Модель «Системный оператор», как универсальный инструмент формирования исследовательских умений учащихся начальных классов.
статья
В начальных классах работа над формированием исследовательских умений учащихся является одной из самых актуальных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_sistemny_operator.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель «Системный оператор», как универсальный инструмент формирования исследовательских умений учащихся начальных классов.
Учителя начальных классов
МАОУ «СОШ» с. Летка
Кислицина А.В., Потапова Т.А.
В начальных классах работа над формированием исследовательских умений учащихся является одной из самых актуальных проблем, так как ФГОС НОО предполагает формирование умения учащихся получать ответы на поставленные вопросы. Исследовательская деятельность в наибольшей степени развивает способность человека мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Приобщение школьников к исследовательской деятельности составляет сегодня одну из самых главных задач образовательно – воспитательного процесса общеобразовательной школы.
Вовлекая учащихся в исследование, учитель создает основу для дальнейшей самостоятельной познавательной активности. В начальной школе, как и в основной, образовательный стандарт ориентируется на продолжение процесса формирования готовности школьников к исследованию.
Вышесказанное демонстрирует поэтапное формирование готовности обучающихся к проведению исследований, но сейчас можно наблюдать обратное. Подготовка к исследовательской деятельности ведется не систематически, а периодически. На уроках сложно выделить время, так как программный материал достаточно объемный, а исследование, даже кратковременное, требует предварительной подготовки. Исследование во внеурочное время организуется, но с избранными учениками – теми, кто готовится к конференции, олимпиаде.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формировать исследовательские умения у всех обучающихся (этого требуют нормативные документы) и не готовностью учеников и самого педагога реализовать этот поэтапный процесс.
В связи с этим чрезвычайно актуальным становиться вопрос о том, как организовать пропедевтическую работу в начальной школе, способствующую формированию у обучающихся исследовательских умений, исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению у него исследовательской позиции.
В решении этого вопроса необходима не только мотивация и четко поставленная цель, но и совокупность инструментов, с помощью которых можно провести исследование. Набор таких инструментов предлагает технология ОТСМ – ТРИЗ. С их помощью можно создать исследовательскую среду на уроке и целенаправленно работать над развитием проектно-исследовательских умений, которые являются основой для самоопределения и саморазвития.
В связи с этим нами была поставлена цель: внедрение модели «Системный оператор» для развития исследовательских умений школьников.
Достижение данной цели подразумевает решение ряда задач:
- Проанализировать опыт работы педагогов и методистов по данной проблеме;
- Организовать деятельность учащихся для развития исследовательских умений на уроках и во внеурочной деятельности с использованием модели «Системный оператор»;
- Диагностировать эффективность модели «Системный оператор» в работе с учащимися.
Теоретической основой опыта являются работы Генриха Сауловича Альтшуллера, Аллы Александровны Нестеренко, Анатолия Александровича Гин, Николая Николаевича Хоменко. На своих уроках и во внеурочной деятельности применяем модель «Системный оператор» предложенную Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
Надсистема в прошлом | Надсистема | Надсистема в будущем |
Система в прошлом | Система | Система в будущем |
Подсистема в прошлом | Подсистема | Подсистема в будущем |
С уверенностью можем сказать, что в практике каждого учителя есть уроки - исследования. Модель «Системный оператор», а с учащимися мы называем «Волшебный экран» - это универсальный инструмент, позволяющий исследовать объекты окружающего мира, как систему, которая имеет подсистему и надсистему, а также рассмотреть объект по линии прошлого, настоящего и будущего.
Систематизация объекта осуществляется с помощью таблицы. Минимальная модель – девять экранов. С учащимися начальных классов, на начальном этапе введения модели «Системный оператор» можно использовать в работе три экрана по вертикали или горизонтали.
Приведем примеры использования модели «Системный оператор» на уроках и во внеурочной деятельности.
Надсистема Листья разных деревьев |
Система Лист |
Подсистема Черешок, листовая пластина |
Урок окружающего мира, 1 класс, УМК А.А. Плешакова «Школа России», тема «Что это за листья?». Для формирования умения выделять основные части внешнего строения листа вертикаль «Системного оператора» может выглядеть так:
Для рассмотрения развития листа во времени можно использовать горизонталь «Системного оператора», которая будет выглядеть так:
Система в прошлом Почка | Система ЛИСТ | Система в будущем Дерево |
Модель «Системный оператор» в исследовательской деятельности применяем второй год. В этом году на XIV Республиканскую учебно-исследовательскую конференцию «Я – исследователь, я открываю мир!» были представлены две работы:
- «Эх, сани, санки, саночки».
- «История развития столового прибора вилка».
Рассмотрим этапы работы с моделью «Системный оператор» на примере исследовательской работы «история развития столового прибора вилка».
Для исследования был выбран столовый предмет – вилка и помещен в «Системный оператор».
Поставили цель: узнать и рассказать о столовом приборе вилка. Определили объект исследования изменение вилки. Предмет исследования вилка. Поставили задачи:
- Изучить столовый прибор вилку, как систему.
- Рассмотреть историю развития вилки в системном операторе.
- Придумать, как будет выглядеть вилка в будущем.
- Представить результаты исследования одноклассникам, родителям.
Составили план:
- Первое появление вилки.
- Далёкое прошлое вилки.
- Настоящее вилки.
- Будущее вилки.
Выделили вопросы:
- Как выглядел прибор?
- Из каких частей состоял?
- Как он работал?
Сделали выводы:
Я составил вопросы, нашёл на них ответы и иллюстрации.
У меня получилось оформить всё в «Системном операторе».
Подтвердил гипотезу о том, что столовая вилка имеет непростую историю и является неотъемлемой частью быта человека.
Дальше я собираюсь в «Системном операторе» рассмотреть виды вилок (столовая, рыбная, фруктовая, десертная).
Разработать правила столового этикета «Как правильно пользоваться вилкой».
Работа с моделью «Системный оператор» позволяет сформировать у учащихся такие исследовательские умения, как: задавать вопросы, закреплять теоретические понятия, структурировать материал, проводить исследование, делать умозаключения, обобщать информацию.
Результативность опыта внедрения модели «Системный оператор» для развития исследовательских умений школьников на уроках и во внеурочной деятельности можно оценить по следующим критериям:
- Наблюдение. Использование модели вызывает позитивные эмоции, наблюдается активность, происходит естественное включение в организацию проектной и исследовательской деятельности.
- Результаты анкетирования по методике «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лусканова. Сравнительный анализ показывает положительную динамику уровня школьной мотивации.
- Активное участие учащихся в исследовательской деятельности.
- Достижения учащихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа с моделью «Системный оператор» – это перспективное направление в деятельности учителя, позволяющее развивать навыки исследования на начальном этапе.
Список литературы:
- Михалёва Г.К. Исследовательская деятельность в начальной школе // Исследовательская работа школьников. – 2017. - №2. – с.49 – 52.
- Нестеренко (Селюцкая) А.А. Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ – ТРИЗ. Учебно-методическое пособие для педагогов / Алла Александровна Нестеренко (Селюцкая). – М.: BOOKINFILE, 2013. – 603 с.
- Нестеренко А.А. По следам ТРИЗ – эксперимента: начальная школа / А.А. Нестеренко. – М.: 2014. – с. 93.
- Платонова Л.А. ТРИЗ – технология как средство формирования успешности учения младших школьников // Завуч начальной школы. – 2009. - №8. – с.84 – 90.
- Платонова Л.А. Особенности использования ТРИЗ – технологии в начальной школе // Плюс ДО и ПОСЛЕ. – 2011. - №6. – с. 1 – 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы
В современном мире жизнь от человека требует принятия быстрых и нестандартных решений. Человеку необходимы умения адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически ...
Модель технологии рефлексивных умений учащихся начальных классов
По требованиям ФГОС НОО у выпусники должны уметь планировать , прогнозировать,контролировать ,вносить коррективы,оценивать адекватно свои результаты.Данный методический прием более эффективно способст...
Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы
В современном мире жизнь от человека требует принятия быстрых и нестандартных решений. Человеку необходимы умения адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически ...
Модель технологии развития рефлексивных умений учащихся начальных классов в процессе работы над текстами
Начальное образование- период активного становления собственного «Я», формирования мировоззрения, самооценки, уверенности в себе. В этом возрасте учащиеся затрудняются в написании изложения, сочинения...
Сборник заданий, направленных на формирование исследовательских умений учащихся 1 класса при помощи геометрического материала
Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на позн...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...
Исследовательская работа на тему " Формирование читательских умений учащихся начальных классов через изучение произведений разных жанров "
Помошник нля исполбзования в работе...