уши,

Когда она летит от края и до края,

Свободна и вольна, от  счастья замирая.

Тогда она живет, творит, не умирает…

Е. Победимская

Родители своему ребенку дарят жизнь в надежде, что он будет сам счастлив и принесет счастье им, родителям, принесет счастье окружающим. Что такое счастье? На этот вопрос ответы могут быть разные. Для меня счастье – найти ответы на простые жизненные вопросы: что мне дорого? Что важно? Без чего я не могу обойтись? Согласимся, что поиск ответов на эти вопросы и есть жизненная философия.

Размышляя, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Несомненно, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью – это педагогический труд, т.к. ведет к бесконечной жизни в думах моих учеников. Я не работаю учителем, я – учитель. Мне нравится быть учителем. Много лет назад я сделал свой выбор, считаю его правильным и сейчас.

Все имеет свои истоки. Меня тоже когда-то учили. Именно любимые учителя открыли мне, что дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Учитель  должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях.

Поэтому меня с детства привлекала и манила специальность педагога. Я очень хотела учить ребятишек видеть красоту природы, воспитывать доброе  отношение  к людям, аккуратность, трудолюбие. Видеть улыбку на лицах детей, если у них все получается, и спешить к ним на помощь в случае затруднения, спорить. Общаться. Я прекрасно понимаю: быть учителем начальных классов очень трудно и ответственно. Ведь именно нам необходимо построить «фундамент» успешности для будущего развития детей, сформировать умение учиться и создать на уроке такие условия, при которых обучение станет средством самовыражения ребенка. Поэтому важно продумывать ход и содержание уроков, применять эффективные формы, методики обучения, подбирать развивающий материал и включать игровые моменты в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, использовать средства обратной связи для постановки общих и личных целей на следующий урок.

Важно уметь создать атмосферу доброжелательности, уважения и понимания, всегда быть внимательным и профессиональным в контакте с детьми, чтобы сделать их активными участниками образовательного процесса, пробуждая стремление к личному росту, высоким достижениям и сотрудничеству.

Современный подход к образованию требует, чтобы ребенок получил в ходе обучения не только знания, умения и навыки, соответствующие государственному стандарту, но и освоил компетенции, которые включают в себя «умение жить в изменяющемся мире»: жизненный опыт, ценности, смыслы традиции, миропонимание. Необходимо воспитать у детей современное сознание, которое позволит ему жить, бороться и развиваться в современном мире.

Какое я испытываю чувство удовлетворения, когда нахожу новые формы, приемы, нестандартные задания, интересные игры, которые помогают передать учащимся все, что я знаю. Так приятно гордиться своими учениками, которые одерживают маленькие победы на каждом уроке, когда без ошибок пишут диктанты, с легкостью ориентируются в сложном материале, не боятся творить и ошибаться. И трудно выразить словами чувство восторга, когда видишь сияющие глаза детей и не можешь выбраться из тесного круга ребят, желающих что-то спросить, что-то сказать, просто постоять рядом. Именно в эти минуты начинаешь чувствовать, что ты нужна детям, что они очень нуждаются в тебе и ждут любого слова одобрения, похвалы, чтобы улыбнуться в ответ своей детской улыбкой. Ради таких мгновений и стоит жить, ведь именно в такие моменты жизни у меня поет, ликует душа. Это ли не счастье?

Меняются дети, меняясь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность. Любить… Да, для меня «учитель» - не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа. Для меня быть учителем – это значит жить и быть счастливым.

XXI век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Современный урок невозможно представить без новых Т.С.О. Ведущим среди них уже стал компьютер. Компьютер вошел в каждую школу, класс, в каждый дом, но никакая техника не может заменить живого собеседника, вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный помощник, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удается заменить. трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим.

Демократизация педагогики предоставляет учителю все большие возможности для творчества. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.

Я счастлива тем, что иду в ногу с современностью, учу детей, тому, что человеческое общение нельзя заменить ничем.

Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и запоминающимися, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт.

Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободного мышления, толерантности, умения конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Главное – чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью. Если это у моих ребятишек получается – я счастлива.

Оказывается, для меня быть учителем – важно, дорого, без этого обойтись не могу. Быть учителем для меня – значит быть счастливой. А сама я счастлива и стараюсь нести счастье окружающим дорогим для меня людям, моим ученикам.

Пусть любовь согреет моих учеников в трудную минуту, пусть знания помогут обрести место в жизни, а человеческие качества – выстоять и победить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе. Моя педагогическая философия

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия. Мысли вслух....