Формирование УУД на разных этапах урока в начальной школе
статья (2 класс) по теме

Теплякова Светлана Олеговна

На конкретном уроке рассматривается возможность формирования УУД в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_iz_opyta_raboty.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование Универсальных Учебных Действий

 (из опыта работы)

         Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий на уроках, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

 Важно, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить новые умения -   это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также мотивацию к обучению.

Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий

Сегодня УУД придается огромное значение. УУД - это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в школе на всех уроках. Эти учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока в зависимости от вида мыслительной деятельности:

1) личностные  

2) регулятивные

3) познавательные

 4) коммуникативные


Личностные УУД  позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.


Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.


Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Таким образом, в процессе формирования познавательных  УУД, пожалуй, самое важное — научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.

 Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.



Успешность обучения во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. В зависимости от темы и специфики дисциплины преподаватель выбирает различные способы работы для развития учебных действий.

     Я преподаю во втором классе. В 1-2 классах ребёнок только получает представление об УУД. Я учусь строить уроки таким образом, чтобы формировались различные группы УУД. Приведу конкретные примеры некоторых фрагментов урока русского языка в начале второго года обучения по теме «Родственные слова» (закрепление).

Регулятивные УУД

У: -Прочитайте слова, записанные на доске (червь, муха, паук, червяк, червячок, мухоловка, паучок), разделите слова на группы и, ориентируясь на принцип деления слов, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Д.-В первую группу я отнесу слова червь, червяк, червячок, во вторую – муха, мухоловка, а в третью паук, паучок. Слова каждой группы похожи по смыслу и имеют одинаковый корень, значит тема сегодняшнего  урока «Родственные слова».

 У.-Ориентируясь на тему и опорные слова, поставьте цель.

 Д.-Цель нашего урока: повторить, какие слова называют родственными, учиться подбирать родственные слова.

Формулирование темы и цели урока требует выражение мысли в виде логического, доказательного, развёрнутого, последовательного рассуждения вслух. Ученики пребывают в позиции педагога. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности посредством целеполагания, планирования, прогнозирования.

Познавательные УУД

 Например, минутка чистописания проводится нетрадиционно – дети сами определяют букву, написание которой необходимо повторить.

У: -Буква находится в самой большой группе родственных слов, в корне слова, состоящего из одного слога, и обозначают в нём согласный, парный, глухой, мягкий звук (слова прежние - червь, муха, паук, червяк, червячок, мухоловка, паучок).

Д: - Мы запишем строчную букву «в», т.к.она находится в самой большой группе родственных слов, в корне слова, состоящего из одного слога, и обозначают в нём согласный, парный, глухой, мягкий звук.

У: - Определите и продолжите на чистописании закономерность: в  вв  ввв …

Или, к примеру, словарная работа - слово не преподносится в готовом виде:

 Жук-точильщик лакомится старой корой. 

У: - Прочитайте предложение. Грамотно выделив  в словах корни и ориентируясь на подсказку, определите новое словарное слово:    3  2  5  3  3

Подобные задания позволяют целенаправленно и стабильно развивать объём и распределение внимания, сосредоточенность, наблюдательность, аналитико-синтетическое и логическое мышление. Увеличивается учебная инициатива детей.

Д: - Это слово «комар».

Ознакомление с лексическим значением изучаемого слова осуществляется частично-поисковым методом – дети находят родовое понятие, существенные признаки и самостоятельно составляют определение. Затем слово вводится в активный словарь путём работы с фразеологизмом  «Комар носа не подточит» и составления гнезда родственных слов.

Коммуникативные УУД

Учитель предлагает ребятам в парах составить небольшие рассказы или сказочные истории, используя как можно больше родственных слов к слову гусь. Возможный вариант: В зелёной травке прячется гусёнок. Он ждёт маму-гусыню. Вот пришли другие гусята. Счастливая гусиная семейка отправилась гуськом домой.  Коммуникативные задания призваны не только стимулировать мыслительную деятельность, формировать творческое воображение, сосредоточенность внимания, но и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками, вести дискуссию. К примеру, одной творческой группой был составлен рассказ с использованием слова гусеница, как родственного к слову гусь. Выслушав аргументы класса, ребята пришли к общему правильному решению проблемы. Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.

Личностные УУД

 На учебном материале развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, которые позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Например, в рамках данного урока детям зачитывается отрывок из сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишку- короткий хвост». По заданию ребята должны не только посчитать, сколько родственных слов встретится в отрывке, дополнить гнездо своими примерами, но и дать нравственную оценку героям произведения .

У: - Почему комарам удалось выгнать медведя из болота?

Д: - Они действовали сообща, вместе, дружно, согласованно, единогласно, сумели объединиться в трудную минуту.

У: -  Подберите пословицу, отражающую суть сказки.

Д: - Дружба в делах помощница. Все за одного, один за всех. За правое дело, стой смело.

Также формированию личностных УУД способствует проектная работа, занимающая достойное место в учебном процессе в рамках ФГОС  В основе метода лежит развитие познавательных интересов,  умений самостоятельно конструировать свои знания  и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных  с темой проекта, развивать критическое мышление. Так в рамках темы урока можно предложить детям разработать проект «Откуда растёт корень?»

Физ.минутки (тоже формирует личностные УУД -  установка на здоровый образ жизни), гармонирующие с основной темой урока. Физические упражнения сочетаются с минимальным умственным напряжением, осуществляют высокий физический и эмоциональный подъём детей.

 У:-Комары летают и кусают. Если я назову родственное слово к слову «летать», садятся на корточки девочки, если к слову «кусать» – мальчики: полёт, летает, кусает, укус, закуска, лётчик, лётный, откусил, летун, кусающий.

И, конечно же, к формированию личностных УУД относится рефлексия содержания учебного материала, которая используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. На этапе рефлексии урока учащемуся предлагается самому оценить уровень успешности на данном учебном занятии.

Например, ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Или работают с текстом методом инсертного чтения (маркировка текста карандашом) 

“V ” – это я знал

“+” – новая информ.

“–” я думал иначе

“?” – хочу узнать больше

Для малышей удобно использовать сигналы эмоциональной рефлексии. Например, карточки с изображением лица (грустного, веселого); «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось; «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

         Таким образом,  формирование и развитие  УУД возможно на каждом этапе урока. Изменяется  роль ученика: из пассивного, созерцающего ребёнка, который не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе"

Материал содержит сценарий мастер-класса и презентацию. Данный мастер-класс был проведен в рамках районного фестиваля мастер-классов "Мои инновации в образовании"...

Формирование УУД на разных этапах урока

Виды и формы работы с учащимися на разных этапах урока для успешного формирования УУД...

Применение педагогических приёмов для формирования универсальных учебных действий на разных этапах урока в начальной школе.

Поэтапное применение педагогических приёмов для формирования УУД на уроках в начальной школе...

Мастер - класс «Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе»ДОКЛАД.МАТЕРИАЛ НА КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017Г."

Мастер - класс«Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе» ДОКЛАД....

Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе

Педстудия для председателей методических объединений...

Презентация "Педагогические приёмы формирования УУД на разных этапах урока в начальной школе.

Презентация "Педагогические приёмы формирования УУД на разных этапах урока в начальной школе....

Практическое применение игровых технологий на разных этапах урока в начальной школе.

Педагогические игровые технологии — это комплекс методов и приемов, использующих игровые средства для образовательного и воспитательного процесса. Такая игра отличается четко поставленными и нап...