Групповая форма обучения на уроках окружающего мира.
статья по окружающему миру по теме

Тузова Вероника Владимировна

Использование групповой формы работы на уроках окружающего мира. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 « Групповая форма обучения на уроках окружающего мира».

Москва

        

План:

  1. Процесс обучения, как система овладения знаниями.
  2. Вопросы организации групповой работы.
  3. Оценка процесса и результатов групповой формы обучения.
  4. Возможности групповой формы обучения.

     Учебный процесс – явление сложное и многогранное. В нем переплетаются множество целей и задач, которые ставят перед собой и учитель, и ученик.

     Перед учителем всегда стояла трудная задача – учить хорошо всех. Но есть еще важная воспитательная задача – формировать у учащихся чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи.

     Известно, что наиболее распространенные формы учебной работы учащихся на уроке – индивидуальная и фронтальная. Естественно, индивидуальная работа предполагает индивидуализацию обучения, тогда как фронтальная его обеспечить практически не в состоянии. Следственно, появляется наличие определенного процента детей, не принимающих активного участия в работе.

     А проанализировав педагогическую литературу, выяснила, что еще с середины 80-х годов в школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям.

     Задача учителя – создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик активно работал, приобретая знания и умения. Считаю, что необходимо, в сочетании с индивидуальной и фронтальной работой шире использовать групповую, которая гораздо реже применяется на уроках окружающего мира. Организация работы в группах помогает сильным ученикам не только в изучении нового материала, но и в самоконтроле. Групповая форма обучения также помогает решить проблему подтягивания более слабого ученика.

     При этом класс, в зависимости от темы урока, делю на четыре – пять групп (можно организовать группы и без пересаживания детей). Деление класса на группы осуществляю по способностям учащихся. В каждой группе равное количество сильных и слабых детей. Среди которых учитель может выделить для себя лидеров, сильных учеников, средних учеников и слабых. Это условное деление основано не только на общих показателях успеваемости, но прежде всего учитывается психологические особенности детей (генератор идей, критик, исполнитель).

     Работа в группах может проводиться по следующему плану:

- чтение, анализ задания учащимися по группам;

- выполнение задания в группах;

- обсуждение задания в классе (причины затруднения – аргументы);

- вывод.

   

     Приведу примеры использования групповой работы на уроках окружающего мира.

     Тема: «Живые участники круговорота веществ». 3 кл. I ч.

Каждая группа работает с конвертом, в который вложены изображения различных животных.

Предложенное задание. Рассмотри животных. Какую роль в экосистеме они выполняют?

     Тема: «Пернатые изобретатели». 3 кл. II ч.

Работа с конвертом в группе. В каждом конверте находятся красочные рисунки птиц.

Вопросы и задание:

- Чем питается птица, в чем выражено ее приспособление к тому, чтобы добывать себе корм? Особое внимание обратите на ноги птицы и клюв (пальцы, их расположение)

     Темы: «Экосистема луга. Экосистема леса». 3кл. I ч.

Для работы в группах можно предложить следующее.

- работа с кодоскопом (по силуэтам определите название насекомых, птиц, животных; где их можно встретить; кто из них лишний; где обитает);

- работа с гербарием (определите название растения, найдите дополнительные сведения об этом растении в энциклопедии  и проверь свой ответ по вопросам: - лиственное или хвойное;

- это дерево, куст, трава, мох, гриб; - форма листа, цвет; - где растет.

     Тема: «На суше – как дома». 3 кл. II ч.

У каждой команды конверт с животными по данной теме, а также карта «Природных зон».

- Подумайте и расселите животных на карте. После обсуждения, расселяем животных на карте у доски.

Если возникло затруднение учащиеся обращаются за информацией к познавательной литературе.

Поисковые действия, которые выполняют учащиеся при данном виде работ, необходимы для приобретения недостающих умений, знаний, способностей. Умение работать с книгой и прочими источниками информации может быть сформировано при систематическом освоении этого способа работы. Без овладения умением рационально работать с книгой невозможно полноценное усвоение знаний, так как такие важные структурные компоненты процесса усвоения, как осмысливание и закрепление, осуществляются в процессе работы с книгой.

     Групповой отчет происходит поочередно. Выполнив задания, команды знакомят класс с ответом на вопрос. Учащиеся внимательно следят за ходом обоснования выполнения задания одного из представителей группы. Этот прием способствует развитию внимания. В течение урока оценивается работа всей группы.

     Большую активность проявляют дети, когда урок проходит в игровой форме.                   Поэтому можно организовать соревнования между группами, сказочное путешествие и многое другое. Критериями такой работы являются: правильность выполнения задания, организованность работы в группе.

     Таким образом, учащиеся, сотрудничая друг с другом, задумываются над вопросами совместной деятельности, которая способствует осознанному формированию умений и навыков.

     Также эта форма организации детей способствует реализации воспитательных целей, приучает детей к ответственности, готовности оказать помощь другим; повышает производительность работы учащихся, повышает активность и самостоятельность; дети учатся объективно оценивать себя и других.

Используемая литература:

1.Назарова, Казанский. Дидактика стр. 135-142.

2. Подласый И. П. Педагогика стр. 384-385.

3. «Начальная школа» № 2 1990г. стр.7.

4. «Начальная школа» № 3 1994г. стр.48.

5. «Начальная школа» № 10 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках окружающего мира.

Групповая форма работы на уроках окружающего мира....

Выступление на РМО "Активные формы обучения на уроках окружающего мира"

В настоящее время понимание системы образования неизмеримо расширилось, изменилось и представление о целях, задачах, содержании, методах и формах обучения. Приоритетность личностной ориентации в...

Групповая форма работы на уроках окружающего мира в 4 классе.

Аянитова Анна Егоровна, учитель начальных классовМОБУ СОШ № 27 г. Якутска, классный руководитель  4 В класса.Групповая форма работы на уроках окружающего мира в 4 классе.Общеизвестно, что основно...

«Использование парных и групповых форм обучения на уроках в начальной школе»

Одной из форм, которая позволяет детям раскрыться, является парная и групповая работа. Как подготовить детей и лучше организовать эти формы работы в учебном процессе?...

Статья в газету "Образование" на тему: "Использование активных форм работы на уроках окружающего мира"

Как построить урок окружающего мира наиболее эффективно? Какую роль в ситеме работы занимают уроки-обобщения и как лучше их организовать? На эти и другие вопросы отвечает статья, написанная на основе ...

"Формы земной поверхности" урок окружающего мира 2 класс "Школа России"

Урок окружающего мира во 2 классе по программе "ШколаРоссии" на тему: "Формы земной поверхности". Презентация ....

Использование групповых игровых технологий на уроке окружающего мира. Земля и человечество

Использование групповых игровых технологий на уроке окружающего мира. Земля и человечество...