Дифференциация обучения как один из факторов повышения качества образования
учебно-методический материал

Кнац Аксана Викторовна
Последовательность действий при организации дифференцированного обучения:
•Определение содержания учебного материала
•Технологические карты для обучающихся (вопросы, подлежащие усвоению по теме; разноуровневые задачи)
•Блочное изучение материала
•Создание методического инструментария (задания разноуровневого характера) для подготовки к зачету
•Устный зачет по теме
•Письменный зачет (контрольная работа)
•Доработка зачета
•Анализ результатов

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциация обучения - как один из факторов повышения качества образования Материалы педагогического совета представляет учитель первой категории Кнац Аксана Викторовна

Слайд 2

В словаре иностранных слов дифференциация рассматривается как разделение, расчленение, расслоение целого на части, формы и ступени. Аналогичное определение дается и в словаре русского языка, но при этом подчеркивается, что дифференциация, то есть расчленение, различение происходит при рассмотрении, изучении какого-либо объекта.

Слайд 3

Дифференцированное обучение – это Это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составляемой с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; Это часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. Дифференциация обучения – это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах. Принцип дифференциации обучения – положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный

Слайд 4

Различают два вида дифференциации: внешнюю и внутреннюю, смысл которых тесно связан с процессом обучения Дифференциация Дифференцированное обучение Внешняя В разных типах учреждений В разные сроки обучения По разным учебным программам Внутренняя С разными видами педагогической помощи С разными учебными требованиями С разной мерой помощи

Слайд 5

Внешняя дифференциация относится создание дифференцированных учебных заведений: очно-заочные школы, создание в школе различных профильных классов (технический, гуманитарный), школа-комплекс, внедрение в учебный процесс различных учебных программ и др. Внутренняя дифференциация обучения предполагает выделение в классе различных групп, к которым предъявляются сначала разные требования по содержанию, темпу обучения, но потом все школьники должны овладеть базовым уровнем подготовки. Этот вид дифференциации хорошо знаком всем педагогам России, которые самостоятельно составляют индивидуальные задания, ориентируясь на возможности ученика. Для гимназии основополагающей функцией является обеспечение компетентности в области культуры, свидетельствующей о понимании школьниками избранных для углубленного изучения областей знания в общечеловеческой культуре, их связи с другими составляющими культуры. Поэтому гимназия строит свою деятельность на образовательных программах, где четко выражен гуманитарный компонент, включающий углубленное изучение иностранного языка и блок предметов художественно-эстетического цикла.

Слайд 6

Когда говорят « дифференцированный подход к учащимся », это предполагает предъявление различных требований к различным группам учеников. При внутренней дифференциации, т.е. на уроке , дифференцированное обучение осуществляется главным образом за счет педагогических технологий, в частности обучение в сотрудничестве и метод проектов, за счет разнообразных приемов, которые предусматривают эти технологии.

Слайд 7

Идея дифференцированного обучения является отнюдь не новой для нашей отечественной школы Еще при Петре I были открыты школы нескольких типов, таких как: училища для ученых людей, которые готовили выпускников для поступления в университеты; военные училища; гражданские училища, выпускники этих школ работали в канцеляриях; купеческие училища и т.д. Основными предметами в этих школах являлись математика и геометрия. Уже в этих учебных заведениях обучение носило дифференцированный характер.

Слайд 8

Причины низкой успеваемости Несформирован- ность потребностей Пробелы в знаниях Лень Неприученность к постоянному труду Завышенная самооценка Плохие способности Приоритет материальных ценностей

Слайд 9

Как показывает опыт, реально в каждом классе выделяются четыре типологические группы учащихся: Первая группа – это учащиеся, знающие “сверх программы”; Вторая группа – это учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений ; Третья группа – с минимальным уровнем знаний и умений; Четвертая группа – это группа, в которой учащиеся не достигли минимального уровня.

Слайд 10

С помощью дифференцированных форм учебной деятельности реализуются следующие цели: С учащимися первой и второй групп: Расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи повышенной сложности. Развитие устойчивого интереса к предмету, углубление представлений о роли математики в жизни, науке, технике. Развитие умения самостоятельно работать с учебной и научно-популярной литературой. Доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности. С учащимися третьей группы: Создание соответствующих условий; повторение, ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы. Развитие и закрепление интереса к математике и к учебной деятельности, выполняемой в процессе обучения математике. Формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над задачей. Доведение учащихся до хорошего уровня усвоения знаний и способов деятельности. С учащимися четвертой группы: Ликвидация пробелов в знаниях и умениях. Пробуждение интереса к предмету путем использования игровых моментов, занимательных и логических задач наряду с систематической организацией самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Развитие навыков и умений осуществлять самостоятельную деятельность по образцу и в сходных ситуациях, воспроизводить изученный материал, решенную задачу. Доведение учащихся до минимального уровня усвоения знаний и способов деятельности.

Слайд 11

Способы дифференциации: содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается; содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные; задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т.д.); используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников; предоставляется самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепления материала.

Слайд 12

Последовательность действий при организации дифференцированного обучения Определение содержания учебного материала Технологические карты для обучающихся (вопросы, подлежащие усвоению по теме; разноуровневые задачи) Блочное изучение материала Создание методического инструментария (задания разноуровневого характера) для подготовки к зачету Устный зачет по теме Письменный зачет (контрольная работа) Доработка зачета Анализ результатов

Слайд 13

Положительные стороны дифференциации исключение уравниловки и усреднения детей; повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений; объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения учения и усвоения предметного материала; создание щадящих условий для слабых учащихся.

Слайд 14

Работа с неуспевающими Меры предупреждения неуспеваемости ученика. 1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока. 2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов. 3. Индивидуальный подход к учащемуся. 4. Специальная система домашних заданий. 5. Усиление работы с родителями. 6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение. Памятка для работающих с неуспевающими учениками . 1.Фамилия, имя, отчество ученика. 2. Класс. 3. По каким предметам не успевает. 4. Поведение ученика. 5. Причины, которые привели к плохой успеваемости. 6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используют в работе с учеником. 7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика. 8. Сколько времени уже длится эта работа. 9. Какие результаты наблюдаются, есть ли результаты работы.

Слайд 15

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке В ходе самостоятельной работы на уроке Виды помощи в учении Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

Слайд 16

"Лесенка знаний" понял, но не смогу объяснить ничего не понял понял, но могу ошибиться всё понял, смогу помочь другим

Слайд 17

«…разных детей и учить надо по-разному, потому что каждый по-своему воспринимает информацию» Гарднер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа полного дня для учащихся начальных классов как фактор повышения качества образования и сохранения здоровья школьников

Как показал современный педагогический опыт, организация работы школы полного дня позволяет объединить учебную и внеучебную сферы деятельности детей в условиях учебного сообщества, сформировать ...

Статья "Создание единого информационного пространства школы как фактор повышения качества образования"

Данная статья использовалась как выступление на августовской конференции МО начальных классов, с целью объяснить и показать, что такое пилотный проект "Интел" и как  он работает на практике. В пр...

Использование особенности восприятия учебного материала как фактора повышения качества образования у школьников I ступени обучения

Все дети – разные и воспринимают окружающий мир по-разному. Один ребенок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий подолгу рассматривает новые рисунк...

Самообразование педагога – один из факторов повышения качества знаний обучающихся

 Совершенствование качества образовательного процесса в школе, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Повышению уровня профессионального мастерст...