Применение педагогических приёмов для формирования универсальных учебных действий на разных этапах урока в начальной школе.
статья (2 класс) на тему
Поэтапное применение педагогических приёмов для формирования УУД на уроках в начальной школе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение педагогических приёмов для формирования универсальных учебных действий на разных этапах урока в начальной школе.
Второй год я обучаю своих учеников по новым стандартам . Изучив документы и дополнительную литературу, посетив курсы по повышению квалификации, я пришла к выводу, что один из важных моментов реализации ФГОС - это формирование универсальных учебных действий, которые позволяют учащимся самостоятельно организовывать свою деятельность по решению задач и проблем, прививают готовность к самосовершенствованию, самореализации и саморазвитию. Чтобы выполнить поставленную цель, педагогу необходимо планировать урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности обучающихся.
Для формирования универсальных учебных действий я использую современные педагогические технологии на разных этапах урока.
Этапы урока | Формируемые универсальные учебные действия | Приёмы, методы, способы обучения | Описание приёма, метода, способа обучения |
Организационный момент | Коммуникативные | Вход в урок | Необычное знакомство с планом урока. Например я делаю так: Сначала мы посетим салон красоты цифр - будем писать красавцы-цифры. Затем блеснём умением решать в уме - для этого проведём устный счёт. Потом попробуем ответить на этот вопрос: Как вычислять значение выражения 24+8? Следом потренируем мозги - решим выражения и задачу. И наконец, оценим свои достижения на уроке - сделаем рефлексию. |
Лист защиты | Перед каждым уроком ученик (без объяснения причины) может вписать свою фамилию в "Лист защиты", который находится у меня на столе. После этого он может быть уверен, что его сегодня не спросят. | ||
Формулировка темы, целей и задач урока. | Познавательные, коммуникативные, регулятивные целеполагание | Проблемный диалог | Создаю проблемную ситуацию. Например: - Вычислите значение выражения 24+8. (Дети самостоятельно вычисляют. ) - Задание было одно, а у нас получилось несколько ответов. Почему? (Мы не знаем как вычислить значение выражения) - Какой вопрос возникает у нас? (Как вычислить значение выражения?) |
Практическая деятельность обучающихся, осуществление коррекции | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Опрос "по цепочке" | Я жестом прерываю рассказ одного ученика и предлагаю продолжить его другому. |
Работа в паре, группе | Группы получают одно и то же задание или разные, но работают на общий результат задания. | ||
Лови ошибку | Ученики получают текст (предложение, выражения) с допущенными ошибками. Они должны исправить их. | ||
Отсроченная реакция | Приучаю обучающихся к небольшой паузе между вопросом и ответом, не разрешаю выкрикивать с места. Отрабатывается правило: вопрос - пауза - ответ. | ||
Осуществление контроля | Регулятивные контроля, коммуникативные | Тренировочная контрольная работа | Контрольная работа проводится традиционным способом, но ставлю отметки в журнал только по желанию учеников. |
Блиц-контрольная работа | В течении 7-10 минут провожу письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков. | ||
Взаимоопрос | В течении 3-5 минут обучающиеся опрашивают друг друга по основным вопросам пройденной темы. | ||
Оценивание | Регулятивные оценивания, коммуникативные | Райтинг | Завершив работу, ученик сам ставит себе оценку. Затем оцениваю я. При безотметочном обучении применяю шкалу, предложенную Г.А.Цукерман. Если я соглашаюсь, то обвожу крестик ученика, если не соглашаюсь, то на шкале ставлю свою оценку. При отметочном оценивании записываю дробь. Например: 4/5, где 4 - отметка ребёнка, 5 - отметка преподавателя. |
Знакомьтесь с критериями | Знакомлю школьников с критериями оценивания или договариваюсь с обучающимися о критериях оценивания. | ||
Рефлексия | Регулятивные, коммуникативные | Мордашки | Ученики в дневниках рисуют своё эмоциональное состояние смаликами, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение. |
Невербальное управление | С помощью ладони и ручки показывают уровень активности на уроке: чем выше активность, тем выше ручка. | ||
Опрос-итог | В конце урока задаю вопросы, побуждающие к рефлексии. | ||
Домашнее задание | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Задание массивом. | Ученикам предлагаю сразу много заданий (в рамках большой изучаемой или повторяемой темы). Каждый школьник должен выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания. |
Обсуждаем домашнее задание. | Вместе со школьниками ищем ответ на вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был закреплен качественно? |
Современные педагогические приёмы, которые я использую, способствует формированию универсальных учебных действий, что приводит к повышению качества обучения и мотивации обучающихся.
Список литературы:
1. С.В.Бобровская. Приёмы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий. Портал информационной поддержки руководителей образовательных организаций "Менеджер образования". 2 октября 2012.
2. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
3.Цукерман Г.А. Оценка без отметки: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/03/picture-29568.jpg)
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения по УМК «Перспективная начальная школа»
Характеристика УУД...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/01/picture-254507-1378061253.jpg)
Роль здоровьесбережения в формировании универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС в начальной школе.
С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/16/picture-545537-1418709490.jpg)
Результаты формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения по УМК «Школа России» в начальной школе
Результаты формирования универсальных учебных действий на разных этапах обученияпо УМК «Школа России» в начальной школе...
Формирование Универсальных Учебных Действий (УУД) в рамках УМК "Перспективная начальная школа"на уроках литературного чтения 1-4класс
Приемы формирования УУД на материале УМК "ПНШ" для 1,2,3,4 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/06/picture-484075-1412596008.jpg)
Формирование Регулятивных Универсальных Учебных Действий на разных этапах урока
Формирование Регулятивных УУД на разных этапах урока...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/20/picture-184327-1479664065.jpg)
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения по УМК «Перспектива» в начальной школе
Характеристика включает УУД для 1-4 классов по программе "Перспектива"....
Статья "Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке в начальной школе"
Обобщение педагогического опыта по созданию комфортной успешной образовательной среды для учащихся начальных классов...