Технология современного проектирования в начальной школе.
статья по теме
Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_tehnologiya.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
Доклад на тему:
«Технология современного проектирования
в начальной школе».
“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.
китайская пословица
Подготовила
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Сысоева О. В.
г. Озёры
2012 год
Проектная технология.
Введение
Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица:
“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.
Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.
Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.
Краткая историческая справка
Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”.
Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами.
Цели и задачи проекта в обучении
Основной целью использования метода проектов в обучении является возможность в овладении учащимися коммуникативной компетенцией, т.е. практическому овладению данными знаниями.
В понятие коммуникативной компетенции входят:
речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений высокого уровня во всех видах речевой деятельности: аудирование, говорение, письме, чтение, переводе в пределах определенной темы;
лингвистическая компетенция – овладение учащимся лексикой по теме в качестве необходимой основы для оформления речевых умений;
социокультурная компетенция - приобретение знаний о культуре стран изучаемого языка.
методическая компетенция – проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно приобретать необходимую информацию по разным отраслям знаний.
Кроме того, проектное обучение способствует:
повышению личной уверенности учащихся;
развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
развивает у учащихся исследовательские умения.
Типология проектов
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.
Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов:
1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
исследовательские,
творческие,
ролево-игровые,
информационные,
практико-ориентированные (прикладные).
2. По признаку предметно-содержательной области:
монопроекты,
межпредметные проекты.
3. По характеру контактов:
внутренние или региональные,
международные.
4. По количеству участников проекта:
индивидуальные,
парные,
групповые.
5. По продолжительности проекта:
краткосрочные,
средней продолжительности,
долгосрочные.
6. По результатам:
доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
макет, схема, план-карта;
видеофильм;
выставка; и др.
Саймон Хайнес выделяет следующие типы проектов:
проекты-сообщения или исследовательские проекты.
проекты-интервью.
проект-производство.
проекты-ролевые игры и драматические представления.
К организации проектов предъявляют следующие требования:
проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;
учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность
учащихся должна иметь целесообразный характер;
работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,
анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;
конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь пояснительную
записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название
проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.
Этапы работы над проектом:
постановка цели;
выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;
обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;
самообразование при помощи учителя;
продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
исследование: решение отдельных задач, компоновка;
обобщение результатов, выводы;
анализ успехов и ошибок, коррекция.
Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося.
Роль учителя в проектной деятельности
Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.
Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.
Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
В работе над проектом учитель:
помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
сам является источником;
координирует весь процесс;
поощряет учеников;
поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Роль ученика в проектной деятельности
Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.
Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.
Специфика метода проектов
Специфика использования проектной методики вытекает из специфики самого предмета и из целей и задач, стоящих перед учителем. Как известно, огромное влияние на развитие языка какого-либо народа оказывает его культура. Поэтому, выбирая темы для проектной деятельности, учителя школ отдают предпочтение тем темам, которые содержат интересный и ценный для учащихся культурный, исторический материал о стране изучаемого языка.
В период выполнения проектов у школьников развиваются следующие умения:
общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.;
специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлять тематический подбор лексики, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.;
собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.
Как можно применять проектный метод на уроках в начальной школе
Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на “проектирование”. Следует отметить, что проекты в начальных классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.
За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту; могут быть также учреждены специальные номинации: “оригинальность”, “научность”, “актуальность” и т. п. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.
Преимущества метода проектов над традиционными методами обучения
В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а само обучение происходит за счет эксплуатации памяти. Метод проектов:
развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
развивает творческие способности и самостоятельность;
он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;
он творческий по самой своей сути, т.к предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
он в большей степени, по сравнению со стандартными методами обучения, знакомит школьников со страноведческой тематикой, включает учащихся в активный диалог культур;
позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.
С помощью метода проектов возможно обучить:
выявлять и формулировать проблемы;
проводить их анализ;
находить пути их решения;
работать с информацией;
находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
применять полученную информацию для решения поставленных задач.
Учебный проект – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, позволяющее вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.
Характеристика основных этапов проектного обучения |
Этапы выполнения проекта | Задачи, решаемые учащимися | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формы и методы обучения |
2. Конструкторский |
|
|
|
|
3. Технологический |
|
|
|
|
4. Заключительный |
|
|
|
|
Вывод
Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.
Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.Что же такое соврем...
Выступлене на тему "Проектирование и анализ современного урока в начальной школе"
Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в и...
Статья "Инновационные технологии современного урока в начальной школе".
«Инновационные технологии современного урока в начальной школе». В настоящее время цель современного урока несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в ...
Технология современного урока в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Нижнепенская средняя общеобразовательная школа» Выступлениепо теме: «Технология совре...
Технология современного урока в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода
Статья предназначена для учителей начальных классов, работающих по ФГОС НОО....
Проектирование современного урока в начальной школе в условиях работы по ФГОС НОО»
Презентация по материалам методического объединения...
Технология современного урока в начальной школе на основе системно - деятельностного подхода
Статья, описывающая технологию современного урока в начальной школе....