Мастер-класс в рамках межрегиональной научно-практической конференции в г.Иваново «Современное воспитание: смыслы, цели, образы» «Применение воспитательных технологий в профессиональной деятельности логопеда с обучающимися с ОВЗ»
методическая разработка
Мастер-класс: «Применение воспитательных технологий
в профессиональной деятельности логопеда с обучающимися с ОВЗ»
Цель мастер-класса: создание условий для ознакомления с воспитательными технологиями, которые использует в своей профессиональной деятельности логопед, работая с обучающимися с ОВЗ.
Задачи мастер — класса:
1. Выделить основные направления профессиональной деятельности логопеда.
2. Организовать работу в группе для определения воспитательных задач из частей логопедического занятия.
3. Познакомить с приоритетными направлениями своей воспитательной деятельности
4. Организовать работу в группе для использования некоторых приемов воспитательной деятельности.
4. Презентовать некоторые приемы воспитательных технологий на мастер-классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа №4 «Центр образования»
Мастер-класс в рамках
межрегиональной научно-практической конференции в г.Иваново
«Современное воспитание: смыслы, цели, образы»
«Применение воспитательных технологий в профессиональной деятельности логопеда с обучающимися с ОВЗ»
Учитель-логопед
I квалификационной категории,
Валова Анна Сергеевна
г.Тутаев,
Ярославская обл.
2019
Мастер-класс: «Применение воспитательных технологий
в профессиональной деятельности логопеда с обучающимися с ОВЗ»
Цель мастер-класса: создание условий для ознакомления с воспитательными технологиями, которые использует в своей профессиональной деятельности логопед, работая с обучающимися с ОВЗ.
Задачи мастер — класса:
1. Выделить основные направления профессиональной деятельности логопеда.
2. Организовать работу в группе для определения воспитательных задач из частей логопедического занятия.
3. Познакомить с приоритетными направлениями своей воспитательной деятельности
4. Организовать работу в группе для использования некоторых приемов воспитательной деятельности.
4. Презентовать некоторые приемы воспитательных технологий на мастер-классе
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги, участники нашей сегодняшней встречи! Меня зовут Валова Анна Сергеевна, я учитель-логопед МОУ СШ №4 «Центр образования» г.Тутаев, Ярославской области.
Слайд 2
Предлагаю нам всем познакомиться. Придумайте к своему имени дополнительную характеристику, начинающуюся на туже букву, что и имя, например: Оксана -обаятельная. Напишите на смайликах и прикрепите. Давайте знакомиться. Я Анна- активная(передаю эстафету следующему). Замечательно, познакомились, теперь и поработаем.
Слайд 3
Обратите внимание на слайд и подумайте, о чем мы сегодня с вами поговорим?
Ответы участников. - Участвует ли логопед в воспитании детей и как?
Слайд 4
Предлагаю первую работу в группах.
Слайд 5
На столах для каждой группы предложены фрагменты логопедического занятия. Попробуйте в части занятия определить воспитательные задачи. Определяют, презентуют. Вам удалось для каждого фрагмента занятия определить воспитательные задачи. А является ли воспитание одним из направлений деятельности школьного логопеда? В этом мы и постараемся разобраться на сегодняшней нашей встрече.
Слайд 6
Не для кого не секрет, чем занимается школьный логопед.
Ответы участников.
Слайд 7
Давайте попробуем выделить основные направления деятельности логопеда
Работа в группах.
Составьте кластер. Напишите в нем основные направления работы школьного логопеда.
Обратите внимание на слайд:
Слайд 8
Как вы уже заметили, в основных направлениях работы абсолютно ничего нет о воспитательной деятельности логопеда. И у вас, наверное, остались тоже незаполненные окошки кластера. Я думаю, что, поработав, к кластеру мы вернемся в конце мастер-класса и обязательно его дополним.
Слайд 9 Какие основные документу реализуют воспитательную деятельность педагога?
Современная роль образования, приоритетом которого является воспитание, зафиксирована в важном государственном документе — Федеральном законе «Об образовании».
А в основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ.
Слайд 10 Возникает вопрос: где возможно взаимодействовать логопеду с детьми, чтобы организовать воспитательную деятельность?
Слайд 11 Во внеурочной деятельности.
Слайд 12 На индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях.
Слайд 13 Организуя для детей с ОВЗ возможность участвовать в конкурсах.
Слайд 14 Викторинах школьного, муниципального, всероссийского и международного уровнях.
Слайд 15
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются различные коррекционно-развивающие, воспитательные, педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске средств, форм и методов воспитания и обучения.
Слайд 16
Приоритетным в моей профессиональной деятельности является использовать те технологии, которые дают возможность создавать условия для саморазвития личности школьника, для формирования ценностного отношения его к здоровью, для воспитания нравственных составляющих и развития эстетических сторон личности обучающихся.
Слайд 17
Для создания условий саморазвития личности я использую следующие технологии.
Слайд 18
Я сейчас предлагаю вам поработать в группах, используя проблемного-диалогическую технологию. Задания на столах.(УДАРЕНИЕ)
Логопед предлагает детям, сидящим в группах прочитать слово «КРУЖКИ» и нарисовать предмет, который обозначает это слово.
Почему вы нарисовали два разных предмета, ведь было написано одно слово? И если даже группы детей нарисовали одну и туже картинку, логопед предлагает другую.
Уважаемые коллеги, скажите мне действительно ли данная технология дает возможность воспитывать обучающихся и имеет воспитательную функцию?
Достоинства проблемного обучения:1.Высокая самостоятельность учеников; 2.Формирование личностной мотивации учащегося;
Слайд 19 с сюжетной картинкой
Рассмотрите иллюстрацию.
Предлагаю вам ситуацию для работы в группах.
Прочитайте ситуацию. Прочитайте вопросы. Обсудите вопросы. презентуйте ответы.
Слайд 20
Что за технология сейчас была использована для работы с вами? Это была предоставлена вам кейс-технология – интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций.
Кейс - технология направлена на развитие способности разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, сотворчество учителя и ученика.
Важным достоинством технологии является появления у ребёнка активного взаимодействия со сверстниками в процессе поиска возможностей, его воспитания в процессе общения с педагогом и группой.
Слайд 21 Формирование ценностного отношения к психоэмоциональному (кит2) физическому здоровью детей.
Для этого я использую здоровьесберегающие технологии.
На традиционных останавливаться сегодня мы не будем, а подробнее рассмотрим нетрадиционные.
Слайд 22
Самомассаж
Самомассаж – это массаж, проводимый самим ребёнком с помощью рук, он позволяет снять эмоциональное и мышечное напряжение.
Дети обучаются под руководством педагога. Каждое движение логопед показывает на себе, произнося соответствующий текст. Ребята отрабатывают движения несколько раз сначала перед зеркалом, а затем без зрительного контроля.
Слайд 23 Релаксационные упражнения способствуют расслаблению, снятию напряжения. Обычно используются в сочетании с музыкотерапией.
Слайд 24 Песочная терапия
Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок, рисование на писке позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, создает условия ребёнку обстановки внешней безопасности, внутренней защищённости.
Слайд 25 Кинезиологические упражнения
КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
1.«Колено – локоть». Данное упражнение активизирует зону обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивает причинно-обусловленный уровень мышления.
Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
Слайд 26 «Зеркальное рисование».
Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.
Исходное положение: на листке бумаги даны симметричные прописи, взяв в обе руки по карандашу, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки. В это же время проговаривать скороговорку, предложенную в прописи.
Благодаря данной работе в сочетании с проговариванием скороговорки, ребенок еще сможет научится безошибочно проговаривать трудные звуковые сочетания, которые формируют фонематический слух и артикуляционную моторику.
Выполните задание на листах. (ВКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ)
Слайд 27 Воспитание нравственных, этических и эстетических чувств
Воспитание нравственности
Цель воспитания нравственности: создание условий для полноценного развития школьника за счет удовлетворения его потребностей в самореализации и уважении.
Сущностью является: восхождение по лестнице достижений, обусловленной гуманистическими принципами, при наличии постоянной системы стимулирования и направляющих подкреплений, в роли которых выступает успех.
Слайд 28
Нравственные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, совершать правильные поступки.
Слайд 29 Арт-технологии:
Формируют нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства.
Технология «Звучащий мир»
Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Это лекарство, которое слушают.
В моей фонотеке, широкий подбор фонограмм классических, детских музыкальных произведений, звуков природы, которые широко применяются на логопедических занятиях.
Когда вы выполняли на листах кинезиологическое задание звучала музыка для общего успокоения - "Симфония №6" Бетховена, часть 2
Слайд 30 Мандала
При работе с мандалой у детей тренируется чувство ритма и гармонии, развивается мелкая моторика рук. Воспитывается усидчивость и внимательность, творческое мышление, эстетические чувства. Работа с мандалой способствует упокоению и расслаблению.
Для вас я подобрала мандалу хорошего настроения, которую вы раскрасите, когда у вас будет желание и возможность.
Слайд 31 Хромотерапия (ролик)
Предлагаю вам сейчас посмотреть небольшой видеоролик.
Желтый цвет. Хорош для детей, которые потеряли интерес к учёбе: жёлтый интерьер вызовет любопытство и интерес к познанию нового. Выводит из творческого застоя, устраняет депрессивные расстройства, внушает оптимизм и повышает самооценку.
Давайте вернемся к кластеру, попробуйте дополнить его теперь новыми видами деятельности логопеда. Слайд 32
Слайд 33 Возвращаясь к фрагментам лог.занятия, посмотрим теперь воспитательные задачи, которые я преследовала на занятии.
Итак, уважаемые коллеги, в начале мастер-класса перед нами возник вопрос: Участвует ли логопед в воспитании детей и как?
Сможем мы сейчас ответить на этот вопрос?
Слайд 34
Да, учитель-логопед помимо коррекционно-развивающей деятельности ведет и воспитательную работу, как на занятиях, так и во внеурочной деятельности, используя различные воспитательные технологии и приемы, стараясь создать условия для формирования саморазвивающейся личности ребенка, сохраняя его здоровье, воспитывая в ребенке эстетические и нравственные чувства.
Слайд 35
Тема нашего мастер-класса звучала таким образом: «Применение воспитательных технологий в профессиональной деятельности логопеда с обучающимися с ОВЗ», мне хотелось бы сейчас собрать ваши отзывы, которые можно поместить в кружку добра. Это является приемом тренинга-общения, который я использую для рефлексии, и для возможности формирования нравственных качеств у детей.
Слайд 36
И подводя итог нашей встречи, используя прием развития критического мышления «синквейн», хорошо вам знакомый, попробуйте резюмировать все, что вам запомнилось на нашем мастер-классе, через слово «логопед».
Слайд 37
Спасибо всем за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/13/picture-518960-1415887476.jpg)
Доклад "VI Ежегодной межрегиональной научно-практической конференции. Компетентностный подход как стратегия модернизации образования"
Доклад ознакомит с основными направлениями учебно-воспитательной работы в специальном- коррекционном классе в рамках Школы Полного дня....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/09/picture-665675-1447075678.jpg)
Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства. Уфа: БИРО, 2006. 124 с.
Башҡорт теле дәрестәрендә төрлө алымдарҙы ҡулланыу ыңғай һөҙөмтәләр бирә. Һәр дәрескә уҡыусы теләк менән килһен өсөн, унда ғәжәпләнеү, һоҡланыу, ҡәнәғәтләнеү тойғолары уятырлыҡ эш алымдары һайларға кә...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/17/picture-710719-1447745619.jpg)
Материалы XVII Педагогических чтений, посвященных памяти К. Д. Ушинского, и межрегиональной научно-практической конференции "Педагогическое наследие и современная инновационная образовательная практика"
Материалы XVII Педагогических чтений...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-344343-1385976359.jpg)
Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
Для учащихся начальных классов заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью самое время, хотя у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Младшие школьники - это будущие исслед...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-46662-1477840991.jpg)
Сборник статей участников Межрегиональной научно-практической конференции «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта средствами системы развивающего обучения академика Л.В. Занкова», посвященной 55-летию системы
Статья в сборнике участников Межрегиональной научно-практической конференции «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта средствами системы развивающего о...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-455589-1402921341.jpg)
Межрегиональная научно-практическая конференция "Современная начальная школа:пространство личностного развития и успеха"
Современная педагогика по-иному рассматривает систему ученик-учитель. Без нового профессионального самосознания, нового мышления невозможно осуществить личностно-ориентированный подход к обучению. Пос...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/01/picture-911945-1491051129.jpg)
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ
Современная роль образования, приоритетом которого является воспитание, зафиксирована в важном государственном документе — Федеральном законе «Об образовании РФ». А в основу ФГОС НОО...