Инновационные образовательные технологии как средство развития познавательной сферы младших школьников.
учебно-методический материал

Мельник Ангелина Константиновна

Разработки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx68.18 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные образовательные технологии как средство развития познавательной сферы младших школьников.

Составитель: Мельник А.К.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы исследования инновационных образовательных технологий как средства развития познавательной сферы младших школьников……………………………………………………………?

1.1 Понятие «познавательная сфера» в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………?

1.2 Особенности развития познавательной сферы в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………...…..?

1.3 Инновационные технологии как средство развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….?

Вывод к 1 главе……………………………………………………………………?

Глава 2. Педагогические условия развития познавательной сферы младших школьников с помощью инновационных технологий…………………………………………………………………………?

2.1 Применение игровых технологий для развития младших школьников………………………………………………………………………..?

2.2Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе……….?

2.3Игровые технологии на уроках математики в начальной школе…………...?

Вывод ко 2 главе…………………………………………………………………..?

Заключение….…………………………………………………………………...?

Список литературы…………………………………………………………….

Введение

Современная школа нуждается в учебных программах, которые могли бы обеспечить развитие индивидуальных способностей, памяти, мышление, творческое отношение к жизни. Все больше и больше возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке кадров.

В данный момент уровень обучения и воспитания школьников напрямую зависит от того, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию ребёнка. Другими словами, психолого-педагогическое изучение младших школьников должно быть направлено на выявление индивидуальных способностей, памяти, мышления, творческого отношения к жизни, раскрытия новых качеств, своевременной помощи при отставании учёбе или неудовлетворительном поведении. В начальной школе это самый важный момент, ведь с приходом в школу начинается целенаправленное обучение.

Проведённый анализ научной литературы говорит об интенсивности исследований психолого-педагогических основ развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста. Изучалась роль познавательного интереса в формировании общей направленности личности учащегося, определялись факторы, влияющие на его становление и развитие, выявляли периоды наиболее интенсивного развития качеств личности (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Л.В. Занков, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Н.А. Менчинская, Н.Г. Морозова, А.Н. Прядехо, Л.С. Рубинштейн, Л.М. Фридман и др.)

Проблема развития интереса у учеников младшего школьного возраста по-прежнему остаётся актуальной, несмотря на то, что эту тему изучали другие учёные десятилетиями.

Актуальность проблемы обусловлена выбором темы исследования: «Инновационные образовательные технологии как средство развития познавательной сферы младших школьников.»

Проблема исследования: определить каковы педагогические условия использования инновационных технологий как средства развития познавательной сфера детей младшего школьного возраста.

Цель исследования:разработать и обосновать процессы эффективного формирования познавательного интереса детей младшего школьного возраста средствами инновационных педагогических технологий.

Объект исследования:

Предмет исследования: процесс использования инновационных технологий на уроках математики и русского языка, как средства развития познавательно интереса младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Изучить проблему формирования познавательного процесса у детей младшего школьного возраста.
  2. Выявить значение инновационных технологий в формировании познавательного младших школьников.

Методы исследования:

-Анализ научной литературы по проблеме исследования.

-Моделирование.

-Обобщение.

Глава 1. Теоретические основы исследования инновационных образовательных технологий как средства развития познавательной сферы младших школьников.

1.1        Понятие «познавательная сфера» в психолого-педагогической литературе.

В современной психологии когнитивная сфера личности рассматривается, как совокупность компонентов, с помощью которых воспринимается и оценивается окружающий мир.

Познавательная сфера детей младшего школьного возраста- это сложное психическое образование, которое обеспечивает нормальное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем мире.

В познавательной сфере можно выделить три компонента:

-познавательные процессы

-информация

-отношение

Все три компонента познавательной сферы теснейшим образом связаны между собой.

К первому компоненту познания относятся:

-что интересует ребёнка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания

-как получает ребёнок информацию, то есть речь идёт о способах познания и средствах познания

-как перерабатывает ребёнок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах- систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее. [8, с.124].

С помощью информации у ребёнка развиваются необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Познавательные процессы- психические процессы, с помощью которых человек познаёт окружающий мир, себя и других людей. Для полноценного развития также необходимо умение сосредотачивать внимание на объекте познания, не отвлекаться, вовремя припоминать, не пасовать перед трудностями. К познавательным процессам детей младшего школьного возраста относятся: речь, память, мышление, воображение, восприятие.

Особое место в познавательной сфере занимает память. Л.С. Выготский[6] считал, что у младших школьников ведущую роль играет память, с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно-образное мышление. С возрастом память начинает преобладать, формируется и развивается способность к длительному запоминанию - долговременная память, значительно расширяется объем памяти, происходит развитие и формирование способности к быстрому и качественному запоминанию материала.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»[25].

На этапе школьного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира восприятия, образного мышления, воображения. У младших школьников внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями. Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности, задают большое количество вопросов, в которых отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла.

Именно к этому возрасту относятся вопросы о происхождении различных предметов и явлений. Эти вопросы носят поистине принципиальный характер (откуда взялся мир, откуда берутся дети). К возрасту 5-7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть, жизнь. Это первая исходная форма теоретического мышления ребенка. По данным Ж. Пиаже, период от 2 до 7 лет представляет собой переход от сенсомоторного интеллекта (приспособления к условиям ситуации при помощи практических действий) к первоначальным формам логического мышления. Основное интеллектуальное достижение младшего школьного возраста - ребенок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане. Интеллектуальные возможности ребенка значительно выше, чем это ранее предполагалось. В условиях целенаправленного обучения дети могут достигнуть более высокого уровня мышления. В результате специально организованной разносторонней и развернутой ориентировочной деятельности у детей формируются правильные, точные, богатые образы, содержательные представления о предметах, которые становятся основой для развития мышления. Модельная, или схематическая, форма мышления рассматривается как промежуточная между образным и логическим мышлением, она предполагает умение ребенка выделить существенные параметры ситуации с опорой на схемы и модели, представленные во внешнем плане. В младшем дошкольном возрасте происходит формирование словесно - логического мышления.

Мышление непосредственно связано с речью.

Речь - это совокупность условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Исходя из определения, можно утверждать, что речь может быть устная и письменная.

Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления.

Важное значение в интеллектуальном развитии ребенка придается также моменту саморазвития, самостоятельности и активности познания самого ребенка. Этот тип мышления назван детским экспериментированием и возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применять имеющие знания, пробовать свои силы. Постановка вопросов, догадки и гипотезы ребенка способствуют развитию гибкости и динамичности детского мышления.

На протяжении младшего школьного возраста активно развивается воображение как способность видеть целое раньше частей. В.В. Давыдов утверждал, что воображение составляет «психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к созданию нового в различных сферах деятельности». Воображение важнейшее психическое новообразование школьного детства, и его становление образует ключевой вектор психического развития ребенка. Взрослые очень рано включают ребенка в воображаемый контекст детских потешек, начинают стимулировать изображающие действия ребенка: «Покажи, как птичка летает, солдаты ходят». Действия «понарошку», «как будто» рассматриваются как начальная форма воображения у двух - трехлетнего ребенка. Воображение опирается на реальный опыт ребенка, на реальные предметы и действия, оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре: условные функции предметов символическое значение действий, воображаемая ситуация» образ роли. По функции различают воображение познавательное и аффективное. Познавательное воображение помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину. Аффективное воображение выполняет функцию защиты Я путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций (представления себя великаном, победителем).

В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности.

Таким образом, на этапе школьного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира восприятия, образного мышления, воображения. В младшем школьном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями.

  1. Особенности развития познавательной сферы в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка- поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребёнка в 6-7 лет. Школа берёт на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребёнка к начальному обучению. Семья принимает решение о том, в какую начальную школу отдать ребёнка: государственную или частную, трёхлетнюю или четырёхлетнюю.

С поступлением в школу ребёнок попадает на новое место в системе отношений людей: с вступлением в учебную деятельность у него появляются постоянные обязанности. Окружающие люди разговаривают с ребёнком не только как с уникальным человеком, но и как человека возлагающего на себя обязанность учиться, как все его сверстники.

Младший школьный возраст гарантирует достижения в учёбе. С приходом в начальную школу, ребёнок усиливает специальные психофизические и психические действия, которые должны обуславливать письмо, арифметические действия, чтение, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности.

К планируемым результатам формирования познавательной сферы в начальной школе относят действия младших школьников, отражающие методы познания окружающего мира.

К этой группе относят следующие умения:

-различать методы познания окружающего мира по его целям;

-выявлять особенности;

-анализировать результаты опытов;

-проверять и находить дополнительную информацию;

-умение пользоваться справочной литературой;

-применять таблицы и схемы;

-умение презентовать подготовленную информацию.

Все выше перечисленные умения обусловлены спецификой развития познавательной сферы в младшем школьном возрасте (воспитание, внимание, память, мышление, речь).

Остановимся на каждом из этих процессов поподробнее:

Особенности развития внимания, памяти, воображения

Умственная деятельность требует развития внимания, памяти и воображения. В начальной школе эти качества приобретают самостоятельность. Ребёнок сам в силах владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности.

Развитие внимания. Познавательная активность ребёнка направлена на изучение окружающего мира, организуется его внимание на исследуемых объектах до того, пока не пропадёт интерес. Если шести-семилетнего ребёнка увлекает игра, он может просидеть за ней два-три часа, пока она ему не надоест.

Взрослый зачастую организовывает внимание ребёнка словесно. Ему постоянно напоминают о необходимости выполнить то или иной указание, при этом указывая способы действия.

Хотя дети  в начальных классах могут произвольно регулировать своё поведение, непроизвольность внимания преобладает. Детям достаточно трудно сосредоточиться на малопривлекательной для них деятельности. Отключение внимания спасает учеников от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в знания элементов игры и частой смены деятельности.

Дети младшего школьного возраста способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует много усилий.

Развитие памяти. Память схватывает и сохраняет для ребёнка самые яркие события и сведения. Большая часть воспоминаний остаётся у человека на всю оставшуюся жизнь из дошкольного детства.

Если запоминание становится условием какой-либо деятельности, будь то игра или стих, он с лёгкостью запоминает всё предоставленную информацию. Ребёнок сознательно пользуется приёмами запоминания. Но может преобладать непроизвольное запоминание, которое зависит от интереса ребёнка к деятельности.

В школе ребёнку необходимо неукоснительно запоминать всё, что преподносится на уроке. Учитель в этом помогает, он даёт указания, каким образом это запомнить. С детьми обсуждается содержание и объём материала, делят его на части (по смыслу, по трудности и т.д.). учитель фиксирует внимание ребёнка на понимании учебного материала, ведь оно является необходимым условием запоминания.

Учебная деятельность опирается на произвольную память, как функцию, и ребёнок приходит к выводу, что необходимо заставить работать свою память на себя.

Развитие воображения. В младшем школьном возрасте ребёнок может создать в своём воображении разнообразные ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.

В условиях учебной деятельности к ребёнку предъявляются специальные требования, которые побуждают к произвольным действиям воображения. Учитель на уроке предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов и знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и т.д.

Воображение играет в жизни ребёнка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще. Неустанная работа воображения -важнейший путь  познания и освоения ребёнком окружающего мира. Умственное развитие ребёнка, посещающего школу, качественно меняется благодаря требованиям, предъявляемым учебной деятельностью.

Особенности воспитания в младшем школьном возрасте.

С поступление в школу значительно меняется социальная ситуация его развития. Школа становится центром его жизни, а учитель- одной из ключевых фигур. В данный период , согласно Э. Эриксону [7], формируется важное личностное развитие. Семилетний возраст относят к критическому, в поведении первоклассника могут проявляться не характерные для его возраста особенности.

Особую роль в жизни ребёнка играет учитель. От него зависит эмоциональное состояние ребёнка. Главным для ребёнка является оценка учителя. Несправедливая оценка может привести к тому, что у ребёнка формируется постоянное чувство неуверенности в себе, а справедливая и обоснованная оценка формирует отношение одноклассников к ребёнку.

Однако есть такие ученики, у которых несмотря на педагогические ошибки не формируются отклонения в поведении.

А.Л. Венгером выделены пять основных типов неблагоприятного развития младших школьников:

1. «Хроническая неуспешность» возникает из-за каких-либо нарушений в деятельности ведущих к неуспеху и порождающих тревогу.

2. «Уход от деятельности» может возникнуть из-за погружения ребёнка в фантазийный мир, уходом в свою жизнь, мало связанную с задачами начальной школы.

3. «Негативная демонстративность» возникает в том случае, когда ребёнок нарушает правила поведения, стремясь получить внимание сверстников.

4. «Вербализм» отличителен тем, что дети развивающиеся по этому типу, отличаются высоким уровнем развития речи, но задержкой в развитии мышления.

5. «Интеллектуализм»- тип развития связанный с особенностями познавательных процессов, хорошо развито логическое мышление, хуже развита речь.

Особенности развития мышления.

Особенность развития мышления так же занимает важное место среди других психических функций. Мышление ребёнка в младшем школьном возрасте характеризуется высокими темпами его развития.у ребёнка появляются логически верные рассуждения, но это ещё формально-логические рассуждения, так как ребёнок в данном возрасте не может.[8]

В младшем школьном возрасте появляются интеллектуальная рефлексия, произвольность, внутренний план действий, формируются научные понятия и конкретные операции. В данном возрасте развиваются все три формы мышления (понятие, мышление и умозаключение)

Таким образом, освоение методов познания напрямую связано с особенностями развития познавательной сферы обучающихся в этом возрасте.

Итак, новообразования возникают во всех сферах развития.

Вышеперечисленные психологические новообразования детей младшего школьного возраста предопределяют специфику освоения методов познания окружающего мира.

При переходе из класса в класс операции мышления становятся более обобщёнными, ситуативно-независимыми. При анализе в младшем школьном возрасте учащиеся могут анализировать значительный по объёму материал, учитывая различные компоненты.

Анализ происходит в определённом порядке, что свидетельствует о систематизации.

На основе процессов анализа и синтеза у младших школьников формируются сложные мыслительные действия классификации, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации.

Абстрагирование позволяет детям отделять свойства от его носителя – конкретного примера. Учащиеся усваивают первые научные понятия на основе способности абстрагироваться.

Перечисленные выше особенности развития познавательной сферы учитель должен использовать при обучении с целью освоения младшими школьниками методов познания окружающего мира.

  1. Инновационные технологии как средство развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста.

Составной частью педагогических технологий являются инновационные технологии. Проблема использования педагогических инновационных технологий в учебном процессе не является новой для современного общества. Каждый из нас слышал такие непонятные понятия как «интенсивные технологии», «инновации», «мультимедийные учебные материалы» и иного других. Попробуем разобраться какие существуют инновационные педагогические технологии и как они влияют на развитие познавательной сферы у детей младшего школьного возраста:

-Игровые технологии. В данном возрасте развитие познавательных интересов имеет свои особенности. Познавательный интерес побуждает в ребёнке самостоятельную деятельность, активность, творчество и интерес. Наиболее подходящая форма познания это применение игровых технологий на уроке. Игровые технологии занимают одно из самых важных мест в учебно-воспитательном процессе, способствуют воспитанию познавательных интересов и активизируют деятельность учащихся. При получении знаний при помощи всевозможных педагогических игр способствуют проявлению интереса со стороны учеников к изучаемому материалу. Игровая форма создаётся при помощи игровых ситуаций и приёмов, которые побуждают и стимулируют учащихся к познавательной деятельности. Во время игры, ученик становится полноправным участником данной игры, ребёнок сам ставит перед собой цели и задачи. С вступлением в игру ребёнок отдаёт максимум энергии, ума, выдержки и самостоятельности. С помощью игры образование становится совершенно другим, в нём появляются фантазия и новые взгляды на ранее известные детям вещи. Но самой главной чертой игры является то, что происходит непринудительное многократное повторение материала в разных сочетаниях и формах.

-Личностно-ориентированные технологии. Современная школа обязывает себя при любых социальных и экономических изменениях формировать личность, которая сможет влиять на действительность и менять её в зависимости от своего желания. Личность формируется творческой, активной, социально ответственной и грамотной.

В личностно-ориентированных технологиях на первое место выдвигается совокупность развития всех качеств. Ученики должны быть достаточно свободны, чтобы думать и самостоятельно принимать решения и решать самостоятельно сложные задачи. С накоплением знаний появляется мотивация, без которой невозможно мыслить критически. При стимулировании любознательности, дети находят логические решения задач и разумные аргументы к ответам задач. Учащиеся становятся более целеустремлёнными, концентрируют внимание, стараются управлять и координировать свою деятельность. Также проектная деятельность повышает творческий потенциал, расширяет общий кругозор, повышает уровень владения предметом, формирует навыки самостоятельной деятельности.

Таким образом, применение личностно-ориентированных технологий приводит к высокой мотивации к образовательному процессу, возрастает мыслительная возможность учащихся, гибкость мышления, развивается способность передавать авторскую информацию, развиваются одарённости учащихся.

-Проектно-исследовательская технология. Проектная деятельность основывается на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. Целью внедрения проектной деятельности является создание условий для формирования исследовательских умений и способствовать развитию творческих способностей и логического мышления. Главной целью урока становится получение высокого результата при возможно меньшей затрате сил и времени, чтобы урок «поднял» ученика на новую ступень познания, способствовал развитию, воспитанию интереса к учению, содействовал формированию готовности творчески работать. Содержание каждого урока, его организация и методы работы, на разных этапах, должны подчиняться этой цели.

-Блочно-модульная технология. Данная технология представляет собой способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Урок с элементами модульного обучения считается более продуктивном по эффективности и практической направленности. Такие учебные занятия развивают самостоятельную деятельность учащихся, формирует прочные общеучебные знания и навыки. В процессе учебной деятельности создаются такие условия, которые позволяют детям перейти от репродуктивного вида деятельности к творческому. Технология модульного обучения решает многие проблемы в начальной школе, где закладываются основы самостоятельной работы, формируются первоначальные общеучебные умения и навыки, особенно организационные и коммуникативные.

Учебно-воспитательный процесс всегда направлен на преобразование умственной активности, внедрение автоматической системы. С помощью этого достигаются инновационно образовательные технологии.

Использование инновационных технологий наурока в начальной школе позволяет педагогу разнообразить дидактический материал, добиться стопроцентного внимания всего класса, несмотря на успеваемость ученика.

Внедрение инновационных технологий в учебный процесс играет большую роль, они позволяют детям с ограниченными возможностями получать знания дистанционно.

Но не только внедрение инноваций определяет продвижение образовательного процесса, они также обуславливают продуктивную работу в производственной деятельности.

Следует выделить следующие положительные стороны инновационных технологий:

-Побуждение мотивации к познавательной деятельности;

-Создание более комфортного психологического климата для ученика, снимается напряжение при общении с учителем;

-Открывается творческое пространство, в результате которого появляется больше  интересных и качественных работ;

-С помощью информатизации стимулируются не только ученики, но и педагоги с целью повышения труда и культуры.

Инновационная деятельность педагога.

Учебно-воспитательная работа в основном возлагается на плечи классного руководителя. Вести воспитательные процесс более качественно и разносторонне позволяет инновационная деятельность учителя.

Неоценимую помощь для учителя оказывают информационные технологии при документальной работе, подготовке уроков-презентаций, внеклассных занятий, при организации классных часов и родительских собраний. Инновационные технологии позволяют сделать уроки более привлекательными для учеников, благодаря разнообразию их форм. Также они помогают подготовить выступление на педагогические советы.

Диагностика качества знаний с помощью инновационных технологий в школе.

Работа с одарёнными детьми занимает особое место, так как наградной материал (дипломы победителей, сертификаты, грамоты и др.) является результатом эффективной работы. С этой целью в учебном учреждении проводится мониторинг по диагностике и внесение в общий план работы корректировок, важных для качественного усвоения учениками учебной программы.

Педагогами организуются индивидуальные занятия и вводится предпрофильная подготовка для выпускников. Всё это организуется специально для учеников.

Став многочисленными, инновационные технологии позволяют иметь возможность выбора. Например, директор сам вправе решить, какая инновационная технология поможет учреждению достичь плодотворной и успешной работы в педагогической деятельности.

Таким образом, складывается целые педагогические коллективы и система научного поиска, которые способствуют распространению и расширению инновационных педагогических технологий.

Развитие современного общества требует использование новых современных технологий во всех сферах жизни. Современная школа должна соответствовать этим требованиям, а это значит, что современный учитель должен использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии, ведь главная цель школы- воспитать новое поколение грамотным, думающим, умеющим самостоятельно получать знания граждан.

Глава 2. Педагогические условия развития познавательной сферы младших школьников с помощью инновационных технологий.

2.1 Применение игровых технологий для развития младших школьников.

С внедрением достижений научно-технического процесса в различные области деятельности связывают зарождение идеи технологии педагогического процесса.

 Под педагогической технологией понимается «система взаимосвязанных предметов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединённая единой концептуальной основой, целями и задачами образования, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников»[18]

  В начале 21 века с повышением качества процесса обучения на основе актуализации личностного потенциала учащихся происходит модернизация образования и смена образовательной парадигмы, в следствии чего представляется перспективным использование технологий обучения, предлагающих его личностно ориентированную направленность.

Главным преимущество в данной технологии выступают: нацеленность на развитие творческого потенциала личности, индивидуализация и дифференциация учебного процесса.

В литературе представлена следующая классификация образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые и тренинговые технологии.

В современном образовательном пространстве реализован потенциал игровых технологий в развитии у младших школьников позиции субъекта деятельности по укреплению здоровья.

Ряд авторов относят игровые технологии к категории здоровьесберегающих.[19-21]

Понятие «игровые технологии» включает в себя группу методов и приёмов организации педагогических процессов.[23]

Игровая технология является составной частью педагогических технологий, сама же она состоит как целостное образование, которое охватывает определённую часть учебного процесса.

Педагогическая игра обладает целеполаганием, планированием, реализацией цели, а так же анализом результатов.

Игра не изменяет полностью традиционные формы обучения,она их дополняет. В то же время с помощью игр повышается интерес к учебному процессу, улучшается познавательная деятельность. Так же игра улучшает отношения между её участниками и педагогом. Отношение к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью.

Игровая технология представляет собой детермированную функциональную систему, компоненты которой должны иметь следующую строгую алгоритмизированную иерархию:

-определение ситуативной направленности игровой технологии в процессе формулирования её названия;

-формирование целевой направленности игровой технологии в ходе выстраивания иерархии целей, которая придаст ей системную арганизацию;

-обострение генерального замысла в процессе обозначения концептуальной основы игровой технологии;

- разработка содержательной части игровой технологии;

-обоснование механизмов координации средств и методов игровой технологии с учётом получаемых результатов в иерархии достижения целевых установок;

-материально-техническое и медико-биологическое обеспечение игровой технологии.

По мнению Д.Н. Узнадзе игра является формой психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентной личности. Игру как пространство «внутренней социализации» ребёнок и средство усвоения социальных установок представлял себе Л.С. Выготский.[22]

Л.Н. Волошина предлагает технологическую карту формирования начальной ключевой компетенции младших школьников в области укрепления здоровья. Данная карта рекомендуется для работы на первом этапе.

Содержание технологической карты может быть реализовано как на уроках, так и на внеурочной деятельности.

В работах Г.К. Селевко рассматриваются такие виды игр, как имитационные, операционные, организационно-деятельностные, дидактические,деловой театр.[22]

Симуляционная (имитационная) игра может собой представлять ролевые игры, конфликтные игры, деловые игры, игры для принятия решений и др. Сценарий содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

В условия вымышленного пространства удаётся сделать следующее:

- повысить мотивацию для работы в тренингах

-не обращать внимание на малозначимые детали.

Операциональных игры помогают отрабатывать выполнение конкретных, специфических операций. При этом решаются задачи по формированию культурно-гигиенических навыков, закаливанию и тд. В операциональных играх моделируется соответствующий процесс по охране и укреплению здоровья. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальность.

Органицационно-деятельностая игра представляет собой игровой метод активного социально-психологического обучения.В классическом варианте организационно-деятельностные игры применяются в качестве инструмента коллективного поискасодержащих инновационные компоненты оптимальных решений сложных технических, организационных, управленческих проблем в реальных условиях предприятий и учреждений. Данные игры принято считать играми на мышление, развитие и умственную деятельность.  Устанавливается иерархический уровень взаимодействия. Основной акцент в игре делается на рефлексии участниками собственной деятельности. Безусловно, в таком виде эти игры для педагогического процесса в начальной школе неприемлемы, но совместную проектную деятельность детей, педагогов и родителей можно рассматривать как вариант организационно-деятельностной игры.

 Для ролевой игры характерна саморегуляция действий, поступков и поведения играющих. В ходе осуществления своих ролей, дети расширяют, обогащают, углубляют свою собственную личность. Действия в таких играх совершено свободны и продиктованы лишь воображением участников. Для проведения этих игр разрабатывается ситуация, между детьми распределяются роли с обязательным содержанием.

В деловом театре возможно разыгрывание какой-либо ситуации, связанной с охраной и укреплением здоровья детей. В нём участник должен мобилизировать свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определённого лица, понять его действия, найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки- научить младшего школьника ориентироваться в различных обстоятельствах, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы. Для метода инсценировки составляется специальный сценарий, где описываются конкретная ситуация, связанная со здоровьесбережением, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Достаточно часто используются в образовательном процессе дидактические игры. Специфическими признаками данных игр являются их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предлагаемого результата. Элементы занимательности в дидактической игре служат своеобразной эмоциональной разрядкой, способствуют концентрации внимания детей для последующей углублённой работы над изучаемым материалом.

Дидактические игры различают:

- по цели,

-форме,

-содержанию.

В рамках дидактических игр цели обучения достигаются через решение игровых задач.

В целях формирования компетентности в области укрепления здоровья младших школьников можно использовать следующие дидактические игры: игры с предметами, игры-путешествия, настольно-печатные, игры-предложения, игры-загадки, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками.

Технологическая карта формирования начальной ключевой компетентности младших школьников в области укрепления здоровья (адаптационный период)

2.2. Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Главной целью обращения к игровым технологиям на уроках русского языка является приобретение и закрепление практических знаний. Желание детей выразить себе стимулируют занимательные и творческие задания. Игра даёт выход творческой энергии и фантазии ребенка.

Среди большого разнообразия игр, проводимых педагогами на уроках, различают: ролевые и дидактические.

Отличительная черта ролевых игр заключается в том, что ученики вместе с учителем являются исполнителями ролей. А дидактические игры создаются специально педагогами с учебно-воспитательной целью, например словесные игры, уроки-путешествия, КВИ, уроки-викторины.

Рассмотрим примеры различных игр, которые можно использовать на уроке русского языка:

Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм:

При изучении русского языка не менее важно освоение норм произношения, чем освоение письменной речи. Следовательно, необходимо на каждом уроке находить время для отработки орфоэпических норм. В этом могут помочь минутки-разминки под названиями «Конкурс дикторов» и «Скороговорки».

«Конкурс дикторов»

Задача участника- прочитать предложенный текст, обращая на сложные слова,лучше своего соперника. «Ночью мела метель. Утром в городе было непривычно тихо. Не гудели машины. Не звенели трамваи. Выпало столько снега, что рабочие не смогли попасть на заводы. А ученикам трудно было добраться в школы.»

 Конкурс «Скороговорки»

Задача участников- подготовить и чётко прочитать скороговорку.

1.«На дворе- трава

На траве- дрова

     Не руби дрова

     На дворе- трава»

2.«В поле Поля-Полюшка

 Полет поле-полюшко.

 Сорняков не будет в поле,

Если полет поле Поля.»

3.«Мэры хлопают не в меру!

Не знакома мера мэрам.

Установим меру мэру.

Ко всем мэрам примем меру.»

        Кроссворды, чайнворды, ребусы, головоломки.

Кроссворд может предлагаться учителем как в начале урока, так и в конце. Так предложенный кроссворд в начале урока поможет в постановке проблемы нового урока, а предложенный в конце, может стать подведением итогов работы ребят на уроке. Здесь можно воспользоваться такими играми как «Знаете ли вы пословицы», чайнворд «Местоимение».

       Конкурс «Знаете ли вы пословицы»

Задача участника-дать как можно больше правильных ответов.

Пословицы:

1.Слово -… , а молчание- золото (Серебро)

2.Доброе … и кошке приятно. (Слово)

3.Делу … , потехе- час. (Время)

4.Где тонко, там и … . (Рвётся)

5.Копейка … бережёт. (Рубль)

Чайнворд «Местоимение»

Задача участника- отгадать слова в чайнворде, в котором почти все местоимения.

1.Личное местоимение 3-его лица мужского рода. (Он)

2.Местоимение, которое изменяется по родам. (Он)

3.Личное местоимение 1-ого лица множественного числа родительного падежа. (Нас)

4.Назовите часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, прилагательного или числительного. (Местоимение)

5.Указательное местоимение с количественным значением. (Столько)

Всем известно, что из всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес. Он активизирует умственную деятельность и нацеливает ее на решение различных задач. Использование игровых и занимательных приёмов на уроках русского языка создаёт атмосферу увлечённости. Немаловажно то, что игра способствует пополнению словарного запаса обучающихся. Проверить его может помочь викторина.

Викторина «Прояви себя»

Задача участника- дать как можно больше правильных ответов.

1.Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег, выжимать сок, качать воду, сам сваливает, колет лёд, морит мух, варить кофе, вертится и летит.

2.Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, с, перед?

3.Определите часть речи слова «Слабый»: на улице дует слабый ветер, на лице появилась слабая улыбка.

Игра «Разделение на группы»

Данная игра поможет сформулировать у учащихся умение классифицировать объекты и понятия по определённым свойствам.

Сложность задачи зависит от поставленной задачи.

Учитель предлагает учащимся набор слов, дети должны разделить слова по определённым свойствам. Учитель сам составляет правила игры, например проверяемые гласные в корне слова и проверяемые согласные в корне слова. Учащиеся в свою очередь сами определяют свойства, количество групп и проводят классификацию. Такую игру можно провести после изучения «Проверяемые безударные гласные в корне слова», «Проверяемые парные согласные в корне слова», «Непроизносимые согласные в корне слова». Могут быть использованы следующие слова: низко, смотреть, звёздный, праздник, рукавчик, кормушка, домовой.

Эти слова делятся на следующие группы:

- принцип «Проверяемые безударные гласные в корне слова» (смотреть, кормушка, домовой)

- принцип «Проверяемые парные согласные в корне слова» (низко, рукавчик)

-принцип «Непроизносимые согласные в корне слова» (звёздный, праздник)

После распределения слов по группам, ученики должны аргументировать свой выбор, что позволяет развивать умение рассуждать и доказывать правильность своих действий.

Игра «Исправь ошибку»

Игра позволитотработать орфографическую зоркость, научит находить ошибки в текстах.

Учитель предлагает ученикам текст с ошибками в некоторых словах. Задания могут подразделяться по уровню сложности:

- с указанием количества ошибок

- без указания количества ошибок.

Разделить детей на группы и определить временные рамки для соревнования между группами. Учащиеся должны найти ошибки и оформить их в предложенном виде (выделить в тексте, выписать ошибки и т.д.).

Игра «Твёрдый-Мягкий»

Учащиеся делятся на две команды под названиями «Камень» и «Вата». Задача команд подняться с места когда называют слово с звуком (мягкий или твёрдый)

Примерные слова: съезд, вьюга, льёт, подъём, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съёмка и т.д.

Игра «Будь внимателен»

Задача учащихся выписать из прочитанных учителем стихотворений, слова с сочетанием «жи» и «ши»:

1.Жили в хижине чижи,

Мыши, ежики, стрижи,

В гости к ним придут моржи,

И жирафы и жуки.

2.Жилеты, животные, живот,

Жирафы, живопись, живёт,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить,

Шипеть и шить,

Все сочетания ЖИ и Ши

Только с буквой И пиши!

Игра «Бумеранг»

С помощью данной игры воспитывается внимание и быстротареакции. Ученикам необходимо вспомнить нужное слово и «возвратить» его учителю.

Найди синоним: простая задача (лёгкая), беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный), крепкая дружба (надёжная) и т.д.

Найди антоним: весёлая комедия (скучная), весёлое настроение (грустное), глубокая река (мелкая), мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая) и т.д.

Игра «Кто больше придумает»

С игрой развивается воображение, устная и письменная реч, закрепляется учебный материал.

Каждый учащийся получает сюжетную картинку, в которой даётся задание: напишите предложения про эту картинку. Выигрывает тот, кто напишет больше всех предложений.

Игра «На что похоже?»

Целью игры является развитие зрительного сосредоточения, воображения, письменной речи.

Детям предлагаетсярассмотреть изображения, на которых изображены бесформенные цветные пятна. Задание заключается в том, чтобы дети увидели сюжет и написали несколько предложений или короткий рассказ. Побеждает тот, у кого получился самый яркий рассказ.

2.3. Игровые технологии на уроках математики в начальной школе

Математика- один из наиболее трудных предметов школьной программы, который обладает развивающим эффектом. При её изучении развивается память, речь, воображение и эмоции. Обучение математике не должно быть скучным.  Включение игровых технологий в процесс обучения младших школьников позволяет менять виды деятельности на уроке.

С помощью игры можно избежать психологическое утомление,  использовать ее для развития организаторских способностей, мобилизации умственной активности. Игра способствует эмоциональному настрою учеников, вызывает положительные эмоции к выполняемой деятельности, улучшает работоспособность.

При организации игр на уроке математики в начальной школе следует помнить следующее:

-правила должны быть простыми, чётко сформулированные, доступные для понимания младшими школьниками

-игра не должна вызывать у детей бурную реакцию

-игровой характер должен иметь определённую меру

-на первый план должна выдвигаться умственная активность

-в процессе игры должно быть выполнено определённое законченное действие, решено конкретное задание.

Рассмотрим примеры использования игр на разных этапах учебного процесса:

При повторении и обобщении изученных ранее тем подойдёт игра-соревнование «Самый умный». Для проведения такой игры заранее подбираются вопросы, требующие краткого ответа.

Например:

1.Сейчас Марине 6 лет. Сколько ей будет лет через 4 года?

2.Мама и три дочки съели 6 конфет. Сколько съела каждая из них?

3.На столе лежит 5 яблок. Миша взял для себя и своей сестры. Сколько яблок осталось?

Вместо традиционных опросов можно провести блиц-турнир. Задача участников: быстро давать ответы.

Возможные вопросы:

1.2 кг. Груш стоят 20 руб. Сколько будут стоить 7 кг.?

2.После того как катя прочитала 80 страниц ей осталось прочесть на 15 страниц больше, чем она прочитала. Сколько всего старниц в книге.

3.За 6 часов автомат закрывает 24 банки, сколько банок он закроет за 10 часов?

Так же не стоит забывать о дидактических играх, таких как:

«Чудесный мешочек»

В заранее приготовленные плотный мешочек кладутся фигуры, вырезанные из плотного картона.

Задача участника: достать из мешочка фигуру и назвать ее.

Игра «Поймай рыбку»

На доску вешается импровизированный аквариум с рубками, на каждой из которых написан пример (например:3+5; 7-3; 9+1 и т.д.). Двое учащихся приглашаются к доске и решают примеры, остальные ребята остаются на своих местах и решают примеры у себя в тетрадях. По истечении определённого времени, сверяются ответы с доской. Лучшим рыбаком считается ток, кто больше всех дал правильных ответов.

Игра «Живой уголок»

Учитель озвучивает «В нашем живом уголке живут хомячки: белый, серый и чёрный, хомяки едят капусту. Назовите, какие хомячки едят капусту? (белый, серый и чёрный). К ним прибежал ещё один  чёрный хомячок. Что изменилось? (хомячков стало больше). Перечислите их? (один белы, один серый и два чёрных). Каких хомячков больше? (чёрных)

При помощи составления пар проводится сравнение. Таким же образом можно проводить игры на уменьшение количества предметов.

«Собери робота»

Учащиеся делятся на две команды, поочерёдно вытаскивают из плотного мешочка фигуры (квадраты, прямоугольники, круги,треугольники и т.д.) и крепят их на доске так, чтобы получилась фигура напоминающая робота  и сравниваются.

«Подарки Петрушке»

На доску крепятся иллюстрации и учитель озвучивает, что на урок пришёл Петрушка с воздушными шариками разных цветов и с ним пришли его друзья Незнайка и Весёлый карандаш. Петрушка решил подарить шары своим друзьям. Как он это может сделать? Дети озвучивают и записывают в тетрадь возможные варианты. Самые активные поощряются.

Игра «Войди в ворота»

Тети берут карточки с числами 0, 1, 2,…10. Два ученика образуют ворота,одну руку поднимают и образую арку, а в свободной руке держат карточки с цифрами. В результате должно образоваться пять пар, а один без пары. Он входит в ворота, выбирает участника с такой карточкой, чтобы в сумме у них получилось 10. Образовавшаяся новая пара уходит в конец ручейка. Оставшийся без пар повторяет эти действия. А оставшиеся дети следят за правильностью хода и игры.

Игра «В гости к Белоснежки»

Да доску вывешивается изображение Белоснежки, каждому ряду парт выдаются иллюстрации гномов. На каждую пару выделяется два отрезка картона: 1 ряд- 3см и 4 см, 2 ряд- 6 см и 2 см, 3 ряд- 5 см и 4см. Детям предлагается измерить длину своего отрезка и отрезка своего соседа. Затем вычислить сумму длин отрезков и узнать путь гномика до Белоснежки. Выяснить, чей гномик доберётся быстрей и почему, путём сравнения чисел.

Игра «Живые примеры»

Учитель предлагает ученикам с помощью приготовленных карточек с цифрами и знаками «Увеличить число 7 на 3». Учащиеся выполняют задание и находят значение выражения. Для проверки к доске приглашается несколько человек, в руках которых нужные карточки с цифрами и знаками, составляют выражение с ответом. После этого ученик с цифрой называет, каким компонентом является его число в выражении.

Игра «Молчанка»

Учитель показывает ученикам карточки, на которых написаны полные десятки, а учащиеся обозначают их с помощью раздельных цифр или записывают в тетрадь и показывают молча.

Игра «Незнайка-математик»

На доске висит изображение Незнайки и примеры. Учитель вместе с детьми вспоминает эпизод из сказки Н. Носова о том, как Незнайка хотел стать поэтом, художником, музыкантом.  «А вчера, ребята, он решил стать математиком и решил много примеров, и всем малышам хвастался, что теперь он вместе со Знайкой будет делать математические расчёты космических кораблей и ракет. А сегодня он принёс нам свои расчёты, чтобы мы его похвалили. Давайте посмотрим, какой он математик.» дети по рядам проверяют 3 столбика примеров, исправляя ошибки. Все вместе подводят итоги.

Игра «Сбор плодов»

На доске изображено два дерева и две корзинки. На дном дереве прикреплены яблоки, а на другом- груши, на обратной стороне фруктов написаны примеры на сложение и вычитание. Девочки собирают в корзинки «яблоки», а мальчики- «груши». Ученик подходит к доске и «срывает» фрукт, решает пример. Если пример решён правильно, фрукт ложится в корзину, если ответ неверный, фрукт остаётся на дереве. Подводятся итоги, решается кто выиграл, мальчики или девочки.

Игра «Лучший считающий в классе»

Работа в парах. 1 ученик показывает другому пример (на обороте ответ), считает сколько правильных ответов даст 2 ученик за две минуты. Потом дети меняются ролями. Кто больше всех решит примеров за 2 минуты, является лучшим считающим в классе.

Игра «Обгонялки»

Каждый ряд получает карточку с примерами (сколько учеников, столько и примеров). Решив один пример, ученик передаёт карточку следующему. Какой ряд закончил быстрей, тот и победил.

Игра «Бабочки»

Для игры понадобятся рисунки бабочек и цветов. На доску вешаются цветы с числом, группа бабочек на другой стороне. Детям предлагаетсяотгадать, на какой цветок сядет бабочка. Для этого они считают примеры на обороте бабочки, затем  сажают бабочек на подходящие цветы.

Игра «Математический футбол»

На доске располагаются ворота, мячи с примерами. Дети делятся на две команды. Выбегают по очереди, выбирают мяч, решают пример на обороте, если ответ правильный, мяч отправляется в ворота соперников, если ответ неверен, то мяч остаётся на «футбольном поле». Побеждает та команда, которая забила больше голов  своим соперникам.

Игра «Выиграй миллион»

Развивается произвольная сфера, умение сосредоточиться, переключать внимание, умение удерживать знания.

Перед учениками представлены карточки, каждый берёт по одной и решает пример и выбирает правильный ответ. За каждый правильный ответ даётся бонус.

1 карточка:

5+6=14

5+6=11

5+6=13

2 карточка:

6+4=10

6+4=9

6+4=11

3 карточка:

7-2=5

7-2=4

7-2=6

Такие карточки можно сделать на каждого ученика.

Игра «Кто быстрее и верно назовёт числа по порядку от большего к меньшему»

Соревнуются 2 ученика, кто назовёт все числа правильно, тот и победил

21

27

31

35

28

33

24

25

34

23

29

36

26

32

30

22

Вывод по 2 главе

В настоящее время школа нуждается в таких учебных программах, которые бы выявляли индивидуальные варианты развития, творческие способности, укрепляли собственную позитивную активность, раскрывали неповторимость личности ребёнка, своевременной помогали при отставании в учёбе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в начальной школе. В связи с этим становится актуальной разработка игровых технологий для современной школы. По данной проблеме написано не мало работ, например работы О.В. Дыбиной, Л.Н. Волошиной, Е.А. Акина и многих других. Изученные учебный материал в ходе педагогических игр, усваивается на много лучше, чем простой урок. Это объясняется тем, что в игре органически сочетается занимательность и деятельность.

Исследование показало, что дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала, используя возможности методических приёмов, направленных на изучение предметов школьной программы.

  1. Понятие «познавательная сфера» в психолого-педагогической литературе.

В современной психологии когнитивная сфера личности рассматривается, как совокупность компонентов, с помощью которых воспринимается и оценивается окружающий мир.

Познавательная сфера детей младшего школьного возраста- это сложное психическое образование, которое обеспечивает нормальное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем мире.

В познавательной сфере можно выделить три компонента:

-познавательные процессы

-информация

-отношение

Все три компонента познавательной сферы теснейшим образом связаны между собой.

К первому компоненту познания относятся:

-что интересует ребёнка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания

-как получает ребёнок информацию, то есть речь идёт о способах познания и средствах познания

-как перерабатывает ребёнок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах- систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее. [8, с.124].

С помощью информации у ребёнка развиваются необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Познавательные процессы- психические процессы, с помощью которых человек познаёт окружающий мир, себя и других людей. Для полноценного развития также необходимо умение сосредотачивать внимание на объекте познания, не отвлекаться, вовремя припоминать, не пасовать перед трудностями. К познавательным процессам детей младшего школьного возраста относятся: речь, память, мышление, воображение, восприятие.

Список литературы

1.Аникеева Н.П. [Текст] Воспитание игрой / Н.П. Аникеева, - М.: Просвещение, 1987. – 334 с.

2.Басова М.А. [Текст]Познавательные игры от А до Я / М.А. Басова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.

3. Зайцева И.А. [Текст] Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности / И.А. Зайцева. – Ноябрьск, 2005. – с. 12-24

4.Кулютин Ю.Н. [Текст] Мотивация познавательной деятельности / Ю.Н. Кулютин, Г.С. Сухобская. – М.: Просвещение, 1972.- с.55.

5.Талызина Н.Ф. [Текст] Педагогическая психология / Н.Ф. Талызин. – М.: Просвещение, 1999. – с.224.

6.Щукин Г.И. [Текст] Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукин. – М.: Просвещение 1979. – с.97.

7.Эриксон Э. [Текст] Детство и общество. СПБ., 1996.

8.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. [Текст] Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.-464с. ISBN5-89144-162-4

9.Кузобовский В.М. [Текст] Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В.М. Кузобовский. – 3-е изд. – Минск: Амалфея, 2008. – 368 с. IBSN 978-985-441-668-7

10.Леонтьев А.Н. [Текст] Психология мышления. Хрестоматия./под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М: МГУ, 1982.

11.Михайлова И.М. [Текст] Формирование познавательных умений младших школьников с использованием наглядности. – Псков, 2015.

12.Макарова Н.Н. [Текст] Игра-путешествие в младших классах // Начальная школа. – 2008. - №7.

13.Бордовская Н.В. [Текст] Психология и педагогика. – М.: Издательский дом «Питер», 2011.

14.Ушаков Н.Н. [Текст] Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах / Н.Н. Ушаков . – М.: Просвещение , 1996. – с.83.

15.Щукин Г.И. [Текст] Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукин. – М.: Просвещение, 1988. – с. 334.

16.Галицын В.Б. [Текст] Познавательная активность школьников / В.Б. Галицын // Советская педагогика. – 1991. -№ 3 – с.23.

17.Щукина Г.И. [Текст] Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Просвещение, 1971. – 368с.

18.Дыбина О.В.[Текст] Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практикоориентированная монография-М.:Педагогическое общество России, 2008.-128с.

19.Волошина Л.Н.[Текст] и др. Игровые технологии формирования компетентности дошкольников в области укрепления здоровья: Учеб.-метод. пос. Белгород, 2014

20.Гурьев А.В. [Текст]Особенности планирования здоровье формирующей деятельности в группе продлённого дня//Начальная школа.2011.№11.

21.Смирнов Н.К. [Текст]Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.М.,2010.

22.Селевко Г.К. [Текст]Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.:Народное образование,1998.-256 с.

23.Селевко Г.К.[Текст] Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т.Т.1./Г.К.Селевко – М.:Народное образование,2005.-552с.

24.Новикова А.М.[Текст] Методология игровой деятельности/А.М.Новикова// Школьные технологии- 2009-№6.-С.77-89

25.Аркин Е.А. [Текст] Ребёнок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М., 1935.

26.Макаренко А.С. [Текст] Игра. Соч.-М., 1957.T.IV.

27.Сухомлинский В.А. [Текст]О воспитании.-М.,1973.

28.Выготский Л.С.[Текст] Педагогическая психология. М., Педагогика. 1991.

29.Эльконин Д.Б. [Текст] Психология игры. М., 1999.

130.Кушнерук Е.Н [Текст] Занимательность на уроках математики в начальных классах.

30.Плешакова А.Б. [Текст] Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б. Плешакова // Современные проблемы философского знания.

31.Финогенов А.В. [Текст] Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э.Филиппов. Красноярск:Краснояр. гос. Ун-т, 2001.

32.Тихомирова Л.Ф. [Текст] Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 227с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация все областей человеческой жизни. Использование ИКТ в образ...

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьниковПонятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературеОсобенност...

«Информационные коммуникативные технологии, как средство развития познавательных способностей младших школьников»

Из  опыта работы   по применению    информационных коммуникативных  технологий, как средство развития познавательных способностей   младших школьников на различных ...

Статья "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников"

Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Именно она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способно...

Игровые технологии как средство развития познавательных способностей младших школьников.

Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте....

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изуч...

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики....