Статья "Рефлексия как этап урока в начальной школе"
статья

Крутских Анна Александровна

 Рефлексия позволяет учителю посмотреть на учебный процесс «глазами учеников», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку ими своей деятельности, понять, как восприняли учащиеся учебный материал. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya_kak_etap_uroka.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексия как этап урока в начальной школе

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Именно в начальной школе осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

 В связи с этим большое значение приобретает формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. В структуре всех типов современного урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока

Приведем некоторые определения, помогающие вникнуть в суть понятия «рефлексия». Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) - 1) размышление, самонаблюдение. 2) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов. Педагогический энциклопедический словарь трактует рефлексию как способность человека осмыслить собственный опыт с целью прийти к новому пониманию, оценить и обосновать собственные убеждения и ценностные отношения.

Таким образом, рефлексия - это анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка отразить и осмыслить происшедшее с моим «Я»: Как? Зачем? Что мне это дало? В чем смыл того, что я делал для меня и для других? Имеет ли это отношение ко мне? Что мне с этим делать дальше? Что я понял? Какие знания приобрел? Что я думал? Что чувствовал? Что меня удивило? Как строил поведение? Чего мне недостает? и т. п. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой».

Рефлексию  рассматривают  как  новообразования  младшего  школьного  возраста  (Г.  Сухобская,  А. Хуторской,  Г. Цукерман, Д. Эльконин),  как  неотъемлемый  компонент  учебной  деятельности  (К. Вазина,   А.  Хуторской,  Г.  Цукерман  и  др.),  исследовал  роль  рефлексии  в  развитии  личности  В.Зарецкий,  а  П.Щедровский  много  работ  посвятил  проблемам  рефлексивной  деятельности. По мнению С. С. Кашлева в педагогическом процессе рефлексия выполняет следующие функции: проектировочную, организаторскую, коммуникативную, смыслотворческую, мотивационную, диагностическую, коррекционную.

Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап – анализ своего настроения, анализ своих успехов;

2 этап – ежедневный самоанализ (ведение рефлексивного дневника);

3 этап – анализ работы одноклассников;

4 этап – анализ работы группы как своей, так и других.

Начинать обучение младших школьников рефлексивной деятельности  необходимо с первых дней ребенка в школе. Основы развития рефлексивных умений у первоклассников закладываются при использовании курса Т.А. Цукерман «Введение в школьную жизнь».

Сложилось устойчивое мнение, что рефлексия должна осуществляться в конце урока. Практика же показывает, что нужным и полезным «разговор с самим собой» будет на любом этапе урока. С успехом рефлексия может осуществляться по итогам различных временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.Остановимся на некоторых видах рефлексии и приёмах работы, которые можно использовать на уроке.

Исходя из функций рефлексии, в педагогической литературе выделяют следующие виды рефлексии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

 Можно применять в начале урока для установления эмоционального контакта с учащимися, выявления настроения, в конце деятельности - для определения степени удовлетворенности работой, восприятия учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось - не понравилось", "интересно-скучно",   "весело - грустно".

Прием «Градусник»

Каждому ребенку предлагается листок со шкалой градусника. Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока с помощью температурных делений. Можно сделать общий градусник для всего класса.

Прием «Попади в яблоко»

Детям нужно «попасть» стрелой в яблоко. Если настроение хорошее, то стрела крепится к зеленому яблоку, если настроение неважное - нужно прикрепить стрелу к красному фрукту.

Прием «Музыка настроения»

Каждый ученик получает карточку с изображением нотного стана и вырезанную из картона маленькую нотку. При  подведении итогов  урока, мероприятия, занятия и т.д. детям предлагается оценить свое настроение по от «до» до «си». Нотка закрепляется в нужном месте.

Прием «Острова»

Учащиеся выбирают остров, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние, это может быть  о. Скуки, о. Грусти, о. Уверенности, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Знаний и др. Каждый ребенок может нарисовать на карте остров со своим названием, если не найдет подходящего из предложенных.

Прием «СМС»

Учащимся на бумажных заготовках мобильных телефонов предлагается написать смс другу, в котором они кратко описывают свое настроение.

Рефлексия деятельности

В ФГОС особый акцент делается именно на рефлексию деятельности. Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектных работ, в конце урока. Она помогает ученикам осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом, проанализировать свою активность на разных этапах урока, выявить пробелы, найти рациональные решения.

Прием «Неоконченное предложение»

В конце учебного занятия учащимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения: «На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";  "Я похвалил бы себя…";  "Особенно мне понравилось…";  "После урока мне захотелось…";  "Я мечтаю о …";   "Сегодня мне удалось…";  "Я сумел…";  "Было интересно…";  "Было трудно…";  "Я понял, что…";  "Теперь я могу…";  "Я почувствовал, что…";  "Я научился…";  "Меня удивило…" и т.п.

Прием «Выбор»

Учащимся предлагается закрепить условный знак (звездочку, цветок) на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и активность на уроке:

1. Я считаю, что занятие было интересным___________________скучным.

2.Я научился многому_______________________малому.

3.Я думаю, что слушал других внимательно__________________невнимательно.

 4. Я принимал участие в дискуссии часто_________________________редко.

 5. Результатами своей работы на уроке я доволен______________________не доволен.

Прием «Бассейн»

На большом листе или на индивидуальных раздаточных листах  изображается бассейн с дорожками, на которых пловцы отображают состояния учеников во время изучения темы (утонул в непонимании сразу, захлебнулся на середине дистанции, доплыл с уверенностью до финиша, установил личный рекорд и др.). Участники ставят  условный знак возле пловца, с которым они себя ассоциируют.

Прием «Олимпийские кольца»

Каждое кольцо – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение:

  • Синее кольцо– для меня важно и интересно;
  • черное кольцо - мне было трудно (не понравилось);
  • зеленое кольцо– для  меня было недостаточно;
  • желтое кольцо– мое настроение;
  • красное кольцо– мои предложения.

Прием «Зарядка»

¬​ приседание- очень низкая оценка, негативное отношение;

¬​ полуприсед - невысокая оценка, ниже среднего, безразличное отношение;

¬​ обычная поза, стоя, руки по швам - удовлетворительная оценка, спокойное отношение;

¬​ стоя, руки вверх - хорошая оценка, позитивное отношение;

¬​ поднять руки кверху, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение.

Прием «Королева строки»

Учитель просит найти самую красиво написанную букву или слово. Это и будет «королева строки». Ребята с удовольствием рисуют карандашом маленькую корону над буквой или словом.

Рефлексия содержания материала

Этот тип рефлексии удобнее всего использовать при подведении итогов урока. Её задачи: выявление уровня осознания содержания пройденного, выяснение отношения к изучаемой проблеме, соотношение имеющегося и полученного опыта, оценка эффективности работы на уроке.

Прием «Мини-сочинение «

 «Я-в уроке, урок-во мне», «Мое участие», «Мой вклад в урок», «Значение урока для меня», «Мои мысли о своем участии в деле «, «Как я оцениваю результаты мероприятия», «Что мне дал этот урок» и пр.

Прием «Укрась елочку»

Используется искусственное дерево и шарики с написанными на них фразеологизмами. Каждый выбирает украшение с таким фразеологизмом, который в большей степени отражает его работу.  Можно использовать следующие фразеологизмы: сидел,  сложа руки, смотрел во все глаза, мотал на ус, работал, засучив рукава ,бил баклуши ,не покладая рук, ловил мух, считал ворон ,спустя рукава ,работал до седьмого пота, держал ушки на макушке.

При подготовке к уроку и выборе того или иного вида рефлексии учителю необходимо учитывать:

1. Возрастные и психологические  особенности учащихся.

Первоклассники с радостью выбирают вагончик поезда, который соответствует их настроению. Ребята постарше заполняют таблицу «Плюс, минус, интересно».

2. Особенности предмета, цель, тему и тип урока.

Например, уроки литературного чтения более располагают к рефлексии настроения и эмоционального состояния, уроки математики чаще требуют рефлексии содержания материала.

3.Необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.

 Рефлексия позволяет учителю посмотреть на учебный процесс «глазами учеников», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку ими своей деятельности, понять, как восприняли учащиеся учебный материал. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Список использованной литературы:

1.Богин, В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности. - М.: Просвещение, 2007. 234 с.

2.Давыдов В.В. Об основных путях рефлексии младших школьников.- Тбилиси, 2008. 687 с.

3.Кашлев С. С. Организация рефлексивной деятельности как педагогическое условие / С. С. Кашлев // Народная асвета. – 2010. – № 6.– С. 14 – 20.

4.Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.: ил. – с. 68

5.Поливанова, Н.И. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей.// Проблемы рефлексии. – Новосибирск, 2007.

6.Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике/В.М. Полонский. – М.: Высш. шк., 2004. – 512 с.

7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2011, 33с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе"

Материал содержит сценарий мастер-класса и презентацию. Данный мастер-класс был проведен в рамках районного фестиваля мастер-классов "Мои инновации в образовании"...

Формирование УУД на разных этапах урока в начальной школе

На конкретном уроке рассматривается возможность формирования УУД в начальной школе....

Мастер-класс «Применение активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе»

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и п...

Мастер-класс Применение активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе

Активные методы обучения (АМО) – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом....

Применение педагогических приёмов для формирования универсальных учебных действий на разных этапах урока в начальной школе.

Поэтапное применение педагогических приёмов для формирования УУД на уроках в начальной школе...

Мастер - класс «Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе»ДОКЛАД.МАТЕРИАЛ НА КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017Г."

Мастер - класс«Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе» ДОКЛАД....

Сравнительный анализ этапов урока в начальной школе (традиционной и по ФГОС)

Сравнительный анализ этапов урока в начальной школе (традиционной и по ФГОС)...