Проектирование в начальной школе
проект на тему

Проблемный анализ методической работы за год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivashchenko_t.a._metodkonferentsiya13-14.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование образовательной деятельности в начальной школе как условие реализации ФГОС

 Иващенко Т.А.

В этом году методическая тема, над которой работало наше МО: «Профессиональная  компетентность педагогов как условие повышения качества образования в начальной школе на этапе реализации ФГОС».

В связи с этим, мы понимаем, что сегодня одной из граней компетентности педагога является умение проектировать. А проектирование образовательной деятельности– «это вид профессиональной деятельности учителя, в котором определяется будущий процесс и результат целенаправленного развития обучающихся с учётом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений, в течение определённого промежутка времени». 

Если рассмотреть пятикомпонентную структуру педагогической деятельности Н.В.Кузьминой проектировочный компонент является одним из основных в профессиональной деятельности учителя. Проектировочный компонент, включает в себя умение учителя соотносить изучение материала с актуальными потребностями учащихся, умение спроектировать перспективный план изучения материала, умение планировать собственную педагогическую деятельность, умения педагога, связанные с моделированием деятельности учащихся на уроке. Это значительно повышает эффективность учебного процесса, так как позволяет построить его более рационально, с учетом всех закономерностей и факторов, влияющих на этот процесс.

С чего же педагоги начали работать  по этому направлению? Конечно с проектирования образовательных программ по предметам. Особых трудностей никто не испытывает, все педагоги 100% своевременно их составили и сдали, но пока еще встречаются наиболее типичные недочеты в рабочих программах: не учитываются цели и задачи ООП школы; отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, обоснование целей, задач курса, список литературы и др., не всегда правильно указаны выходные данные программы и УМК; не отражена интеграция с другими программами образовательной области.

В связи с этим, 8 педагогов (работающие по ФГОС) скорректировали свои программы, для этого нам пришлось еще раз хорошо изучить программу развития УУД, Концепцию духовно-нравственного воспитания и использовать их на уроках. И сегодня, учителя осознали, т.к. еще больше погружены в стандарты, насколько непросто проектировать эту программу, ориентируясь на требования к результатам обучения. 3 педагога, которые набирают сейчас 1 классы все прошли курсовую подготовку по ФГОС и используют опыт учителей, которые раньше начали работать по стандартам. 

Важным этапом внедрения стандартов в этом году стало создание системы работы со слабоуспевающими как условие достижения планируемых результатов, т.е. инклюзивное обучение, что показывает умение учителя проектировать и адаптировать образовательный процесс для всех обучающихся, независимо от их возможностей, что обеспечивает качество и доступность овладения программным материалом. Такой опыт работы имеет пока 1 педагог – Бронникова Н.А., а на следующий год еще 2 учителя Белоносова В.В., Иващенко Т.А. Опыт работы Бронниковой Н.А. был представлен нашему коллективу, а на следующий год учитель обобщит этот опыт на муниципальном уровне.

Другое направление, над которым мы работали – это проектирование урока. Современный урок – это личностно-ориентированный, - это деятельностный урок,  – это  компетентностный урок. Педагоги освоили на достаточном уровне как составлять технологическую карту урока, какие УУД формировать. Проектируя урок, учитель должен помнить, что урок  - это не просто  единица планирования и анализа обучения, но и место для появления других форм организации учебного процесса в начальной школе. В этом году шести учителям (Белоносова В.В., Бронникова Н.А., Кисельникова А.В., Угрюмова О.Н., Болдина Е.К.) нашего МО удалось осуществить выйти за рамки урока и предмета, Чтобы реализовать интеграцию предметов. Ярким примером служат уроки окружающего мира, русского языка и чтения Болдиной Е.К. в сотрудничестве с Сапрыко Е.А., Пешковой Г.В., Денисюк Л.С. Опыт педагогов был представлен на межрегиональном семинаре по ФГОС. Оба педагога, кто проводит интегрированные уроки осознают, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков. Результатом таких уроков служат реализованные предметные проекты  в 1 классах: Поет зима, аукает, Занимательная Азбука, Веселая Азбука, Путешествие в цирк, и др. Во 2-ых классах: Секреты орфограммы, Мои друзья орфограммы, Осьминожка, Для чего придумали словари?, Добрые звуки, В стране слов, Моя родина, По морям и океанам и др., в 3-их классах: Части речи и части слова, В гостях у фонетики, В мире звуков, Прятки со звуками, Как хорошо уметь читать!, Как прекрасна природа!, Весенняя поэзия, Этот знакомый и незнакомый Н.Носов, история чисел, части речи и др. В целом всеми учителями были реализованы за весь учебный год 58 предметных проектов и 39 проектов по внеклассной работе.  

Работа по новым стандартам не заканчивается на уроке, а находит продолжение во внеурочной деятельности. В этом году 9 педагогов МО осуществляли внеурочную деятельность по направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное. Чтобы организовать эту деятельность учителя также проектировали рабочие программы и занятия с использованием ИКТ - 100% учителей, проектной технологии- 100%, проблемно-диалогического обучения 6 ч -50%,  игровую технологию 4 ч.-33%, технологию критического мышления 2ч.-16%.

Сегодня в начальной школе, мы видим, что потенциал внеурочной деятельности нами до конца не используется, т.к. мы учимся в 2 смены, у нас нет комнат для отдыха и игр детей, и организаций-партнеров не так уж много, в силу удаленности города. Несмотря на это занятия внеурочной деятельностью посещаются детьми регулярно. Диагностика развития способностей отслеживается учителями регулярно через беседы, статистический анализ участия учащихся во внеурочной деятельности, педагогическое наблюдение, методы индивидуальной и групповой самооценки, анализ содержания «портфеля достижений» учащихся, анализ результатов участия детей в мероприятиях состязательного характера,  анкетирование. Весь материал учителями накапливается в их диагностических папках.  На следующий год, проектируя часы внеурочной  деятельности,  мы планируем включать проведение модулей, что поможет еще лучшей реализации стандартов.

Болевой точкой в нашем МО являются модули. В этом году только 2 педагога попытались спроектировать их и реализовать, но пока мы не можем сказать, что мы работаем по модулям. Поэтому уже сейчас все педагоги заканчивают разработку модулей на следующий учебный год. Мы разрабатываем модули: Решение проектных задач, Моя родословная, Составим сборник задач, Первый раз в первый класс, Поиски клада, Здоровье в твоих руках, Страна поэзии и др. Разработанные учителями проекты отражают оптимальную реализацию социальных и личных целей обучения и гарантируют достижение  разноуровневых результатов с учетом личностных особенностей школьников и  индивидуального стиля учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное проектирование в начальной школе

Учебное проектирование – учебно- познавательная, творческая, практическая деятельность учащихся и учителя, имеющая общую цель и направлена на достижение общего результата деятельности....

Технология современного проектирования в начальной школе.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных...

Социальное проектирование в начальной школе "8 Марта"

Цель проекта: Ознакомление и привлечение учащихся к новому виду совместной работы – проектная деятельность.Формирование творческой инициативы и самостоятельности ученикаВоспроизведение полученны...

Презентация "Проектирование в начальной школе"

В работе отражаются основные этапы над проектом...

Особенности семейного проектирования в начальной школе: распределение различных видов деятельности между детьми и взрослыми в работе над проектами.

Наша встреча с моим новым классом началась с банального родительского собрания. Хочется отметить, что я, придя в школу, приняла ребят уже состоявшимися коллективом, мне достался 2 класс. Волею судеб т...

Исследование и проектирование в начальной школе

о типичных ошибках при выборе тем научно-исследовательских работ и творческих проктов в начальной школе....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Метод проектирования в начальной школе"

Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позвол...