Заседание секции НОУ "Улицы города в лицах"
проект (4 класс) на тему

Абросимова Светлана Александровна

У каждого губкинца возможно есть своя любимая  улица. Но есть в нашем городе улицы,  которые обладают памятью многих поколений. Одна из самых  значительных городских улиц, знакома каждому жителю Губкина. Познакомившись с ее исторической судьбой, мы, возможно, захотим больше узнать о ней и о той улице, где живем сами.  А  это значит, сохранилась связь поколений, значит, город, его дома, улицы, площади и дворы будут жить!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zasedanie_sektsii_nou_istoki.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

 «Улицы города в лицах»

Защита проекта

               

Учитель начальных классов

                                                                              Абросимова Светлана Александровна

                                                                             

г. Губкин

2013 год

Тема проекта: «Улицы города в лицах»

Тип проекта:  долгосрочный, творчески-поисковый         

Цель проекта:

  • Активизация познавательной  деятельности младших школьников через формирование представлений об  историческом прошлом родного города, его настоящем.
  • Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.

Задачи:

  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.
  • Обогащать и систематизировать знания детей о родном городе.
  • Совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков: побуждать к словотворчеству, изобразительной деятельности, детскому дизайну.
  • Научить детей пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, современными источниками информации.

Ход мероприятия

Орг. момент. 

- Сегодня мы собрались на открытое заседание секции Научного Общества Учащихся «Истоки».

Наша секция работает под девизом: «Историю знать должен каждый ребёнок, стремиться узнать свои корни с пелёнок».

Попасть в наше общество очень не просто,
ведь НОУ, друзья, это очень серьезно!
В НОУ попасть может только ребенок,
который к знаниям стремится с пеленок.

Основная проблема, которую решает НОУ - создание всех условий для того, чтобы наш талант развивался, чтобы у нас было, где заниматься и с кем заниматься расширением кругозора, подготовкой к олимпиадам, конкурсам и научно-практическим конференциям. В классе собрались  те, кто умеет проявлять находчивость, смекалку, любознательность, кто знает историю своего города!  

- Дорогие друзья, на нашем заседании присутствуют учителя школ города. Поприветствовали их.

  1. Введение в тему.

(Звучит песня Ю. Антонова «Есть улица центральная»).

- Ребята, мы с вами прослушали замечательную песню Ю.Антонова.

- О чем она?

          2. Диспут о значении слова «улица».

- Задумывались ли вы над тем, что такое улица? (Ответы учащихся). Так что же такое улица?

(Улица -  это «два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда, а также само это пространство»).

Мы с вами живем на разных улицах: городских, больших и малых, старых и новых, известных всем или только тем, кто на них живет.

- Ребята, а сколько улиц и переулков насчитывает наш город? (146 улиц, 47 переулков.)

- О чем могут рассказать нам улицы? (Ответы учащихся):

 О событиях, которые происходили в разное время.

1. Улицы - это еще и люди: те, кто их построил. Как правило, они живут дольше своих первых строителей, но всегда сохраняют память о них.
2. Улицы  имеют свое лицо, характер, возраст, особый язык, понять который может любой человек.

3. А ещё  очень важно захотеть «разговорить» улицы, заглянуть в их историческую память, и тогда они красноречиво поведают о людях и событиях далекого прошлого, свидетелями которых были.

- Посмотрите вокруг, что вы видите?  Каким образом  эти слова относятся к нашему заседанию?  (Пильчиков,  Агошков,  Липовая аллея, Пролетарская, Лазарев, Иноходцев, Чайковский, Толстой).

- Какие улицы мы с вами можем «разговорить»?

(Ответы учащихся):

4. Конечно,  в первую очередь это улицы, которые носят имена известных людей, например: Петра Ильича Чайковского, Петра Борисовича Иноходцева, Петра Петровича Лазарева и многие другие.

Что вы заметили среди данных слов?

5. Я хочу добавить, что  составив  классификацию улиц нашего города мы

выяснили, что  в эту группу вошло (50 улиц).

Ответы учащихся:

6. Далеко не каждый город в ряду так называемых малых городов России может похвастаться таким количеством ученых с мировым именем, принявших участие в его судьбе, как наш город Губкин.

7. Причиной тому была, как известно, сначала долго не поддающаяся разгадке тайна Курской магнитной аномалии, затем поиски способов вскрытия и разработки уникальных залежей.

8. И вот - разгадали, нашли, вскрыли. На месте некогда глухой деревушки Коробково, в заповедных степях, вырос красивый и уютный городок, заслуженно получивший имя академика Ивана Михайловича Губкина. Назвали благодарные губкинцы именами ученых и некоторые улицы.

- Какова  тема нашего заседания?

 (Мы продолжаем путешествие по улицам города и сегодня мы вспоминаем имена известных академиков и ученых, в честь которых названы улицы нашего города).       Память каких улиц мы попытаемся «оживить» сегодня?

                                                                  1 группа

Улица академика Иноходцев

1. Петр Борисович Иноходцев (1742-1806 гг.) - российский ученый, был крупным специалистом в области физики и астрономии и, казалось бы, не должен был иметь никакого отношения к геологическим изысканиям и нашей, руде. Но вот в 1783 году он по заданию Географического общества Петербургской Академии наук занимается в наших краях межеванием земель и обращает внимание на то, что магнитная стрелка в его приборах резко отклоняется от ее нормального положения «север-юг». Объяснения этому явлению в то время не было, но Иноходцев потом в числе прочих причин указывал и на возможность наличия под землей больших скоплений железной руды. Это было, так сказать, первое открытие КМА имени Губкина. Но когда ученый доложил в Петербургской Академии наук о своих наблюдениях и соображениях на этот счет, то ему или не поверили, или не придали должного значения его словам. Доклад положили под сукно и забыли на целых 100 лет! И только в 1870-х годах, когда другой русский ученый, И.Н. Смирнов, наблюдает в тех же местах то же отклонение магнитной стрелки, ученые Петербургской Академии наук всерьез заинтересовались этим вопросом и послали в наши края профессора Н.Д. Пильчикова со специальным заданием произвести замеры отклонений.  

2. Улица Иноходцева старейшая в нашем городе - место историческое, потому что это не что иное, как бывшее село Коробково, в котором жили еще крепостные крестьяне помещиков Коробковых. Село состояло из двух рядов хат, так же, как видим и сейчас, и тянулось от барского дома (что за церковью возле парка) мимо конюшен (что были на месте нынешних музучилища и магазина), пересекало Гончаров лог и заканчивалось у Горелого лога (это уже напротив нынешней улицы Раевского, сейчас там гаражи). Во время советской власти, когда образовывались колхозы, село вошло в состав одного из них, однако впоследствии, с образованием поселка, оно превратилось попросту в улицу Коробково. В конце 50-х годов улица стала называться Садовой, а еще через некоторое время ей было присвоено имя академика Иноходцева.

        

2 группа

Улица Пиличикова

1. Имя Николая Дмитриевича Пильчикова (1857-1908 гг.) среди русских ученых-физиков занимает далеко не последнее место. Необычная судьба этого человека, странная участь его замечательных открытий, необъяснимая смерть до сих пор остаются загадкой. Его научная карьера была блестящей и стремительной, он трудился в областях атмосферного электричества, рентгеновских лучей, геомагнетизма и других. Успешно работал над изобретением в области передачи сигналов и энергии на расстояние без проводов. Эти изыскания интересовали многих: за ученым охотилась иностранная разведка

2. Неудивительно, что именно Пильчикову Петербургская Академия наук поручила в 1883 году обследовать удивительную аномалию. Проведя 71 серию наблюдений, ученый обнаружил ее новые районы, в том числе под Прохоровкой, и одним из первых указал на то, что причина аномалии - огромные залежи железной руды. К сожалению, сегодня улица, названная именем профессора Н.Д. Пильчикова, пока не имеет, как и улица Иноходцева, памятной доски. Она берет начало от улицы Демократической и выходит на улицу Севастопольскую. Застраивалась частными домами в конце 50-х годов прошлого столетия, тонула, помнится, в темноте, грязи, дыме печных труб и называлась Нагорной. Сейчас - светлая, уютная и чистенькая, утопает в зелени и цветах, а яблони, груши, вишни чуть ли не выбегают на дорогу, сбрасывая по осени плоды под ноги прохожим.

3 группа

Улица Лазарева

1.Петр Петрович Лазарев, академик (1878-1942 гг.). Расцвет его научной деятельности относится именно к периоду изучения Курской магнитной аномалии. И именно Лазареву поручило молодое советское правительство сразу же после Великой Октябрьской революции создать комиссию по разработке этого вопроса и стать ее председателем. А когда при активном содействии В.И. Ленина была организована Особая комиссия по исследованию КМА (1920 год) под председательством академика И.М. Губкина, то заместителем председателя и руководителем всех геофизических работ стал академик П.П. Лазарев.

2. Свое название улица получила в сентябре 1981 года, когда в сквере на этой улице в честь 50-летия освоения КМА был установлен памятник ученому Петру Петровичу Лазареву. Бюст академика П.П. Лазарева выполнен скульптором А.Г.Савушкиным из темно-красного гранита, весь памятник имеет высоту 4,5 метра. Улица  Лазарева одна из красивейших в городе, широкая, с бульваром, она привлекает к себе любителей пеших прогулок. В сквере много разных деревьев, но особое восхищение горожан вызывают высокие, величавые ели. На скамейках под раскидистыми плакучими ивами вечерами собирается молодежь. И мало кто, из молодого поколения знает, что своей просторностью и необычным изгибом она обязана  - оврагу, который был когда-то вместо нее.  В самом центре бульвара - две устремленные ввысь белоснежные стелы, соединенные пятиконечной красной звездой. Это памятник советско-болгарской дружбы. Два бетонных пилона, устремленных вверх на 15 метров и объединенных вверху звездой символизируют два братских народа. Проект стелы был выполнен В.Ф. Саранцевой, художественное оформление – К. Пешевым.

3. В августе 1987 года, во время третьего фестиваля молодежи КМА, посвященного 70-летию Октябрьской революции, по бульвару под звуки марша прошло факельное шествие и остановилось у стелы. Тут была заложена капсула с текстом обращения участников фестиваля к молодежи XXI века. «Дорогие товарищи, - написано в обращении, - помните, как жаркое сплетение молодых рук вставало неодолимой преградой на пути атомного смерча...».  На этой улице располагается здание,  в котором находятся: первый в городе муниципальный театр для детей и молодежи и центральная детская библиотека. На улице Лазарева есть  две средние школы - №3 и №12.

4 группа

     Улица Агошкова

1. Михаил Иванович Агошков (1905-1993 гг.) - крупный ученый в области горных наук, Герой Социалистического Труда, академик Академии наук СССР (1981г). С 1941 года он работает в институтах АН СССР. Он создал целую научную школу в области систем и технологий подземной разработки рудных месторождений. Большое место в работах М.И. Агошкова занимали проблемы освоения КМА. Под его руководством был выполнен комплекс научно-исследовательских работ по созданию новой техники и технологии разработки железистых кварцитов открытым и подземным способами, а также работ по освоению богатых железных руд, залегающих на больших глубинах, в сложных горно-геологических условиях.

2. С 1951 года М.И. Агошков активно участвовал в работе Научного совета по проблемам КМА в качестве его члена и заместителя председателя, а с 1967 года и до конца своей жизни он возглавлял этот совет.  Творческая работа Михаила Ивановича оказывала большое влияние на формирование новых научных концепций в горном деле. Агошков автор свыше 200 опубликованных научных трудов, в том числе и учебных пособий.  Михаил Иванович вел большую работу по подготовке научных и инженерных кадров в стране под его руководством выполнили диссертации и получили степень более 20 докторов наук и свыше 100 кандидатов технических и экономических наук, в том числе и некоторые наши горожане.

3. Плодотворная инженерно-научная  педагогическая и общественная деятельность М.И. Агошкова отмечена высокими государственными наградами. Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда, присуждена Государственная премия, он награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями, знаками «Шахтерская слава» трех степеней. Одна из молодых улиц в нашем городе, носящая имя ученого, - это улица академика М.И. Агошкова (микрорайон Журавлики). Получила свое название в октябре 1998 года. На этой улице расположена библиотека – филиал №5.

- Вы много работали над своими проектами, а сейчас проверим,  насколько вы были внимательны. Каунов Н. приготовил для вас кроссворд. Вы должны отгадать ключевое слово.

Вывод.

- У каждого губкинца возможно есть своя любимая  улица. Но есть в нашем городе улицы,  которые обладают памятью многих поколений. Одна из самых  значительных городских улиц, знакома каждому жителю Губкина. Познакомившись с ее исторической судьбой, мы, возможно, захотим больше узнать о ней и о той улице, где живем сами.  А  это значит, сохранилась связь поколений, значит, город, его дома, улицы, площади и дворы будут жить!

- На этом наше заседание подошло к концу. Благодарим за внимание.

Пусть напишут тебе

Величальные гимны,

Мой единственный город,

Самый преданный друг.

Над тобою года

И стихии бессильны –

Только ярче и краше

Ты становишься вдруг!

Как тебя мне воспеть?

Опишу ли словами

Эти чувства простые,

Что согреты душой.

Ведь недаром тебе

Имя звонкое дали

Одного из людей

На планете большой.

У твоих горожан

Горделивые плечи

Труд твоих горняков

Всюду славу снискал.

Ты, пускай не велик,

Но на карте отмечен,

Словно тот золотник,

Дорог что, хоть и мал.

И не только рудою

Богат и полями

Что от края до края

Рукой не достать.

Ты гордишься людьми,

Как отец – сыновьями.

Наша гордость –

Твоя лебединая стать.

Историческим ядром г. Губкина можно назвать территорию бывшего имения Коробковых, в центре которого в середине XIX века был построен трехэтажный барский дом. Имение с каменным первым и деревянными вторым и третьим этажами построено в классическом стиле. 
На протяжении XX века помещичьи строения использовались по-разному и постепенно разрушались. До наших дней сохранился лишь жилой дом и конюшни. В доме с 1936 по 1970 годы размещалась школа, а в военные годы – госпиталь. В 1970-1989 гг.  здесь располагалось музыкальное училище. С 1993 года здание было приспособлено под церковь апостола Иакова, в 2005 году здание отдали под духовно-православный центр для детей.
Не менее примечательными были  помещичий сад и парк площадью 13 га. В тенистых аллеях из клена, дуба, и березы прятались лавочки, оранжереи, беседки; дорожки посыпались песком. В саду было оборудовано 2 пруда – в одном купались, в другом разводили рыбу. Сад был обнесен кирпичным забором, который после войны был разобран для строительства жилья. Летом 1943 года большую часть сада выкорчевали при строительстве железной дороги Старый Оскол – Сараево. До наших дней сохранилось 5 столетних деревьев парка: липа, клен, сосна, дуб, вяз.
В настоящее время парк благоустроен и является одним из излюбленных мест отдыха горожан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Августовское заседание секции учителей начальной школы.

План работы учителей на августовском заседании учителей начальной школы....

Протокол заседания методической секции.Тема: «Дидактические аспекты проектирования современного учебного занятия по окружающему миру в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ДО »

В протоколе записан ход работы районного методическогообъединения учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений Яранского района....

Выступление на заседании районной секции педагогов коррекционной школы. Тема: Приёмы мнемотехники на уроках развития речи.

Кроме обучения чтения, письму, счету современный школьник получает огромное количество информации по другим областям человеческого знаний, истории, географии, ботанике, биологии… Запомнить все традици...

ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА «ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ»

Тема: Почему дует ветер?Цель: дать импульс превращению процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей, в  пр...

Открытое заседание секции НОУ "Любители природы"

Заседание секции НОУ "Любители природы" по теме "Знатоки природы" построено в форме соревнования двух команд  по нескольким направлениям....

выступление на секции августовского совещания учителей иностранных языков города Смоленска

выступление на секции августовского совещания учителей иностранных языков города Смоленска...