Проблемно-диалогическое обучение на уроках окружающего мира
презентация к уроку (2, 3, 4 класс)

Презентация и текст выступления к городскому семинару по теме "Проблемно-диалогическое обучение на уроках окружающего мира" освещают основные аспекты технологии проблемно-диалогического обучения (автор Мельникова Е.Л.), а также применение технологического приема "Четыре квадрата" на этапе выдвижения и проверки гипотез. Также Вашему вниманию предлагается раздаточный материал для слушателей семинара - буклет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_lesiv1.pptx1.83 МБ
Microsoft Office document icon buklet_k_seminaru.doc1.04 МБ
Файл vystuplenie_na_gorodskom_seminare_lesiv.docx325.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ на уроках окружающего мира Подготовила: ЛЕСИВ Е.И., учитель начальных классов МБУ «Лицей №6» г.о. Тольятти

Слайд 2

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». А. Дистервег

Слайд 3

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. «проблемный» -постановка проблемы -поиск решения «диалог» -побуждающий -подводящий

Слайд 4

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее. + Развивает творческое мышление. +Максимально близок к жизненным ситуациям. -Ученики могут увести в сторону от темы -Невозможно рассчитать время на уроке +Развивает логическое мышление. +Просчитывается по времени. +Ведет к нужному результату коротким путем . - В меньшей степени развивает творчество и инициативу ВИДЫ ДИАЛОГОВ

Слайд 5

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – это интеллектуальное затруднение, возникающее в случае, когда ученик не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс, не может достичь цели известным ему способом. 1. Создание проблемной ситуации 2. Выдвижение версий 3. Актуализация знаний 4. Планирование деятельности 5. Поиск решения проблемы или открытие нового знания 6. Применение нового знания на практике 7. Рефлексия. ЭТАПЫ УРОКА «Проблемы невозможно решить, находясь на том же уровне мышления, на котором ты их создал». А.Эйнштейн

Слайд 6

Приемы создания проблемной ситуации «Классические» «Сокращенные» 1.Проблемная ситуация «с удивлением ». 2. Проблемная ситуация «с затруднением». 1.Побуждающий диалог от проблемной ситуации . 2. Подводящий к проблеме диалог . 3. Подводящий от проблемы диалог. «Мотивирующие» 1 . Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно». 2. Демонстрация непонятных явлений. 3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».

Слайд 7

ВОПРОСЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ОСОЗНАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ Что вас удивило? Что интересного заметили? Почему вы удивились? Сколько существует теорий? Сколько же в нашем классе разных мнений? Вы что предполагали? А что получилось на самом деле? Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Почему не можем выполнить задание? Чем оно отличается от предыдущего? Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Какова будет тема урока? Какой возникает вопрос?

Слайд 8

«с удивлением» Приём 1 . У читель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом . «с затруднением» Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2 . Доказывает, что задание всё-таки не выполнено. ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ -с удивлением -с удивлением

Слайд 9

Создание проблемной ситуации «с удивлением» Предъявление двух (и более) точек зрения. зрения. Столкновение разных мнений учащихся зрения. Противоречие между житейским представление и научным фактом. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ Разнообразна и удивительна наша планета . Сегодня на уроке мы будем продолжать постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля. Аня и Ваня с родителями тоже отправляются в путешествие. Аня с мамой на Южный полюс, а Ваня и папа на Северный полюс. Помогите им собрать вещи в дорогу. АНЯ ВАНЯ РАБОТА В ПАРАХ СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ -Что выбрали для поездки на Северный полюс? Почему? (На Северном полюсе холодно) -Что выбрали для поездки на Южный полюс? (На Южном полюсе тепло-житейские представления) ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ НАУЧНОГО ФАКТА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС ЮЖНЫЙ ПОЛЮС ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ Что вы думали сначала? – А что оказывается на самом деле? Какой же возникает вопрос? Вопрос фиксируется на доске – Какие еще есть пояса? А где же тепло? – Как будем искать ответ на наши вопросы?

Слайд 10

Создание проблемной ситуации «с затруднением» Невыполнимое задание Задание несходное с предыдущим «На ошибку» . Практически невыполнимое задание Тема: «План» – Изобразите на бумаге яблоко и ластик в натуральную величину. ( У чащиеся выполняют задание) – Изобразите жилой дом в натуральную величину. Вы смогли выполнить это задание? – Нет. – Почему? – Этого сделать нельзя. Дом не поместится. Он большой. – Какой возникает вопрос? – Как изобразить дом на листе. Как изображать большие объекты. Задание, сходное с предыдущим Тема: «Прогноз погоды» – Какое явление ожидается, если загремел гром и небо занесло тучами. – Ожидается дождь. – Неожиданно во время дождя показалось солнце. – Появится радуга. – Вечером наблюдается ярко-красный закат… – Завтра будет тепло. – Утром на траве не было привычной росы… – ??? – Медузы уходят в глубь моря… – Ласточки летают низко над землёй… – ??? – Вы смогли выполнить задание? – Нет. – В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? – По этим признакам мы не определяли погоду. О них редко говорят в народе (в городе). – Какой возникает вопрос? – Какие есть приметы для определения погоды? – Какова будет тема нашего урока? – Как люди определяют погоду? (Прогноз погоды) Выполнение задания и доказательство того, что оно не выполнено. ШАГ 1. ВОПРОС ИЛИ ЗАДАНИЕ «НА ОШИБКУ» – Вспомните, что нужно для жизни растениям? – Свет, тепло, вода… – Вспомните условия жизни в пустыне? – Мало воды . – Как вы думаете, много ли растений в пустыне? – Очень мало, почти нет. ШАГ 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОГО ФАКТА. – Сейчас я прочитаю вам отрывок из статьи. Быстро зеленеет пустыня. Появляются многочисленные темные сине-зеленые кустики с лиловыми цветочками гелиотропа. Вырастают яркие "снопы" свежей зелени селина - самого крупного злака песчаных пустынь. За неделю-другую распластываются на песке огромные, вычурно разрезные листья ферулы, образующие неправдоподобную по своей яркости и величине прикорневую розетку листьев, больше похожую на небрежно брошенный кружевной платок. Яркими и многочисленными огоньками выглядят разбросанные по песку красные цветы тюльпанов, окаймленные парой маленьких листочков, но уже развернувшие всю свою пышную красоту. – Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? – Какая же тема урока?

Слайд 11

Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом «яркое пятно» «актуальность» МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Слайд 12

Использование подводящего диалога Тема: «Про воздух…» – У меня в руках пластиковая бутылка. Что в ней? (Вопрос на ошибку) – Она пустая. – Опускаю горлышко бутылки в воду. Что наблюдаете? (Демонстрация научного факта) – Вода немного затекла в бутылку и дальше не поднимается. – Что вы сначала думали? – Что бутылка пустая. – А на самом деле? – Она не пустая. Там есть воздух. – А теперь я немного надавлю на бутылку. Что увидели? (Демонстрация научного факта ) – Из бутылки выходят пузырьки! Значит, она точно не пустая! – Какова будет тема урока? – Мы будем узнавать свойства воздуха.

Слайд 13

Сообщение темы с мотивирующим приёмом «ЯРКОЕ ПЯТНО» Красные двери В пещере моей, Белые звери Сидят У дверей. И мясо и хлеб — всю добычу мою Я с радостью белым зверям отдаю! «яркое пятно» Использование сказок, загадок, мифов, исторического материала, с целью заинтересовать Тема: «Пищеварительная система»

Слайд 14

Сообщение темы с мотивирующим приёмом «АКТУАЛЬНОСТЬ» «Актуальность» понимание учащимися практической значимости знаний Тема: «Уход за комнатные растениями »

Слайд 15

Подводящий от проблемы диалог Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий без проблемы диалог имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности . М ЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Слайд 16

Использование побуждающего к гипотезам диалога диалога Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий: 1) побуждения к выдвижению гипотез; 2) принятия выдвигаемых учениками гипотез; 3) побуждения к проверке гипотез; 4) принятия предлагаемых учениками проверок.

Слайд 17

ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ РЕШЕНИЙ Наблюдение и анализ. Сравнение, выделение общих признаков Отбор методом исключения («Это не подходит, так как...»). Сочетание наблюдения и опыта.

Слайд 18

ЭТ АП ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИЛИ ОПРОВЕРЖЕНИЯ ГИПОТЕЗ Методический прием «4 квадрата»

Слайд 19

Тема: «Москва – преемница Владимира» СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ – Назовите событие, произошедшие в …862 году – Приглашение князя Рюрика на княжение … 882 году –Захват князем Олегом Киева и объединение южного и северного центра Руси … 9 88 году – Крещение Руси князем Владимиром – Как это повлияло на развитие Руси? – Русь крепла. – Развивалась торговля. – Строились города. Города становились центрами развития торговли и культуры. – Р азвивалась письменность. – Строились храмы. – – Чем прославились князья… … Ярослав Мудрый? – Расширял границы Руси, основал город Ярославль. … Владимир Мономах? – Воинскими подвигами и добрыми делами, основал город Владимир на реке Клязьме . … Юрий Долгорукий? – Построил город Переславль-Залесский. … Андрей Боголюбский ? – «Я всю…Русь городами и селами великими населил и многолюдной учинил» – Сделайте предположение дальнейшем развитии Руси ? (Вопрос на ошибку ) – Русь продолжала богатеть и расширять границы. – Послушайте строки из летописи? ( П редъявление научного факта) – Какой возникает вопрос? «Множество мертвых лежаша , и град разорен, земля пуста, церкви позжены », «все изобнажено и поругано бедною и нужною смертию », «град и церкви пожгоша », «все пусто сотвориша и ограбиша », « испустошиша и города и волости»

Слайд 20

На Русь в XII - XIII в. обрушились беды, которые сильно ее ослабили. Что случилось? Междоусобицы. Нападение монголо-татар. Нападение немецких рыцарей. Вывод На западе – сражаться. Вступить в союз. Ярлык. В единстве – сила.

Слайд 21

Хорошо ли жить в городе? Вводная часть Аргументы «ЗА» Аргументы «ПРОТИВ» Вывод

Слайд 22

ПРОБЛЕМНО- Д ИАЛОГИЧЕСКИЙ УРОК ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ Формулирование темы урока (вопрос для исследования) Интерес к новому материалу, познавательная мотивация ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ «Открытие» нового знания Подлинное понимание учащимися материала

Слайд 23

«Чтобы найти новый путь, нужно уйти со старой дороги». Омар Хайям

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Слайд 25

В презентации показано использование технологии проблемно-диалогического обучения (автор Мельникова Е.Л.) на уроках окружающего мира. Разработка урока «Москва – преемница Владимира » – авторская.

Слайд 33

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации данный слайд не удалять! Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей № 21 г . Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Слайд 34

Интернет - ресурсы Карта: http://fony-kartinki.ru/_ ph/49/2/828651956.jpg Глобус: https:// img-fotki.yandex.ru/get/6209/66124276.66/0_702d0_c72aea87_orig Книги: http:// s1.pic4you.ru/allimage/y2012/08-20/12216/2356213.png На момент создания шаблона все ссылки на использованные ресурсы являются активными.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБУ «Лицей №6»

Городской семинар

«Пути достижения метапредметных результатов на уроках предмета «Окружающий мир»».

Тема выступления:

«Проблемно-диалогическое обучение на уроках окружающего мира в начальной школе»

Подготовила:

Лесив Е.И., учитель начальных классов

Тольятти

2019

Современная быстроменяющаяся жизнь диктует новые требования к учащимся. В портрете ученика – выпускника  начальной школы, обучающегося по ФГОС, указывается, что «это человек

-любознательный, активно познающий мир; владеющий основами умения учиться;

-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение» и т.д.

Следовательно, учителю недостаточно преподнести ребенку некую сумму знаний и умений, а еще необходимо сделать учащегося активным участником образовательного процесса. (Слайд 2)

«Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить».  
А. Дистервег 

А как это сделать? - возникает закономерный вопрос. ФГОС дает на него ответ: деятельностный подход. Реализуя деятельностный подход, каждый учитель строит свой урок на основе использования современных образовательных технологий с учетом личностных особенностей учащихся. Одной из них является проблемно-диалогическое обучение.

Под проблемным обучением понимается такая форма организации учебных занятий, которая предполагает создание учителем проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению.

В основе организации работы на уроке с использованием технологии проблемно-диалогического обучения лежит работа по решению проблемы с использованием специально организованного учителем диалога. (Слайд 2)

Данная технология носит общепедагогический характер, так как может применяться при реализации любых УМК как в начальной школе, так и в среднем и старшем звене и использоваться на любых предметах. Мы активно используем ее на уроках окружающего мира и считаем ее применение обоснованным и эффективным. Эффективность данной технологии обусловлена тем, что учащиеся самостоятельно осуществляют поиск решения самостоятельно сформулированной проблемы, а это позволяет приобрести более прочные знания – ведь ребенок до всего «дошёл» сам.

При этом на этапах постановки проблемы и поиска решений активно используется проблемный диалог. Выделяют два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог основан на вопросах учителя, которые стимулируют учащихся высказывать свою точку зрения и выдвигать гипотезы по решению проблемы. Подводящий диалог представляет собой цепочку вопросов, последовательные ответы на которые приводят к результату, запланированному учителем.

Этап

Проблемно-диалогические методы

Постановка проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы с мотивирующим приемом

Поиск решений

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

Подводящий от проблемы диалог

Подводящий без проблемы диалог

Что же стоит за понятием учебной проблемы или, как чаще говорят, проблемной ситуации? (Слайд 4,5)

Под этим подразумевается состояние некоего интеллектуального затруднения, для выхода из которого необходим поиск новых знаний либо новый способ их получения. (Слайд 6)

 «Проблемы невозможно решить,

находясь на том же уровне мышления,

на котором ты их создал».  
А.Эйнштейн

В связи с вышеизложенным этапы урока, построенного на основе использования технологии проблемно-диалогического обучения, выглядят следующим образом:

1.Создание проблемной ситуации

2. Выдвижение версий

3.Актуализация знаний

4. Планирование деятельности

5.Поиск решения проблемы или открытие нового знания

6. Применение нового знания на практике

7. Рефлексия. Самооценка.

Как создать проблемную ситуацию на уроке?

Данный этап урока – основополагающий и должен быть хорошо продуман учителем. Существует несколько вариантов создания проблемной ситуации с использованием диалога:

побуждающий от проблемной ситуации диалог;

подводящий к теме диалог;

сообщение темы с мотивирующим приемом. (Слайд 7)

Для создания проблемной ситуации необходимо некоторое противоречие, осознать которое учащемуся помогут такие вопросы учителя, как:

Что удивило вас? Что интересного заметили?

Сколько же разных мнений в классе?

Что вы сначала думали? Что вы предполагали?

Что получилось на самом деле?

Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?

Что вы хотели сделать?

Какие знания применили? Задание  выполнено? (Слайд 8)

Поставить учебную проблему – значит, помочь ученикам самим сформулировать тему урока.

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.

Рассмотрим способы создания проблемных ситуаций на уроках окружающего мира.

При этом учитель может использовать два типа создания проблемной ситуации:

-с удивлением

-с затруднением; (Слайд 9)

Приемы, используемые для создания проблемной ситуации «с удивлением».

Для этого учитель предъявляет учащимся противоречивые факты, побуждая выдвигать гипотезы об их истинности. (Слайд 9)

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

между двумя (или более) положениями

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.                      

между житейским  представлением учащихся и научным фактом

3. Шаг1.  Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью

Прием 1. Предъявление двух (и более) точек зрения. Данный прием широко используется в учебниках начальной школы. Например, в учебниках Климановой «Русский язык» и «Литературное чтение» имеются сквозные персонажи – ученики Аня и Ваня и профессор Самоваров. Аня и Ваня высказываю различные мнения, отвечая на вопросы профессора, тем самым позволяя учителю  обыграть проблемную ситуацию. (Слайд 10)

Прием 2. Столкновение разных мнений учащихся

Прием 3. Противоречие между житейским представление и научным фактом.

Пример. 2 класс, окружающий мир, тема урока “Тепловые пояса”

- Разнообразна и удивительна наша планета . Сегодня на уроке мы будем продолжать постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля

Дима с папой собираются на Северный полюс, а Маша с мамой на Южный. Помогите собрать вещи в дорогу. (дети в парах работают по карточке , вещи: сандалии, шуба, шляпа, варежки, шапка, шорты, майка, валенки, зонтик от солнца)

-Что выбрали для поездки на Северный полюс? Почему? (На Северном полюсе холодно)

-Что выбрали  для поездки на Южный полюс? (На Южном полюсе тепло-житейские представления)

 Предъявление научного факта (слайды )

Побуждение к осознанию противоречия

-Что вы думали сначала?

Побуждение к проблеме

-А что оказывается на самом деле? Какой же возникает вопрос?

   Фиксирует вопрос на доске– Какие еще есть пояса? А где же тепло?

-  Как будем искать ответ на наши вопросы?

Приемы, используемые для создания проблемной ситуации «с затруднением» (Слайд 11)

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

между необходимостью и невозможностью выполнить задание

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

6. Шаг1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие - в сути задания.

Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще.

Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.

3 класс Ч.1. Тема: О чем расскажет план

Учитель

Ученики

– Изобразите на листе бумаги яблоко и ластик в натуральную величину

– Изобразите жилой дом в натуральную величину.

– Вы смогли выполнить задание?

– В чём затруднение?

– Какой возникает вопрос?

Изображают яблоко и ластик.

– Это сделать нельзя! Дом большой, он не поместится на лист. (Пример 4. 3 класс, 1 часть, стр. 86 «Воздух и его свойства» (затруднение).

– Нет.

– Дом на лист бумаги в натуральную величину не поместился!

– Как разместить дом на листе бумаги. Как изобразить большие объекты.

Учитель

Ученики

– Какое явление ожидается: загремел гром, небо занесло тучами.

– Неожиданно во время дождя показалось солнце…

– Вечером наблюдается ярко- красный закат…

– Утром на траве не было привычной росы…

– Медузы уходят в глубины моря…

– Ласточки летают низко над землёй…

– Ожидается дождь.

– Появится радуга.

– Завтра будет тепло.

– ???

– ???

– ???

Учитель

Ученики

Выполнение задания и доказательство того, что оно не выполнено.

ШАГ 1. ВОПРОС ИЛИ ЗАДАНИЕ «НА ОШИБКУ»

– Вспомните, что нужно для жизни растениям?

– Вспомните условия жизни в пустыне?

– Как вы думаете, много ли растений в пустыне?

ШАГ 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОГО ФАКТА.

– Сейчас я прочитаю вам отрывок из статьи:

Быстро зеленеет пустыня. Появляются многочисленные темные сине-зеленые кустики с лиловыми цветочками гелиотропа. Вырастают яркие "снопы" свежей зелени селина - самого крупного злака песчаных пустынь. За неделю-другую распластываются на песке огромные, вычурно разрезные листья ферулы, образующие неправдоподобную по своей яркости и величине прикорневую розетку листьев, больше похожую на небрежно брошенный кружевной платок. Яркими и многочисленными огоньками выглядят разбросанные по песку красные цветы тюльпанов, окаймленные парой маленьких листочков, но уже развернувшие всю свою пышную красоту.

– Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста?

– Какая же тема урока?

Свет, тепло, вода…

– Мало воды.

Очень мало, почти нет.

Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".  (Слайд 12, 13, 14)

В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока. Прием "актуальность" состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог  представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. (Слайд 15)

При использовании этого варианта создания проблемной ситуации на уроке учитель должен продумать следующие действия:

1) создания проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждения к формулированию учебной проблемы;

4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Проблема может быть озвучена, как: тема урока  или вопрос, ответом на который и будет новое знание.  

Лучший вариант постановки проблемы, если ее озвучивают сами ученики. Но если они не могут осознать противоречие и сформулировать проблему, то учитель может использовать два вида диалога: (Слайд 16, 17)

Побуждающий (побуждает к осознанию противоречия и формулирования проблемы («Вы удивлены? Почему? Что интересного заметили? Какие возникают вопросы?»).

Подводящий (Посильные для ученика вопросы и задания, которые шаг за шагом приводят его к осознанию проблемы («Вспомни», «Сравни», «Проанализируй»).

После формулирования проблемы учителю необходимо организовать работу по поиску ее решения.

При этом также активно используется такие виды диалога как

Побуждающий к гипотезам диалог

Подводящий от проблемы диалог

Подводящий без проблемы диалог

Побуждающий к гипотезам диалог

Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:

1) побуждения к выдвижению гипотез;

2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;

3) побуждения к проверке гипотез;

4) принятия предлагаемых учениками проверок.

Учитель «направляет» учащихся с помощью наводящих суждений:

Давайте предположим...

В какой последовательности будете решать проблему...

Выскажите свою точку зрения

Какие есть догадки, предположения.

При доказательстве или опровержении гипотез могут быть использованы такие приемы как

-Наблюдение и анализ.

-Сравнение, выделение общих признаков.

-Отбор методом исключения («Это не подходит, так как...»).

-Сочетание наблюдения и опыта.

Для выдвижения гипотез,  их доказательств и опровержения  у учащихся должны быть сформированы такие практические навыки, как: умение ставить цель; находить и формулировать противоречия; выдвигать и обосновывать гипотезы; спорить, рассуждать, сравнивать свое мнение с высказываниями     других; оставлять план решения или выполнения задания; проверять и оценивать свои действия. (Слайд 19)

При этом учащиеся могут испытывать затруднения при формулировании устного ответа. На уроках окружающего мира эффективно применяется в этом случае прием «Четыре квадрата», способствующий систематизации результатов исследования и облегчающий построение речевого высказывания.

При применении этого приема записывается тема (или проблема) в виде полного законченного предложения, затем лист делится на 4 части Затем в левом верхнем, правом верхнем и левом нижнем квадратах  пишутся слова (или предложения) для доказательства идеи темы. Предложения в квадратах  - это разные аргументы. Они должны отличаться друг от друга. Это различие диктует необходимость использования союзных слов.

Последний квадрат – это вывод, подтверждающий тему всеми тремя доказательствами.

Во-первых,

Например,

Во-вторых,

Также

Наконец,

Также

В заключении

Это позволяет сделать вывод

  Проверка правильности решений.

Приёмы:

1.Сравнение с формулировкой правила в учебнике, готовым планом  действий.

2. Формулировка вывода с использованием таблиц, схем, алгоритмов и памяток.

3. Выполнение практических заданий по данной теме.

Тема: «Москва – преемница Владимира» (Слайд 20, 21)

– Назовите событие, произошедшие в

…862 году

Приглашение князя Рюрика на княжение

…882 году

–Захват князем Олегом Киева и объединение южного и северного центра Руси 

…988 году

Крещение Руси князем Владимиром

– Как это повлияло на развитие Руси?

Русь крепла.

Развивалась торговля.

Строились города. Города становились центрами развития торговли и культуры.

Развивалась письменность.

Строились храмы.

– Как это повлияло на развитие Руси?

Русь крепла.

Развивалась торговля.

Строились города. Города становились центрами развития торговли и культуры.

Развивалась письменность.

Строились храмы. – Сделайте предположение дальнейшем развитии Руси? (Вопрос на ошибку)

– Русь продолжала богатеть и расширять границы.

– Послушайте строки из летописи? (Предъявление научного факта)

– Какой возникает вопрос?

   Воспроизведение знаний.

Это творчество учащихся, которое обеспечивается выполнением продуктивных заданий трех типов:

на формулирование (темы, вопросов по теме);

опорный сигнал (символ, схема, опорные слова);

художественный образ: метафора, загадка, стихотворение.

Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

 

Методы поиска решения учебной проблемы

Побуждающий к гипотезам диалог

Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:

1) побуждения к выдвижению гипотез;

2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;

3) побуждения к проверке гипотез;

 4) принятия предлагаемых учениками проверок.

Подводящий к знанию диалог

Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся. (Слайд 23)

Педагогические эффекты применения технологии проблемного диалогового  обучения

Предметные образовательные результаты проблемного  обучения  – качественные знания. Их приобретение достигается за   счёт использования  центральных компонентов технологии: методы постановки   проблемы    обеспечивают   познавательную  мотивацию, методы   поиска решения   –   подлинное   понимание   материала,     продуктивные      задания - осознанное     воспроизведение.

Слайд 24 

Метапредметные образовательные    результаты   проблемного     диалога   –  универсальные учебные действия (общеучебные умения), которые делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные. В  становление познавательных действий    каждый    компонент     технологии   вносит   свой  вклад.   Побуждающий     диалог   развивает   творческие умения     осознавать   противоречие     и формулировать   проблему,   выдвигать и  проверять    гипотезы.   Подводящий диалог    формирует     логические    умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное     использование     опорного сигнала формирует знаковые умения.

Коммуникативные учебные действия осваиваются     преимущественно за  счёт варьирования      форм    обучения.    Поскольку     проблемно-диалогические методы   и   продуктивные   задания   позволяют работать и в парах, и в группах,    школьники      учатся    слушать другого,    договариваться,     распределять роли.

Регулятивные    учебные   действия   формируются   благодаря   центральным   компонентам    технологии.     Методы    постановки проблемы развивают целеполагание,   поскольку    проблема    –  это  и есть цель урока открытия нового материала.    Методы     поиска    решения учат   планированию   и   контролю,   потому    что  учебное   открытие    можно спланировать,      а  открытое     знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи.

Личностные     учебные  результаты   проблемного   диалога   –   становление   характера, мотивов, ценностей. Позиция активного    деятеля,   а  не  созерцателя воспитывает   такие   черты   характера, как   инициативность,     смелость,   трудолюбие. Роль  творца,  а    не   исполнителя   усиливает  познавательную мотивацию   учения,  ценность   творческой   деятельности,       отношения сотрудничества,  а     не     подчинения, формируют  доброжелательность и уважение к людям.  

Литература:

1.Е.Л.Мельникова. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.

2.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002

3.https://kopilkaurokov.ru/vsemuchitelam/meropriyatia/mastier-klass-po-tiemie-probliemno-dialoghichieskoie-obuchieniie-mietody-i-priiemy

4.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/03/11/master-klass-po-teme-tekhnologiya-problemno-dialogovogo

5.https://infourok.ru/master_klass_primenenie_tehnologii_problemnogo_dialoga-444077.htm

6.https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-tehnologija-problemnogo-obuchenija.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее обучение на уроках окружающего мира в начальной школе

Конспект урока окружающего мира во 2 классе....

Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

Групповая форма обучения на уроках окружающего мира.

Использование групповой формы работы на уроках окружающего мира....

Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках в начальной школе.

Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках в начальной школе.(из опыта работы)Семеева Н.С., учитель начальных классов     Важнейшая задача школы – предоставить каждому у...

Дифференцированный подход к обучению на уроках окружающего мира

Составление урока.Проверка домашнего задания.Домашнее задание....

Опыт работы "Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников"

Применение технологии проектной деятельности способствует развитию коммуникативных умений младших школьников, определённой  "интеллектуальной  зрелости", опыта развёрнутой, содержательной, д...

Проектный метод обучения на уроках окружающего мира.

Проектная- исследовательская  деятельность первоклассников в курсе "Окружающий мир" УМК "Планета Знаний"....