Учебно-методический материал коррекционного курса "Развитие совместного внимания у детей с ОВЗ"
методическая разработка (1 класс)
Теоретический материал и примерное планирование коррекционно-развивающих занятий по развитию совместного внимания у детей с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие совместного внимания у детей с ОВЗ»
Внимание - это сосредоточенность на чем-либо. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта с окружающими людьми. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться подражать действиям взрослого, действовать по образцу, выполнять словесную инструкцию.
Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания. Оно связано с интересами, склонностями, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.
Свойства внимания: объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение, переключение.
Объем - это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью
Устойчивость - это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности.
Интенсивность – это степень затрат нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью.
Концентрация - это степень сосредоточения.
Распределение - это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно
Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
Нарушения внимания: отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная подвижность, инертность
Отвлекаемость - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Рассеянность - неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться
а) в неспособности к сосредоточению;
б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.
Чрезмерная подвижность внимания - постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.
Инертность - малая подвижность внимания, патологическая его фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.
Одним из путей повышения качества свойств внимания являются индивидуальные занятия с детьми, где требуется использование совместного или разделенного внимания, что помогает педагогу на более длительный срок удерживать и контролировать внимание ребенка.
Совместное внимание (англ. joint attention) – способность человека сонаправить внимание, обратить его на тот же объект или событие, на которые обращает внимание другой человек, без специальной речевой инструкции.
Разделенное внимание - общее внимание двух людей к одному и тому же объекту (Wikipedia) или синхронизация внимания между двумя или более людьми (Per Holth, 2006).
Некоторые другие определения в литературе включают: 1) разделенное внимание означает одновременное участие двух или более людей, которые мысленно сосредоточены на одном и том же внешнем предмете (Baldwin, 1995); 2) разделенное внимание — это взгляд на то, на что смотрит другой человек Sigman and Kasari, 1995); 3) разделенное внимание — это знание о том, на что смотрит другой человек, и понимание, что он имеет собственный зрительный опыт (Bruner, 19).
Способность сонаправлять внимание позволяет осуществить соотнесение речи и эмоциональных реакций наблюдаемого человека с объектами и событиями в окружающей среде. Лежит в основе раннего речевого, эмоционального и соц. развития, а также командной работы. Считается, что нарушение совместного внимания на ранних этапах онтогенеза запускает каскад нарушений психического развития, характерных для раннего детского аутизма. (М. В. Фаликман)
Дети, у которых диагностирован аутизм, имеют дефицит социальных навыков, а если говорить конкретнее, то им не хватает совместного (разделенного) внимания.
Совместное внимание — это критически важный навык в развитии ребенка. Исследования связывают разделенное внимание с последующим развитием навыков, включая способность к символическому мышлению, речи и общим социально-познавательным процессам. Разделенное внимание — это необходимый базовый навык, и именно в нем может заключаться потенциал прорыва в лечении аутизма у детей (Per Holth, 2006).
Совместное внимание определяют очень просто: это наша способность смотреть туда, куда смотрит другой. На самом деле понятно, что за ней скрывается много разных способностей: отвлечься от предыдущего фокуса внимания и перенаправить его туда, куда смотрит другой; определить, куда смотрит другой; использовать его указательный жест и направление взгляда для получения новой информации; понять, по поводу чего он переживает ту или иную эмоцию, высказывает ту или иную реплику. Но на самом деле исследования совместного внимания восходят к работам отечественного классика Льва Семеновича Выготского, который все высшие психические функции человека рассматривал как разделенные между людьми, изначально — между ребенком и взрослым.
Появляется эта способность очень рано. В известном исследовании классика когнитивной психологии Джерома Брунера, опубликованном в 1975 году, было показано, что к году уже 100% нормально развивающихся детей способны определить объект внимания значимого взрослого. А британский психолог Джордж Баттерворт, экспериментально исследуя взаимодействия матери и ребенка, выделил три этапа в развитии совместного внимания. Уже в полгода ребенок чувствителен к направлению взгляда матери, но еще не может точно обнаружить объект, на который она смотрит. Если по линии ее взора располагается несколько предметов, то ребенок, скорее всего, посмотрит на самый первый. А к 9–12 месяцам ребенок уже абсолютно уверенно локализует именно тот объект, на который смотрит взрослый. И наконец, в полтора года ребенок способен обнаружить объект внимания матери или другого взрослого, даже если этот предмет располагается за пределами его собственного поля зрения и ему нужно, например, повернуться. В годик ребенок еще к этому не способен.
На самом деле есть две группы навыков: чувствительность к совместному вниманию и инициация совместного внимания. Чувствительность появляется первая, а возможность вызвать другого на то, чтобы сонаправить внимание, появляется несколько позже. И интересно, что сначала для ребенка важнее оказывается предмет. Он привлекает внимание взрослого, для того чтобы получить, например, интересующий его объект, игрушку или что-нибудь еще.
И только потом для ребенка становится важнее взрослый. Опять в фокусе совместного внимания оказывается некоторый объект, но объект — это только средство, для того чтобы установить контакт с взрослым, начать с ним взаимодействовать и так далее. И любопытно, что когда стали изучать мозговые механизмы чувствительности к направлению внимания другого и побуждения другого к совместному вниманию, то выяснилось, что системы мозга, которые за ними стоят, пересекаются только частично. То есть у каждой из этих систем есть свое мозговое обеспечение. А общая область ― верхнетеменная кора ― относится к тем зонам мозга, которые включены в так называемую зеркальную систему, стоящую за подражанием и предположительно за пониманием намерений и целей действия другого человека. То есть, возможно, механизмы совместного внимания тесно связаны с работой этой загадочной зеркальной системы головного мозга.
Что еще интересно: если вдруг самый первый, базовый геометрический механизм совместного внимания не работает (то есть взрослый на что-то смотрит, а ребенок не смотрит туда, куда смотрит взрослый; взрослый выражает какую-то эмоцию по поводу того, на что он смотрит, ребенок не соотносит эту эмоцию с тем, что происходит вокруг), то мы, по сути дела, получаем целый каскад нарушений. Ребенок не будет расширять словарь, ребенок не будет учиться этому эмоциональному соотнесению, правилам жизни в обществе, трактовке эмоций. То есть мы получим целый спектр нарушений, который характерен для так называемых расстройств аутистического спектра. Это одна из гипотез, что у ребенка с РАС нарушен базовый механизм совместного внимания. Именно поэтому даже при высокофункциональном аутизме наблюдаются ранние задержки в речевом развитии. Ребенок поначалу менее активно расширяет словарь, чем нормально развивающиеся дети.
Разговор о совместном внимании мы должны начать с контакта глазами. Наши дети заглядывают нам в глаза не только для того, чтобы получить то, что они хотят, но потому что контакт глазами с нами и внимание с нашей стороны сами по себе являются поощрением. Некоторые наши дети учатся этому естественным образом, однако иногда необходимы специальные упражнения на совместное внимание, чтобы сделать взгляд в глаза и социальное внимание поощрением для ребенка.
В своей статье 2006 года «Оперантный анализ навыков разделенного внимания» Пер Холт описывает различные обучающие тренинги для развития навыков совместного внимания. Протокол социального обращения, который описан ниже — это превосходный первый шаг для обусловливания контакта глазами как поощрения.
Социальное обращение
Взрослый и ребенок сидят друг напротив друга за столом или на полу. Желаемое лакомство кладется между ребенком и взрослым. Правильная реакция со стороны ребенка — он сидит, его руки опущены вниз, и он смотрит в глаза взрослому.
Взрослый должен подождать до 10 секунд (в течение которых ребенок и взрослый поддерживают контакт глазами), а затем он улыбается и кивает. Сразу после улыбки и кивка ребенок берет желанный предмет.
Если ребенок тянется за предметом до того как посмотреть в глаза или до того как взрослый кивнет и улыбнется, то взрослый должен физически блокировать ребенка, не давая ему взять предмет. Если ребенок не берет предмет после кивка и улыбки, то взрослый должен физически подсказать ему это сделать.
Вариации и способы обобщить этот протокол включают: положить 10 лакомств одновременно на выбор; обобщение во время игры с игрушками (например, перед ребенком есть несколько машинок и гоночная полоса, и ребенок должен посмотреть на вас и дождаться вашего кивка и улыбки, прежде чем он сможет выбрать, с какой машинкой играть); введение качания головой в качестве «нет» до того, как вы кивнете, таким образом, ребенок учится различать беззвучные жесты как «нет» и «да».
Используя этот протокол, вы обуславливаете контакт глазами, также как и беззвучные сигналы улыбкой и кивком, как обусловленные транзитивные мотивационные операции (CMO-T) в доступе к первичному поощрению. Говоря проще, ребенок хочет лакомство, он не может получить лакомство, пока не посмотрит на вас, и если вы не смотрите на него, то ему нужно побудить вас смотреть на него = поддержка контакта глазами становится поощрением!
Следование указательному жесту и взгляду
Одно из определений совместного внимания включает умение «смотреть на то, на что смотрит кто-то еще» (Sigman and Kasari, 1995). Для того чтобы этого добиться, мы должны сделать взгляд на событие или предмет, на который смотрит другой человек, поощрением для наших детей!
Пер Холт выделяет протокол предварительного тренинга и тренинга по обучению вниманию к указательному жесту и направлению взгляда другого человека. Сначала взрослый указывает на потенциально поощряющий для ребенка предмет (например, лакомство, маленькую игрушку — то, что может поместиться под небольшую чашку). Взрослый просит ребенка отвернуться и закрыть глаза — ребенок не должен наблюдать за тем, что делает взрослый. Когда ребенок не смотрит, взрослый кладет желанный предмет под одну из двух непрозрачных чашек перевернутых кверху дном на столе, после чего просит ребенка перевернуть одну из них и/или показать на нее. Ребенок должен указать на одну из чашек (при необходимости могут использоваться, постепенно уменьшаясь, физические подсказки). Взрослый поднимает одну из чашек, и если желанный предмет находится под ней, то ребенок может его взять. Если под чашкой нет предмета, то у взрослого есть два варианта действий: 1. Взрослый поднимает другую чашку, чтобы показать, где был предмет, ребенку, а затем ребенок должен попробовать снова. 2. Взрослый позволяет ребенку показать на вторую чашку и взять желанный предмет. (Этот выбор зависит от уровня толерантности ребенка к ошибкам и необходимости начать заново). Во время предварительного тренинга важно приучить ребенка, что выбор правильной чашки приведет к получению желаемого. Следующая задача — научить ребенка, что лучший способ угадать чашку — это следить за жестом или взглядом взрослого.
Во время протокола тренинга для взгляда, проводится такое же предварительное обучение. На этот раз, однако, когда ребенок видит чашки, взрослый должен смотреть на правильную чашку. Для начала рекомендуется, чтобы лицо взрослого было как можно ближе к чашке, чтобы подсказка была более очевидной, чем при простом взгляде. Если ребенок успешен в выборе правильной чашки, то постепенно отодвигайте лицо. Конечная цель состоит в том, чтобы взрослый просто сидел, откинувшись на спинку стула, и указывал на правильную чашку только движением глаз.
Протокол по указательному жесту такой же, как описано выше, только взрослый указывает пальцем на правильную чашку. Во время этого протокола дистанция между взрослым, ребенком и чашками может увеличиваться таким образом, чтобы ребенок учился следить за указательным жестом взрослого на расстоянии, что напоминает наиболее частые ситуации в естественных условиях (например, мама показывает Дженни птичку в небе).
Другие вариации и способы для обобщения этого протокола включают: положить множество чашек на стол вместо двух; увеличить расстоянии между взрослым, ребенком и чашками; использовать разные непрозрачные сосуды; попросить ребенка спрятать предмет от вас и использовать его взгляд и указательный жест для информации о том, где спрятан предмет; научить двух ровесников играть в такую игру вместо взрослого и ребенка (такое занятие может стать настоящим весельем для детей!)
«Модель другого сознания»
«Модель другого сознания» касается способности человека предполагать, какие мысли, знания, мнения и чувства лежат в основе намерений и поведения других людей, понимать и предвидеть их поступки. Все больше данных подтверждает расстройство «модели другого сознания» при аутизме и указывает на критическую важность этого «понимания» для развития навыков общения. Многие дети с аутизмом способны выучить названия вещей, которые хотят попросить, но неспособны использовать речь как средство общения.
Внимание детей с нарушением интеллекта характеризуется целым рядом нарушений: небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью, малой произвольностью и др.
Учащиеся с нарушением интеллекта испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов возбуждения и торможения.
Учитывая специфику развития детей с особенностями развития, для достижения результатов обучения необходимо развивать внимание и первая ступень – это развитие совместного внимания.
Современные подходы к коррекции внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются, прежде всего, при системном подходе к данной проблеме.
Важно сочетать разные методы, но учитывать особенности учеников, это определяет учитель путем наблюдения за учениками. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения ребенком учитель выбирает методы, приемы и степень сложности.
Цель программы: развитие совместного внимания.
Задачи:
- развитие умения удерживать зрительный контакт;
- развитие навыков имитации;
- развитие умения удерживать внимание;
- развитие совместного зрительного внимания;
- развитие совместного слухового внимание;
- развитие умения удерживать внимание определенный промежуток времени;
- развитие умения инициации совместного внимания;
- развитие умения устанавливать контакт с окружающими;
- развитие умения координировать свое внимание с другим человеком.
Форма организации обучения: индивидуальная.
Предварительный просмотр:
Примерное планирование коррекционно-развивающих занятий «Развитие совместного внимания»
Учитель-дефектолог Свечникова Н. А.
Цель программы: развитие совместного внимания.
Задачи:
- развитие умения удерживать зрительный контакт;
- развитие навыков имитации;
- развитие умения удерживать внимание;
- развитие совместного зрительного внимания;
- развитие совместного слухового внимание;
- развитие умения удерживать внимание определенный промежуток времени;
- развитие умения инициации совместного внимания;
- развитие умения устанавливать контакт с окружающими;
- развитие умения координировать свое внимание с другим человеком.
Форма организации обучения: индивидуальная.
( II – это задание с усложнением, когда первый вариант освоен)
Тема | Задачи | Задание |
Посмотри на меня | удержание зрительного контакта | Ребенок удерживает зрительный контакт с педагогом (1-5 секунд) после этого получает лакомство |
Посмотри на меня II | удержание зрительного контакта | Ребенок удерживает зрительный контакт с педагогом (5-10 секунд) после этого получает лакомство |
Делай как я | развитие навыков имитации | Имитация крупных и мелких движений |
Делай как я II | развитие навыков имитации | Имитация крупных и мелких движений |
Повтори за мной | развитие умения удерживать внимание | Повторение действий взрослого с предметами |
Повтори за мной II | развитие умения удерживать внимание | Повторение действий взрослого с предметами |
Совместное чтение | развитие совместного зрительного внимания | Чтение коротких произведений с иллюстрациями, где ребенок должен помогать взрослому, чтобы продолжить чтение (показать картинку, имитировать звуки или произнести нужное слово) |
Совместное чтение II | развитие совместного зрительного внимания | Чтение коротких произведений с иллюстрациями, где ребенок должен помогать взрослому, чтобы продолжить чтение (показать картинку, имитировать звуки или произнести нужное слово) |
Сделай, что скажу | развитие совместного слухового внимание | Выполнение действий по словесной инструкции (сначала инструкция может быть из одного слова, потом из двух и т.д.) |
Сделай, что скажу II | развитие совместного слухового внимание | Выполнение действий по словесной инструкции (сначала инструкция может быть из одного шага, потом из двух шагов и т.д.) |
Выполни задание | удержание внимания определенное время | Ребенок выполняет простые задания определенное время и получает лакомство (вначале временные промежутки короткие, потом постепенно увеличиваются) |
Выполни задание II | удержание внимания определенное время | Ребенок выполняет простые задания определенное время и получает лакомство (вначале временные промежутки короткие, потом постепенно увеличиваются) |
Попроси, что нужно | инициация совместного внимания | ребенку предлагается желаемый предмет, которым он может воспользоваться только с помощью взрослого |
Попроси, что нужно II | инициация совместного внимания | ребенку предлагается желаемый предмет, которым он может воспользоваться только с помощью взрослого |
Возьми, что ты хочешь | умение устанавливать контакт с окружающими | Ребенку дается задание, а инструмент для его выполнения находится у другого человека (ребенок должен попросить нужный предмет) |
Возьми , что ты хочешь II | умение устанавливать контакт с окружающими | Ребенку дается задание, а инструмент для его выполнения находится у другого человека (ребенок должен попросить нужный предмет) |
Сделаем вместе | координация внимания с другим человеком. | Ребенку предлагается игра, где нужно действовать вдвоем (взрослый может отвлекаться или делать паузу, чтобы усилить внимание) |
Сделаем вместе II | координация внимания с другим человеком. | Ребенку предлагается игра, где нужно действовать вдвоем (взрослый может отвлекаться или делать паузу, чтобы усилить внимание) |
Делаем по очереди | координация внимания с другим человеком. | Ребенку предлагается игра или задание, где нужно действовать по очереди со взрослым |
Делаем по очереди II | координация внимания с другим человеком. | Ребенку предлагается игра или задание, где нужно действовать по очереди со взрослым |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по реализации программы комплексного психологического сопровождения детей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Программа психологического сопровождения рассчитана на 10 лет обучения и представляет собой систему профессиональной помощи психолога, направленную на создание социально-психологических ус...
Учебно- методический комплект по информатике "Кодирование информации. внимание" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно- методический комплект по информатике "Кодирование информации. внимание" 1 класс...
Учебно-методическое пособие. Программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике социальной дезадаптации у первоклассников с ослабленным здоровьем «Путь к успеху!»
Данная программа предполагает коррекцию имеющихся проявлений социальной дезадаптации, которые были выявлены в ходе констатирующего эксперимента, в индивидуальной и групповой форме у первоклассников с ...
Учебно-методическое пособие для коррекционно-педагогической работы по музыкальному воспитанию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (II вариант обучения).
Пособие посвящено вопросам применения музыкальной деятельности в коррекционно-педагогической работе и воспитанию детей с ОВЗ в коррекционной школе. ...
Учебно-методический интерактивный материал для урока литературного чтения "Книга будущего"
В данной разработке Вы сможете ознакомиться с интерактивным пособием по русским народным сказкам. Оно создана с применением QR-кодов, что сделает процесс изучения более живым, интересным и увлекательн...
Учебно-методическое пособие по мультипликационной деятельности в техническом творчестве детей (для детей)
Сдесь я расказываю то как правильно действовать детям при создание мультипликации детям...
Учебно-методическое пособие. Программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике социальной дезадаптации у первоклассников с ослабленным здоровьем «Путь к успеху!»
анная программа предполагает коррекцию имеющихся проявлений социальной дезадаптации, которые были выявлены в ходе констатирующего эксперимента, в индивидуальной и групповой форме у первоклассников с о...