Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
статья

В данной работе я обобщила свой опыт по выявлению одарённых детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед каждым учителем задачу развития личности в её индивидуальности, самобытности и неповторимости, а это значит, что он должен уметь выявить одаренного ребенка, развить его задатки и способности, поддержать на трудном пути самореализации.

Цель моей работы направлена  на  выявление одарённых детей и создание условий  развития этой одарённости.

Задачи: система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие  компоненты:

  • выявление одаренных детей; 
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

В самом общем представлении одаренность может быть определена как обладание большими способностями, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. И задача учителя выявить и развить способности детей. Одаренные, талантливые дети были и будут, но главное создать условия для развития одаренности. А условия есть не во всех школах. Под этим я имею виду кабинеты, оснащенные по  всем требованиям современной школы, но учителя работали и работают в тех условиях, в которых учились несколько поколении выпускников и добиваются высоких результатов, воспитали одаренных успешных учеников. На бумаге излагать свою работу с одной стороны легко, но в реальной педагогической деятельности работа требует большой отдачи, терпения и много времени.  Дети от природы любознательны, главное заинтересовать учащихся  своим        предметом. Многие учителя развивают способности учащихся через урочные системы, конкурсы, олимпиады и специально разработанные программы. Я, как учитель начальных классов, строила свою педагогическую деятельность для развития способностей детей также через урочную систему, кружки и консультации

Работа с одаренными детьми в условиях классно-урочной системы складывается на основе дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке. Основной прием – индивидуализация заданий. Для этого я накопила достаточно материалов индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.

Проектная деятельность.

Проектная деятельность обладает огромным образовательным потенциалом, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Участие в проектной деятельности развивает коммуникативные умения и навыки, способствуют формированию гражданских навыков: обогащению социального опыта учащихся путем активного включения в реальную жизнь.

Применение инновационных технологий

        Проблема нашей школы в информационный век, ограниченность в доступе сети Интернет т.к. Интернет у нас Спутниковый, скорость маленькая и один кабинет информатики, куда доступ ограниченный. Но это проблема решаемая, т.к. сегодня в каждой семье есть персональный компьютер. Работа за компьютером увлекает детей, но не надо забывать о негативных сторонах новых технологии. Поэтому очень важна роль учителя в ориентировании учащимися в бурном потоке информации.В классе всегда есть продвинутые ребята, которые лучше тебя разбираются в информационных технологиях. Вместе с ребятами используем средства Интернет и материалы  мультимедийной продукции для творческой работы: написание исследовательских работ для конкурсов, научно-практических конференций, краеведческих чтений, выполнения конкурсных заданий интернет-проектов. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет овладевать  различными видами публичных выступлений; выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.

Внеклассная работа (предметные недели,  предметные олимпиады, конференции)

При школе есть краеведческий музей им. Очирова ЦН. Музей органично вписан в образовательное пространство нашей школы, что позволяет реализовывать  системно-деятельностный подход в рамках перехода на  ФГОС. Учащиеся являются членами  клуба «Поиск», работают экскурсоводами. Используем фонды музея для подготовки рефератов, творческих работ, заданий по предметам. Много победителей и призеров, конкурсов, соревнований,  конференций разного уровня, связанных с профилем музея: «Фронтовые письма»,  «В памяти Шагдарова», «Боевой путь Воина», «Анализ родословной книги».

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Предметная  олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Подготовку к решению олимпиадных заданий провожу индивидуально. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями  и призерами районных олимпиад.

Участие в олимпиадах стимулирует развитие личности обучающегося, способствует формированию познавательных и личностных УУД учащегося: самостоятельность суждений, инициативность, мобильность, мотивацию к обучению и познавательной деятельности, умение отстаивать свою точку зрения; повышает самооценку.  

Работа с одаренными детьми – это не только предметные олимпиады, но и подготовка и участие в конференциях. Реализовать себя мотивированные и одаренные учащиеся могут, участвуя в научно-практической конференции. Для участия в конференциях учащиеся выполняют исследовательскую работу.

Учащиеся с большим интересом выполняют исследования по истории своей семьи, села, материалам школьного музея им.Очирова Ц-Н.О., на исторические и другие актуальные темы: «Анализ родословной книги Очирова», «Моя семья в годы войны», «Боевой путь Гармажапова Ч.Ц.», «Фронтовые письма», «В памяти ШагдароваГ.Р.», «Святые места Могсохона». Исследовательская деятельность учащихся способствует формированию регулятивных, логических, познавательных, метапредметных УУД: целеполагание, планирование, устанавливать причинно- следственные связи, выделять из информации главные события, описывать их аналитически и критически оценивать, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

Кроме вышеперечисленных форм и методов работы с одаренными детьми я использую методы творческого характера в ходе предметных недель, конкурсов, мероприятии: игры- кроссворды, «Брейн- ринг», «Что? Где? Когда?» загадки, ребусы, викторины.

В  любой работе главную роль играет мотивация. Если все мы будем искренне заинтересованы в успехах ребенка, то мы будем работать на результат-повышение качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся, 3 в класс, 2013-2014...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс, 2014-2015 уч. год...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс, 2015-2016 уч.г....