Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
учебно-методический материал (1 класс)

Тищенко Марина Валерьевна

Коммуникативные УУД включают в себя сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми и, тем самым, обеспечивают общую социальную компетентность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_uchitelya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для учителя

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

1. Приступая к работе…

Коммуникация – это универсальный способ существования человека:

  • Мы получаем сообщения от разных функциональных систем своего тела, но не всегда можем/умеем/хотим их понять…
  • Мы воспринимаем различные природные явления, звуки и музыку и наше настроение изменяется…
  • Мы читаем разные книги, смотрим фильмы и мысленно общаемся с авторами и героями…
  • Мы встречаем разных людей, воспринимаем их лица, слова и действия и как-то взаимодействуем с ними…

2. Семья и школа

К моменту поступления в школу ребенок стихийно накопил некоторый опыт коммуникации – интуитивно научился распознавать эмоции и намерения людей, обмениваться сообщениями с детьми и взрослыми, действовать совместно или отдельно в разных ситуациях. Этот опыт у каждого ребенка уникален, как уникальна его семья и уникально его детство.

Задача учителя – структурировать этот опыт, наполнить его новым содержанием и новыми умениями, позволяющими ребенку овладеть универсальным инструментом саморазвития.

Важно помнить, что влияние коммуникативной культуры семьи на ребенка не заканчивается у дверей первого класса. Семья и школа – это два социальных института, определяющих траекторию развития ребенка. Способы коммуникации между ними – продуктивные и не очень - также образуют социальную ситуацию развития ребенка. Внедрение новых стандартов обучения создает условия для освоения более эффективных способов взаимодействия между школой и семьей.

3. Учитель и ученик

В школе ребенок встраивается в модель коммуникации нового, очень значимого для него человека – Учителя. Повседневно, в разных ситуациях общаясь с учителем, он воспринимает и копирует те образцы, которые транслирует учитель. Уважение или игнорирование собеседника, стремление понять точку зрения другого или навязывание своей, умение договориться или императивное указание, отметка или рефлексия – все это впитывается ребенком ежеминутно на протяжении всей школьной жизни, а не только на отдельных уроках и занятиях, посвященных формированию коммуникативных навыков.

Сфера коммуникации выстраивается у ребенка во взаимосвязи с логическим мышлением, особенностями внимания и памяти, с самоотношением. Позитивная или негативная самооценка, уровень владения логическими операциями будут влиять на процесс овладения ребенком коммуникативными навыками, в то же время, как показал опыт экспериментального обучения, парная и групповая формы работы способствуют как более осознанному усвоению школьниками предметного содержания школьной программы, так и формированию адекватной самооценки.

Приступая к задаче формирования коммуникативных УУД у школьников, учителю целесообразно проанализировать свою собственную модель коммуникации, понять, какие ее элементы будут способствовать развитию коммуникативной компетенции детей, а какие – наоборот, затруднять. Разрабатывая условия и задания для формирования коммуникативных УУД, не забывайте о себе: новые задачи и приемы помогут вам гармонизировать ваше собственное пространство общения, стать более эффективными во взаимодействии с коллегами, администрацией, родителями и детьми.

4. Технология

Коммуникативные УУД включают в себя сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми и, тем самым, обеспечивают общую социальную компетентность.

Ступенька 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ.

Цель – идеальный образ результата.

Для того чтобы ученик вступил в коммуникацию с учителем, учебником, сверстником или родителем, он должен осознать, для чего это нужно, что он хочет получить в итоге?

Побуждением к этому является некоторое затруднение, противоречие между наличным состоянием и желаемым.

(Примеры:

Мы собираемся сделать ремонт в квартире. Сколько обоев нам надо купить?

Мы хотим весело встретить Новый год в классе. Как это сделать?)

Идеальный результат надо обсудить с детьми достаточно подробно, должен сложиться образ желаемого.

(Ремонт во всей квартире или части? Сколько комнат? Везде будем клеить обои? А двери, а окна?

Что такое «веселый Новый год»? Конкурсы, викторины? А Дед Мороз и Снегурочка? А подарки? Нужен ли праздничный стол? Класс украшаем? И т.д.)

Ступенька 2. ВЫБИРАЕМ ПАРТНЕРА ПО КОММУНИКАЦИИ.

Кто или что может нам помочь в достижении выбранной цели? Раздел учебника или иной текст, ответы учителя, мнения одноклассников, помощь родителей? Понятно, что выбор партнера будет определяться содержанием и характером решаемой задачи.

Наиболее развернутую, «материализованную», форму и структуру коммуникация приобретает в парной/групповой работе учащихся. Именно здесь ребенок приобретает опыт восприятия, понимания и взаимодействия, именно здесь он получает обратную связь от равноправного партнера.

Формируя пары/группы/команды учителю надо учесть следующее:

- отношения между детьми в паре/группе должны быть положительными или нейтральными. С ребенком, непринимаемым детьми, придется поработать отдельно, продумать, как его подключать к работе;

- состав пар\групп должен меняться;

- наиболее эффективны пары/группы разные, но близкие по уровню обобщения (высокий и средний, средний и низкий);

- эффективность групповой работы прямо зависит от возможности партнеров обмениваться мнениями и обсуждать. Вам придется учить детей регулировать уровень шума.

Ступенька 3. РАСПРЕДЕЛЯЕМ ФУНКЦИИ/РОЛИ

В зависимости от характера решаемой проблемы партнеры могут совершать одинаковые действия (ты проверяешь мою работу, разъясняешь мне ошибки, я проверяю твою работу, объясняю твои ошибки), противоположные действия (я отмечаю все положительное в рассказе Лены, ты отмечаешь все недостатки) или взаимодополняющие действия (Вася ищет в тексте информацию чем питаются птицы зимой, Лена рисует птиц, Петя придумывает как сделать кормушку).

На первых порах учителю стоит вместе с детьми обсудить и договориться, как лучше распределить функции или роли каждого члена группы для наилучшего решения проблемы.

По мере использования групповых форм учителю станет ясно, какие дети берут на себя роль лидеров в познавательном содержании, какие умеют поддерживать сотрудничество и примирять разногласия, кто умеет четко и логично представить общий результат, кто привносит конфликты и т.д. Все эти аспекты стоит обсудить в конце работы. Тем не менее, целесообразно менять роли/функции членов группы – лидеру полезно побыть исполнителем, конфликтному – примерить роль посредника. Именно обмен ролями даст возможность ученику побыть в «чужой шкурке», лучше понять позицию партнера по общению.

Ступенька 4. ДЕЙСТВУЕМ/ВЗАИМОДЕЙСТВУЕМ

В условиях традиционного обучения дети привыкают действовать «рядом, но не вместе». Действующим каналом коммуникации в данном случае является пара «учитель-ученик». Крайний вариант такого взаимодействия – «учитель объясняет – ребенок слушает».

Для того, чтобы научить детей общаться и взаимодействовать, предстоит ввести правила или нормы работы в паре/группе. Каждый учитель имеет в своем арсенале такие правила, наработанные предшествующим опытом. Взглянув на них с новой позиции, можно особенно выделить следующие:

- слушай внимательно партнера по общению;

- переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял;

- отмечай прежде всего положительное;

- уважай чужие ошибки. Вежливо объясни свое мнение;

- старайся работать хорошо;

- при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам, если другой просит об этом;

- результатом работы пары/группы является ваше общее мнение;

- помни, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности;

- поблагодари партнера за работу.

Все эти правила должны вводиться постепенно, выводиться непосредственно из опыта детей, собираться в виде памятки.

Образцом партнерской коммуникации для детей является учитель. Он повседневно транслирует примеры уважения к собеседнику, корректного ведения дискуссии и поддержки партнера, которые и будут усваиваться детьми.

Ступенька 5. ПОЛУЧАЕМ/ОЦЕНИВАЕМ РЕЗУЛЬТАТ

На первых порах использования форм групповой работы учитель часто будет слышать возгласы «Я сделал!». Следует последовательно и тактично вести детей к осознанию ответственности не только за свой «кусочек» работы, а за общий результат работы группы.

Общий результат должен быть сформулирован и принят всеми членами группы.

Очень важным этапом работы является сличение, сверка полученного парой/группой результата и той цели, которая была поставлена. Лучше, если свойства, признаки, критерии этой цели будут кратко сформулированы и на первых порах даже написаны на доске.

Ступенька 6. ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ/РЕФЛЕКСИЯ

Пожалуй, самое главное в любой работе – сделать выводы.

После обсуждения сообщений пар/групп о результатах работы, учитель несомненно акцентирует внимание детей на содержании полученных результатов, их положительных сторонах и недочетах.

То же самое необходимо сделать в отношении самой парной/групповой работы:

- как каждый ученик работал в группе;

- кто внес наибольший вклад;

- почему в какой-то группе было трудно работать;

- соблюдались ли правила групповой работы;

- как сумели прийти к общему мнению.

Именно регулярная рефлексия особенностей и характера самой коммуникации позволит детям овладеть коммуникативными универсальными учебными действиями как способом существования в многоликом и меняющемся мире.

  • Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1985.
  • Беглова Т.В. Битянова М.Р. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков: Методическое пособие для психологов и педагогов. М., Генезис, 2005
  • Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999.
  • Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: изд-во Пеленг, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"

Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит пер...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье рассматривается актуальность формирования коммутикативных УУД , приведён конспект урока русского языка...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».

В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся первого класса.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать, вступать в диалог; участвовать...