"формирование коммуникативных универсальных действий на уроках математики в 1 классе при работе с пособием "Спектра"
статья по математике (1 класс) по теме
Статья раскрывает особенности работы с математическим комплектом , состоящим из деревянного счётного матераила "Математические кораблики", демонстративного магнитного плаката и альбома для групповой и индивидуальной работы.В него же входят демонстрационные бусы и бусы для ученика. Комплект не связан с конкретным учебником. С ним можно работать по любому варианту рабочей программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_potemkinoy_g.v._gimnaziya_svyatitelya_vasiliya_velikogo.docx | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных универсальных действий на уроках математики в 1 классе при работе с пособием «Спектра»
Потёмкина Галина Витальевна, учитель начальных классов высшей категории, АНОО «Гимназия Святителя Василия Великого», Одинцовский район, e-mail: galina.potiomkina@gmail.com
В соответствии с требованиями ФГОС целью школьного образования является развитие способности ученика самостоятельно ставить перед собой учебные цели и задачи, проектировать пути их реализации, самому контролировать и оценивать свои достижения, т. е формировать у ученика умение учиться. Учащийся сам должен стать активным участником образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение ими дает учащимся возможность самостоятельно и успешно усваивать новые знания и умения на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Универсальные учебные действия - это навыки и умения, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Важно стимулировать творческую активность детей, поддерживать и развивать их интерес к познанию.
Хочу поделиться опытом своей работы по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных действий на уроках математики при работе с пособием «Спектра» и «Палитра».
Для начальной стадии преподавания математики в 1 классе предназначен математический комплект, состоящий из деревянного счетного материала «Математические кораблики», демонстрационного магнитного плаката и альбома заданий для индивидуальной и групповой работы. В этот же комплект входят демонстрационные бусы и бусы для ученика. Комплект не связан с конкретным учебником, с ним можно работать при обучении вычислениям в пределах 20 по любому варианту программы для начальной школы.
«Математические кораблики» я использую при изучении следующих тем:
1.Числовой ряд чисел в пределах 20 ( введение понятия числа, прямой и обратный счет, изучение числовой последовательности и порядкового счета);
2.Отношения «больше на…», «меньше на…»;
3.Сравнение чисел;
4.Сложение и вычитание в пределах 10;
5.Сложение и вычитание с переходом через разряд;
6.Названия компонентов действий сложения и вычитания, а так же нахождение неизвестного компонента;
7.Перестановка слагаемых;
8.Решение задач.
В начале обучения математики необходимо создать у ученика образ числа. Не все дети хорошо воспринимают зрительные и звуковые образы. У некоторых из них в памяти лучше всего фиксируются тактильные образы. Таким детям приятные на ощупь гладкие бусы и фишки окажут неоценимую помощь в овладении математикой.
Дети младшего школьного возраста лучше всего понимают и запоминают то, что «открыли» сами в деятельности, в игре, ощутили своими руками. Способности к обучению развиваются быстрее, если дети работают самостоятельно, с помощью собственных действий приходят к новым результатам, приобретают новые умения.
Ознакомлю вас с некоторыми заданиями и формами работы :
1.Прямой и обратный счёт. Пересчитывание фишек. Если кораблики перевернуть, то на обратной стороне будут цифры от 1 до 20.. (дети распределяют роли в паре: один ведет прямой счет, а другой-обратный) ;
2. Знакомство с числом и цифрой. Например, с числом 6: к 5 красным фишкам добавить 1 синюю. Сколько всего фишек стало? Какой цифрой обозначим? ( делают вывод: прибавить к числу 1, значит назвать число, которое следует за ним при счете);
3.Знакомство с составом числа 6: Дети выставляют 6 фишек красного цвета в двух корабликах, затем переворачивают сначала одну фишку (1+5), затем вторую (2+4), затем третью (3+3) и т.д. (развивается умение слушать друг друга, делать выводы, умение договориться, кто будет перед классом представлять свою работу);
3. Решение примеров с переходом через разряд. Например, 6+5. Детям предлагается выложить 6 фишек синего цвета в 1 и во 2-ом корабликах, в 3-м – 5 красных. Затем дети дополняют 2-й кораблик до 10 красными фишками и видят, что в 3-м кораблике осталась одна фишка. Опираясь на свои знания: прибавить 1, значит назвать следующее при счёте число, т.е. 11 или 10 и 1, получится 11 (происходит открытие нового знания, установление закономерностей, использование уже имеющихся знаний);
4.Нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного вычитаемого и уменьшаемого. Дети решают примеры вида: 4+…=7, 6-…=3, …-4=2. Иллюстрируют решение при помощи фишек:4+…=7 , выставляют 7 фишек красного цвета, из них переворачивают 4, 3 красные фишки-это второе слагаемое. (совместный поиск решения, умение отстаивать свою точку зрения);
5.Выводим математические правила (перестановка слагаемых).Дети выставляют на 1-ом кораблике 5 красных фишек и 5 синих фишек на втором Сколько всего фишек? (10), меняем кораблики местами. Сколько всего фишек? (10) Что заметили? (умение оперировать математическими терминами, делать выводы);
6. Игра «Сколько фишек закрыли?»
Учитель на магнитном полотне выставляет 9 фишек в определенном порядке: красная, синяя, красная, синяя и т.д. Вопрос 1: Сколько фишек закрыли, если всего в кораблике 9 фишек, а мы видим только 4? Вопрос 2: Какого цвета будет 6-я фишка? 8-я? (развивается концентрация внимания, умение контролировать действия друг друга);
7.Сравнение чисел. Ставят 2 кораблика бок о бок, на одном кораблике 6 красных фишек, а на другом 4 красные фишки. Где фишек больше? Где меньше? (умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия, вести диалог в паре, делать выводы);
8.Решение задач. При помощи фишек демонстрируем решение задачи: У Коли 3марки, а у Саши на 2 марки больше. Сколько марок у Саши? Дети выставляют столько фишек, сколько марок у Коли-3.Что значит: у Саши на 2 марки больше? Это значит, что у него столько же марок, сколько у Коли, да еще 2, т.е. 3+2=5.выставляют 5 фишек.
На этапе закрепления и отработки вычислительных навыков я использую «Альбом заданий». Альбом состоит из карточек, на каждой карточке дан образец выполнения задания.(работа с карточками способствует развитию навыков самостоятельной и парной работы)
Использование бус в 1 классе аналогично «корабликам». Счетные бусы- это великолепный материал, с помощью которого можно присчитывать по 2, по3, по4 и т.д. Можно решать примеры в несколько действий и проверять правильность вычислений путем присчитывания и отсчитывания: 2+3-2+1-4=0. Бусы можно использовать во 2 - 4 классах при изучении таких тем, как «Сотня» и «Тысяча».
Так же на уроках математики можно использовать развивающее пособие «Палитра». Это пособие применяется на этапе закрепления для отработки навыков счета в пределах 20 по теме «Сложение и вычитание». Служит хорошим средством для развития у детей навыков самоконтроля и проверки своих знаний. Можно использовать в парной и групповой работе. Набор карточек в «Палитре» систематизирован по темам и разным уровням сложности.(дети имеют право выбора: выбрать задание себе по силам, сильный ученик может помочь слабому)
Работая с данными математическими пособиями, мы развиваем у детей такие важные учебные навыки как: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Первоклассники овладевают такими важными умениям, как умение сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Дети учатся координировать свою позицию с позицией партнера при выработке общего решения в совместной деятельности. Ребята, работая сообща, приобретают такие важные качества, как ответственность и взаимовыручка.
Список литературы: « Альбом заданий»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
«Обучение в сотрудничестве как метод формирования коммуникативных универсальных действий при реализации ФГОС»
Проект выступления на районном семинаре....
Формирование коммуникативных универсальных действий у первоклассников
Задания на формирование коммуникативных универсальных действий....
Формирование коммуникативных универсальных действий средствами совместно - творческой деятельности (работа в группах).
В статье рассматриваются возможности формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий средствами совместно – творческой деятельности (работа в группах). Компетентность и г...
Формирование коммуникативных универсальных действий
В данной статье расмотрены примеры формирования коммуникативных универсальных действий младших школьников....
Проект выступления на районном семинаре по теме «Обучение в сотрудничестве как метод формирования коммуникативных универсальных действий при реализации ФГОС»
Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного ста...
Презентация "Формирование коммуникативных универсальных действий в начальной школе (из опыта работы)".
Презентация "Формирование коммуникативных универсальных действий в начальной школе (из опыта работы)". Подготовила: Алексеева Нина Петровна....