Мониторинг и разноуровневая коррекция знаний младших школьников
материал

Чеченева Наталья Григорьевна

Из опыта работы. Чтобы правильно организовать обучение, учитель должен владеть информацией об уровне готовности к обучению в школе  и  уровне усвоения  программного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг и разноуровневая коррекция знаний младших школьников

Сейчас у всех на слуху новые образовательные технологии: личностно-ориентированное обучение, разноуровневое обучение, здоровье сберегающие технологии, не забыты дифференцированный подход и учет индивидуальных особенностей школьников.

Чтобы правильно организовать обучение, учитель должен владеть информацией об уровне готовности к обучению в школе  и  уровне усвоения  программного материала.

уровень готовности                                         уровень усвоения  

к обучению в школе                                      программного материала        

определяется                                                         определяется

педагогической диагностикой                                по результатам

готовности к обучению в школе                                мониторинга        

(в  сентябре)                                                         (весь год)

(слайд 1)                                                                 (слайд 2)

По существующему положению, обучение в первом классе безоценочное,, нельзя рисовать звездочки, солнышки, тучки. Разработчики инструкции имели  в виду конечно благие цели:

-дать первокласснику время адаптироваться, привыкнуть к школе, учителю, новым обязанностям,

-избежать стрессовых ситуаций и т.д., что конечно правильно.

На мой взгляд есть большое «но»:

  1. Дети идут в школу за пятерками, а их  нет.
  2. Я должна хвалить семилетнего ученика за хорошо написанную букву, за правильно раскрашенный квадрат, и т.д.,  но у нас возникает много проблем при обучении – их нужно видеть и принимать меры.
  3. Учитель должен знать насколько хорошо ученики усвоили материал урока, потому что дальнейшая учебная судьба первоклассника во многом зависит от того, насколько успешно у него были сформированы первичные навыки по чтению, письму и математике.
  4. Школьная программа построена таким образом, что школьники, у которых эти навыки оказались несформированными или сформированными недостаточно, в дальнейшем просто не имеют возможности повысить свои знания,  без дополнительных усилий, поэтому особенно важно вовремя выявить этот уровень. Оптимальный вариант - на этапе формирования этих навыков.

Поэтому изучение уровня развития навыков чтения,  письма и математических знаний у первоклассников провожу после первичного закрепления темы, на 2-3 уроке, когда  существует реальная возможность коррекции результатов.

(слайд  1)                                 Что такое мониторинг?

  Мониторинг это проведение различных измерений уровня  качества знаний учащихся, с последующим  объективным оцениванием. Для всех учащихся используется единое измерительное средство, что позволяет выявить особенности в уровне подготовки  класса.

Подобные данные позволяют учителю самостоятельно совершенствовать образовательный процесс за счёт учёта индивидуальных особенностей учащихся в классе, выявленных в ходе мониторинга.

Зачем нужен мониторинг учителю?

Результаты мониторинга используют, чтобы:

-объективно судить об уровне обученности первоклассников;

-спланировать работу, направленную на повышение качества знаний в классе,

-при  организации  повторения;

-для создания  конкретных   методических рекомендаций  родителям («Ваня не знает геометрических фигур», вместо «нужно больше заниматься с сыном»)

-объективно видеть картину обученности школьников в своем классе, особенно на этапе безоценочного обучения;

(слайд  3)         

процент

выполнения работы

примерное соответствие

традиционной пятибалльной системе

0 – 50 %

«2»

51 – 74 %

«3»

74 – 98 %

«4»

99 – 100 %

«5»

- контролировать «вес» условной оценки;

например, от 51 – 74 % это «3», но какая разная по весу, от почти «2» до почти «4»,

-по результатам мониторинга выявлять группу риска (до 59 %) и на основе этих данных:  

  • организовать работу школьного психолога,
  • дается рекомендация пройти  МПК. (в школе создаются классы КРО)

- выявлять неусвоенные разделы, темы и отдельные виды заданий,

при составлении сводной таблицы, в столбике виден уровень усвоения, конкретного задания и дифференцированно корректировать знания;

-организовать работу по коррекции знаний, составляя листы заданий индивидуально для каждого ученика или для группы детей с одинаковыми ошибками;

(слайд  4)

- создавать группы постоянного или  сменного состава (технология сотрудничества);

-при составлении конспекта урока включать задания на повторение,  планировать опрос школьников, с учетом  допущенных ошибок;

-объективно  определять уровень успешности обучения и составлять рейтинг ученических работ;

-давать задания  в нескольких  уровнях (например: стандартный, программный и повышенный);

- воспитывать трудолюбие у школьников;

- предоставлять объективную информацию родителям ученика об уровне усвоения программного материала, и давать конкретные рекомендации  для ликвидации учебных пробелов (виды заданий, темы); 

Как результат активной деятельности учителя, существенно улучшится обучение первоклассников.

ученику и родителям

- знать % выполнения работы и  место, которое он занимает в классе, это повышает мотивацию к обучению у детей и родителей,

 -видеть проблемы в обучении и иметь возможность помочь.

Организация мониторинга.

 Для обеспечения объективности и достоверности, получаемых  данных, тестирование провожу на основе единых коллективных инструкций инструкций, которые получают ученики.

-раздаю тексты заданий и организую самостоятельную  работу школьников.

-оформляю результаты учащихся в  таблицу,    

 -анализирую достижения учащихся, где в качестве критериев прежде всего, выступают требования, зафиксированные в образовательном стандарте.

Кроме того, тест может рассматривать целый ряд дополнительных заданий, которые отражают степень готовности к дальнейшему обучению в школе. (Авторы  программы «Гармония» разработали переводные работы)

Задания теста (и их подпункты) можно объединять в группы заданий (субтестов), например:

(лист  3)

1.         Задания, проверяющие соответствие требованиям образовательного стандарта.

2.         Задания, проверяющие соответствие учащихся требованиям, выходящим за рамки образовательного стандарта (программные требования).

3.         Задания повышенной трудности.

Одно задание или даже отдельный вопрос задания может участвовать в нескольких разных группах, это позволяет расширить получаемую информацию и выявить наиболее сложные для школьников разделы пройденного ими материала.

Вес пункта определяется на экспертной основе и может варьироваться от 1 до 10 баллов и отражает значимость этого пункта в системе проверяемых навыков.

Школьник по каждому пункту может  получить либо 0 баллов, если он не выполнял вообще никаких действий, либо то количество баллов, которое педагог приписал данному заданию, если его действия соответствуют требованиям данного подпункта.

(лист    1,  2)

Результаты можно оформить в виде таблицы, графика, диаграммы, и тд.

Кроме данных о средних баллах учащихся можно рассмотреть информации об их оценках. Процент детей, получивших ту или иную оценку, хорошо иллюстрирует качественный состав учащихся. Он показывает, каких учащихся в данной группе больше “сильных”, “средних” или “слабых”.

(лист   4, 5)

Полученный результат должен стать основанием для оказания дополнительной помощи тем  ученикам, средний балл, которых существенно ниже среднего по  классу, с тем, чтобы повысить общий уровень подготовки учащихся этого класса.  

(лист  6)

Общие рекомендации

1.        Если результаты выполнения   контрольной работы класса показывают, что эти результаты выше среднего, то учитель организует индивидуальную работу с отдельными учащимися.

Для этого необходимо:

  • выделить всех детей, чьи результаты ниже среднего по отдельному заданию,  по какой-либо группе заданий или по тесту в целом.
  • В соответствии с выделенной группой заданий для каждого учащегося необходимо составить индивидуальную коррекционную программу.
  • Особое внимание необходимо уделить учащимся, показавшим низкий уровень.
  • К этой работе необходимо привлечь родителей школьников, так как успешное выполнение многих заданий тесно связано с общим уровнем развития ребёнка, который во многом определяется семейным воспитанием.

(лист  7)

2.        Если общий уровень выполнения  контрольной работы у детей класса в среднем ниже среднего, необходимо;

  • прежде всего, выяснить за счёт чего это произошло.
  • работа в классе строится с учётом интересов обеих групп, с тем, чтобы не замедлить развитие “сильных”, в противном случае, у них может пропасть интерес к обучению. Сравнение результатов может выявить и некоторые общие для большинства учащихся данного класса трудности, в этом случае для данного класса необходима некоторая общая коррекционная программа.

Таким образом, опыт работы показывает, что  изучение качества знаний первоклассников, посредством организации правильного мониторинга позволяет  значительно повысить успеваемость в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг формирования читательских навыков у младших школьников

Представлена таблица требований формирования читательских навыков у младших школьников: умение понимать содержания текста, умение видеть языковые средства, использованные в тексте и др....

Протокол мониторинга "Изучение мотивации обучения у младших школьников" 2Б класс

Протокол мониторинга "Изучение мотивации обучения у младших школьников" 2Б класс...

Протокол мониторинга "Изучение мотивации обучения у младших школьников" 3Б класс

Протокол мониторинга "Изучение мотивации обучения у младших школьников" 3Б класс...

Протокол мониторинга "Изучение мотивации обучения у младших школьников" 4Б класс

Протокол мониторинга "Изучение мотивации обучения у младших школьников" 4Б класс...

Педагогические основы мониторинга развития мотивации учебной деятельности младших школьников.

Педагогические основы мониторинга развития мотивации учебной деятельности младших школьников....

Мониторинг и разноуровневая коррекция знаний младших школьников

Из опыта работы Чтобы правильно организовать обучение, учитель должен владеть информацией об уровне готовности к обучению в школе  и  уровне усвоения  программного материала....

Разноуровневые задания для младших школьников

Материал содержит дифференцированные задания по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру...