Работа со слабоуспевающими детьми (обмен опытом).
методическая разработка (2, 3, 4 класс)
Причины отставания обучающихся в учебе и пути их устранения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_otstayushchimi_detmi.docx | 128.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе.
Каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала.
Для слабоуспевающих ребят характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, недостатки в развитии познавательных интересов, повышенная отвлекаемость, инертность, пассивность, неустойчивое внимание. Школьные программы рассчитаны на среднего ребенка, но в классе обычно встречаются дети с разной подготовкой к учебной деятельности, с разными возможностями и способностями к обучению. Слабоуспевающие ученики, как правило, пассивны на занятиях, не стремятся получить знания, избегают трудностей. Способности этих детей не находят полной реализации, их умственное развитие совершенствуется медленнее, чем могло бы быть. Чаще всего, в работе с детьми из-за необходимых показателей результативности деятельности учитель делает упор на среднего и сильного ученика. Работа учителя со слабоуспевающими учениками обычно сводится к проведению индивидуальных и дополнительных занятий, путем дополнительного объяснения, многократных повторений, заучиванием правил, тем самым создается дополнительная нагрузка на ученика. Так и я попыталась построить свою работу. Но заметила, что при таком методе работы, добиться успеха невозможно. Ребенок устает, выполняет задание механически, у него порождаются негативные чувства, эмоции, закрепляется чувство неуверенности в своих возможностях.
Мои методические разработки основаны на опыте работы в моем классе разноуровневой подготовки. В нем обучается 26 учащихся: 12 мальчиков и 14 девочек. Учебная мотивация у всех ребят разная. Дети искренние, непосредственные. По выражению их глаз, можно понять, удался урок или нет, что-то поняли, узнали новое, или просто ждали перемены. В первом классе вместе с психологом школы провели тестирование. Итоги ошеломили.(Результаты прилагаются)10 учеников могут работать вместе с классом, четыре ученика находятся в группе риска, а Михайлов Гоша совсем не может запомнить изученное в классе. Рекомендовала посещение врача. С декабря ученик по рекомендации комиссии переведен на домашнее обучение с правом посещения школы. Я составила индивидуальную программу и мы занимаемся по специальному расписанию.(Планирование прилагается) За три года индивидуальных занятий ученик научился читать, списывать текст, писать диктанты. С большим трудом учится считать и решать задачи. Совсем не владеет навыком решения задач. Отсутствует логика. Конец учебного года показал, что учащиеся моего класса добились базового уровня обученности. Я поставила перед собой определенные задачи и на протяжении этих лет старалась их реализовывать.
- дети испытывают трудности при письме, допуская замену, перестановку букв и слогов («шапка» - «шашка, кот -кто»); добавляют или пропускают гласные буквы («трава» - «тарава», «улица» - «улца»)
- неряшливое письмо, грязь в тетрадях, несоблюдение строки;
- низкая скорость чтения; «механическое» чтение, затруднения в пересказе; чтение конца слов с искажениями, неумение обосновывать смысл пословиц, поговорок;
- допущение орфографических ошибок (зная правила, не умеют его применить на письме);
- не любят работать самостоятельно, предпочитают легкий путь – списывание с доски.
Изучив состояние проблемы, лучший опыт работы передовых психологов: Н.П.Локаловой, А.Ф.Ануфриева, С.П.Костроминой при работе со слабыми детьми, используя их методики, во-первых, попыталась выявить ряд трудностей и причины их возникновения,
во-вторых, подобрать материал для занятий с детьми, с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к каждому учащемуся.
Трудности и причины их возникновения в обучении младшего школьника:
№ п/п | Трудность | Причина |
1. | Невозможность правильного воспроизведения графического образца буквы, цифры (по высоте, наклону). | несовершенство в развитии микромоторики руки; |
2. | Пропуск букв и слогов. | низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания |
3. | Трудность написания букв. Замена букв, слогов («он» на «но», «кот» на «ток») | несформированность пространственных представлений |
4. | Трудности при решении математических задач | слабо развито логическое мышление, низкий уровень развития образного мышления |
5. | Затруднения при пересказывании текста, неумение выделить главную мысль текста. | слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого и образного мышления |
6. | Трудности в усвоении новых знаний | низкая степень восприятия и произвольности |
7. | Трудность в самостоятельном выполнении заданий | низкий уровень развития произвольности, заниженная самооценка, несформированность самоконтроля |
8. | Плохое знание таблиц сложения (умножения) | низкий уровень развития механической памяти |
9. | Невнимательность, рассеянность | низкий уровень развития произвольности, низкий уровень устойчивости и концентрации внимания |
В психологии известны различные подходы к развитию умственных действий. В свое время известный психолог П.Я.Гальперин создал теорию поэтапного формирования умственных действий. Этот процесс имеет ряд этапов:
1 этап – этап предварительного ознакомления с действием. Ребенку необходимо разъяснить цель действия, показать, на что надо ориентироваться при выполнении задания;
2 этап – выполнение действия в развернутой форме. Ребенок должен усвоить содержание действия;
3 этап – научить ребенка проговаривать все совершаемые им действия;
4 этап – выполнение действия в форме проговаривания «про себя»
5 этап – выполнение действия. Ребенок сам выполняет и сам себя контролирует.
Осознав, какие проблемы встречаются в усвоении учебного материала, считаю ЦЕЛЬЮ своей работы развитие познавательных интересов у слабоуспевающих детей.
Прежде всего, познавательный интерес порождает воображение учащихся, способствует развитию таких процессов как восприятие, память, мышление, внимание. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения школьников. Под его влиянием, слабые ученики начинают работать более продуктивно. Немаловажно, чтобы уроки проходили интересно, насыщенно. Детям со слабой успеваемостью требуется больше наглядности, игровых моментов, тогда будет проявляться и интерес к учебе.
I. Каждый учитель знает, как важна организация учебной деятельности. Поэтому стараюсь задать хороший темп урока, четкость, доступность, разнообразие видов и форм заданий. Для этого использую следующие приемы:
Речевки для организации учебной деятельности
Дети произносят речевку, настраиваются на рабочий лад:
а) Громко прозвенел звонок! б) Я тетрадь свою открою
Начинается урок. И наклонно положу.
Наши ушки на макушке, Я от вас, друзья, не скрою,
Глазки широко открыты. Ручку я вот так держу
Слушаем, запоминаем, Сяду прямо, не согнусь.
Ни минуты не теряем! За работу я возьмусь.
(Дети показывают)
Такие упражнения позволяют начать урок в темпе, без лишних указаний учителя.
Сообщение темы. Постановка целей урока.
Самым ценным и значимым, является постановка целей урока самими детьми. Неуспевающему ученику трудно запомнить тему урока, а тем более цели и задачи. Чаще всего ему это не интересно. Рекомендую применить «портфель знаний» (рис.1), который берем с собой на каждом уроке В нем три кармашка с карточками:
1 – «мы узнаем», 2 – «будем развивать»,
3 – «воспитываем в себе».
Сообщив тему урока, спрашиваю: «Ребята, что нам необходимо взять с собой в страну знаний?» Достаю поочередно карточку из каждого кармашка, а обучающиеся сами ставят цели и задачи урока. Этот прием помогает детям чувствовать себя увереннее, ответственнее. Они стараются правильно построить предложение, грамотно сформулировать свою мысль. Подводя итог урока, снова возвращаемся к «портфелю знаний», и дети, достав карточку, подводят итоги: чему учились, что узнали, на что обратить внимание в следующий раз.
II. Для развития познавательного интереса, восприятия, внимания, воображения, памяти у детей, испытывающих трудности в обучении, предлагаю использовать следующие задания:
- Задание на укрепление микромоторики руки, на коррекцию письма.
- работа по дополнительным тетрадям в клеточку (рис.2), где каждому из ребят прописываю элементы мелких фигур. Задания поначалу простые: обвести клеточку, прочертить косые линии и т.д. Задания усложняются постепенно, по мере обучаемости ученика. Учитель, ведя такие тетради, имеет возможность отслеживать умения и навыки ученика. Задания подбираются индивидуально каждому ученику. Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4
- штриховка мелких и крупных фигур в различных направлениях (рис.3)
- обводка элементов букв, цифр, слогов по готовому образцу.
-задания по клеточкам: дорисуй вторую половинку, нарисуй такую же картинку.
Эти задания способствуют улучшению почерка, аккуратности письма.
2. Задания, направленные на развитие концентрации произвольного внимания и его устойчивости:
- из ряда букв найти и подчеркнуть нужные буквы, например: букву Б одной чертой, а букву П – обвести. Или из ряда букв найти гласные -записать их в тетрадь письменными заглавными, а согласные –письменными строчными. Таких заданий со строчками букв можно придумать много.
ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ
ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ
ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК
-в любом тексте из газет, журналов (важно чтобы шрифт был покрупнее) найти нужную букву или несколько букв и обвести.
Постепенно задания усложняю:
- найти в каждой строке букв, спрятавшиеся слова и подчеркнуть их.
«Угадай, кто спрятался?» Детям дается карточка, с наложенными друг на друга картинками. Задание: рассмотреть и назвать предметы, изображенные на карточке. (рис. 4) или, например, «Буквы спрятались» (рис. 6) Развитию произвольного внимания, сообразительности способствует игра «Собери слова». Слова написаны неверно. Надо собрать слово. (рис.5)
Рисунок 5 Рисунок 6
Рисунок 7
- . Для развития зрительного анализа, формирования умения владения операцией сравнения, предлагаю следующие задания:
Выдаю учащимся изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей. К ним - задания: «Найди отличия», (рис.7) «Прочитай быстро» Детям раздаются карточки с парами слов, которые различаются одной, двумя буквой:
Ножки - ложки дочка - бочка
Егорка - горка город – горох
девушка – дедушка картина - корзина
«Найди и обведи лишний предмет, символ» (рис. 8а, б)
Рисунок 8а Рисунок 8б Рисунок 9
4. Для развития пространственных отношений предлагаю применить следующие упражнения:
Игра «Полет».
Цель: коррекция пространственной ориентировки (право, лево, по диагонали).
Раздаю детям геометрические фигуры: треугольники и листы бумаги белого цвета. – «Ребята, вы – капитаны своих самолетов. Наш полет начинается с нижнего правого угла неба. Держим курс на верхний правый угол и т.д.»
Предлагаю задания на выявление умения детей правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов.
«Прочитай слово».
Показываю плакат с хаотичным расположением букв. Задача ребят составить из них слово (рис. 9)
Для развития мышления использую игры: «Молчанка», «Лесенка»,»Собери поезд».
Игра «Построй сам». У детей шаблоны цветных геометрических фигур и белый лист бумаги. Это задание помогает ребятам концентрировать внимание, применить фантазию, закрепить знание геометрических фигур, закрепить ориентировку в пространстве. Например: на середину листа выложите квадрат, на него – треугольник. Над треугольником – круг, справа от квадрата прямоугольник, слева 2 треугольника. Какое изображение у вас появилось? (дом, солнце, забор, елочка). Можно дать задание зарисовать в тетрадь. Также можно детям дать задание составить из геометрических фигур кораблик, машину, дом и т.п.
III. В работе со слабоуспевающими детьми важна словарная и орфографическая работа. Обычно процесс запоминания организуется с учетом особенностей памяти и внимания учащихся. Предлагаю следующие приемы запоминания:
- проговаривание негромко слова по слогам;
- прочитать слово еще раз полностью;
- закрыть глаза, вспомнить написание слова и мысленно крупно прописать его;
- проговорить слово по слогам соседу по парте;
- записать слово в тетрадь.
Следуя методике С.Н. Лысенковой, стараюсь приучать детей думать вслух, чтобы каждое действие ученика сопровождалось словом. Проводим комментированное письмо. Один из учеников ведет разбор слова вслух. Например: написание словарного слова собака. - «Пишу со, гласная о, пишу ба, гласная а, пишу ка, гласная а…» и т.д. Весь класс за ним повторяет.
При проведении таких упражнений у ребенка растет самооценка, вырабатывается дикция, речь. Для закрепления словарных слов и проверки их написания, предлагаю использовать карточки с домиком, под которым спрятана гласная буква (рис. 10)
Позже, когда дети уже в некоторой степени знакомы со словарными словами, предлагаю использовать на уроках всевозможные игры, т.к. игра помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, способствует развитию познавательного интереса у учащихся к предмету.
Рисунок 10 Рисунок 11
а) Упражнения для закрепления правописания словарных слов и развития орфографической зоркости:
Игра «Неполадки».
В словарных словах добавляется лишняя буква и ее надо заметить (рис.11)
Игра «Собери слово».
Набор карточек на словарные слова. Слова пишутся на карточках так, что первая половина слова на одной, вторая половина слова на другой (например: по-года, по-суда, моло-ко, бе-рег, суб-бота). Первая половина карточки у учителя, вторая половина раздается ученикам в произвольном порядке. Цель: сложить карточки так, чтобы получилось осмысленное слово. Ребятам нравятся такие упражнения.
б) Самостоятельные виды работы:
Эффективным видом работы на уроке считаю самостоятельную работу, так как она формирует навыки учебной работы, развивает мышление детей, является важным средством для закрепления и проверки знаний и, следовательно, создает условия для развития интереса.
Провожу орфографические упражнения, опирающие на разные способы восприятия: слух, зрение, память. Цель таких упражнений – совершенствование памяти. Для этого рекомендую следующие упражнения (русский язык):
- Зрительный диктант (безошибочный).
Пишу текст на доске. Ученики читают, всматриваются в орфограммы, объясняют их написание, подбирают, если необходимо, проверочные слова. Текст закрывается. Дети пишут текст под диктовку. Затем сами проверяют написанное.
- Письмо по памяти.
Дети сначала хором читают текст стихотворной формы в несколько строк. Заучивают его самостоятельно. Разбирают и объясняют все орфограммы, знаки препинания. Записывают, сравнивают с написанным на доске.
- Диктант – игра «Кто больше запомнит» (по методике Федоренко).
Читаю предложение один раз, а во время паузы учащиеся записывают то, что запомнили. Важно точное воспроизведение, а не количество записанных слов. Первое время, моим детям было трудно справиться с такой игрой. Тексты брала простые. Сейчас ребята сами предлагают провести такой диктант.
- Списывание с пропущенными орфограммами.
Это задание выполняют дети сами, вслух объясняя, рассуждая правила написания орфограмм. Популярностью этого задания является взаимопроверка. Дети оценивают работы друг друга, ставят оценку простым карандашом на полях. Позже, проверяя работы, стараюсь не исправлять ошибки, а лишь зачеркиваю букву. Ученик старается сам исправить ошибку.
На закрепление парных звонких и глухих согласных рекомендую провести игру:
- «Засели в нужный домик».
На доске выписаны слова с парными согласными. Ребята должны их правильно расположить в домиках. Можно использовать и на звонкость, мягкость согласных, ъ знак и ь знак (рис.12)
Также можно использовать работу и с деформированным текстом, работу с текстом «Исправь ошибки». Все эти задания делают орфографическую работу более увлекательной, доступной.
IV. Для развития памяти, дикции, четкости речи рекомендую использовать чистоговорки, скороговорки, поговорки, небольшие стихотворения, загадки.
а) Для постановки правильного произношения звуков, ускорения темпа речи, повышения продуктивности запоминания.
Например:
Ос-ос-ос – сильный мороз У Ивашки рубашки,
Ос-ощ-ос – на дворе трещит мороз У рубашки кармашки.
Ос-ос-ос – заморозил нас мороз
Ос-ощ-ос – заморозил щеки, нос.
Так как память обнаруживает ряд особенностей, то в целом ее формирование и развитие зависит от общего развития видовой дифференциации памяти. Поэтому повысить продуктивность запоминания можно синтезируя разные виды памяти, в частности, слуховую и зрительную.
б) Для развития памяти, внимания на уроках математики можно использовать упражнения:
«Запомни и нарисуй». Рисунок 13
Детям показывается несложный рисунок. В течение 10 сек. они его самостоятельно изучают. Рисунок убираю и прошу воспроизвести его по памяти. Затем показываю, дети сверяют (рис. 13).
Игра «Что изменилось?»
На столе учителя находится множество предметов (например: линейка, тетрадь, книга, ручки, карандаши, ластик и др.) По команде учителя или ведущего ребята закрывают глаза. В это время 2 предмета меняют местами. Учащиеся должны заметить, что изменилось.
«Найди закономерность». Дети дорисовывают в пустых клеточках необходимые фигурки (рис. 14).
Рисунок 14 Рисунок 15 Рисунок 16 Рисунок 17
Слабоуспевающим ученикам сложно запомнить правила. На уроках использую шпаргалки-запоминалки (от Ирины Асеевой). Дети их быстро запоминают и усваивают (см. приложение №1)
По русскому языку использую табличку «Гласные. Согласные (по звонкости, мягкости)» (рис. 16)
По математике дети затрудняются в запоминании знаков выражений « >» и «<». Для этого использую изображение птицы. Клюв закрыт – знак «больше», клюв открыт – знак «меньше» (рис.17).
в) В начальной школе необходим навык беглого чтения.
Слабоуспевающие дети могут повторять буквы, слоги по нескольку раз, «проглатывают окончание».
Рекомендую использовать наборы карточек от простого к сложному. Ежедневно использую эти карточки, как жужжащее чтение. Карточки необходимо прочитывать по вертикали, затем по горизонтали. Происходит зрительное закрепление букв, устойчивое их восприятие, увеличивается темп чтения (рис.15, приложение № 2).
Важно читать не только быстро, но, самое главное, выразительно.
Задание «Читай по правилу»
направлено для развития произвольного внимания, для замедления темпа речи. Задания могут быть разные (например: пропускать при чтении каждое второе слово, чтение текста через слово и т.п.) ВАЖНО: тексты должны быть несложные, по объему небольшие.
Можно использовать чтение по ролям, ставить инсценировку сказок. Ребята раскрепощаются, стараются произносить текст выразительно.
V. Для развития общего кругозора, развития речи, воображения, устойчивости внимания, мышления
- Игра «Знаешь ли ты животных?»
Предлагаю использовать карточки с классификацией предметов (например, животных). Задаются вопросы: Какие из них живут в жарких странах, какие в холодных? Кто из них хищник, кто травоядный? Дети раскрашивают (рис. 18).
Следующая игра развивает устойчивость внимания.
- «Веселые данетки» - загадки. Например:
Веселые данетки – без фантиков «конфетки» -
Только «да» и только «нет» - дайте правильный ответ!
-Если ты бежишь в буфет,
Значит ты голодный? …(да)
- В небе месяц и звезда –
Значит, это полдень?...(нет) Рисунок 18
-«Игра на внимание». Например: Внимание! Внимание!
Игра в словочетания
!
- Принцессами из книжки - Ноготки на пальчиках
Мечтают стать…(девчонки) Красят только…(мальчики)
- Любят спорт, машинки, гонки -Увидев серенькую мышку,
Настоящие…(мальчишки) От страха завизжат…(девчонки)
- Игра «Мамы и детеныши», способствует развитию кругозора, воображения. Учитель называет маму, учащиеся – их детей. Например:
лиса – лисенок корова – теленок курица - цыпленок
заяц – зайчонок лошадь – жеребенок гусь - гусенок
лев - львенок собака – щенок утка - утенок
-Игра «Один – много»
(например: стул – стулья, окно – окна, дерево – деревья)
-Игра «Назови одним словом»
Например:
клен, береза, тополь – деревья снег, дождь, роса - осадки
брусника, черника, голубика – ягода автобус, трамвай, троллейбус - транспорт
-Игра «Говори наоборот»
Учитель называет слова, дети подбирают к ним антонимы. Например:
Веселый – грустный большой - маленький
Горячий – холодный узкий - широкий
Сладкий – горький глубокий - мелкий
-Игра «Найди лишнее слово».
Например: храбрый, злой, смелый, отважный
яблоко, слива, огурец, груша
час, минута, лето, секунда
молоко, сметана, хлеб, творог
VI. Послушаем «царицу Тишину»
Как правило, слабоуспевающие дети быстро утомляются, начинают отвлекаться на посторонние предметы, становятся пассивными. Рекомендую использовать следующий прием:
Как только замечаю, что дети устали, начинают создавать шум в классе, предлагаю пригласить в гости «царицу Тишину». Класс замирает. Дети садятся удобно, закрывают глазки, отдыхают. Ребятам очень нравится слушать «царицу Тишину». Обязательно говорю тихим спокойным голосом: «Царица Тишина» похвалила всех ребят, а особенно…(называю имя шумного, неорганизованного ребенка) и села рядом с ним. А мы посмотрим, останется ли она в нашем классе до конца урока, или уйдет к другим детям».
Также предлагаю использовать «облачко настроения»
Если в классе начинается посторонний шум, тихонько вывешиваю на доске «облачко настроения». (Изображение облачка с двух сторон. С одной стороны – слезки- дождик, с другой – улыбка). «Смотрите, ребята, погода в классе портится. Кажется, дождик собирается». Как только ребята успокаиваются, меняю облачко на другую сторону. Такие небольшие приемы помогают настраивать ребят на организацию учебной деятельности, способствуют концентрации внимания.
Мною представлены основные моменты, формы работы со слабоуспевающими учащимися, но в нее включаются и дети с более высоким уровнем подготовки. Поэтому стараюсь найти индивидуальный и дифференцированный подход к ребятам. По мере обучаемости детей, дидактические, тренинговые карточки на уроках математики и русского языка раздаются с учетом индивидуальных возможностей. Отстающие ребята, чаще всего, неохотно выполняют самостоятельные задания. Поэтому подбираю и контрольные и самостоятельные работы по уровню сложности.
ВЫВОД:
Каждому педагогу хочется, чтобы ребенок хорошо учился. Для этого необходимо придерживаться четырех важных правил:
1. Заинтересованность в процессе обучения;
2. Психологический комфорт, доброжелательная атмосфера в классе;
3. Включение в учебную работу всех учеников, активизация инициативы детей;
4. Творческий подход, мастерство учителей, работающих с детьми.
Труд учителя интересен. Изо дня в день, обучая детей, он учится сам. опытом работы.
СОВЕТ:
Рациональным приемом осмысленного заучивания, упражнениям, ориентированным на повышение продуктивности запоминания, памяти, развитию воображения, мышления, надо учить младших школьников систематически. Ведь именно в начальных классах учитель решает основную задачу начального обучения «научить дитя учиться».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план работы со слабоуспевающими детьми
предлагаю свой план работы со слабоуспевающими детьми...
Работа со слабоуспевающими детьми
Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три...
Программа работы со слабоуспевающими детьми
Рабочая программа педагога по работе со слабоуспевающими обучающимися....
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Мастер-класс «Приёмы работы над лирическим произведением». (обмен опытом)
Как работать над лирическим произведением в начальной школе? Действительно это сложный вид работы, особенно с малышами, где мы должны учить детей чувствовать и понимать образный язык художествен...
Работа со слабоуспевающими детьми (из опыта работы)
статья на тему: "Работа с ДАТ"...
Эффективные методы и приемы в работе со слабоуспевающими детьми. (обобщение опыта)
Проблема слабой успеваемости считается одной из самых актуальных для любой школы.Каждый учитель сталкивается с учениками, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала. Как...