Самообразование педагога – один из факторов повышения качества знаний обучающихся
статья
Совершенствование качества образовательного процесса в школе, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции. Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки. В наше время деятельность учителя-профессионала – это непрерывный процесс самообразования и саморазвития, постоянного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_pedagoga.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование педагога – один из факторов повышения качества знаний обучающихся
Деятельность современного учителя связана с его творческой самостоятельностью, высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и культурным уровнем. Потому необходимы поиск и внедрение в практику повышения квалификации учителей современных педагогических технологий, стимулирующих образовательную активность личности. Достижение данных требований невозможно без осознания учителем своей высокой личной ответственности и без постоянного обновления знаний и практических умений специалиста в процессе повышении квалификации и самообразования.
Совершенствование качества образовательного процесса в школе, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции, посещение занятий коллег и т.п. Но их роль невелика без процесса самообразования преподавателя. Самообразование предполагает развитие учителя как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию педагогических способностей и практических умений.
Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.
Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:
- в профессиональной сфере (знание своего предмета);
- в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т.п.);
- в сфере педагогической психологии.
В ходе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опыта, обучение в мастер-классе и т.п. При этом преподаватель может выбрать любую форму обучения: индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную.
В начале учебного года педагоги выбирают тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения. Тему преподаватель выбирает, исходя из своих потребностей. На основании выбранной темы разрабатывается личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.
Сегодня существуют множество форм и способов, как преподавателю повышать свою квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий:
- дистанционные курсы для педагогов;
- дистанционные конференции и семинары;
- дистанционные конкурсы;
- педагогические форумы.
С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Кроме поиска необходимой информации, педагоги могут активно участвовать в работе различных педагогических Интернет – сообществ. Это не только возможность использования качественных методических разработок, созданных другими, но и возможность представления своих материалов на суд коллег, бесплатное участие в обучающих Мастер – классах, а самое главное – это возможность общения с людьми, близкими тебе по духу.
В сложившейся ситуации в области самообразования, остается важным участие администрации, методических объединений учителей – предметников и всего коллектива в самообразовании каждого педагога как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития. Всё это способствует формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждает к изучению новой информации и передового опыта, стимулирует и учит самостоятельно приобретать знания, приучает к самооценке и самоанализу.
Самообразование будет продуктивным в том случае, если учитель владеет способами самопознания и самоанализа собственного педагогического опыта, когда понимает как позитивные, так и негативные моменты своей педагогической деятельности, признает свое несовершенство, является открытым для изменений.
Факторы, препятствующие саморазвитию:
- недостаток времени;
- состояние здоровья;
- разочарование в результате имевшихся ранее неудач;
- недостаточная поддержка со стороны администрации.
Факторы, стимулирующие саморазвитие:
- интерес к работе;
- ответственность за результаты труда;
- организация труда в школе;
- отношение администрации к проблеме;
- пример коллег;
- новизна деятельности;
- обучение на курсах;
- признание в коллективе.
В наше время деятельность учителя-профессионала – это непрерывный процесс самообразования и саморазвития, постоянного творчества. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов, техник, но и реализации потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в саморазвитии и самореализации. Важно, чтобы педагог стремился заняться самообразованием.
Только тогда учитель будет иметь возможность квалифицированно помогать детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся
Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов. Из опыта работы....
Методы повышения качества знаний обучающихся в ходе проведения консультаций
Работая со слабо подготовленными к школе детьми нужно помнить, что это физически и психически развитые дети из хороших, благополучных семей. А значит взрослые (родители и учителя совместно) могу...
План мероприятий по повышению качества знаний обучающихся и эффективности подготовки к ЕГЭ
Развернутый план мероприятий...
«Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках , как один из способов повышения качества знаний учащихся».
результаты использования ИКТ, типы компьютерных средств обучения....
Дифференциация обучения как один из факторов повышения качества образования
Последовательность действий при организации дифференцированного обучения:•Определение содержания учебного материала•Технологические карты для обучающихся (вопросы, подлежащие усвоению по тем...
Влияние ИКТ- компетенции педагога на повышение качества знаний обучающихся
Современный педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной, учебно-поисковой, проектной деятельности с использованием информационно-комм...
Обобщение педагогического опыта на тему "Проектная и исследовательская деятельность учащихся в учебной и внеурочной деятельности как один из факторов повышения качества образования в условиях ФГОС"
Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне....