Групповая форма обучения на уроках окружающего мира.
статья по окружающему миру по теме
Использование групповой формы работы на уроках окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovaya_forma_obucheniya_na_urokah_okruzhayushchego_mira.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« Групповая форма обучения на уроках окружающего мира».
Москва
План:
- Процесс обучения, как система овладения знаниями.
- Вопросы организации групповой работы.
- Оценка процесса и результатов групповой формы обучения.
- Возможности групповой формы обучения.
Учебный процесс – явление сложное и многогранное. В нем переплетаются множество целей и задач, которые ставят перед собой и учитель, и ученик.
Перед учителем всегда стояла трудная задача – учить хорошо всех. Но есть еще важная воспитательная задача – формировать у учащихся чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи.
Известно, что наиболее распространенные формы учебной работы учащихся на уроке – индивидуальная и фронтальная. Естественно, индивидуальная работа предполагает индивидуализацию обучения, тогда как фронтальная его обеспечить практически не в состоянии. Следственно, появляется наличие определенного процента детей, не принимающих активного участия в работе.
А проанализировав педагогическую литературу, выяснила, что еще с середины 80-х годов в школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям.
Задача учителя – создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик активно работал, приобретая знания и умения. Считаю, что необходимо, в сочетании с индивидуальной и фронтальной работой шире использовать групповую, которая гораздо реже применяется на уроках окружающего мира. Организация работы в группах помогает сильным ученикам не только в изучении нового материала, но и в самоконтроле. Групповая форма обучения также помогает решить проблему подтягивания более слабого ученика.
При этом класс, в зависимости от темы урока, делю на четыре – пять групп (можно организовать группы и без пересаживания детей). Деление класса на группы осуществляю по способностям учащихся. В каждой группе равное количество сильных и слабых детей. Среди которых учитель может выделить для себя лидеров, сильных учеников, средних учеников и слабых. Это условное деление основано не только на общих показателях успеваемости, но прежде всего учитывается психологические особенности детей (генератор идей, критик, исполнитель).
Работа в группах может проводиться по следующему плану:
- чтение, анализ задания учащимися по группам;
- выполнение задания в группах;
- обсуждение задания в классе (причины затруднения – аргументы);
- вывод.
Приведу примеры использования групповой работы на уроках окружающего мира.
Тема: «Живые участники круговорота веществ». 3 кл. I ч.
Каждая группа работает с конвертом, в который вложены изображения различных животных.
Предложенное задание. Рассмотри животных. Какую роль в экосистеме они выполняют?
Тема: «Пернатые изобретатели». 3 кл. II ч.
Работа с конвертом в группе. В каждом конверте находятся красочные рисунки птиц.
Вопросы и задание:
- Чем питается птица, в чем выражено ее приспособление к тому, чтобы добывать себе корм? Особое внимание обратите на ноги птицы и клюв (пальцы, их расположение)
Темы: «Экосистема луга. Экосистема леса». 3кл. I ч.
Для работы в группах можно предложить следующее.
- работа с кодоскопом (по силуэтам определите название насекомых, птиц, животных; где их можно встретить; кто из них лишний; где обитает);
- работа с гербарием (определите название растения, найдите дополнительные сведения об этом растении в энциклопедии и проверь свой ответ по вопросам: - лиственное или хвойное;
- это дерево, куст, трава, мох, гриб; - форма листа, цвет; - где растет.
Тема: «На суше – как дома». 3 кл. II ч.
У каждой команды конверт с животными по данной теме, а также карта «Природных зон».
- Подумайте и расселите животных на карте. После обсуждения, расселяем животных на карте у доски.
Если возникло затруднение учащиеся обращаются за информацией к познавательной литературе.
Поисковые действия, которые выполняют учащиеся при данном виде работ, необходимы для приобретения недостающих умений, знаний, способностей. Умение работать с книгой и прочими источниками информации может быть сформировано при систематическом освоении этого способа работы. Без овладения умением рационально работать с книгой невозможно полноценное усвоение знаний, так как такие важные структурные компоненты процесса усвоения, как осмысливание и закрепление, осуществляются в процессе работы с книгой.
Групповой отчет происходит поочередно. Выполнив задания, команды знакомят класс с ответом на вопрос. Учащиеся внимательно следят за ходом обоснования выполнения задания одного из представителей группы. Этот прием способствует развитию внимания. В течение урока оценивается работа всей группы.
Большую активность проявляют дети, когда урок проходит в игровой форме. Поэтому можно организовать соревнования между группами, сказочное путешествие и многое другое. Критериями такой работы являются: правильность выполнения задания, организованность работы в группе.
Таким образом, учащиеся, сотрудничая друг с другом, задумываются над вопросами совместной деятельности, которая способствует осознанному формированию умений и навыков.
Также эта форма организации детей способствует реализации воспитательных целей, приучает детей к ответственности, готовности оказать помощь другим; повышает производительность работы учащихся, повышает активность и самостоятельность; дети учатся объективно оценивать себя и других.
Используемая литература:
1.Назарова, Казанский. Дидактика стр. 135-142.
2. Подласый И. П. Педагогика стр. 384-385.
3. «Начальная школа» № 2 1990г. стр.7.
4. «Начальная школа» № 3 1994г. стр.48.
5. «Начальная школа» № 10 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая форма работы на уроках окружающего мира.
Групповая форма работы на уроках окружающего мира....
Выступление на РМО "Активные формы обучения на уроках окружающего мира"
В настоящее время понимание системы образования неизмеримо расширилось, изменилось и представление о целях, задачах, содержании, методах и формах обучения. Приоритетность личностной ориентации в...
Групповая форма работы на уроках окружающего мира в 4 классе.
Аянитова Анна Егоровна, учитель начальных классовМОБУ СОШ № 27 г. Якутска, классный руководитель 4 В класса.Групповая форма работы на уроках окружающего мира в 4 классе.Общеизвестно, что основно...
«Использование парных и групповых форм обучения на уроках в начальной школе»
Одной из форм, которая позволяет детям раскрыться, является парная и групповая работа. Как подготовить детей и лучше организовать эти формы работы в учебном процессе?...
Статья в газету "Образование" на тему: "Использование активных форм работы на уроках окружающего мира"
Как построить урок окружающего мира наиболее эффективно? Какую роль в ситеме работы занимают уроки-обобщения и как лучше их организовать? На эти и другие вопросы отвечает статья, написанная на основе ...
"Формы земной поверхности" урок окружающего мира 2 класс "Школа России"
Урок окружающего мира во 2 классе по программе "ШколаРоссии" на тему: "Формы земной поверхности". Презентация ....
Использование групповых игровых технологий на уроке окружающего мира. Земля и человечество
Использование групповых игровых технологий на уроке окружающего мира. Земля и человечество...