ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА «ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ»
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Тема: Почему дует ветер?

Цель: дать импульс превращению процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей, в  процесс саморазвития.

Задачи: 1.​ Расширить и уточнить представление детей о природном явлении ветре; объяснить причины его возникновения; раскрыть значение этого явления для жизни человека, растений и животных.

2. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zasedanie_nauchnogo_obshchestva.docx111.78 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА «ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ»

Класс: 2А, дошкольники

Тема: Почему дует ветер?

Цель: дать импульс превращению процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей, в  процесс саморазвития.

Задачи: 1.​ Расширить и уточнить представление детей о природном явлении ветре; объяснить причины его возникновения; раскрыть значение этого явления для жизни человека, растений и животных.

2. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

Формирование УУД

Личностные УУД:

Развивать навыки сотрудничества со сверстниками и детьми младшего возраста, способствовать развитию умения работать в группе, расширять словарный запас детей, развивать креативность мышления каждого ребенка путем решения задач на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Метапредметные УУД:

Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; обучать детей действиям сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно- следственных связей; учить детей использованию исследовательского метода для поиска информации.

Оборудование: картинки с изображением ветра, зайки; вертушка, веер, пакет, лампочка, змейка; воздушный шар, кораблик, блюдце, деревянная палочка, лист бумаги; компьютер.

Ход занятия

№ п/п

Этапы  занятия

Деятельность учителя и учащихся

1.

Оргмомент.

Девиз: Орешек знаний  тверд, но все же,  мы  не привыкли  отступать, нам расколоть  его помогут  волшебные слова: «Хочу  все знать».

Раздается стук в дверь.

- Ой, ребята, кто – то стучит. Пойду, посмотрю, кто к нам пришел?

- Здравствуйте, проходите!

- Ребята посмотрите, кто к нам пришел? (это зайчик, лисичка, медвежонок, волчок).

-Почему вы грустные? (Наш друг Ветерок спрятался и мы не может его найти. Из-за этого мы очень расстроились).

- Проходите наши гости, мы вам поможем во всём разобраться.

Все расселись  по местам, никому не тесно. По секрету  скажем  вам: «Будет интересно».

- Сегодня мы проводим  заседание секции научного общества.  У каждой группы есть инструкционная  карта  для работы.

1. Определите  тему, над  которой   мы будем сегодня работать.

Отгадайте  загадку:  Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним прохода не дает,

Других он подгоняет. (Ветер)

Назовите тему. (Тема нашего занятия:  почему дует ветер?)

Определите цель? (узнать, почему дует ветер)

2.

Актуализация знаний.

Что вы знаете о ветре?

«Мозговой   штурм». 1. Что такое ветер? (Ветер – это явление природы)

2. Какой бывает ветер? (Бывает холодный и теплый)

Как образуется ветер?

Наверное, мы еще что – то не знаем.

3.

Открытие новых знаний.

1. Чтобы вы хотели узнать? (Учащиеся высказывают свои предположения)

Дети, какие методы исследования мы будем использовать? (беседа, изучение литературы, наблюдение, опыты).

Предположим, что ветер - это воздух, который приходит в движение.

Гипотеза нашего исследования.

2. «Тайна происхождения ветра». Опыты и эксперименты.

Приступаем к разгадке «тайны».

- Представим, что лампочка - это земля. Земля нагревается Солнцем (в нашем случае электричеством). Беру вот такую помощницу - змейку, держу ее над «землей». Что-нибудь происходит? (Нет.)

- Теперь включаю лампу и продолжаю наблюдать за змейкой. Что мы видим? (Змейка начала вращаться.) 

- Почему? (Оказывается, когда земля нагревается, значит она нагревает воздух. А теплый воздух легче холодного и, он начинает подниматься вверх. Теплый воздух заставляет  змейку вертеться).

3. Наблюдение «Движение ветра». Откроем форточку, ветер колышет занавески. Невидимка – озорник в нашу комнату проник.

-Что это? (Сквозняк или лёгкий ветерок). Подведем итог.

Вывод: Ветер – это воздух, который приходит в движение. Теплый воздух поднимается вверх, потому, что он легче холодного, а холодный опускается вниз.

Физминутка «Тренажер со зрительными метками».

Задание: определим свойства ветра. Опыты и эксперименты.

1  опыт: «Веер» Предлагает детям помахать перед лицом веером. (Проводит Марина)

- Что вы почувствовали? (ветер)

- Откуда он взялся? (заставили воздух двигаться)

Вывод: Ветер можно ощущать.

А чем мы заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).

2 опыт с пакетом (проводит Настя). Предлагает детям взять пакет полиэтиленовый. Поймайте воздух. Какой воздух?  (прозрачный и невидимый, бесцветный) 

Вывод: Если воздух прозрачный и невидимый, бесцветный; тогда и ветер имеет такие

свойства. Вспомните, что ветер – это  перемещение воздуха, а воздух прозрачный и цвета не имеет.

Ребята – дошкольники, вы догадались, почему наш друг Ветерок, спрятался, и вы не могли его найти? (да, ветер прозрачный и невидимый)

3 опыт с вертушкой.

- Мы с вами сами станем ветрами. Давайте подуем на вертушку. Что с ней происходит? (вертится)

Почему она вертится? (приводит в движение ветер)

Значение ветра в жизни человека.

1. Каждая группа   обсуждает значение ветра в жизни человека, используя литературу и иллюстрации.                                        Для чего дует ветер? (Рассуждение)

Если бы не было ветра, …(нельзя бы было пускать змея).

Если бы не было ветра, нельзя бы было … (плавать с парусом).

Если бы не было ветра, нельзя бы было … (использовать ветряные двигатели).

Если бы не было ветра, половина растений была бы … (без семени). Так как ветер разносит семена растений.

2. А знаете ли вы?

15 июня на нашей планете отмечается Всемирный день ветра (Global Wind Day). Инициаторами создания столь необычного на первый взгляд праздника стали Европейская ассоциация ветроэнергетики и Всемирный совет по энергии ветра. Цель его проведения — привлечение внимания общественности (в первую очередь, представителей энергетических комплексов разных стран) к огромному потенциалу ветроэнергетики. 

3. Игра «Ты мне - я тебе».        

 - Какую пользу приносит ветер природе? (приносит дожди,  прохладу, запах цветов, двигает ветряную мельницу, помогает парусным судам, переносит семена)

Ветерок любит играть с листвой, цветами, приносит людям запах цветов, прохладу. Люди рады такому ветру.

- Может ли ветер быть сердитым? (шторм, буря, наклоняют деревья)

4.

Творческая работа. (Применить знания на практике)

Инструкция к проведению.

Перед детьми на столе располагаются: фигурка зайки, блюдце, палочку, шарик и лист бумаги. Однажды с зайчиком приключилась такая история. Решил он поплавать на корабле по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и зайка попал в воду. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов: палочку, воздушный шар и лист бумаги. Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайку? (Для спасения зайки предлагаю использовать воздушный шар - Зайка на шаре может улететь).

5.

Подведение итогов занятия.

Продолжите  ветер – это…

Кластер «Ветер»             движение воздуха          

                                                можно ощущать            

                                           прозрачный и невидимый        

Таким образом, проблема заинтересовавшая, нас решена. Цель, которую мы для себя поставили выполнена.

Чтение стихотворений дошкольниками.                    

6.

Рефлексия.

Я понял, что…                            Мне было интересно…                   Мне было трудно…

Покажите с помощью сигнальных карточек  свое настроение.

 

Список литературы, Интернет - источники:

1. Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Москва: Слово,1993г.

2. Калашников В. И. Чудеса природы. На земле и в воздухе. Москва: Белый город, 2005г.

3. Галилео. Наука опытным путём. Москва: Де Агостини,2011г.

4. Планета Земля. Моя первая энциклопедия. Москва: Росмэн, 2010г.

5.Толковый словарь живого великорусского языка.

6. http:// shishkinles.ru

7. http://www.otvetim.info/detskie-voprosy/

Приложение 1

Инструкционная  карта  

1. Определим тему исследования.

2. Наша гипотеза.

3. Исследуем по вопросам:

1). «Моя первая энциклопедия» Что такое ветер?

Вывод: Из энциклопедия мы узнали, что ветер - движение воздуха.          

2). Наблюдение по теме «Как определить, что на улице дует ветер?»

Вывод: Из наблюдения мы определили, когда дует ветер – качаются ветки деревьев, бегут облака по небу.

3). Поиск ответа в  интернете «Мы можем услышать шум ветра?»

Вывод: Шум ветра можно услышать. Послушайте.

4). Показать свойства ветра при помощи опытов.

1  опыт: «Веер» Вывод: Ветер можно ощущать. 2 опыт с пакетом. Вывод: Ветер прозрачный и невидимый, бесцветный.

Приложение 2

Чтение стихотворений дошкольниками.                    

1. Наклоняется трава.
Шелестит весь день листва.
И деревья сами -
Двигают ветвями.
Наш цветной воздушный змей -
Стал проворней, веселей –
Он летит и скачет –
Что всё это значит?
Знают взрослые и дети:
Это значит – нынче ветер!
                             Л. Стефанович

Отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

Отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» 

Ветер, ветер! Ты могуч, 
Ты гоняешь стаи туч, 
Ты волнуешь сине море, 
Всюду веешь на просторе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание Научного общества учащихся "Своя игра"

Обобщающее занятие проводится в виде интеллектуальной игры "Своя игра".Предлагаются детям разные по сложности задания по разделам:"Логика", "Наблюдательность", "Умение видеть проблему", "Классификация...

Сценарий заключительного заседания научного общества учащихся «Поиск»

В разработке представлены  стихи, выступления по научному обществу учащихся....

Занятие в секции научного общества учащихся. Гидрофобизация поверхности дерева, ткани с помощью экспериментального школьного набора "Нанобокс".

Данный материал поможет рассмотреть применение нанотехнологий в физике на примере гидрофобизации поверхностей....

Конспект занятия в секции научного общества учащихся "Возрождение" по теме"Эффект лотоса и его связь с нанотехнологиями".

Данное занятие позволит учащимся узнать, что такое "эффект лотоса", выявить, обладают ли обычные поверхности водооталкивающими свойствами, практически применить "эффект лотоса"...

Результаты участия клубов, объединений, научных обществ, секций, кружков, руководимых воспитателем ГПД.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенно...

Результаты участия клубов, объединений, научных обществ, секций, кружков, руководимых воспитателем ГПД.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенно...