Проектирование в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Фролова Валентина Владимировна

Проектирование в начальной школе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №; имени Героя социалистического труда Г.Д.Тучинова

Тема: Проектирование

Выполнила: Фролова Валентина Владимировна

Учитель начальных классов 1 категории

2018г.

Проектирование сегодня -важнейший фактор развития образования.

Метод проектов – это:

  • Личностно-ориентированное образование.
  • Индивидуальный подход.
  • Формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции учащихся в учении.
  • Развитие исследовательских, рефлексивных, самооценочных навыков и умений.
  • Формирование компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений.
  • Развитие познавательного интереса учащихся.

Использование данного метода предполагает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Работа над проектами достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших школьников постепенно.

О.Н. Черненко выделяет краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты по длительности их реализации.

Краткосрочные характеризуются тем, что предполагают выполнение относительно небольшого объема работы в течение нескольких дней, среднесрочные – большой объем работы, более длительное время реализации, долгосрочные могут занимать время от нескольких недель до нескольких месяцев.

Последовательное применение этого метода позволяет выстроить учебный процесс как серию взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта ученику необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От участвующего в проекте ребенка  требуется не только умение применять все имеющиеся у него знания на практике, но и добывать необходимые знания, думать и рассуждать, доказательно, четко, логично и грамотно излагать свои мысли, координировать свои усилия с усилиями других. У детей появляется чувство ответственности: ведь если кто-то из них не выполнит свою часть общей работы, то необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, ребята начинают осознавать, что проблемы часто имеют не одно решение, и в исследовании вариантов проявляются творческие способности детей. В проектную деятельность могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно. 

Особенности проектной деятельности в начальной школе. 

  С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Познавательная активность детей младшего школьного возраста очень высока: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы ребенка-исследователя.  Метод проектов и есть один из путей реализации исследовательского обучения. 

Проектная деятельность в начальной школе отличается от проектной деятельности в среднем и старшем школьном звене. Во-первых, проекты, выполняемые учениками младших классов, минимальной сложности, не такие трудоемкие и информационно насыщенные, как у старшеклассников. Младших школьников  обучают лишь основам проектирования. Проектно-исследовательский метод в начальной школе – это подготовительный этап для дальнейшей его реализации. Поэтому исполнение  проектов должно быть доступно детям. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, и потому ученик испытывает желание работать над другими проектами, чтобы закрепить свой  успех.
Во-вторых,  все этапы подготовки и планирования ребята осуществляют совместно с учителем. Учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы отчета и презентации, определяет состав групп, распределяет обязанности между ее членами, планирует ход исполнения проекта. Дальнейшие действия по реализации проекта  ребята выполняют самостоятельно, но обязательно под руководством учителя.  Вариативность использования интегрирования в проекте разнообразна, но объединена общей проблемой проекта и направлена на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

       В ходе реализации проектно-исследовательской деятельности учащиеся приобретают  умения:

•   Умение формулировать тему проектно-исследовательской работы, доказывать ее актуальность.

•   Умение составлять индивидуальный план работы.

•   Умение выделять предмет и объект  исследования.

•       Умение определять цель и задачи   исследования.

•   Умение формулировать тему проектно-исследовательской работы, доказывать ее актуальность.

•   Умение составлять индивидуальный план работы.

•   Умение выделять предмет и объект  исследования.

В своей работе я стараюсь использовать различные виды проектов, но общим является вовлечение учащихся в коллективную, групповую  деятельность.

Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.

Работу над проектом мы организуем в три этапа.

На первом этапе разработали замысел проекта и план работы. На уроках математике мы уделяем внимание логическому мышлению.  Выявили, что много логических заданий связанные с геометрическим материалом. В учебниках не достаточно таких заданий. И перед нами встает вопрос: “Может ли геометрия  быть веселой, занимательной?» При обсуждении этой проблемы мы пришли к такому решению: “Да, может. Мы решили начать работу над проектом.

Класс разбивается на группы по пять человек, т.к. объединение учащихся в небольшие группы позволяет включить в работу каждого ученика, предоставив им, возможность выбора уровня ее сложности, варианты технологического решения, учит трудиться в коллективе, пользоваться при необходимости помощью членов группы. А один ученик берет главную роль на себя, т.е. координирует работу. Каждая команда выбирает свое задание, которое рассчитано на выполнение одной недели

 Далее я предложила учащимся продумать дома  о будущей работе. Ученики обращаются к справочникам, используют Интернет, другие источники информации, советуются с членами семьи. Конечно, не все учащиеся выполняют это задание, но в каждой группе есть ответственные, исполнительные ребята, которые приходят на следующий день со своим предложением.

Дети делают зарисовки, схемы будущего изделия, т.е. выбирают варианты замысла проекта. Эта работа предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи к разработке замысла изделия.

Далее презентация работ. Она проходила в форме классного часа «Веселая геометрия».

Первая группа приготовила стихи, веселые задания. Их выступление сопровождалось демонстрацией рисунков.

Вторая группа приготовила загадки с красочными иллюстрациями.

Третья группа проводила игры в виде головоломки.

Четвертая и шестая группа составили кроссворд. Вместо вопросов демонстрировались рисунки с изображением геометрических фигур.

Пятая группа составили такие задания: сосчитать, сколько прямоугольников  в домике т.д.

На данном занятии обеспечивалась новизна содержания учебного материала, занимательность, что способствовало развитию логического мышления. Проделанная работа коллективно обсуждалась, дети были довольны. Оценивание усилий учащихся выражалось в форме похвалы, пожелания, совета. Что способствовало созданию ситуации успеха, благоприятной эмоциональной атмосферы.



Предварительный просмотр:

Игровые технологии в начальной школе

Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности. Однако существует опасность психологической перегрузки детей, которые обязаны усвоить большой объем информации. И только через игру они способны к активному усвоению знаний без ущерба своему здоровью. Поэтому актуальность темы не вызывает сомнений. Эта общественная проблема является одной из важнейших в педагогике.

“Игра - важный метод, и несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка, так, как в детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра”. А.С. Макаренко

Игра – уникальный вид детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности, воспитания нравственных качеств, развития творческих задатков.

В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр на уроке следует иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определённой системе и последовательности, с учётом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают, какие воспитательные и образовательные задачи решают.

Игра и учёба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено, что “школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы”. В качестве таковых и выступают дидактические игры. Игра должна быть организована так, чтобы в ней предчувствовался будущий урок.

Давно доказано, что участие младших школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Цель игр, проводимых на уроках в начальной школе, - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Дидактическая по своему назначению игра – это одно из действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям в начальной школе.

Функции игр, как метода изучения предметов в начальной школе.

Первая, простейшая функция – облегчать учебный процесс, оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и др.

Вторая функция – “театрализация” учебного процесса: игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей. Артистические приёмы используются в ролевых диалогах, в чтении по ролям, в инсценировании басен, сказок и т.д.

Ролевая игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей. Это игра, в которой между участниками распределяются роли. В ней ставится проблема, разыгрывается проблемная ситуация, и в результате ролевой игры дети совместно находят решение.

Третья функция – соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса, вызывает активность, стремление к лидерству.

Названные три функции игры представляют собой ступени от игры – забавы к игре – увлечению познанием. Это высшая ступень – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.

Дидактическая игра в школе – одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно – воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Понятно, что непосильное задание отбивает интерес к игре; очень простое – воспринимается как развлечение. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ученика напряжения внимания, памяти.

Дидактическая игра имеет определённую структуру, характеризующую игру как форму обучения:

- дидактическая задача;

- игровые действия;

- правила игры;

- результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она определяется педагогом и отображает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу, которая решается учащимися.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Организация и проведение игрыПеред тем как начать игру, учитель сообщает, на каком материале она будет проводиться, предупреждает о возможных затруднениях, с помощью вопросов выясняет понимание школьниками материала, на котором построена игра. Далее он сообщает задачу, объясняет правила игры, показывает образец игрового действия. Нельзя начинать игру, не убедившись, что ученики поняли, что надо делать и что от них требуется. В процессе игры учитель помогает при затруднениях, иногда подсказывает наводящими вопросами решение, направляет действия играющих.

При подведении итогов игры учитель отмечает похвалой как тех, кто закончил работу первым, так и тех, кто выполнил её последним, но успешно справился с заданием. Любая игра должна приносить детям удовольствие, радость, интерес.

Игра может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер.

Основные виды игр, которые используются на уроках в начальной школе, определены в методической литературе.

В.А.Сухомлинский писал “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности”.

Таким образом, использование игровых развивающих элементов, следующих принципам научения, универсальности, повторяемости и тренинга, способствует прочному усвоению знаний и развитию мышления детей.

Литература.

1. Ступеньки творчества, или развивающие игры. М., 1990

2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969

3. Журнал “Начальная школа” № 2, 5, 8 – 2008 г



Предварительный просмотр:

Приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе

Вот несколько приемов развития критического мышления на уроках чтения:

  • чтение — суммирование в парах;
  • синквейны;
  • чтение с остановками;
  • прием «Верите ли вы, что…»;
  • мозговой штурм;
  • таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;
  • работа с вопросниками;
  • написание творческих работ;
  • создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;
  • логическая цепочка;
  • уголки;
  • кластер.

Прием «Чтение — суммирование в парах»

Можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Например, при изучении главы «Крутим барабан времени» (литературное чтение, 4 Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания всех текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что мы узнали об истории России, чем дополнило представление детей каждое из произведений.

Прием «синквейн»

В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.

При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.

  • Имя существительное, выраженное одним словом. Сказка.
  • Описание темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая.
  • Описание действия. Читать, пересказывать, учить.
  • Фраза, выражающая отношение автора к теме. Сказка — ложь, да в ней намек.
  • Слово — синоним. Фантазия, выдумка.

Интересный прием — «чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.    

Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Еще один творческий прием — «Верите ли вы, что…»

Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.

Другой прием — «Работа с вопросником»

Этот прием можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Прием «Знаю, узнал, хочу узнать»

К этому приему можно обращаться как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Прием «Мозговой штурм»

Этот прием позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. 

Прием «Уголки»

Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

Прием «Написание творческих работ»

Прием хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития,  все с удовольствием делают эту работу.

Прием критического мышления «Создание викторины»

К этому приему обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины по литературному чтению, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего — «знатока», а потом весь класс задает «знатокам» вопросы.

«Логическая цепочка»

После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

Кластер («гроздь»)

Суть этого приема критического мышления в рамках литературного чтения — выделение смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

«Грозди» — графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты.

Выделяем центр — это тема, от нее отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

Советы по работе с «гроздьями»:

Оцените текст, с которыми будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?

Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы.

Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.

Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.

Если вы хотите остановиться на каком-нибудь смысловом блоке, попросите сделать эту веточку ярче.

Применение данных приемов критического мышления на уроках чтения  в начальной школе позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках в начальной школе важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.

Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

Информационные источники.

  1. http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-304
  2. http://74214s002.edusite.ru/p68aa1.html
  3. http://www.openclass.ru/node/138345
  4. http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html
  5. http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm

6. http://pedsovet.su/kriticheskoe_myshlenie_v_nachalnyh_klassah


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное проектирование в начальной школе

Учебное проектирование – учебно- познавательная, творческая, практическая деятельность учащихся и учителя, имеющая общую цель и направлена на достижение общего результата деятельности....

Технология современного проектирования в начальной школе.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных...

Социальное проектирование в начальной школе "8 Марта"

Цель проекта: Ознакомление и привлечение учащихся к новому виду совместной работы – проектная деятельность.Формирование творческой инициативы и самостоятельности ученикаВоспроизведение полученны...

Презентация "Проектирование в начальной школе"

В работе отражаются основные этапы над проектом...

Особенности семейного проектирования в начальной школе: распределение различных видов деятельности между детьми и взрослыми в работе над проектами.

Наша встреча с моим новым классом началась с банального родительского собрания. Хочется отметить, что я, придя в школу, приняла ребят уже состоявшимися коллективом, мне достался 2 класс. Волею судеб т...

Проектирование в начальной школе

Проблемный анализ методической работы за год...

Исследование и проектирование в начальной школе

о типичных ошибках при выборе тем научно-исследовательских работ и творческих проктов в начальной школе....