Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
учебно-методический материал (1 класс)
Коммуникативные УУД включают в себя сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми и, тем самым, обеспечивают общую социальную компетентность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_uchitelya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для учителя
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1. Приступая к работе…
Коммуникация – это универсальный способ существования человека:
- Мы получаем сообщения от разных функциональных систем своего тела, но не всегда можем/умеем/хотим их понять…
- Мы воспринимаем различные природные явления, звуки и музыку и наше настроение изменяется…
- Мы читаем разные книги, смотрим фильмы и мысленно общаемся с авторами и героями…
- Мы встречаем разных людей, воспринимаем их лица, слова и действия и как-то взаимодействуем с ними…
2. Семья и школа
К моменту поступления в школу ребенок стихийно накопил некоторый опыт коммуникации – интуитивно научился распознавать эмоции и намерения людей, обмениваться сообщениями с детьми и взрослыми, действовать совместно или отдельно в разных ситуациях. Этот опыт у каждого ребенка уникален, как уникальна его семья и уникально его детство.
Задача учителя – структурировать этот опыт, наполнить его новым содержанием и новыми умениями, позволяющими ребенку овладеть универсальным инструментом саморазвития.
Важно помнить, что влияние коммуникативной культуры семьи на ребенка не заканчивается у дверей первого класса. Семья и школа – это два социальных института, определяющих траекторию развития ребенка. Способы коммуникации между ними – продуктивные и не очень - также образуют социальную ситуацию развития ребенка. Внедрение новых стандартов обучения создает условия для освоения более эффективных способов взаимодействия между школой и семьей.
3. Учитель и ученик
В школе ребенок встраивается в модель коммуникации нового, очень значимого для него человека – Учителя. Повседневно, в разных ситуациях общаясь с учителем, он воспринимает и копирует те образцы, которые транслирует учитель. Уважение или игнорирование собеседника, стремление понять точку зрения другого или навязывание своей, умение договориться или императивное указание, отметка или рефлексия – все это впитывается ребенком ежеминутно на протяжении всей школьной жизни, а не только на отдельных уроках и занятиях, посвященных формированию коммуникативных навыков.
Сфера коммуникации выстраивается у ребенка во взаимосвязи с логическим мышлением, особенностями внимания и памяти, с самоотношением. Позитивная или негативная самооценка, уровень владения логическими операциями будут влиять на процесс овладения ребенком коммуникативными навыками, в то же время, как показал опыт экспериментального обучения, парная и групповая формы работы способствуют как более осознанному усвоению школьниками предметного содержания школьной программы, так и формированию адекватной самооценки.
Приступая к задаче формирования коммуникативных УУД у школьников, учителю целесообразно проанализировать свою собственную модель коммуникации, понять, какие ее элементы будут способствовать развитию коммуникативной компетенции детей, а какие – наоборот, затруднять. Разрабатывая условия и задания для формирования коммуникативных УУД, не забывайте о себе: новые задачи и приемы помогут вам гармонизировать ваше собственное пространство общения, стать более эффективными во взаимодействии с коллегами, администрацией, родителями и детьми.
4. Технология
Коммуникативные УУД включают в себя сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми и, тем самым, обеспечивают общую социальную компетентность.
Ступенька 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ.
Цель – идеальный образ результата.
Для того чтобы ученик вступил в коммуникацию с учителем, учебником, сверстником или родителем, он должен осознать, для чего это нужно, что он хочет получить в итоге?
Побуждением к этому является некоторое затруднение, противоречие между наличным состоянием и желаемым.
(Примеры:
Мы собираемся сделать ремонт в квартире. Сколько обоев нам надо купить?
Мы хотим весело встретить Новый год в классе. Как это сделать?)
Идеальный результат надо обсудить с детьми достаточно подробно, должен сложиться образ желаемого.
(Ремонт во всей квартире или части? Сколько комнат? Везде будем клеить обои? А двери, а окна?
Что такое «веселый Новый год»? Конкурсы, викторины? А Дед Мороз и Снегурочка? А подарки? Нужен ли праздничный стол? Класс украшаем? И т.д.)
Ступенька 2. ВЫБИРАЕМ ПАРТНЕРА ПО КОММУНИКАЦИИ.
Кто или что может нам помочь в достижении выбранной цели? Раздел учебника или иной текст, ответы учителя, мнения одноклассников, помощь родителей? Понятно, что выбор партнера будет определяться содержанием и характером решаемой задачи.
Наиболее развернутую, «материализованную», форму и структуру коммуникация приобретает в парной/групповой работе учащихся. Именно здесь ребенок приобретает опыт восприятия, понимания и взаимодействия, именно здесь он получает обратную связь от равноправного партнера.
Формируя пары/группы/команды учителю надо учесть следующее:
- отношения между детьми в паре/группе должны быть положительными или нейтральными. С ребенком, непринимаемым детьми, придется поработать отдельно, продумать, как его подключать к работе;
- состав пар\групп должен меняться;
- наиболее эффективны пары/группы разные, но близкие по уровню обобщения (высокий и средний, средний и низкий);
- эффективность групповой работы прямо зависит от возможности партнеров обмениваться мнениями и обсуждать. Вам придется учить детей регулировать уровень шума.
Ступенька 3. РАСПРЕДЕЛЯЕМ ФУНКЦИИ/РОЛИ
В зависимости от характера решаемой проблемы партнеры могут совершать одинаковые действия (ты проверяешь мою работу, разъясняешь мне ошибки, я проверяю твою работу, объясняю твои ошибки), противоположные действия (я отмечаю все положительное в рассказе Лены, ты отмечаешь все недостатки) или взаимодополняющие действия (Вася ищет в тексте информацию чем питаются птицы зимой, Лена рисует птиц, Петя придумывает как сделать кормушку).
На первых порах учителю стоит вместе с детьми обсудить и договориться, как лучше распределить функции или роли каждого члена группы для наилучшего решения проблемы.
По мере использования групповых форм учителю станет ясно, какие дети берут на себя роль лидеров в познавательном содержании, какие умеют поддерживать сотрудничество и примирять разногласия, кто умеет четко и логично представить общий результат, кто привносит конфликты и т.д. Все эти аспекты стоит обсудить в конце работы. Тем не менее, целесообразно менять роли/функции членов группы – лидеру полезно побыть исполнителем, конфликтному – примерить роль посредника. Именно обмен ролями даст возможность ученику побыть в «чужой шкурке», лучше понять позицию партнера по общению.
Ступенька 4. ДЕЙСТВУЕМ/ВЗАИМОДЕЙСТВУЕМ
В условиях традиционного обучения дети привыкают действовать «рядом, но не вместе». Действующим каналом коммуникации в данном случае является пара «учитель-ученик». Крайний вариант такого взаимодействия – «учитель объясняет – ребенок слушает».
Для того, чтобы научить детей общаться и взаимодействовать, предстоит ввести правила или нормы работы в паре/группе. Каждый учитель имеет в своем арсенале такие правила, наработанные предшествующим опытом. Взглянув на них с новой позиции, можно особенно выделить следующие:
- слушай внимательно партнера по общению;
- переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял;
- отмечай прежде всего положительное;
- уважай чужие ошибки. Вежливо объясни свое мнение;
- старайся работать хорошо;
- при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам, если другой просит об этом;
- результатом работы пары/группы является ваше общее мнение;
- помни, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности;
- поблагодари партнера за работу.
Все эти правила должны вводиться постепенно, выводиться непосредственно из опыта детей, собираться в виде памятки.
Образцом партнерской коммуникации для детей является учитель. Он повседневно транслирует примеры уважения к собеседнику, корректного ведения дискуссии и поддержки партнера, которые и будут усваиваться детьми.
Ступенька 5. ПОЛУЧАЕМ/ОЦЕНИВАЕМ РЕЗУЛЬТАТ
На первых порах использования форм групповой работы учитель часто будет слышать возгласы «Я сделал!». Следует последовательно и тактично вести детей к осознанию ответственности не только за свой «кусочек» работы, а за общий результат работы группы.
Общий результат должен быть сформулирован и принят всеми членами группы.
Очень важным этапом работы является сличение, сверка полученного парой/группой результата и той цели, которая была поставлена. Лучше, если свойства, признаки, критерии этой цели будут кратко сформулированы и на первых порах даже написаны на доске.
Ступенька 6. ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ/РЕФЛЕКСИЯ
Пожалуй, самое главное в любой работе – сделать выводы.
После обсуждения сообщений пар/групп о результатах работы, учитель несомненно акцентирует внимание детей на содержании полученных результатов, их положительных сторонах и недочетах.
То же самое необходимо сделать в отношении самой парной/групповой работы:
- как каждый ученик работал в группе;
- кто внес наибольший вклад;
- почему в какой-то группе было трудно работать;
- соблюдались ли правила групповой работы;
- как сумели прийти к общему мнению.
Именно регулярная рефлексия особенностей и характера самой коммуникации позволит детям овладеть коммуникативными универсальными учебными действиями как способом существования в многоликом и меняющемся мире.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1985.
- Беглова Т.В. Битянова М.Р. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков: Методическое пособие для психологов и педагогов. М., Генезис, 2005
- Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999.
- Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: изд-во Пеленг, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"
Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит пер...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса....
Механизм формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования.
Стандарты второго поколения. Методические рекомендации с презентацией....
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе
В данной статье рассматривается актуальность формирования коммутикативных УУД , приведён конспект урока русского языка...
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».
В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся первого класса.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать, вступать в диалог; участвовать...