Мастер-класс «Эффективные приёмы работы по формированию читательской грамотности»
опыты и эксперименты
С 2020 года на базе нашей школы функционирует Муниципально-экспериментальная площадка по формированию читательской грамотности обучающихся. Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования. В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dakukina_t.n._master-klass2022.docx | 31.29 КБ |
effektivnye_priyomy_formirovaniya_chitatelskoy_gramotnosti_mladshih_shkolnikov.pptx | 193.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Эффективные приёмы работы по формированию читательской грамотности »
Добрый день, уважаемые коллеги!
С 2020 года на базе нашей школы функционирует Муниципально-экспериментальная площадка по формированию читательской грамотности обучающихся.
Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования.
В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.
В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
- дети имеют низкую скорость чтения;
- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.
И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.
Что же такое грамотность? Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.
А что же такое читательская грамотность?
Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Назову особенности формирования читательской грамотности:
1. Формирование навыка чтения. Оно строится на
-умение правильно прочитывать слова;
-понимать смысл текста;
-выразительно читать;
2. Овладение техникой чтения.
3.Формирование читательских интересов.
Процессом чтения все дети овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучение чтению приобретает лишь в начальной школе. На этом этапе задача учителя не только научить детей воссоздавать звуковую структуру слова по его графической модели, но и сформировать у них смысловое, сознательное чтение. Поэтому в это время крайне важно обращать внимание ребёнка на значение слова, так как понимание его смысла является не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельного контроля.
Овладение чтением – процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научился читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение – навык общеучебный.
Сегодня я продемонстрирую вам несколько образовательных игровых приёмов, которые я использую в своей работе для развития смыслового чтения. Эти приёмы помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.
Задания для 1 класса (на уровне слова)
Первым продуктивным, как я считаю, способом чтения является плавное слоговое чтение. Для успешного формирования этого способа чтения я использую следующие игровые приёмы.
01.Приём «Последний слог в слове за тобой». Этот приём оказывает большую помощь детям в усвоении знаний о слоговом составе слова.
Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово.
Например: ко… (- ни, - зы, - тик)
На первый взгляд кажется, что процесс овладевания слоговым значением слова несложен, но это не так. Дело осложняется тем, что детей необходимо познакомить и с ударением, которое не существует отдельно от слогов.
2.Приём «Отгадай секрет». Злой волшебник заколдовал слова. Чтобы их расколдовать, нужно прочитать слова без лишнего слога. Этот игровой приём способствует развитию фонематического слуха (чтение и письмо возможно только при обработке отдельных фонем) и звукового анализа слов.
3. Приём «Буквы перепутались». Часто причиной ошибок, связанных с недостаточным уровнем избирательности внимания, оказывается ориентация ребенка на общий смысл фразы, текста, слова и т. п. Обращая внимание на общее, дети пренебрегают частностями. Приём «Буквы перепутались» научит ребенка воспринимать общее содержание с учетом более мелких составляющих его элементов. Это прекрасный приём для развития не только навыков чтения, но и внимания. Слово упало и разлетелось, все буквы перепутались. Нужно вновь его сложить из разбросанных букв.
4.Приём «Сбежавшая буква». Прочитай слова, вернув буквы А на место. Чаще всего учащиеся допускают такие ошибки, как пропуск гласных букв. В речевом плане важным является умение выделять гласные звуки слова. «Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных или их добавления». Данный приём помогает детям вырабатывать правильность произношения слов и слогов, а также правильность их написания.
4.Приём «Шифр». Этот приём направлен на формирование и тренировку у детей логического и нестандартного мышления. Да и выполнять подобные задания очень интересно. Задача ученика — расшифровать и записать слова, буквы которых обозначены числами по их месту в алфавите. В заданиях-шифровках одинаковые буквы обозначены одинаковыми цифрами.
Задания для 2 класса (на уровне предложения)
1.Приём «Отбрось лишнее». Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.
2.Приём «Всё наоборот». Ученик должен прочитать предложения слева направо, начиная с конца. Все мы знаем, что ребенок должен читать слова последовательно слева направо и сверху вниз. Предложенный приём помогает увеличить скорость и улучшить качество чтения учащихся, кроме того, в процессе занятий у ребенка повышается концентрация внимания.
3.Приём «Путаница» (по типу метаграмм). Метаграмма — это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путем замены одной буквы другой, получается новое слово. Метаграммы полезны для тренировки логики, памяти, мышления, фонетического слуха и языкового чутья. В данном задании одна буква изменила смысл всей пословицы. Нужно найти ошибку и прочитать правильно.
Задания для 3-4 класса (н уровне текста)
В 3-4 классе с детьми можно уже отрабатывать навык работы с деформированными текстами. Вызвать интерес - далеко не единственная задача этих упражнений. Вспомните момент, когда вам приходилось подниматься в гору с тяжелой ношей. Вы очень устали, осталось пройти совсем маленькое расстояние. И кто-то вдруг вам помогает, берет у вас ношу. Остаток расстояния вы преодолеваете, словно на крыльях. Именно так чувствует себя ребенок, когда переходит от чтения деформированных текстов к обычным. Ребенку легко читать, он чувствует связь между словами, охватывает все предложение целиком.
1.Приём «Восстанови текст» (используется принцип решения анаграмм, для прочтения коротких текстов). Анаграмма — слово в зашифрованном виде. Чтобы решить анаграмму, т.е. составить искомое слово, нужно буквы или звуки в данном слове только переставить местами, ничего не удаляя и не добавляя.
2. Приём «Найди недостающий глагол». Вставить подходящие по смыслу слова. Данный приём сочетает в себе элементы игры и исследования, что позволяет пробудить интерес учащихся к изучаемому вопросу, представить его в необычной форме, актуализировать ту информацию, которая наиболее важна, развивает навыки самостоятельной работы, группового взаимодействия; развивает умения применять полученные знания на практике.
3.Приём «Улови смысл». Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Учит детей правильно работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать прочитанное. Отработка приёмов работы с текстом во многом влияет на подход ребёнка к обучению. У детей формируется правильный способ мышления и восприятия любой новой текстовой информации.
А сейчас мы на практике познакомимся со всеми приёмами, о которых говорили. Давайте мы с вами разделимся на 3 группы. И прежде всего испытаем на себе игровой приём «Последний слог в слове за тобой». У каждой группы будет свой слог. Я буду называть слог и каждый участник группы называет мне такой второй слог, чтобы получилось слово.
РЕ (-ПА, -МОНТ, -КА), ПО (-ЛЕ, -РА, -ЛКА) , СА (-ША, -ЖА, -ХАР)
Теперь каждой из групп я раздам листочки с заданиями и чистые листочки. На выполнение заданий даю 10 минут.
Отдельно мне хочется выделить приём синквейн. Пишется синквейн по определённым правилам:
1строчка - это существительное. Тема, о которой пойдёт речь.
2строчка – это два прилагательных или причастий, описывающих предмет.
3строчка – это три глагола, которые описывают действия предмета по выбранной теме.
4строчка – это фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5строчка – это существительное, которое ассоциируется с темой синквейна.
Составление синквейна – это полезная весёлая игра, которая обогащает словарный запас, развивает речь и мышление, а также хороший способ контроля и самоконтроля. Работать с этим приёмом я начала уже в 1 классе.
Синквейны можно составлять по прочитанным сказкам, рассказам, стихотворениям. Начинать составление синквейна можно с самого простого: по заданной теме, по стихотворению или по загадке, чем мы сейчас и займёмся.
по заданной теме
чтение
интересное увлекательное
помогает учит развивает
Кто много читает, тот много знает.
Знание
- по стихотворению
Льётся он косой стеной
И стучит по нашим окнам.
Этот дождик проливной.
А в саду беседки мокнут.
Лист осенний долго кружит,
Чтоб потом спуститься в лужу.
С мамой мы пошли гулять.
Стал он землю поливать.
Поливал да поливал –
Всех под зонтики загнал.
дождик
проливной холодный
капает стучит моросит
Дождь – это когда осень плачет.
грусть
- по загадке
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней
– Станешь вчетверо умней.
книга
полезная интересная
учит помогает советует
Книга – лучший друг.
Библиотека
Применяя в работе данные приёмы и упражнения, я отмечаю следующие преимущества:
- учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
- увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;
- совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
- вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
- обостряется любознательность, наблюдательность;
- развивает активное слушание;
- повышается самооценка.
Всё это способствует повышению уровня читательских умений и формированию читательской грамотности младших школьников.
Благодарю Вас за участие. Надеюсь, моё выступление было интересным. И закончить хочу словами китайской мудрости:
"Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню.
Вовлеки меня и я научусь".
Спасибо за внимание!!!
1 класс (на уровне слова)
1.Приём «Отгадай секрет». Прочитайте слова без лишнего слога.
лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка саголат ребядис пефонал карерандаш альцыбом ручщока портрыфель косдятюм брюлаки плавытье футсыболка юблика сажипоги туфдули тапчуки ботинрыки сандапели метцыро автомобус трамрявай тролфилейбус такфуси строикутель профодавец кондимытер офижуциант
3.Приём «Путаница». Слово упало и разлетелось на кусочки. Сложите слова.
оядлео змлнеякиа фрноаь сзтекроа пиодмор сзакка уебинчк пдосонулх кхнуя сжнниека птальо иукгшри бдлеуьзор пгоири согеивнк
4.Приём «Сбежавшая буква». Прочитайте слова, вернув буквы А на место:
слт сткн звтрк крн бнн срфн квдрт ткнь прд брбн мскрд флг хлт крмн крндш мрт бгж тркн пргрф зкз срй клсс крнвл пнм брн шлш пст кнт срнч тхт плт скзк
5.Приём «Шифр». Расшифруйте и запишите 3 слова, буквы которых обозначены числами по их месту в алфавите.
1, 13, 22, 1, 3, 10, 20
2, 21, 12, 3, 1, 18, 30
4, 18, 1, 14, 16, 20, 1
2 класс (на уровне предложения)
1.Приём «Отбрось буквы». Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.
F C R N H U t E V Б W Q A Z З h B R E Y З L G Д V O S N Й W B R J Л Q t A U Q Д L J O V Z Ш R Y K S G У Z B N h O S J Д U W O L V G Й
L H F U h A V Q T S K Z t Ё R T G J F C Y Z Я L W Д h Z E V Q T R t И R Д F L W O U h Б Z J Ы Y L Ч V h И F J Ж R Д S G Ё N T S
2. Приём «Всё наоборот». Прочитайте предложения слева направо, начиная с конца.
вомодхашырканилсивопикьлусосеикьненотикниженсеиконидотюадапабеногонрумсапсяьтсилеинделсопилетселбаззёребхяьчусанимактеномимытолоз
3. Приём «Путаница». Одна буква изменила смысл всей пословицы, найдите ошибку и прочитай правильно.
По печи узнают человека.
Терпенье и прут всё перетрут.
Здоровому - грач не нужен.
Торопливый человек дважды одно тело делает.
Старый круг лучше новых двух.
Ус - хорошо, а два лучше.
Труд кормит, а пень портит.
Лес рубят – кепки летят.
Здоровье дороже молота.
Два сапога – тара.
Не руби лук, на котором сидишь.
Слезами морю не поможешь.
3-4 класс (на уровне текста)
1.Приём «Восстанови текст» (используется принцип решения анаграмм). Переставить буквы или звуки в слове так, чтобы получилось другое слово.
чаМет
ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать: но – о роме, я - о бене. нО дубет корямом, а я комлётчи.
маЗи
лашПри миаз. лисьПопасы с бане тыешипус кижинсен. лымБе ровком лигел ино ан ляпо , ан ширык модов. верЗаскал ан целнсо сел. перьТе ножмо тьдихо ан жахлы, габеть ан кахнько оп дуль. рошоХо мойзи!
2. Приём «Найди недостающий глагол». Вставьте подходящие по смыслу слова.
Кот Васька.
Кот Васька ====на дереве гнездо. Он быстро==== к гнезду. Старый дрозд ===злодея и ====Ваську в лоб. ===== кот и ==== с дерева.
Слова для справок: полез, спрыгнул, увидел, испугался, заметил, клюнул.
3.Приём «Улови смысл». Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Чайки.
Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску». Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат.
- Вопросы для контроля:
- Что умеют животные?
- Закончите морскую пословицу: «Чайка ходит по песку, морякам сулит….»
- Что не делают чайки, когда приближается сильная буря?
По заданной теме :
Чтение
По загадке :
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней
– Станешь вчетверо умней.
По стихотворению:
Льётся он косой стеной
И стучит по нашим окнам.
Этот дождик проливной.
А в саду беседки мокнут.
Лист осенний долго кружит,
Чтоб потом спуститься в лужу.
С мамой мы пошли гулять.
Стал он землю поливать.
Поливал да поливал –
Всех под зонтики загнал.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемы: - - дети имеют низкую скорость чтения; - зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении; - не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста; - затрудняются кратко пересказать содержание.
Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке.
Читательская грамотность ― это: -способность человека понимать и использовать письменные тексты; -размышлять над содержанием; оценивать прочитанное; заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности; участвовать в социальной жизни.
Особенности формирования читательской грамотности: 1.Формирование навыка чтения; 2.Овладение техникой чтения; 3.Формирование читательских интересов.
Задания для 1 класса (на уровне слова)
«Последний слог в слове за тобой» Например: КО…- НИ - ЗЫ - ТИК
«Отгадай секрет» тюсалень леонапард (тюлень) (леопард)
«Буквы перепутались» алатс (атлас) мреавуй (муравей) пцогвуиа (пуговица)
«Сбежавшая буква» згдк (загадка) стрт (старт) плн (план)
«Шифр» 21,25,6,15,10,12 (ученик) 26,12,16,13,1 (школа)
Задания для 2 класса (на уровне предложения)
« Отбрось лишнее» L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R LC J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T Один костёр-весь мир согревает. (Солнце)
«Всё наоборот» иктевйотолозежородактелкекчитп (Птичке клетка дороже золотой ветки.)
«Путаница» Совесть без дубов, а загрызёт (Совесть без зубов, а загрызёт.)
Задания для 3-4 класса (на уровне текста)
«Восстанови текст» мосКос кеРаты таюлет в москос. Я чоху теполеть к зёвдамз и назуть: мат дюли лии тен . Космос Ракеты летают в космос. Я хочу полететь к звёздам и узнать: там люди или нет.
«Найди недостающий глагол» Скворец . В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец. Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю. Слова для справок: подлечил, был, выпустил, вбежал, отнял. В комнату вбежал кот. В зубах у кота был скворец. Коля отнял у него птичку. Мальчик подлечил раненое крылышко. Потом Коля выпустил скворца на волю.
СИНКВЕЙН 1строчка - это существительное. Тема, о которой пойдёт речь. 2строчка – это два прилагательных или причастий, описывающих предмет. 3строчка – это три глагола, которые описывают действия предмета по выбранной теме. 4строчка – это фраза, которая показывает отношение автора к теме . 5строчка – это существительное, которое ассоциируется с темой синквейна.
1. Чтение 2.Интересное, увлекательное 3.Помогает, учит, развивает 4.Кто много читает, тот много знает. 5.Знание
1. Дождик 2.Проливной холодный 3.Капает стучит моросит 4.Дождь – это когда осень плачет. 5.Грусть
1. Книга 2.Полезная интересная 3.Учит помогает советует 4.Книга – лучший друг. 5.Библиотека
ПРЕИМУЩЕСТВА: - учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания; -увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас; -совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста; -вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту; -обостряется любознательность, наблюдательность; - развивает активное слушание; -повышается самооценка.
«Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню, Вовлеки меня и я научусь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"
Данный мастер-класс раскрывает методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования....
Средства и приёмы работы по формированию читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения
В данной статье рассматривается проблема формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения. Выделены приемы формирования читательской грамотности у младших школьников на уроках лите...
"Эффективные приёмы работы по формированию естественнонаучной грамотности в начальной школе"
Естественнонаучное образование младших школьников в России переживает значительное обновление. Это связано, прежде всего, с отчетливым осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости данной...
Эффективные приёмы работы по формированию читательской грамотности в начальной школе
Эффективные приёмы работы по формированиючитательской грамотности в начальной школе...
Эффективные приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе»
приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе...
Мастер-класс " Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"
Данный мастер- класс нацелен на повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения младших школьников финансовой грамотности....
Мастер - класс: Эффективные приёмы работы по формированию читательской грамотности
Познакомить с опытом работы по развитию читательской грамотности младших школьников....