Формирование коммуникативных универсальных действий у обучающихся с ОВЗ, через развитие мелкой моторики
материал

Ялаудинова Юлия Анатольевна

Формирование  коммуникативных УУД у обучающихся с ОВЗ, через развитие мелкой моторики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ, через развитие мелкой моторики.

    Актуальность вопроса о важности развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. А именно эти аспекты влияют на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

        Как известно, моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточнаякоординированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Т.е мы с вами сталкиваемся на уроках с проблемой,   когда детям приходится  что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать.   И,  конечно же, отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.  Именно эти трудности,  порой заставляют педагога отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

 Развитие двигательных и познавательных способностей реализуется через развитие:

  1. Двигательной области коры головного мозга.
  2. Речевой области коры головного мозга.
  3. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.
  4. Координации крупных движений  и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков.
  5. Пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве.
  6. Формирование навыков учебной деятельности.

Реализация этих задач с учётом  возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию.

На уроках  развитию мелкой моторики необходимо уделять особое внимание. От задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя ЦНС и способствуя её развитию.

В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны даёт возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребёнка через тренировку тонких движений пальцев рук.

Работу по развитию мелкой моторики у детей надо проводить систематически, уделяя ей не менее 3-5 минут на каждом уроке.Существуют различные виды упражнений по формированию мелкой моторики.

  1. Кинезиологические упражнения.
  2. Упражнения с карандашом.
  3. Упражнения со специальными гимнастическими приспособлениями (валики, мячики, кольца).
  4. Пальчиковая гимнастика.
  5. Работа с мелкими предметами.

Я хочу остановиться на каждом представленном виде упражнений и примерах, которые вы сможете применять на уроках для тренировки тонких движений пальцев рук.

Кинезиологические упражнения

Эти упражнения направлены на развитие межполушарной  специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизации работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Использование кинезиологических упражнений  на уроках повышают работоспособность детей, активизируют интеллектуальные процессы, способствуют развитию мелкой моторики.

Если при работе в быту с различными предметами мы активно используем, в основном большой, указательный, и средний пальцы рук, то при выполнении кинезиологических упражнений задействуем и безымянный с мизинцем.

Примеры упражнений:

  1. Колечко.
  2. Кулак-ребро-ладонь
  3. Лезгинка.
  4. Зеркальное рисование.
  5. Ухо-нос.
  6. Змейка.
  7. Горизонтальная восьмёрка.

Упражнения с карандашом

  1. Взять карандаш между ладонями и потереть. Послушать левым ухом, правым ухом, как «шумит карандаш».
  2. Поставить локти на стол. Взять карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутить его вперёд и назад. Отложить карандаш, опустить руки, встряхнуть ими.
  3. Игра «Тихо-громко». Мама курица позвала цыплят поклевать зёрнышек. Цыплята клевали их тихо, они маленькие, а мама-курица – громко, она большая.
  4. Взять карандаш и зажать его указательными пальцами обеих рук. Вращать руки с карандашом то в одну, то в другую сторону. Карандаш вращается в горизонтальной плоскости.
  5. Поставить локти на стол. Взять один карандаш между указательными пальцами обеих рук, а другой между средними пальцами и соединить их. Раздвинуть указательные и средние пальцы обеих рук одновременно вместе с карандашами и снова соединить их.
  6. Взять 2 карандаша указательными и средними пальцами ( как в упр.5). Повернуть зажатые между пальцами карандаши вертикально так, чтобы два пальца правой руки были сверху, а два пальца левой руки поддерживали карандаши снизу. Карандаши вращаются в вертикальной плоскости.

Упражнения со специальными приспособлениями (валики, мячики, кольца

Сжимание и разжимание кольца, мяча.

Зажать массажный  мяч или валик между ладонями и покатать.

Нанизывание колец на пальцы и снятие их.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Следим  за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.
Работа с мелкими предметами

Нанизывание бусин на верёвочку.

  • Работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины.
  • Работа с фасолью (выложить контур рисунка фасолью).
  • Работа со  счётными палочками (палочки Кьюзера)
  • Работа с бумагой.
  • Лепка (глина, пластилин, тесто).
  • Шнуровка на специальных рамках, ботинок.
  • Завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке (макраме).
  • Работа с проволокой, скрепками (цепочка из скрепок).
  • Закручивание шурупов, гаек.
  • Игры с конструктором, кубиками.

Ну и, конечно же, работая над развитием мелкой моторики, проходит работа над развитием графических навыков:

  • рисование линий различной формы и сложности,
  • рисование орнамента по клеточкам,
  • обведение по контуру, штриховка,
  • рисунок по точкам,
  • Дорисовывание изображений,
  • Рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности.

Вывод:

Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев. Развивая тем самым речевые возможности ребёнка, что приводит к формированию коммуникативных универсальных учебных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие школьно-значимых функций и коррекция их недостатков через развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации».

Данный документ описывает методику японского учёного Йосиро Цуцуми и методику Т.В. Фадеевой по развитию мелкой моторики, позволяющих корректировать школьно-значимые функции....

"формирование коммуникативных универсальных действий на уроках математики в 1 классе при работе с пособием "Спектра"

Статья раскрывает особенности работы с математическим комплектом , состоящим из деревянного счётного матераила "Математические кораблики", демонстративного магнитного плаката и альбома для групповой и...

Активизация мыслительной деятельности через развитие мелкой моторики

Выступление на семинаре с ДОУ. Тема «Активизация мыслительной деятельности через развитие мелкой моторики»....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ, через развитие мелкой моторики.

Актуальность вопроса о важности развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциона...

Формирование коммуникативных УУД у обучающихся с ОВЗ, через развитие мелкой моторики.

Как известно, моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: на­рушение произвольной регуляции движений, недостаточная...

Коррекционно-развивающее занятие с группой обучающихся первого класса на развитие мелкой моторики «Помощники королевича Елисея»

Программное содержание:Закрепить знания сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».Совершенствовать умение держать ручку, карандаш, фломастер.Развитие умения произв...