Как составлять загадки. ТРИЗ - технологии
план-конспект занятия (1 класс)

Шапчиц Елена Адольфовна

1класс (1полугодие) конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sostavlyat_zagadki_po_triz.docx20.05 КБ
Office presentation icon zagadki_po_tehnologii_triz.ppt1.15 МБ

Предварительный просмотр:

«ТРИЗ технология. Составление загадок по алгоритму»

Шапчиц Е.А.  
«ТРИЗ технология.  Составление загадок по алгоритму»

1 класс (I полугодие)

Цель: создание условий для усвоения детьми младшего школьного возраста  алгоритма составления загадок по моделям.

Задачи:

• Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

• Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни.

• Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

• Развивать творческое мышление, память, внимание.

• Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 5 мин.

1.1. Организационный момент

Организация направленного внимания

Улыбнитесь всем вокруг

И скорей вставайте в круг

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

-Ребята поиграем в игру «Продолжи предложение: «Мне нравится, когда…»

- Ребята, я тоже хочу высказать свой вариант «Мне нравится, когда приходят гости» Дети стоят вокруг воспитателя, предлагают свои версии.

2 мин

1.2. Коммуникативная деятельность

Игра «Да-нетка»

- У нас с вами сегодня присутствуют гости, давайте поприветствуем их.

- Но это не все гости, ещё один загадочный гость не показывается нам, пока мы не отгадаем, кто же он. Я предлагаю поиграть в игру «Да-нетку». Вы мне будете задавать вопросы, а я смогу отвечать только «Да» или «Нет».

Высказывания детей. предположения. 3 мин.

Дети по очереди задают вопросы, например:

- Это животное?

- Это дикое животное?

- Это домашнее животное?

- Это животное живёт в доме с человеком?

- Это собака?

- Это кот? (ДА)

- Да, ребята, это кот, но это необычный зверь, а сказочный персонаж волшебных сказок, огромный кот, обладающий волшебным голосом. А имя у него необычное Баюн.

Как вы думаете, что означает его имя –Баюн?

Баюн – это рассказчик, от глагола баять, что означает говорить, рассказывать.

Он очень любит разные байки да загадки. Дети обращаются к гостям со словами приветствия.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП 16 мин.

2.1. Игровая деятельность

Дидактическая игра «Угадай, что спрятано» - Кот Баюн приготовил для нас игру «Угадай, что спрятано». В конверте спрятана картинка с изображениями объекта. Но вскрывать иго просто так нельзя. На конверте схема, с помощью которой мы и должны отгадать, изображение какого объекта внутри. Чтобы считать схему мы воспользуемся моделью:

«Какой?–Что такое же?», используя слова-связки «как» или «но не».

Дети сидят полукругом вокруг учителя. В конвертах изображения объектов-4-5 штук. На каждом конверте схема, в которой зашифрованы фразы по модели «Признак объекта – объект, у которого есть такой же признак» (например: «Сладкое, как груша, круглое, но не мяч» - яблоко)

Признак «как»

«но не» Объект

по вкусу сладкое груша

по форме круглое мяч

2.2. Коммуникативная деятельность

- Ребята, так как называется текст, в котором дается характеристика объекта или его сравнение по признакам с другим объектом, но сам объект не называется? (Загадка)

Любая загадка - это замысловатый вопрос, требующий ответа.

Загадки появились очень давно и всегда считаются проверкой не только знаний человека, но и учат нас наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия.

В древности считалось, знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье и удачу. Так, во многих русских народных сказках, герой становится удачливым благодаря умению разгадывать загадки.

2.3. Динамическая пауза

«Веселая физминутка»

ЗАРЯДКА СЕМИ ГНОМОВ

Первый гном присел и встал, (приседания)

А второй вдруг побежал, (бег на месте)

Третий плавно покружился, (кружатся направо)

А четвёртый наклонился. (наклоны)

Пятый вправо повернулся, (поворот направо)

А шестой назад прогнулся, (наклон назад)

Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)

Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».

2.4. Совместная деятельность педагога с детьми

Пошаговый анализ алгоритма составления загадок - Кот Баюн слышал, что мы с вами тоже умеем составлять загадки.

- Вспомним алгоритм составления загадок…. Выставляются модели в помощь детям

признак Имя признака.

Какой? Что бывает таким же?

Цвет

Часть

действие

2.6. Самостоятельная деятельность детей

Составление загадок по алгоритму с помощью модели

- Ребята, я предлагаю составить загадки, и подарить их в копилку коту Баюну.

Мы разделимся на команды. Кот- Баюн приготовил нам картинки объектов о которых бы он хотел составить загадки. Н-р:

Елка

признак Имя признака.

Какой? Что бывает таким же?

Цвет зеленая лягушка

действие растет гриб

Похож

на пирамидка Но в нее не играют

Иголка. т. д

признак Имя признака.

Какой? Что бывает таким же?

Цвет

Часть

действие

Дети делятся на команды 2-3. и составляют загадки на предложенные объекты

(карточки)

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 3 мин.

3.1. Рефлексия деятельности и содержания программного материала Молодцы ребята. Справились с заданиями. Составили замечательные загадки, которые войдут в копилку к Коту – Баюну.

А сейчас я предлагаю вам нарисовать иллюстрации к нашим загадкам.

Продуктивная деятельность

Рисование.

3.2. Подведение итогов (обобщение результатов деятельности детей)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Цель: обучение детей загадывать загадки Задачи: Первый этап учить детей выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов; упражнять в сравнении объектов по признакам, значениям признаков; Второй этап продолжать учить составлять сравнение по двум – трём признакам; побуждать детей к созданию двух – трёхстрочных загадок по разным моделям; Тритий этап продолжать учить детей самостоятельно сравнивать объекты по разным признакам; побуждать детей объяснять смысл данного сравнения; учить детей самостоятельно составлять загадки по разным моделям; учить оценивать сравнение и выбирать лучшее.

Слайд 3

Три основные модели составления загадок Модель 1 Какой? Что бывает таким же? Блестящий Монета (начищенная) Шипящий Вулкан (проснувшийся) Круглый Арбуз (спелый)

Слайд 4

После заполнения таблички учитель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не» Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый, как арбуз». Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначить словом с чётко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребёнок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Слайд 5

Модель 2 Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью Что делает? Что (кто) делает так же?

Слайд 6

Модель 3 Особенность: ребёнок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. На что похоже? Чем отличается?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Учимся составлять загадку"

Представлен урок на котором дети сами пробуют сочинить загадку, предварительно рассмотрев её особенности....

Презентация к статье "Новые подходы к обучению. ТРИЗ-технологии и ТРКМ (Деятельностные технологии)"

Надеюсь, что данная презентация поможет  более ярко отобразить содержание данных технологий  и проявит у вас желание применять на практике данные технологии. Эти технологии, я считаю, очень ...

Конспект урока РТВ с применением ТРИЗ технологии 2кл. по теме "Системный оператор"

Конспект урока по РТВ (2 класс) Васильевой Светланы ИннокентьевныТема:  Системный операторЦель:Продемонстрировать детям работу системного оператора.Закрепить и систематизировать знания о но...

«Развитие творческого потенциала учащихся средствами ТРИЗ – технологии развивающего обучения».

Приёмы фантазирования.«Оживление – окаменение».Сказка, где главные герои – два неживых предмета. Клавиатура и компьютер....