Развитие проектных умений младших школьников средствами театральной педагогики
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Баймуратова Светлана Владимировна

Развитие проектных умений младших школьников средствами театральной педагогики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие проектных умений младших школьников средствами театральной педагогики.

Баймуратова С.В.,

Учитель начальных классов,

МБОУ «Гимназия № 1» г. Зеленодольска

          Новые образовательные стандарты ставят перед начальной школой задачу – научить младших школьников учиться. Эта задача может быть решена путём включения учащихся в проектную деятельность. Включая детей в выполнение проектов, учителя формируют у младших школьников универсальные учебные действия (УУД), что и составляет основу умения учиться. Особенностью нового стандарта является и акцентирование внимания на проблеме организации внеурочной деятельности учащихся, при этом в качестве одного из направлений внеурочной работы названа проектная деятельность. В рамках проектной деятельности формируются у школьников и специальные проектные умения. Учёные выделяют следующие группы проектных умений:

  1. Организационные умения ( выдвигать проблему и ставить цель проекта, выстраивать этапы его реализации, выбирать необходимые средства).
  2. Коммуникативные (совместно решать задачи на каждом этапе реализации проекта, уметь сотрудничать).
  3. Творческие (умение добывать и обрабатывать информацию, необходимую для реализации проекта, выполнять созидательные действия).
  4. Презентационные (представить продукт – результат проекта, защитить и оценить результат и сам ход работы). (1)

Проектные умения так же, как и универсальные учебные действия, являются межпредметными. В таблице № 1 приведено соответствие проектных умений и универсальных учебных действий.

Таблица № 1.

Группы умений

Конкретные умения

Универсальные учебные действия

Организационные умения

Умение планировать и организовывать свою работу

Регулятивные

Коммуникативные

Умение взаимодействовать, строить сотрудничество

Коммуникативные

Творческие

Умения добывать и обрабатывать информацию, необходимую для реализации проекта, выполнять созидательные действия

Познавательные

Презентационные

Умение подготовить и представить результат работы, дать оценку своей и чужой работе

Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные

 

Таким образом, проектная деятельность интегрирует в себе многие виды деятельности: игровую, познавательную, творческую, созидательную. Проектные умения соотносятся с УУД, следовательно, включая детей в проектную деятельность, мы формируем и метапредметные результаты.

   Проекты, которые могут выполнять младшие школьники могут быть различны. Это и практико-ориентированные проекты, и информационные проекты, и исследовательские, и творческие, а так же ролевые проекты.

    Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, - универсальное средство развития личностных способностей человека.

    Театральную педагогику определяют как систему образования, организованную по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия, протекающую в  увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах,  в совместном коллективном  творчестве учителей и учеников , способствующую постижению явлений окружающего мира через погружение и проживание в образах и дающую совокупность цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах.

     Театральная педагогика – эффективная технология, применяя которую, можно активизировать творческий потенциал личности ребёнка и добиться развития его общей культуры и личности в целом.

Структура этой технологии может быть представлена следующим образом (2)

А. 1. театральные игры

2. беседы о театре А – развивающая

Б. 1. мастерство актёра

2. сценическая речь

3. сценическое движение

4. беседы о театре

5. вокал

6. работа над спектаклем Б – формирующая

В. 1. работа над спектаклем

2. художественное слово

3. ступени к профессии В. – мастерство и самореализация

    Каждый из компонентов системы, имея свою функцию, специфическое содержание и методическую особенность, осуществляет определенную часть педагогической задачи, предусматривающей охват всей жизнедеятельности детей и гуманистическое влияние на них.

   Театральная педагогика создает максимальные условия для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы. Театральная педагогика – это путь развития личности в процессе образования и обучения через процесс игры, или сценическое действие, где индивидуальное развитие происходит от свободы выбора через ответственность к радости самовыражения. Она является  сама по себе технологией педагогики – науки о воспитании; и сама, как часть науки, содержит в себе определённые технологии: с одной стороны – эмоциональной сферы, т.е.художественно - образные технологии, а с другой, что очень важно, - образовательные технологии. Именно образовательные технологии укрепляют эстетику в воспитании самосознания ребёнка:

- мозговой штурм (умение составлять и разрабатывать художественные номера и мини – спектакли);

- технология творческой групповой работы (постановка спектаклей и работа с партнёрами);

- личностно – ориентированное обучение (участие в фестивалях и конкурсах);

- проектно-исследовательская технология (разработка эскизов, декораций, костюмов, распределение обязанностей в постановочном процессе и т.д.);

- здоровьесберегающие технологии (стремление вести и пропагандировать здоровый образ жизни);

- информационные технологии (использование интернет – ресурсов, выбор фонограмм к спектаклям, мультимедийные презентации):

- технология развивающего обучения (постановка художественных  номеров, умение ориентироваться в пространстве).

       Театральное творчество несёт в себе большой потенциал, формирующий сплочённость детского коллектива.

       Во-первых, театральная постановка – «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех.

       Во-вторых, разнообразие постановочных задач (сценических, актерских, оформительских) даёт возможность каждому участнику максимально реализовать свои творческие возможности и способности.

      В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которые способствуют эмоциональному сплочению коллектива.

      Участвуя в театральных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир.

    Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, музыке и театру.

     Театрально-языковой социум повышает мотивацию учеников, способствуя формированию учебно – познавательной компетенции. Учебно – познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами.

     На этапе постановки спектакля ученик овладает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситувциях, эврестическими методами решения проблем.

     На этапе создания сценария, при обсуждении характеров действующих лиц может происходить переоценка ценностей и формирование мировоззрения маленьких артистов.  При этом формируются личностные универсальные учебные действия. Ценностные ориентиры ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осозновать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От этого зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

      Участие в постановках заставляет ребят по – новому прочитать уже известные страницы произведений. Они овладевают способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в их непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Театрально – языковой социум помогает бороться с комплексами, излишней застенчивостью, помогает раскрепоститься и найти себя. При этом формируется компетенция личностного самосовершенствования, идёт духовное и интеллектуальное саморазвитие.

       При создании декораций и костюмов персонажей развивается общекультурная компетенция. Она включает круг вопросов по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно – нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, и т.д.

        Театрально – языковой социум – это то место, где ребёнок может попробовать себя в разных ролях, что способствует его самоопределению и дальнейшей самореализации. Тем самым развивается их социально – трудовая компетенция, которая включает в себя влеадение знаниями и опытом в сфере гражданско – общественной деятельности, в социально – трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

      Таким образом, театральная педагогика даёт пример воспитания не только актёра, но и человека – творца вообще, она помогает увлечь, повлиять на него, преобразить. В театральной деятельности формируется проектные умения младших школьников, развиваются универсальные учебные действия.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Проектная деятельность как инструмент развития общеучебных умений младших школьников "

Классификация проектов  По доминирующей деятельности учащихся•Практико-ориентированные проекты (нацелены на социальные интересы самих участников проекта или его заказчика)•Исследовательские...

Статья: Воспитание личности младших школьников средствами театральной педагогики.

Воспитание личности младших школьников средствами театральной педагогики. «Для того, чтобы воспитатьв ребенке личность, нужночтобы он прикоснулся кроли творца». Каждый педагог должен стремит...

Метод проектов с использованием компьютерных технологий как средство развития исследовательских умений младших школьников.

Большие возможности в формировании умений работать с информацией, планировать деятельность, анализировать и корректировать свою работу представляет метод проектов. Автор считает, что использование ком...

Коллекционирование как средство развития исследовательских умений младших школьников.

Данная статья была опубликована в журнале "Начальная школа" в 2011 году и посвящена актуальным вопросам образования....

Развитие проектной деятельности младших школьников средствами информационных технологий

Цель исследования: определить условия, при которых применение средств информационных технологий развивает проектную деятельность школьников. Объект исследования: процесс развития проектной ...

Особенности управления формированием исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе образования

Особенности управления формированием исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе образования...