«Развитие школьно-значимых функций и коррекция их недостатков через развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации».
статья на тему

Баганова Татьяна Васильевна

Данный документ описывает методику японского учёного Йосиро Цуцуми и методику Т.В. Фадеевой по развитию мелкой моторики, позволяющих корректировать школьно-значимые функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_shkolno.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие школьно-значимых функций и коррекция их недостатков через развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации».

1слайд –титульный

(2 слайд) Известный педагог Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев".

          Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.

(3 слайд) Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга.

(4 слайд) Японская акупунктура - еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга.

(5 слайд)   Исследования отечественных физиологов подтверждают связь руки с развитием мозга. Физиологами было установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Тренировка тонких, координационных движений пальцев и кисти рук является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие мышления ребёнка. Цель занятий массажем и пальчиковой гимнастикой – развитие взаимосвязи между полушариями мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализуются, то есть находят словесное выражение, а происходит это благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Уровень развития мелкой моторики – показатель интеллектуальной готовности к обучению. При высоком уровне развития мелкой моторики ребёнок умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Следовательно, можно говорить о том, что развитие мелкой моторики является одним из самых важных компонентов коррекционного выравнивания ШЗФ.

Методика Йосиро Цуцми

(6 слайд) В своей работе использую упражнения массажа пальцев и кистей рук из методики японского учёного Йосиро Цуцуми Массаж пальцев Все верхние фаланги пальцев и особенно ногти - проекции головы. И надавливая на них, особенно на ногти, мы стимулируем головной мозг, а также улучшаем его кровообращение.

1)Массаж пальцев и кистей рук начинают с мизинца, примерно с середины ногтя. Палец массируют большими пальцам обеих рук, легко и свободно, круговыми движениями, по 3-5 раз, по направлению от первой фаланги к кончику и в обратном направлении. Затем пройдите по нему, надавливая на него большим и указательным пальцем. Такой же массаж проделывают для указательного, безымянного, среднего и большого пальцев.

2)Массаж ладоней шестигранным карандашом (активизирует нервные окончания, снимают напряжение.

3)Хлопки ладонями. Улучшают когнитивные и моторные навыки – память, мышление, внимание и сенсорное восприятие, позволяют снять напряжение. (Хлопок в ладоши равносилен маленькому взрыву, выходит отрицательная энергия. Звук носит очищающий характер).

4)Растирание ладоней. (Прилив тепла, улучшение кровообращения)

Пальчиковая зарядка

(7 слайд) 1)«Пальчики здороваются» – улучшение памяти- (с некоторыми усилиями прижимать кончики пальцев к большому пальцу, надавливать большим пальцем на основание остальных. Это упражнение способствует улучшению памяти) Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполнятся каждой рукой отдельно, затем вместе.

( 8 слайд)

2) «Пальчики здороваются» (усложнённый вариант) Движение больших пальцев в одном направлении. Соединяем на правой руке большой и указательный пальцы, а на левой – большой и мизинец.

(9 слайд)

3) «Цепочка» Соединяют большой и указательный палец левой руки, затем правой, предварительно пропустив, через образовавшееся колечко. Разъединяют и соединяют большие и средние пальцы и т. д.

(10 слайд)

4)«Плетение цепочки» Соединяют большой и указательный пальцы противоположных рук, затем большой и средний и т. д. при этом поворачивая кисти рук. Выполнять разъединяя пальцы и не разъединяя одну из пар пальцев, а поворачивая их для соединения большого пальца с другим (средним, безымянным, мизинцем).  

(11 слайд)

5)«Кулак – ребро-ладонь» - Три положения руки последовательно сменяющих друг друга. Выполняется сначала одной рукой, потом другой и двумя вместе. Повтор 8-10 раз. (Позволяет активизировать внимание) . При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами ("Кулак-ребро-ладонь”), произносимых вслух или мысленно.  

(12 слайд)  

6)«Лягушка» Руки лежат ладонями на столе. Одновременно сжимать и разжимать кисти. Или поочерёдно: одна рука сжата в кулак, другая лежит ладонью на столе.

Методика развития мелкой моторики Т.В.Фадеевой

Для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму пользуюсь методикой, разработанной Т.В. Фадеевой

Упражнение 1. Ладошки лежат на столе. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

Упражнение 2. Ладошки лежат на столе. Дети поочерёдно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.

Упражнение 3. Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка (или карандаш) не опускались ниже большого пальца.

Упражнение 4. На столе лежат 10 – 15 карандашей или счётных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем так же по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).

Упражнение 5. Дети зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.

Упражнение 6. Один конец ручки зажимают средним и указательным пальцами правой руки. При этом другой конец направлен от груди. Нужно, перевернув ручку, вложить её в левую руку свободным концом. Затем очередным переворотом вкладывают ручку в правую руку и т.д.

Упражнение 7. Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Дети, представив себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.  ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (Зрительно-двигательная координация)

(13 слайд и 14 слайд)

Глазо – двигательные упражнения расширяют поле зрения, улучшают восприятие, развивают межполушарные взаимодействия, включают структуры мозга, контролирующее мышление, речь и поведение, активизируют процесс обучения.

(15 слайд)

Развитие сенсорно-моторных координаций

Упражнение на формирование координации в системе «ухо – рука"

Пчела

Сидела пчёлка в улье всю ночь. А наступило утро, полетела она на луг.

1)Сначала она переместилась на одну клеточку вниз, Затем на одну клеточку влево, вверх и снова влево (На какой по цвету клетке оказалась пчёлка?)

2)Перелетела пчёлка на одну клеточку вправо Затем вверх, влево на одну клеточку и снова вверх (На какой по цвету клетке оказалась пчёлка?)

Результативность

1)Массаж и пальчиковая гимнастика оказали общеукрепляющее средство, профилактическое средство против простудных заболеваний.

2)Внимание и мышление у детей улучшилось. Дети с дефицитом школьно-значимых функций  удовлетворительно усваивают программу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система развития школьно-значимых функций при подготовке ребенка к школе.

Система развития школьно – значимых функций при подготовке детей к школе.Целью подготовки дошкольников к школьному обучению является выявление индивидуальных особенностей детей, а также формирование у...

Использование изобразительной деятельности для коррекции речевого недоразвития и развития мелкой моторики у старших дошкольников с дизартрией

Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как с...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ  Больше ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: "Повтори движение" (вариант иг...

Активизация мыслительной деятельности через развитие мелкой моторики

Выступление на семинаре с ДОУ. Тема «Активизация мыслительной деятельности через развитие мелкой моторики»....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ, через развитие мелкой моторики.

Актуальность вопроса о важности развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциона...

Формирование коммуникативных УУД у обучающихся с ОВЗ, через развитие мелкой моторики.

Как известно, моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: на­рушение произвольной регуляции движений, недостаточная...