Мастер - класс: Эффективные приёмы работы по формированию читательской грамотности
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Моргачева Инна Васильевна

Познакомить с опытом работы по развитию читательской грамотности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс : Эффективные приёмы работы по формированию читательской грамотности

Цель: познакомить с опытом работы по развитию читательской грамотности младших школьников.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными типами заданий.
  • показать практическую значимость использования разных типов заданий при работе с текстом.

Ожидаемые результаты:

Участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию читательской грамотности младших школьников и смогут использовать приобретенные знания в своей практике.

Методы и приёмы, используемые в ходе мастер-класса: диалоговое обучение (работа в парах), метод рефлексии.

Оборудование: компьютер, проектор, листы заданиями для работы.

    Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас в этот весенний день. Весною, с пробуждением природы, сердце распахивается к чему – то новому, неизведанному. Хочется общаться, откровенничать, и взамен получать ответную, доброжелательную улыбку. И все потому, что в душе поселилась ВЕСНА. И манит побужденья новь, как непрочитанная книга. А какую книгу можно назвать прочитанной? А какого читателя мы можем назвать грамотным?

     Тема мастер-класса:   «Эффективные приёмы работы по формированию читательской грамотности »

    Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования.  

       В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.

     В своей практике я столкнулась со следующими проблемами: (слайд 2)

- дети имеют низкую скорость чтения;

- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

      И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

    Что же такое грамотность? ( слайд 3 ) 

    Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.  

А что же такое читательская грамотность? ( слайд 4 ) 

   Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    Назову особенности   формирования читательской грамотности: 

( слайд 5 ) 

1. Формирование навыка чтения. Оно строится на :

-умение правильно прочитывать слова;

-понимать смысл текста;

-выразительно читать;

2. Овладение техникой чтения.

3.Формирование читательских интересов.

     Процессом чтения все дети овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучение чтению приобретает лишь в начальной школе. На этом этапе задача учителя не только научить детей воссоздавать звуковую структуру слова по его графической модели, но и сформировать у них смысловое, сознательное чтение. Поэтому в это время крайне важно обращать внимание ребёнка на значение слова, так как понимание его смысла является не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельного контроля.

      Овладение чтением – процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научился читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение – навык общеучебный.

        Сегодня    я продемонстрирую вам несколько образовательных игровых приёмов, которые я использую в своей работе для развития смыслового чтения. Эти приёмы помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.  ( слайд 6 ) 

Задания для 1 класса (на уровне слова)

        Первым продуктивным, как я считаю, способом чтения является плавное слоговое чтение. Для успешного формирования этого способа чтения я использую следующие игровые приёмы.      ( слайд 7 ) 

          1.Приём «Последний слог в слове за тобой». Этот приём оказывает большую помощь детям в усвоении знаний о слоговом составе слова.

Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово.

Например: ко… (- ни, - зы, - тик)

На первый взгляд кажется, что процесс овладевания слоговым значением слова несложен, но это не так. Дело осложняется тем, что детей необходимо познакомить и с ударением, которое не существует отдельно от слогов.

 ( слайд 8) 

           2.Приём «Отгадай секрет». Злой волшебник заколдовал слова. Чтобы их расколдовать, нужно прочитать слова без лишнего слога. Этот игровой приём способствует развитию фонематического слуха (чтение и письмо возможно только при обработке отдельных фонем) и звукового анализа слов.

 ( слайд 9) 

          3. Приём «Буквы перепутались». Часто причиной ошибок, связанных с недостаточным уровнем избирательности внимания, оказывается ориентация ребенка на общий смысл фразы, текста, слова и т. п. Обращая внимание на общее, дети пренебрегают частностями. Приём «Буквы перепутались» научит ребенка воспринимать общее содержание с учетом более мелких составляющих его элементов. Это прекрасный приём для развития не только навыков чтения, но и внимания. Слово упало и разлетелось, все буквы перепутались. Нужно вновь его сложить из разбросанных букв.

 ( слайд 10) 

       

       4.Приём «Сбежавшая буква». Прочитай слова, вернув буквы А на место. Чаще всего учащиеся допускают такие ошибки, как пропуск гласных букв. В речевом плане важным является умение выделять гласные звуки слова. «Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных или их добавления». Данный приём помогает детям вырабатывать правильность произношения слов и слогов, а также правильность их написания.

 ( слайд 11) 

        5.Приём «Шифр». Этот приём направлен на формирование и тренировку у детей логического и нестандартного мышления. Да и выполнять подобные задания очень интересно. Задача ученика — расшифровать и записать слова, буквы которых обозначены числами по их месту в алфавите. В заданиях-шифровках одинаковые буквы обозначены одинаковыми цифрами.

 

( слайд 12) 

Задания для 2 класса (на уровне предложения)

( слайд 13) 

        1.Приём «Отбрось лишнее». Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.

 ( слайд 14) 

      2.Приём «Всё наоборот». Ученик должен прочитать предложения слева направо, начиная с конца. Все мы знаем, что ребенок должен читать слова последовательно слева направо и сверху вниз. Предложенный приём помогает увеличить скорость и улучшить качество чтения учащихся, кроме того, в процессе занятий у ребенка повышается концентрация внимания. 

 ( работа с учителями )

( слайд 15) 

      3.Приём «Путаница» (по типу метаграмм). Метаграмма — это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путем замены одной буквы другой, получается новое слово. Метаграммы полезны для тренировки логики, памяти, мышления, фонетического слуха и языкового чутья. В данном задании одна буква изменила смысл всей пословицы. Нужно найти ошибку и прочитать правильно.

( слайд 16) 

Задания для 3-4 класса (н уровне текста)

         В 3-4 классе с детьми можно уже отрабатывать навык работы с деформированными текстами. Вызвать интерес - далеко не единственная задача этих упражнений. Вспомните момент, когда вам приходилось подниматься в гору с тяжелой ношей. Вы очень устали, осталось пройти совсем маленькое расстояние. И кто-то вдруг вам помогает, берет у вас ношу. Остаток расстояния вы преодолеваете, словно на крыльях. Именно так чувствует себя ребенок, когда переходит от чтения деформированных текстов к обычным. Ребенку легко читать, он чувствует связь между словами, охватывает все предложение целиком.

( слайд 17) 

       1.Приём «Восстанови текст» (используется принцип решения анаграмм, для прочтения коротких текстов). Анаграмма — слово в зашифрованном виде. Чтобы решить анаграмму, т.е. составить искомое слово, нужно буквы или звуки в данном слове только переставить местами, ничего не удаляя и не добавляя.

 ( слайд 18) 

       2. Приём «Найди недостающий глагол». Вставить подходящие по смыслу слова. Данный приём сочетает в себе элементы игры и исследования, что позволяет пробудить интерес учащихся к изучаемому вопросу, представить его в необычной форме, актуализировать ту информацию, которая наиболее важна, развивает навыки самостоятельной работы, группового взаимодействия; развивает умения применять полученные знания на практике.

      3.Приём «Улови смысл». Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Учит детей правильно работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать прочитанное. Отработка приёмов работы с текстом во многом влияет на подход ребёнка к обучению. У детей формируется правильный способ мышления и восприятия любой новой текстовой информации.

  ( слайд 19) 

         Отдельно мне хочется выделить приём синквейн.   Пишется синквейн по определённым правилам:

 1строчка - это существительное. Тема, о которой пойдёт речь.

  2строчка – это два прилагательных или причастий, описывающих предмет.

  3строчка – это три глагола, которые описывают действия предмета по выбранной теме.

4строчка – это фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5строчка – это существительное, которое ассоциируется с темой синквейна.

 Составление синквейна – это полезная весёлая игра, которая   обогащает словарный запас, развивает речь и мышление, а также хороший способ контроля и самоконтроля.  Работать с этим приёмом я начала уже в 1 классе.

Синквейны можно составлять по прочитанным сказкам, рассказам, стихотворениям.   Начинать составление синквейна можно с самого простого: по заданной теме, по стихотворению или по загадке.

( слайд 20)

по заданной теме

1.чтение

2.интересное увлекательное

 3.помогает учит развивает

 4.Кто много читает, тот много знает.

5.Знание

( слайд 21)

по стихотворению

Льётся он косой стеной

И стучит по нашим окнам.

 Этот дождик проливной.

А в саду беседки мокнут.

Лист осенний долго кружит,

Чтоб потом спуститься в лужу.

С мамой мы пошли гулять.

Стал он землю поливать.

Поливал да поливал –

Всех под зонтики загнал.

1.дождик

2.проливной холодный

3.капает стучит моросит

4.Дождь – это когда осень плачет.

 5.грусть

( слайд 22)

  • по загадке

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней

– Станешь вчетверо умней

1.книга

2.полезная интересная

3.учит помогает советует

4.Книга – лучший друг.

5.Библиотека        

( слайд 23)

   Применяя в работе данные приёмы и упражнения, я отмечаю следующие преимущества:

  • учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  • обостряется любознательность, наблюдательность;
  • развивает активное слушание;
  • повышается самооценка.

      Всё это способствует повышению уровня читательских умений и формированию читательской грамотности младших школьников.

         А сейчас мы на практике познакомимся со всеми приёмами, о которых говорили. Давайте мы с вами разделимся на 3 группы.

    И прежде всего испытаем на себе игровой приём «Последний слог в слове за тобой». У каждой группы будет свой слог. Я буду называть слог и каждый участник группы называет мне такой второй слог, чтобы получилось слово.

РЕ (-ПА, -МОНТ, -КА),

ПО (-ЛЕ, -РА, -ЛКА) ,

СА (-ША, -ЖА, -ХАР).

  Теперь каждой из групп я раздам листочки с заданиями и чистые листочки. На выполнение заданий даю 10 минут.

Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»-

   Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.



БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации

БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю.

В завершении мастер-класса, мне хотелось бы поделиться с вами рецептом счастья.

Рецепт счастья

Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути. (Р.Шапиро).

   Благодарю Вас за участие. Надеюсь, моё выступление   было    интересным.  И закончить хочу словами китайской мудрости:    ( слайд 24)

"Скажи мне и я забуду,

 Покажи мне и я запомню.

 Вовлеки меня и я научусь".

Спасибо за внимание!!!

1 класс (на уровне слова)

       

1.Приём «Отгадай секрет». Прочитайте слова без лишнего слога.

 лягушлика дязател инжидюк кастфурюля  скотывородка  повабурёшка  серчавиз кадыпуста  уктюроп  петщерушка  саголат  ребядис пефонал  

3.Приём «Путаница». Слово упало и разлетелось на кусочки. Сложите слова.

оядлео         змлнеякиа       фрноаь      сзтекроа         пиодмор       сзакка        уебинчк           пдосонулх      кхнуя       сжнниека       птальо      

4.Приём «Сбежавшая буква». Прочитайте слова, вернув буквы А на место:

слт        сткн       звтрк      крн     бнн       срфн      квдрт        ткнь прд       брбн      мскрд        флг   хлт     крмн     крндш       мрт       бгж       тркн      пргрф        

5.Приём «Шифр». Расшифруйте и запишите 2 слова, буквы которых обозначены числами по их месту в алфавите.

1, 13, 22, 1, 3, 10, 20

2, 21, 12, 3, 1, 18, 30

2 класс (на уровне предложения)

1.Приём «Отбрось буквы». Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.

F C R N H U t E V Б W Q A Z З h B R E Y З L G Д V O S N Й W B R J Л Q t A U Q Д L J O V Z Ш R Y K S G У Z B N h O S J Д U W O L V G Й

2. Приём «Всё наоборот». Прочитайте предложения слева направо, начиная с конца.

Вомодхашырканилсивопикьлусосеикьненотикниженсеиконидотюадапабеногонрумсапсяьтсилеинделсопилетселбаззёребхяьчусанимактеномимытолоз

3. Приём «Путаница». Одна буква изменила смысл всей пословицы, найдите ошибку и прочитай правильно.

По печи узнают человека.

Терпенье и прут всё перетрут.

Здоровому - грач не нужен.

Торопливый человек дважды одно тело делает.

Старый круг лучше новых двух.

3-4 класс (на уровне текста)

1.Приём «Восстанови текст» (используется принцип решения анаграмм). Переставить буквы или звуки в слове так, чтобы получилось другое слово.

маЗи

лашПри  миаз.  лисьПопасы  с  бане  тыешипус  кижинсен.  лымБе  ровком  лигел  ино  ан  ляпо ,  ан  ширык  модов.  верЗаскал  ан  целнсо  сел.  перьТе  ножмо  тьдихо  ан  жахлы,  габеть  ан кахнько оп  дуль.  рошоХо  мойзи!

2. Приём «Найди недостающий глагол». Вставьте подходящие по смыслу слова.

Кот Васька.

Кот Васька ====на дереве гнездо. Он быстро==== к гнезду. Старый дрозд ===злодея и ====Ваську в лоб. ===== кот и ==== с дерева.

Слова для справок: полез, спрыгнул, увидел, испугался, заметил, клюнул.

3.Приём «Улови смысл». Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Чайки.

Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску». Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат.

  • Вопросы для контроля:                                                                  
  • Что умеют животные?                                                                          
  • Закончите морскую пословицу: «Чайка ходит по песку, морякам сулит….»                                                                                      
  • Что не делают чайки, когда приближается сильная буря?  

             

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                 средняя школа №4 города Чаплыгина

              Чаплыгинского муниципального района

                                    Липецкой области

        имени Петра Петровича Семёнова – Тян – Шанского

Мастер-класс «Эффективные приёмы работы по формированию читательской грамотности »

                                                       Подготовила: Моргачева И.В.

                                                                                учитель начальных классов

 

                                              г.Чаплыгин

                                                           2024 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства и приёмы работы по формированию читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения

В данной статье рассматривается проблема формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения. Выделены приемы формирования читательской грамотности у младших школьников на уроках лите...

"Эффективные приёмы работы по формированию естественнонаучной грамотности в начальной школе"

Естественнонаучное образование младших школьников в России переживает значительное обновление. Это связано, прежде всего, с отчетливым осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости данной...

Эффективные приёмы работы по формированию читательской грамотности в начальной школе

Эффективные приёмы работы по формированиючитательской грамотности в начальной школе...

Мастер-класс «Эффективные приёмы работы по формированию читательской грамотности»

С 2020 года на базе нашей школы функционирует Муниципально-экспериментальная площадка по формированию читательской грамотности обучающихся. Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна...

Эффективные приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе»

приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе...

Эффективные приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе.

Эффективные приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе....