Индивидуальный план работы с учащимся 3-го класса по ликвидации пробелов в знаниях по математике на 2018-2019 уч. г.
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы с учащимся 3-го класса по ликвидации пробелов в знаниях по математике на 2018-2019 уч. г.
Маршрутный лист
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | понедельник | вторник | среда | чет верг | пятница |
1 2 | Аблаев Илья Максюк Алексей | 14 00 - 14 40 Дополнительные занятия по математике | 14 00 - 14 40 Дополнительные занятия по математике |
Содержание индивидуальной программы
Сфера помощи: Ответственный специалист | педагогическая педагог | |
1 | 2 | |
Проблема ребёнка |
Низкий уровень работоспособности; ниже среднего уровень развития мелкой моторики, а крупная моторика развита согласно возрасту; зрительно-пространственная ориентация недостаточно развита согласно возрасту; в норме уровень зрительного и слухового восприятия, ниже нормы уровень устойчивости и концентрации внимания, средний уровень долговременной памяти; повышенная утомляемость. | |
Направления коррекционной работы | Основополагающие направления: 1.Создание условий для успешного усвоения учащимся учебных программ. 2.Организация работы со слабоуспевающим учащимся на уроке. 3. Методы и формы работы со слабоуспевающим учащимся во внеурочное время. 4.Воспитательная работа со слабоуспевающим учащимся, нацеленная на повышение успеваемости. 4. Организация работы с родителями слабоуспевающего учащегося. Виды деятельности:
| |
Технологический инструментарий (формы и средства коррекции) | Оказание помощи неуспевающему ученику: | |
Этапы урока | Виды помощи в учении | |
Контроль подготовленности учащегося | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащемуся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. | |
Изложение нового материала | Поддержание интереса ученика с помощью вопросов, выявляющих степень понимания им учебного материала. Привлечение его в качестве помощника при подготовке к уроку. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. | |
Самостоятельная работа учащегося на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающего. Более тщательный контроль его деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления. | |
Организация самостоятельной работы вне класса | Выбор наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. | |
Прогнозируемый результат | 1.Оказание своевременной помощи по ликвидации пробелов в выполнении программных требований по предмету. 2.Развитие памяти, усвоение алгоритма рассуждения при выполнении типовых заданий. 3.Добиться умения работать над задачей, понимать алгоритм рассуждения. 4.Формирования умения самостоятельно работать по учебнику, с текстом заданий. 5.Повышение уровня учебной мотивации, развитие интереса к учебе, самостоятельности в работе, оказание педподдержки. 6. Организация общих усилий семьи и школы в целях ликвидации пробелов в знаниях ребенка, определение путей коррекционной работы. | |
Фактический результат |
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | 1.10 3.10 | Математика: Повторение пройденного во 2 классе. | 2 |
2 | 8.10 10.10 | Математика: Задачи в 2 действия на сложение, вычитание, умножение, деление | 2 |
3 | 15.10 | Математика: Таблица умножения и деления на 2, 3, 4. | 1 |
4 | 17.10 | Математика: Простые задачи на нахождение части числа. Простые задачи на нахождение числа по его части. | 1 |
5 | 22.10 | Математика: Таблица умножения на 5, 6. Задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз. | 1 |
6 | 24.10 29.10 | Математика: Порядок выполнения арифметических действий в выражениях без скобок, со скобками, состоящих из 2 действий. | 2 |
7 | 12.11 | Математика: Таблица умножения и деления на 7, 8, 9. Нахождение значения числового выражения более сложной структуры. | 1 |
8 | 14.11 | Математика: Площадь прямоугольника (квадрата) и ее измерение в квадратных сантиметрах. Задачи на кратное сравнение. | 1 |
9 10 | 19.11 21.11 | Математика: Задачи на зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. | 2 |
11 12 | 26.11 28.11 | Математика: Задачи в 2 – 3 действия на умножение, деление. Их сравнение и преобразование. | 2 |
13 | 3.12 | Математика: Задачи на зависимости между величинами: расход на один предмет, число (количество) предметов, общий расход | 1 |
14 | 5.12 | Математика: Деление с остатком и его проверка. | 1 |
15 | 10.12 | Математика: Умножение числа на произведение - сочетательное свойство умножения натуральных чисел. | 1 |
16 | 12.12 | Математика: Сравнение объёмов геометрических фигур, состоящих из некоторого числа кубов | 1 |
17 | 17.12 | Математика: Умножение на однозначное число двузначных чисел с помощью разложения на разрядные слагаемые. | 1 |
18 19 | 19.12 24.12 | Математика: Деление на однозначное число двузначных чисел с помощью разложения на удобные слагаемые. | 2 |
20 | Математика: Задачи в 2 – 3 действия на сложение, вычитание, умножение, деление. | ||
21 | Математика: Устное умножение двузначного числа на однозначное. | ||
22 | Математика: Умножение трёхзначного числа на однозначное. | ||
23 | Математика: Деление двузначного числа на двузначное способом подбора. | ||
24 | Математика: Письменное умножение двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. | ||
25 | Математика: Решение задач с помощью составления уравнения. | ||
26 | Математика: Письменное деление трёхзначного числа на однозначное, у которого единицы каждого разряда делятся на это число (деление вида 426:2) | ||
27 | Математика: Письменное деление двузначного числа на однозначное, у которого единицы высшего разряда не делятся на это число, в случаях вида 42:3. | ||
28 | Математика: Письменное деление трёхзначного числа на однозначное число (деление вида 728 : 4). | ||
29 | Математика: Арифметические действия в пределах 1000. | ||
30 | Математика: Геометрические фигуры. Периметр, площадь прямоугольника (квадрата), объём куба. |
Краткая характеристика слабоуспевающих детей 3 класса
Аблаев И., Максюк А.– низкая техника письма и счёта, отсутствие навыков самостоятельности в работе, недостаточная домашняя подготовка, маленький словарный запас.
Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих.
Поэтому, этим учащимся необходимо большее количество времени на отработку навыка, необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Необходимы дополнительные упражнения, в которых заключена продуманная система помощи ребёнку, заключающая в серии «подсказок», необходимых для успешного обучения.
На индивидуальных занятиях ученики будут работать под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
пользоваться правилами порядка выполнения арифметических действий в выражениях со скобками и без скобок, состоящих из 2-3 действий, при нахождении значений выражений;
выполнять письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел, письменное умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число;
находить долю (часть) числа и число по его доли (части);
решать задачи в одно-три действия, в том числе задачи на зависимости между величинами: цена, количество, стоимость, масса одного предмета, число (количество) предметов, общая масса; расход на один предмет, число (количество) предметов, общий расход;
использовать правила кратного и разностного сравнения чисел (находить во сколько раз одно число больше (меньше) другого); на сколько одно число больше (меньше) другого);
решать уравнения на основе правил нахождения неизвестных компонентов арифметических действий;
вычислять площадь и периметр прямоугольника (квадрата);
вычислять объём куба и объём фигуры, состоящей из некоторого числа кубов;
находить значения выражения с двумя буквами;
обозначать геометрические фигуры латинскими буквами и правильно произносить эти буквы.
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 3 класса
2018/2019 учебный год
Цель программы
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по математике;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Задачи программы:
- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
- пробуждение природной любознательности;
- создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику
- вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
Учащихся:
Получение знаний за курс 3 класса
Выбор форм получения знаний.
Родителей:
В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.
Школы:
Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.
Педагогические технологии, используемые при работе:
- индивидуализация образовательного процесса;
- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
- диалоговая форма обучения;
- игровые формы;
- памятки, карточки, творческие задания
- вовлечение в групповую работу
- вовлечение в проектную деятельность
Формы контроля:
- устные и письменные опросы;
- самостоятельные и проверочные работы;
- предметные тесты;
- собеседования;
- контрольные работы.
Принципы построения - приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)
3. запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.
4. указание алгоритма решения или выполнения.
5. Указание аналогичной задачи, решенной раньше.
6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
8. Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
9. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
10. Выдача ответа или результата выполнения задания.
11. расчленение сложного задания на элементарные составные части.
12. Постановка наводящих вопросов.
13. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
14. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
15. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
Методические рекомендации для работы со слабоуспевающими учащимися
Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся
1. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.
Основные способы обнаружения отставаний учащихся
- наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
- вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
- обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Основные признаки неуспеваемости учащихся
1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.
3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
3. Индивидуальный подход к учащемуся.
4. Специальная система домашних заданий.
5. Усиление работы с родителями.
6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Работа с родителями
1. Организация индивидуальной беседы родителей и учителя
2. Родительское собрание подкрепляется методическими рекомендациями и практикумом. Рекомендация методической литературой по отдельным предметам.
3. Приглашение на уроки с целью определить интеллектуальный уровень ребёнка на фоне классного коллектива.
4. Создание коррекционных тетрадей
5. Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий, на определённом этапе обучения.
6. Совместное выполнение произвольных заданий по предметам родителя и ученика.
7. Создание Папки - Копилки, где накапливаются задания для развития логического мышления (задачи на смекалку, кроссворды, ребусы, перевёртыши, каверзные вопросы)
Этапы работы со слабоуспевающими детьми:
- Наметить учащихся со слабой успеваемостью.
- Составление плана работы с детьми.
- Реализация плана в течение учебного года.
- Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.
Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости
1 группа посредством содержания | 2 группа посредством организации деятельности | 3 группа посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания |
1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения: а) эмоционально-образный; б) аналитический (разъяснительный); в) деловой; г) необычный. 2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания: а) важность отдельных частей; б) трудность, сложность; в) новизна, познавательность материала; г) историзм, современные достижения науки; д) интересные факты, противоречия, парадоксы. 3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами. 4. Показ значимости знаний, умений: а) общественной б) личностной 5. Межпредметные связи | 1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач 2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные. 3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий) 4. Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального. 5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи. 6. контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо - и самоконтроль, оценка. 7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д. | 1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся. 2. проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения. 3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности ( в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобным проявлениям 4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь) |
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока | Виды помощи в учении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся |
|
При изложении нового материала
|
|
При организации самостоятельной работы |
|
В ходе самостоятельной работы на уроке |
|
Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников
Формируемые отношения | Этапы работы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Отношение к содержанию учебного материала | Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости | Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого | Существенный, важный, но непривлекательный материал |
|
Отношение к процессу учения (усвоение знаний) | Действует учитель – ученик только воспринимает | Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса | Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса | Ученик действует самостоятельно |
Отношение к себе, к своим силам | Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий | Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий | Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий |
|
Отношение к учителю (коллективу) | Подчеркнутая объективность, нейтралитет | Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие | Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
|
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока | Акценты в обучении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся
| Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания. |
При изложении нового материала
| Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал. |
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. |
При организации самостоятельной работы вне класса | Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. |
Причины и характер проявления неуспеваемости:
Причины неуспеваемости | Характер проявления |
Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют: - обстоятельства жизни ребёнка в семье; - взаимоотношения с окружающими взрослыми | Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствие заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные). |
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания взрослыми. Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение. | При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремления его понять и осмыслить. Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении. |
Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приёмами её выполнения. | Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правила, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работы в медленном темпе. |
Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:
| Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовенность в выполнении учебных обязанностей. Невыполненные или частично выполненные домашние задания. Неаккуратное обращение с учебными пособиями. |
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей. | Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мёртвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности. |
Трудности в обучении у учащихся разных групп и способы их преодоления.
Выделим те учебные ситуации, в которых возникают трудности у учащихся со слабой нервной системой:
1) длительная напряженная работа (как домашняя, так и на уроке); слабый быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал;
2) ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, в особенности если на нее отводится ограниченное время;
3) ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа;
4) работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа; вообще следует отметить, что для слабого по своим нейродинамическим особенностям учащегося благоприятнее ситуация письменного ответа, а не устного;
5) работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;
6) работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответ или вопрос другого учащегося);
7) работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой (например, когда во время объяснения учитель одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический материал — карты, слайды, учебник, заставляет делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику и т.д.);
8) работа в шумной неспокойной обстановке;
9) работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем и т.д.;
10) работа у вспыльчивого, несдержанного педагога;
11) ситуация, когда требуется на уроке усвоить большой по объему и разнообразный по содержанию материал.
У инертных учащихся особое затруднение возникает в ситуациях, когда:
1) учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и по способам решения;
2) учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращённых к классу;
3) время работы ограничено и невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой;
4) требуется частое отвлечение (на реплики учителя, ответ или вопрос другого учащегося);
5) учитель задает неожиданный вопрос и требует быстрого ответа;
6) необходимо быстрое переключение внимания с одного вида работ на другой;
7) оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания;
8) требуется выполнять задания на сообразительность при высоком темпе работы.
В указанных ситуациях у учащихся с сильной и лабильной нервной системой изначально существуют преимущества перед слабыми и инертными. Подобный круг требований в целом соответствует их нейрофизиологическим особенностям и их привычным, естественным проявлениям. Слабые и инертные учащиеся действовать в таких ситуациях сообразно своим природным возможностям не могут, поскольку динамические особенности их нервной системы, с одной стороны, и динамические характеристики построения учебных ситуаций, с другой, вступают в противоречие друг с другом. Успешная работа в некоторых ситуациях им вообще недоступна, в других они могут успешно действовать только при наличии специально выработанных приспособительных приемов. Существенную роль при этом может играть учитель. Он способен
как облегчить, так и осложнить учебную деятельность ученика.
Между тем, зная индивидуальные черты своих учеников, педагог может по отношению к ним применять специальные приемы, облегчающие их учебную деятельность. Так, известно, что полезными для учащихся со слабой нервной системой будут следующие правила, используемые учителем:
1) не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;
2) желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме;
3) нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;
4) лучше всего не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома;
5) путем построения правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «умница», «молодец» и т.д.) нужно формировать у него уверенность в своих силах, в своих знаниях; эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях экзаменов, контрольных, олимпиад и т.д.;
6) следует осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним;
7) во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного;
8) следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимания, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
При работе с инертными учениками нужно особо обратить внимание на следующие моменты:
1) не требовать от них немедленного включения в работу; их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;
2) следует помнить, что инертные не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в таких условиях;
3) не нужно требовать от инертного ученика быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время на обдумывание нового ответа; они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизации;
4) поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации (например, от дел, которыми они были заняты на перемене), не следует проводить их опрос в начале урока;
5) нужно избегать ситуаций, когда от инертного требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; инертным необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку;
6) в момент выполнения заданий не следует их отвлекать, переключать внимание на что-либо другое;
7) нежелательно заставлять инертного ученика отвечать новый, только что пройденный материал: следует отложить его опрос до следующего раза, дав возможность позаниматься дома.
Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности.
Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.
Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
создавать проблемные ситуации;
активизировать самостоятельное мышление;
организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
выстраивать позитивные отношения с группой;
проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.
Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Упражнение "Самое главное"
Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.
Упражнение "Моментальное фото"
Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.
Упражнение "Лучший вопрос"
Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.
Упражнение "Пересказ по кругу"
Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.
Этапы формирования положительного отношения к учению | |||
Формируемые отношения | 1-й этап | 2-й этап | 3-й этап |
К содержанию учебного материала | Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости | Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого | Существенный, важный, но не привлекательный материал |
К процессу учения (усвоения знаний) | Действует учитель – ученик только воспринимает | Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса | Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса |
К себе, своим силам | Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий | Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий | Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий |
К учителю (коллективу) | Подчеркнутая объективность, нейтралитет | Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие | Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
Учащиеся, у которых не развиты способности к изучению математики
Мероприятия по работе с учащимися:
- Рекомендовать учащемуся занятия с репетитором;
- При необходимости, способствовать организации помощи психолога;
- Проводить индивидуальные консультации;
- Организовать с учащимся работу над его ошибками;
- Усилить «индивидуальное внимание» к данным учащимся во время уроков;
- Предоставить возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;
Виды дифференцированной помощи, оказываемой детям, испытывающим затруднения в обучении
1. Указание типа задачи, правила на которое опирается данное упражнение.
2. Дополнение к заданию в виде чертежа, схемы.
3. Указание алгоритма выполнения.
4. Приведение аналогичной задачи.
5. Называние ответа или результата задачи.
6. Постановка наводящих вопросов.
7. Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание.
8. Предупреждение о наиболее типичных ошибках.
9. Запись условия, кроме словесного, в виде таблицы, матрицы, значков.
Причины слабой успеваемости
Класс | Ф.И. учащихся | Причины слабой успеваемости | Пути решения |
3 | Аблаев Илья | Рассеянное внимание, низкий объём памяти, позднее развитие речи, малый словарный запас | Контроль за выполнением домашних заданий, индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями, работа с школьным психологом |
3 | Максюк Алексей | Слабый уровень знаний за 1, 2 класс, нерегулярное выполнение домашних заданий, повторный курс обучения в 1 классе | Контроль за выполнением домашних заданий, индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями. |
План работы со слабоуспевающими учащимися
3 класса на 2018/2019 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки реализации |
1. | Контрольный срез знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала за предыдущий учебный год для определения фактического уровня знаний детей, выявления пробелов в знаниях учащихся. | Сентябрь |
2. | Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях, выявленных в ходе контрольных работ. | В течение учебного года |
3. | Беседы со школьными специалистами, родителями и самими учащимися для установления причин отставания слабоуспевающих учащихся. | В течение учебного года |
4. | Дифференцированный подход при организации сам. работы на уроке с фиксированием в плане урока. | В течение учебного года |
5. | Различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный) для объективности результата. | В течение учебного года |
6. | Систематическое определение уровня знаний по каждой теме ( опрашивать регулярно) со своевременным выставлением оценок, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик у В течение года же не имеет возможности их исправить. | В течение учебного года |
7. | Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок. | В течение учебного года |
8. | Обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса (по возможности вести тематический учет знаний по предмету обучающихся всего класса). | В течение учебного года |
9. | Дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих учащихся с обучением навыкам самостоятельной работы. | В течение учебного года |
План проведения индивидуальных занятий
со слабоуспевающими учащимися 3 класса
на 1 полугодие 2018/2019 учебного года
Предмет: математика.
Учитель: Афанасьева Н.Н.
Учащиеся: Аблаев Илья
Максюк Алексей
Тематика занятий | Сроки реализации |
1 четверть 1.Сложение и вычитание чисел в пределах 100. | Сентябрь – октябрь |
2.Решение уравнений. | Сентябрь – октябрь |
3.Буквы латинского алфавита. Обозначение геометрических фигур буквами. | Сентябрь |
4.Умножение и деление. Порядок выполнения действий. Табличное умножение и деление. | Сентябрь – октябрь |
5.Решение задач на увеличение, уменьшение числа в несколько раз. | Октябрь |
2 четверть 1.Решение задач на нахождение четвертого пропорционального. | Ноябрь |
2.Площадь. Единицы площади. | Ноябрь |
3.Умножение на 1. | Декабрь |
4.Умножение на 0. | Декабрь |
5.Случаи деления вида а:а, а:1, 0:а. | Декабрь |
6.Доли. Образование и сравнение долей. Решение задач на нахождение доли числа. | Декабрь |
План проведения индивидуальных занятий
со слабоуспевающими учащимися 3 класса
на 2 полугодие 2018/2019 учебного года
Предмет: математика.
Учитель: Афанасьева Н.Н.
Учащиеся:
Тематика занятий | Сроки реализации |
3 четверть 1.Внетабличное умножение и деление. Умножение и деление вида 20 · 3, 3 · 20, 60 : 3, 60 : 30. | Январь |
2.Внетабличное умножение и деление. Умножение вида 23 · 4, 4 · 23. | Январь |
3.Деление двузначного числа на однозначное вида 69 : 3, 78 : 2. | Февраль |
4.Деление двузначного числа на двузначное вида 66 : 22, 87 : 29. | Февраль |
5.Решение уравнений на умножение и деление. | Февраль |
6.Деление с остатком. | Февраль - март |
7.Нумерация чисел в пределах 1000. | Март |
8.Увеличение числа в 10, 100 раз. | Март |
4 четверть 1.Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000. | Апрель |
2.Приемы письменного сложения трехзначных чисел. | Апрель |
3.Приемы письменного вычитания трехзначных чисел. | Апрель |
4.Уножение и деление. Приемы устных вычислений. | Май |
5.Умножение и деление. Приемы письменного умножения и деления. | Май |
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Дячкинская Средняя Общеобразовательная Школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Дячкинской СОШ
Приказ от _______________ № ________
____________________ (Курочкин А.П.)
(подпись)
Рабочая программа
индивидуальной работы со слабоуспевающими
и неуспевающими учащимися
3 класса по математике
на 2018- 2019
учебный год
Составила
учитель начальных классов Афанасьева Н.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся начальной школы, страдающих ДЦП.
В публикуемом материале раскрывается один из видов работы над ликвидацией пробелов в знаниях учащихся начальной школы, страдающих ДЦП - проектная деятельность учащихся....
Индивидуальный план работы по самообразованию учителя начальных классов
Перед учителями современной школы стоят задачи, связанные с совершенствованием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития обучающихся, подготовки высокообразованной личности, спосо...
Индивидуальный план работы с неуспевающими детьми 3 класс
Индивидуальный план работы с неуспевающими детьми...
ПЛАН ликвидации пробелов в знаниях учащегося 4 г класса
ПЛАНликвидации пробелов в знанияхучащегося 4 г класса...
Выступление на педсовете "Индивидуальный план работы с учащимися"
Участие в педсоветах...
Индивидуальный план работы воспитателя ГПД 2«Г» класса
Индивидуальный план работы воспитателя ГПД 2«Г» класса...
Индивидуальный план работы с учащимися начальной школы,состоящими на различных видах учета.
Индивидуальный план работы с учащимися начальной школы, состоящими на различных видах учета...