Дистанционное обучение как целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Власова Юлия Викторовна

Дистанционное обучение: недостатки и достоинства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение

В начале 2016 – 2017 учебного года ученица моего класса получила травму и нуждалась в длительном лечении. И, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для нее было организовано обучение на дому.

Обучение на дому – это освоение общеобразовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения.

Таким образом, домашнее обучение – это не форма получения образования, а условие организации учебного процесса для детей, у которых нет возможности посещать образовательное учреждение.

Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составляется на основе учебного плана образовательной организации (с обязательным включением всех предметов учебного плана, минимума контрольных и практических работ, сроков проведения промежуточной аттестации) с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями и медицинскими рекомендациями, согласовывается с родителями и утверждается распорядительным актом руководителя образовательной организации. Расписание учебных занятий составляется с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося на дому.

Достоинством обучения на дому является возможность учителя адаптировать содержательную часть образования, способы подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика, корректировать как действия ученика, так и свои собственные. Это позволяет ученику работать экономно, в оптимальное для себя время, постоянно контролировать затраты своих сил.

Недостатки:

- ребенок не социализируется, не учится общаться и работать в команде, не приобретает опыт выступления на публике, отстаивания своего мнения перед сверстниками.

- еще один недостаток обучения на дому, с которым я столкнулась при составлении рабочих программ (в зависимости от возраста ребенка государство оплачивает от 7 до 12 индивидуальных часов в неделю по всем предметам): по русскому языку количество часов на две четверти составил 78 часов, а в программе обучения на дому 32 часа, столько же по математике. По литературному чтению – 78 часов, по программе обучения на дому – 15 часов, окружающий мир по плану гимназии – 31 час, по индивидуальной программе – 7 часов. Очень сложно было выбрать и выдать на самом деле важные темы для получения по возможности более полного прохождения программы ребенком за этот период. И, чтобы после его выздоровления и возможности обучаться с классом, ученик не ощущал никакого дискомфорта ни в прохождении дальнейшего обучения, ни в общении с одноклассниками.

В связи с этим, я решила применить в нашей работе дистанционное обучение, наряду с обучением на дому. В соответствии с Федеральным законом при обучении ребенка на дому могут применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Порядок их применения определен приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2. Отмечу, что право выбора образовательных технологий Законом не предусмотрено.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Дистанционное обучение на базе компьютерных телекоммуникаций все более уверенно заявляет о себе. В последнее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание в педагогической литературе. Именно поэтому важно четко определиться с самого начала с понятиями. Что такое - дистанционное обучение? Понятно, что это обучение на расстоянии, когда учитель и учащиеся разделены пространством. Но что под этим понимается?  Дистанционное обучение - это одна из форм обучения. Информационные технологии в ДО являются ведущим средством.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

  • среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети);
  • методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

Дистанционное обучение позволяет:  

  • снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);  
  • проводить обучение большого количества человек;  
  • повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.;  
  • создать единую образовательную среду.

Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (если оно строится по соответствующим программам образования), тем же содержанием. Но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся между собой будут иными. Дидактические принципы организации дистанционного обучения в основе своей (принципы научности, системности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения пр.) также должны быть теми же, но реализуются они специфичными способами, также обусловленными спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернет, ее услугам.

Работая с ученицей своего класса, я использовала в работе Skype, благодаря использованию которого:

  • она проходила учебный материал в более полном объеме;
  • выполняла итоговые контрольные работы вместе с классом;
  • выполняла олимпиадные задания;
  • общалась и работала с учениками класса;
  • слушала ответы других учеников, отстаивала свою точку зрения.

 По результатам первого полугодия, Баранина Василиса является губернаторским стипендиатом ; является победителем on-line олимпиады «Олимпиада +».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...

Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия  учителя и учащихся....

Способы взаимодействия учителя и учащихся на уроке для повышения качества образования.

Способы взаимодействия учителя и учащихся на уроке для повышения качества образования....

Мастер-класс "Взаимодействие учителя и учащихся в организации творческой деятельности этнокультурной направленности."

Мастер-класс - знакомство с традициями и обрядами  празднования дня рождения  в селах Прилузского района Республики Коми (национальная одежда, коми (прилузские)блюда, составление подравления...

Взаимодействие учителя и учащихся на уроках, как основа эффективного обучения. Организация учебного диалога.

В данной разработке можно найти полезную информацию об организации совместной деятельности учителя и ученика. Как организовать учебный диалог....

Взаимодействие учителя и учащихся в процессе обучения.

Учебное взаимодействие обучающего (педагога) и обучающихся (учеников) между собой, входит в более сложную систему взаимодействия в образовательном процессе, который реализуется внутри образовательной ...