Доклад "VI Ежегодной межрегиональной научно-практической конференции. Компетентностный подход как стратегия модернизации образования"
статья на тему
Доклад ознакомит с основными направлениями учебно-воспитательной работы в специальном- коррекционном классе в рамках Школы Полного дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
социализация учащихся КРО | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ю.Д. Куликова
Учитель начальных классов
МОУ СОШ№18 г. Нерюнгри РС(Я)
e-mail: yuliya_1180@mail.ru
Тема: Социализация учащихся специальных коррекционных классов в условиях Школы Полного дня.
Одной из острейших проблем современного общества в последние годы является значительный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Для данной категории детей создаются специальные условия обучения, где прослеживается коррекционная направленность учебно-воспитательной работы. Необходимо объединение усилий семьи, общественности, муниципальных, государственных структур в решении проблемы детей с ЗПР и ограниченными возможностями их адаптации, интеграции, социализации в обществе.
МОУ СОШ №18 с 2006 года работает в режиме Школы полного дня и является опорной школой по коррекционно-развивающему обучению. Особенность эксперимента состоит в том, что создана среда для совместного пребывания детей с задержкой психического развития (ЗПР) и здоровых детей. Создан новый тип образовательного учреждения, где есть все условия для всестороннего развития личности, широко развита внеурочная деятельность, действенное самоуправление учащихся. Школа является организатором всей жизнедеятельности ребенка, помогает каждому ученику развить все свои творческие задатки и возможности, определить профессиональные задатки и возможности, подготовиться к адаптации в жизни.
С 2004 года обучаю детей с задержкой психического развития (VII вида), направленных по решению ПМПк г. Нерюнгри. С первых дней работы в данном классе была поставлена цель - создавать для данных детей адекватные их особенностям условия обучения и воспитания, безболезненно адаптировать в образовательном учреждении, развивать общеучебные и социальные навыки, сохранять здоровье учащихся.
Оценочными факторами в работе с детьми являются:
- Отслеживание динамики развития через технологические карты;
- Наблюдения в течение всего периода обучения;
- Беседы и опросы родителей;
- Результаты итоговой проверки знаний, в конце учебного года.
Работа в классе (специального) коррекционного обучения успешна благодаря общей организации школьной жизни, индивидуализации и коррекционной направленности обучения. Режим Школы полного дня предполагает осуществление коррекционных занятий в процессе и учебных и внеучебных занятий в форме индивидуальных, групповых занятий. Таким образом, мы учитываем повышенную утомляемость детей, планируем оптимальное для них чередование видов деятельности труда и отдыха, включаем детей в широкий круг проводимых мероприятий в школе, а также организовываем занятия по интересам.
Организационная модель работы класса (специального) коррекционного обучения в условиях «Школы полного дня». Для 2-4-х классов. | ||
1 блок | Утренний учебный | 8.30 -12.40 |
2 блок | Свободный динамический час: прогулка; занятия | 12.40-13.00 |
Обед | 13.00-13.30 | |
3 блок | Коррекционно-развивающие занятия, дополнительное образование по выбору, выполнение рекомендации учителя; | 13.30 -14.30 |
4 блок | Вечерний учебный. Выполнение домашних заданий; | 14.30 -16.30 |
5 блок | Свободный вечерний Прогулка, игры, мероприятие воспитателя | 16.30-17.00 |
Организованный уход детей домой | 17.00 |
Учителя и служба сопровождения ребенка работают в тесном взаимодействии. Результаты диагностических и коррекционных работ, продвижение ребенка в развитии, освоение учащимися общеобразовательных программ (конкретно, по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру) фиксирую в педагогической карте учащегося. Каждый участник, по своей функции, занимается коррекцией психики, речи, поведения учащихся, их реабилитацией и адаптацией в обществе. Итоги работ обсуждаются, и принимается решение по дальнейшему развитию ребенка на школьном ПМПК.
Одним из условий успешного развития ребенка является создание здоровьесберегающей образовательной среды. Изучив методическую литературу, пришла к выводу, что целесообразно применить комплекс кинезеологических упражнений, разработанный Сиротюк A.JI. В организации учебно-воспитательной работы успешно использую упражнения кинезиологической программы, которая включает специальные задания для развития мыслительного процесса, зрительного восприятия и развития межполушарных взаимодействий. Применение упражнений показало активизацию интеллектуальных и познавательных процессов, улучшение почерка, повышение работоспособности.
В организации учебного процесса руководствуюсь принципами работы с учащимися
классов низкого уровня:
признание потенциальных возможностей каждого ученика;
исключение всякого давления на детей, создание доброжелательной, доверительной обстановки;
поощрение вовлеченности ученика в совместную деятельность, констатация даже самых маленьких учебных успехов;
поиск возможных точек соприкосновения учебных ЗУН и практической деятельности;
индивидуальное применение учебных программ в зависимости от способностей и возможностей учеников;
совместная практическая деятельность учителя и ученика в учебной и воспитательной работе;
Работа воспитателя в группе продленного дня распределяется по пяти направлениям:
- УЧЕНИЕ
- ОБЩЕНИЕ
- ЗДОРОВЬЕ
- ОБРАЗ ЖИЗНИ
- ДОСУГ
Формы работы: цикл бесед «Я учусь владеть собой»; тематические часы общения; творческие выставки поделок, рисунков; спортивные состязания, эстафеты; викторина загадок, экскурсия, коллективный выход в общественное место (цирк, кинотеатр); профилактическая работа по предупреждению травматизма, несчастных случаев; встречи с интересными людьми, с людьми разных профессий.
Отслеживание результата деятельности в группе продленного дня:
- мониторинг посещаемости;
- анкетирование;
- мониторинг состояния здоровья;
- сотрудничество со службами:
- заключительное мероприятие в конце полугодия, учебного года;
- выставки творческих работ учащихся;
- тетрадь отзыва родителей.
Рассматривая компетенции учителя и воспитателя, необходимо сказать, что в классах для детей с ЗПР необходимы добрые, терпимые, способные умело сочетать настойчивость с доброжелательным, чутким и заботливым отношением к детям педагоги, которые умеют насытить атмосферу класса спокойствием, бодростью, дружелюбием, что предупредит и снимет агрессивность. Гуманизация жизненного пространства ребенка с ЗПР предполагает не столько руководство и манипулирование его поведением, сколько создание условий для реализации и раскрытия сущности человеческих взаимоотношений.
Опыт работы позволил сделать выводы:
При социализации детей с задержкой психического развития важно организовать специализированное сопровождение, развитие личности ребенка, подготовку к навыкам самостоятельной жизни, допрофессиональной подготовки. Все эти процессы будут результативны при совместном действии семьи, образовательных, медицинских и социальных учреждений.
Подготовка общества к пониманию проблем детей с ЗПР и их семей, принятие таких детей в общество сверстников формирует культурный уровень современного общества.
Школа полного дня дает возможности для самореализации личности учащихся специальных - коррекционных классов и дальнейшей адаптации в жизни общества.
Список используемой литературы
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты - М.: Владос, 2001г.
- Блинова Л.H. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М.: НЦ ЭНАС 2003г.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы. - М.: АРКТИ, 2003г.
- Кумарина Г.Ф. Коррекционно-развивающее образование: Актуальные проблемы теории и практики.// Социальная педагогика №4 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»на тему:"Формирование универсальных учебных действий"
Все изменения, которые происходят в жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Учебный процесс при изучении всех ра...
Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства. Уфа: БИРО, 2006. 124 с.
Башҡорт теле дәрестәрендә төрлө алымдарҙы ҡулланыу ыңғай һөҙөмтәләр бирә. Һәр дәрескә уҡыусы теләк менән килһен өсөн, унда ғәжәпләнеү, һоҡланыу, ҡәнәғәтләнеү тойғолары уятырлыҡ эш алымдары һайларға кә...
Материалы XVII Педагогических чтений, посвященных памяти К. Д. Ушинского, и межрегиональной научно-практической конференции "Педагогическое наследие и современная инновационная образовательная практика"
Материалы XVII Педагогических чтений...
Сборник статей участников Межрегиональной научно-практической конференции «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта средствами системы развивающего обучения академика Л.В. Занкова», посвященной 55-летию системы
Статья в сборнике участников Межрегиональной научно-практической конференции «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта средствами системы развивающего о...
Выступление на Межрегиональной научно-практической конференции,посвященной 60-летию системы Занкова
Межрегиональная научно-практическая коференция, посвященная 60-ти летию Л.В. Занкова....
Выступление на Межрегиональной научно-практической конференции "Системные эффекты реализации ПНПО"
Творчество- это созидание нового и прекрасного....
– Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»
dash; Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»...