Разноуровневые задания для младших школьников
учебно-методический материал (3 класс)
Материал содержит дифференцированные задания по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznourovnevye_zadaniya_dlya_ml_shkolnikov.docx | 67.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Разноуровневые задания для младших школьников
Литературное чтение
Задание 1.
1 уровень. Прочитай первый абзац (первую часть), обращая внимание на грамотность и выразительность чтения.
2 уровень. Прочитай грамотно весь текст, подготовь выразительно чтение понравившегося отрывка.
3 уровень. Подготовь выразительно чтение всего текста.
Задание 2.
1 уровень. Прочитай и перескажи первую часть близко к тексту.
2 уровень. Прочитай и перескажи подробно весь текст.
3 уровень. Прочитай весь текст и перескажи кратко.
Задание 3.
1 уровень. Прочитай часть текста, раздели предложения на смысловые отрезки (синтагмы).
2 уровень. Раздели на смысловые отрезки (синтагмы) весь текст.
3 уровень. Раздели текст на смысловые отрезки (синтагмы) и подготовься выразительно прочитать его.
Задание 4.
1 уровень. Прочитай с опорой на последнюю букву каждое слово первого предложения, второго и т.п. Запиши или подчеркни главное (ключевое) слово каждого предложения.
2 уровень. Прочитай первую часть текста, одновременно выписывая ключевое слово каждого абзаца.
3 уровень. Прочитай текст, озаглавь каждую часть предложением из текста.
Задание 5.
1 уровень. Прочитай текст, выпиши главное предложение первого абзаца.
2 уровень. Прочитай текст, выпиши главное предложение каждого абзаца.
3 уровень. Прочитай текст, выпиши предложение, в котором заключена главная мысль рассказа.
Задание 6.
1 уровень. Прочитай, вычеркни из каждого предложения первого абзаца неглавные слова. Прочитай без этих слов.
2 уровень. Вычеркни из текста несущественные для смысла слова, перечитай упрощённый текст.
3 уровень. С помощью просмотрового чтения упрости текст, оставляя самое существенное в каждом абзаце.
Задание 7.
1 уровень. Прочитай первою строфу стихотворения. Определи настроение.
2 уровень. Определи, какое настроение выражено в каждой строфе стихотворения.
3 уровень. Определи смену настроений в стихотворении и прочитай выразительно.
Задание 8.
1 уровень. Найди в стихотворении эпитеты.
2 уровень. Выдели в стихотворении эпитеты и сравнения.
3 уровень. Какими средствами художественной выразительности пользовался автор?
Задание 9.
1 уровень. Подсчитай количество глаголов в стихотворении
А.С. Пушкина.
2 уровень. Какая часть речи встречается в поэзии А.С. Пушкина наиболее часто?
3 уровень. Понаблюдай и сделай вывод, какими художественными особенностями отличается поэтическое творчество А.С. Пушкина.
Задание 10.
1 уровень. Подбери синоним к слову «зима».
2 уровень. Составь синонимический ряд к слову «зима».
3 уровень. Почему А.С. Пушкин использовал эти синонимы?
Задание 11.
1 уровень. К какому жанру относится это произведение
Л.Н. Толстого? Докажи.
2 уровень. Какие произведения Л.Н. Толстого можно отнести к жанру басни? Назови и докажи.
3 уровень. Что можно сказать о жанровом разнообразии произведений Л.Н. Толстого? Докажи.
Задание 12.
1 уровень. Выбери из данных пословиц ту, которая подходит к произведению.
2 уровень. Подбери пословицу к произведению.
3 уровень. Найди в произведении предложения, которые являются пословицами (поговорками). Какие ещё пословицы на эту тему ты знаешь?
Задание 13.
1 уровень. Подбери рифмы:
Небеса –
Иней –
Снежок –
2 уровень. Придумай двустишие по рифмам:
Ковром – серебром
Бело – замело
3 уровень. Придумай стихотворение на тему «Зима».
Задание 14.
1 уровень. Подготовь подробный пересказ текста (отрывка).
2 уровень. Подготовь выборочный пересказ.
3 уровень. Подготовь краткий пересказ.
Задание 15.
1 уровень. Распространи предложение с помощью прилагательных.
2 уровень. Распространи абзац с помощью прилагательных.
3 уровень. Распространи текст с помощью эпитетов и сравнений.
Задание 16.
1 уровень. Подготовь свою сказку, изменив место (время) действия.
2 уровень. Сохрани смысл сказки, заменив главных героев другими.
3 уровень. Сочини свою сказку, полностью отличающуюся от прочитанной в классе.
Задание 17.
Раздели текст на части.
1 уровень. В соответствии с количеством абзацев.
2 уровень. По составленному тобой плану.
3 уровень. По смыслу.
Задание 18.
1 уровень. Изобрази своё отношение к произведению цветом.
2 уровень. Нарисуй наиболее существенную деталь, характеризующую это произведение.
3 уровень. Нарисуй иллюстрацию к произведению.
Задание 19.
1 уровень. Подбери однокоренные слова к заголовку.
2 уровень. Дополни (распространи) несколько предложений однородными членами и прочитай новый текст.
3 уровень. Замени прямую речь так, чтобы смысл высказывания не нарушился.
Задание 20.
1 уровень. Почему это произведение можно назвать сказкой
(стихотворением, рассказом, басней и т.д.)?
2 уровень. Какое настроение передаёт автор в первой части, во второй, в третьей?
3 уровень. Какими средствами автор передаёт настроение каждой части своего произведения?
Задание 21.
1 уровень. Почему текст так называется? Докажи это.
2 уровень. Отметь в тексте кульминацию.
3 уровень. Какие особенности стиля а
Дифференцированные задания по русскому языку(3 класс)
Тема: «Имя существительное»
Задание №1
Цель: Совершенствовать навык определения категорий одушевленности и неодушевленности имен существительных.
Уровень 1
а) Превратите неодушевлённые существительные в одушевлённые, используя суффиксы.
1 вариант
Груз, аптека, Москва, библиотека, цирк.
2 вариант
Гора, гардероб, разведка, журнал, автомобиль.
б) Выделите суффикс.
Уровень 2
а) От имени прилагательных образуйте имена существительные.
1 вариант
Желтый, красный, дорогой, дешевый, волшебный, новый, привычный.
2 вариант
Белый, кривой, загадочный, крутой, весёлый, мудрый, быстрый.
б) Выделите суффикс.
Уровень 3
а) Из слов каждой строчки составьте предложения.
К, звери, готовятся, птицы, з...ме.
Нагуливают, м...две...ь, сало, барсу… .
Зап...сает, орехи, к...дровые, бурунду... .
Сушит, на, белка, суч...ках, ос...н...ю, гр...бы.
В, л...са, глуб...не, птиц, песня, слыш...тся, прощ...л...ная.
б) Первое предложение разберите по членам.
в) Подчеркните имена существительные единственного числа.
г) Спишите словарные слова.
Данное задание способствует совершенствованию умений и навыков определять категории одушевленности и неодушевленности имен существительных, навыка разбора предложений по членам, развитию речи и логического мышления.
Задание №2
Цель: Совершенствовать навык изменения имен существительных по падежам.
Уровень 1
а) Спишите. Поставьте вопросы к выделенным словам.
1 вариант
Посеяла на грядке, шишки ёлки, пронесся по степи, напиши бабушке, вечер за книгой.
2 вариант
Альбом подруги, протекает по равнине, был за школой, забыл о задаче, бежал по дороге.
б) Определите падежи.
Уровень 2
Составьте с именами существительными словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п., Д.п., Р.п. .
1 вариант
Гроза, окно, метель, кровать.
2 вариант
Грач, степь, буря, шкаф.
Уровень 3
а) Спишите.
1 вариант
Дож...ь (п...)шел в...с...лее. Люди (вы)б...гали из д...мов. Они протягивали руки. В...да (с) б...гала по их рукам до самых плеч. Р...бятишки (за) прыгали (по)лужам.
Они поднимали фонтаны брыз... .
2 вариант
Ст...ит (на)дне ст...л...ной дом. Ж...вут в нем инженеры, ученые. Инженеры ищ...т на м...рском дне угол... нефт... .Ученые изуч...ют ж...изнь м...рских ж...вотных.
Тихо (в) л...су. Синицы и корол...ки (по)пискивают (в)ч...ще с...сновых и еловых в...твей. Изре..ка (по)барабанивает дятел по сухому суку. Прон...сется иногда (над)в...рш...нами д...рев...ев (с)гиком и шумом стайка кл...стов. З...л...т...г...ловая овсяночка (про)звонит на л...сной опушке незатейлевую песенку.
а) Спишите, вставив пропущенные буквы.
б) Определите падежи имен существительных.
в) Подчеркнутые слова разберите по составу.
Данное задание способствует совершенствованию навыков изменения имен существительных по падежам и формированию орфографической зоркости.
Задание №3
Цель: Совершенствовать навык определения склонения имен существительных
Уровень 1
Запишите слова в 3 столбика.
1 вариант
Кость, лошадка, конь, букварь, скатерть, женщина, облако, капуста.
2 вариант
Гвоздь, радость, береза, помидор, печаль, полночь, мужчина, дерево.
Уровень 2
Придумайте и запишите по 4 слова 1,2,3 склонения.
1скл.ж.р. -.... 2скл.м.р. -.... 3скл.ж.р. -.....
м.р. -.... с.р. -.....
Уровень 3
а) Спишите, вставив пропущенные буквы. Укажите падеж имён существительных.
1 вариант
На у...кой тр...пинке м...розец пр...хв...тил к...мки грязи. Они хрустели под ногами. Снег л...жал пуш...стый и сухой. Он облож...л все д...рев...я ватой. На поникш...х б...рёзах (раз)в...силис.. дли...ые белые гирлянды.
2 вариант
Нескол...ко з...л...тистых лучей брызнули беспорядочно в глуб...не расселины между г...рами. Они (про)били отверстия в густой ст...не леса. Огненные искры (по)сыпались пуч...ками на землю, вырывая из синего х...лодного сумрака то дер...во, то в...рхушку утёса.
б) Укажите склонение имен существительных.
Данное упражнение способствует формирования навыков определения склонения имен существительных. Повышает уровень умения списывать в соответствии с правилами каллиграфии и орфографии, т.е. аккуратно, без исправлений.
Задание №4
Цель: совершенствовать навык определения склонения имен существительных.
Уровень 1
а) Запишите слова в единственном числе.
1вариант
Картечи, деды, дедушки, братья, братишки, сыновья, сынишки, лица.
2 вариант
Луга, лужайки, герои, героини, мальчики, юноши, мысли, гнезда.
б) Обозначьте склонение всех имен существительных.
Уровень 2
а) Запишите к каждому слову близкое по значению слово или однокоренное слово другого склонения.
1 вариант
Мама, неправда, луна, Андрей, дед, повар.
2 вариант
Папа, Александр, площадь, картошка, конь, коза.
б) Обозначьте склонения всех имен существительных.
Уровень 3
а) Допишите пословицы.
1 вариант
Лучше горькая правда друга, чем сладкая... .
Храбрость-... .
Человек без Родины, что … .
2 вариант
В молодости не научишь работать, … останешься … .
Золото добывают из земли, а … добывают … .
Птице нужны крылья, а … .
б) Определите склонение имен существительных.
Данное упражнение способствует закреплению умений и навыков определения склонений имен существительных. Формирует навык употребления существительных в единственном и множественном числе. Развивает словарный запас учащихся.
Задание №5
Цель: Совершенствовать навык правописания окончаний имен существительных 1 склонения в Именительном и Винительном падежах.
Уровень 1
а) Допишите подходящие по смыслу имена существительные 1 склонения.
1 вариант
… выследила вкусную добычу. Мама купила … . ласточки увидели … .
2 вариант
… щиплет молодую травку. Столяр сделал … . Бабушка штопает … .
б) Определите падежи, выделите окончание.
Уровень 2
а) Составьте и запишите словосочетания с данными глаголами. Имена существительные ставьте в И.п, В.п. .
1 вариант
Посадить, нарядила, закинул, устилает, подпевала.
2 вариант
Осветило, сеют, прошли, злилась, холодит.
б) Определите падежи, выделите окончание.
Уровень 3
а) Составьте и запишите четыре предложения с указанными словами в И.п., В.п.
1 вариант
Клякса, дыня.
2 вариант
Мечта, вишня.
б) Определите падежи, выделите окончание.
Данное упражнение способствует формированию навыка определения склонения имен существительных. Повышает навык создания нового на основе того, что предложил учитель.
Задание №6
Цель: Совершенствовать навык правописания окончаний имен существительных 1 склонения в Родительном падеже.
Уровень 1
а) Спишите, вставив пропущенные буквы.
1 вариант
От деревн... до речк... д...рога шла через поле. У д...рог... р...сла развесистая б...реза. Около б...ре...ки скач...т в...р...бьи.
2 вариант
Я (про)х...дил около б...рез...вой рощ... . На пригорке красовались цв...ты фиалк... .Из кустов услышал г...л...сок иволг... .
б) Определите падежи имен существительных, выделите окончание.
Уровень 2
а) Спишите, вставляя вместо точек подходящее по смыслу существительное 1 склонения.
1 вариант
Пушистый мех у … . Черные ягоды у … . Дедушка выкопал корнеплоды … .
2 вариант
Мелкие лепестки у … .Длинные сережки у … . Бабушка сварила варенье из … .
б) Определите падежи имен существительных, выделите окончание.
Уровень 3
а) Измените словосочетания так, чтобы выделенные существительные стояли в Р.п., единственного числа.
1 вариант
Поздравить сестру, косить траву, ремонтировать квартиру, решать задачу, посеять пшеницу, открыть выставку.
2 вариант
Бросить перчатку, купить машину, встретить подругу, выпустить газету, выполнить работу, расчистить площадку.
б) Выделите окончание.
Данное упражнение способствует совершенствованию навыка правописания существительных в Р.п., формированию навыка правописания окончаний имен существительных 1 склонения в Родительном падеже, развитию правильной речи, повышает ее культуру.
Задание №7
Цель: Совершенствовать навык правописания окончаний имен
существительных 1 склонения в Дательном падеже.
Уровень 1
а) Из данных слов составьте и запишите словосочетания с существительными в дательном падеже.
1 вариант
Проехать, по, страна; прислушаться, песня, к; обратиться, подруга, к; ходить, комната, по; рассказывать, Маша.
2 вариант
Поехать, бабушка, к; бегать, лужайка, по; погладить, голова, по; приблизится, стена, к; помогать, Даша.
б) Выделите окончание.
Уровень 2
а) Образуйте от существительных 3 склонения существительные 1 склонения и запишите с ними словосочетания в Д.п. .
1 вариант
Мышь, печь, лошадь, морковь, ночь.
2 вариант
Тетрадь, дочь, вещь, ель , брошь.
б) Выделите окончание.
Уровень 3
а) Спишите, определяя границы предложений.
Птицы подл...тали с Ир... хорошо в...сной и птиц... и бабушк... и рыб... по л...сной п...лянк... в...ется у...кая доро...ка к опу...к... леса по д...рожк... к ст...ро...к... шли ребята по тропинк... к дач... росла черемуха.
б) Определите падежи имен существительных, выделяя окончания.
в) В 1,3,4 подчеркните члены предложения.
Данное упражнение способствует формированию навыка правописания окончаний имен существительных 1 склонения в Дательном падеже, повышению интереса учеников к урокам русского языка.
Задание №8
Цель: Совершенствовать навык правописания окончаний имен существительных 1 склонения в Родительном и Дательном падежах.
Уровень 1
а) Определите падежи имен существительных, выделите окончание.
1 вариант
Взяла у подруг..., прилетели к фиалк..., цветы яблон..., шли по тропинк..., набрали черемух..., крышка коробк..., неслись по Волг..., помогали дедушк... .
2 вариант
Сбежала по дорог..., ходит у клетк..., заросли акаци..., бросился к мам..., рассыпались по крапив..., у новой беседк..., шагают по пашн..., готовились к поездк... .
Уровень 2
а) Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Существительные данные в скобках напишите в нужном падеже.
1 вариант
В...сной около (дорога) ребята нашли (черепаха). Сол...це разбудило ее от(спячка). Она с трудом шла по (д...рожка). Р...бята (п...)радовались (нахо...ка). Они (с, з)м...стерили для (черепаха) домик п...ложили (соломка). Черепаха привыкла к мя...кой(постелька) и к новой (квартира).
2 вариант
Каждое утро к лесной (п...лянка) пр...л...тали тетерева. Птицы (п...)едали семена
(елка ольхи). Нед...л...ко от (роща) к...рмились сорои. Однажды л...са шла с охоты. Она поч...яла зап...х. (з...)тр...щ...ли с...роки на макушке (ольха). Тетерева сорвались с (к...рмежка).
б) Обозначьте падежи и выделите окончания у существительных в скобках.
Уровень 3
а) Составьте и запишите 5-6 предложений на тему: «Моя находка», употребив в каждом предложении не менее 1-2 существительных 1склонения в Р.п., Д.п.
Данное упражнение способствует закреплению умений и навыков правописания окончаний имен существительных 1 склонения в Родительном и Дательном падежах, развитию творческих способностей учащихся, развитию письменной речи учащихся.
Задание №9
Цель: Совершенствовать навык правописания окончаний имен существительных 1 склонения в Предложном падеже.
Уровень 1
а) Спишите. Определите падеж имен существительных и выделите окончания.
1 вариант
На листочк... черемух..., на вершин..., на палуб..., в долин..., для лошадк..., в постельк... .
2 вариант
Около елк..., на капуст..., о поездк..., на ветк... яблон..., к горк..., на грядк... .
б) Обозначьте падеж.
Уровень 2
Составьте и запишите 5 словосочетаний с удвоенными гласными 1 склонения в П.п. .
Уровень 3
а) Спишите, исправив ошибки.
1 вариант
Пела мыжка ночью внорки «Спи, мышонок, замалчи! Дам тебе я хлебной корки.
Грипп растет среди дарошке, галава на тонкой ношки.
2 вариант
Скоро выйдут муравьи после зимней стужы. За чирикал воробей виселей накрыши. Зайчик бегает попарти и покарти на сти не.
б) Определите падежи и окончания выделенных существительных.
Данное упражнение способствует формированию навыка правописания окончаний имен существительных 1 склонения в Предложном падеже, повышению познавательной активности, развитию внимания, воображению.
Задание №10
Цель: Совершенствовать навык правописания окончаний имен существительных 1 склонения в Родительном, Дательном, Предложном падежах.
Уровень 1
Запишите каждое слово в Р.п., Д.п., П.п., используя предлоги. Выделите окончания.
1 вариант
Берлога, Емеля, щука.
2 вариант
Снежинка, капля, дождинка.
Уровень 2
Напишите 5 имен собственных 1 склонения с предлогами, употребляя каждое в Р.п., Д.п., П.п. Окончания должны быть безударными.
Уровень 3
а) Подберите и запишите к именам существительным 2 склонения близкие по значению имена существительные 1 склонения.
Алфавит, сражение, ураган, багаж, зной.
б) Составьте маленький рассказ, используя имена существительные 1 склонения в Р.п., Д.п., П.п. .
Данное упражнение способствует закреплению умений и навыков правописания окончаний имен существительных 1 склонения в Родительном, Дательном, Предложном падежах, развитию умения работать самостоятельно, творческих способностей учащихся.
Задание №11
Цель: Совершенствовать навык правописания окончаний имен существительных 1 склонения в Творительном падеже.
Уровень 1
а) Составьте и запишите предложения с именами существительными 1 склонения в Т.п.
1 вариант
Пашня, кружились, ласточка.
Проходит, неделя, неделя.
Суп, сварили, рыба.
2 вариант
Орлята, летят, орлица.
Речка, блестит, пшеница.
Девчонки, пошли, малина.
б) Разберите каждое предложение по членам предложения.
Уровень 2
а) Запишите существительные в Т.п., где можно используйте разные предлоги Т.п..
1 вариант
На осин...-..., в башн...-..., у рощ...-..., из вишн...-..., по улице...-..., к каш...-..., на ромашк...-... .
2 вариант
На клубник...-..., без Ан...-..., по Саш...-..., в беседк...-..., о музык...-..., с крыш...-... .
б) Определите падежи и выделите окончания всех мен существительных.
Уровень 3
а) Спишите данные слова в Т.п..
1 вариант
Неделя, овца, берлога, лестница, посуда, каша, Даша.
2 вариант
Сережа, вишня, библиотека, лисица, улица, стая, шуба, долина.
б) Составьте и запишите рассказ, используя любые 4 слова из данных. Выбранные слова поставьте в Т.п..
Данное упражнение способствует расширению знаний учащихся о Творительном падеже, уточнению знаний об особенностях Творительного падежа, формированию навыки правописания окончаний имен существительных в Творительном падеже, совершенствованию умений обосновывать написание окончаний имён существительных в Творительном падеже, расширению кругозора учащихся.
Задание №12
Цель: Обобщить знания об окончаниях имен существительных 1 склонения.
Уровень 1
а) Напиши существительные мужского рода в Р.п., а существительные женского рода в Т.п..
1 вариант
Папа, девочка, Алеша, просьба, юноша, мужчина, молоко, Саша.
2 вариант
Дядя, собака, Валя, мужчина, лисица, Володя, Дедушка, озеро.
б) Выделите окончания.
Уровень 2
а) Составьте 5-6 словосочетаний так, чтобы существительные имели одинаковые окончания, и стояли бы в разных падежах.
б) Выделите окончания.
Уровень 3
а) Составьте 4-5 предложений с второстепенными членами, которые отвечали бы на вопрос ГДЕ? и были выражены существительными 1 склонения в разных падежах с предлогами.
б) Определите падежи и выделите окончания.
в) Разберите по членам предложения.
Данное упражнение способствует автоматическому навыку правописания окончаний имён существительных 1 склонения, формированию навыков грамотного и красивого письма, развитию речи детей, умения наблюдать, делать выводы, обобщения, обогащению словаря.
Задание №13
Цель: Совершенствовать навык правописания окончаний имен существительных 2 склонения.
Уровень 1
Выпишите существительные 2 склонения.
1 вариант
Страна, конь, Москва, железа, парта, огород, тень, пень, озимь, лошадь, крот, лен, трамвай.
2 вариант
Костер, книга, болото, офицер, степь, мотор, базар, молодежь, кирпич, экипаж, бумага, деревня.
Уровень 2
Определите, запишите склонение данных имен существительных и запишите к ним близкие по значению имена существительные второго склонения.
1 вариант
Корабль, пилот, рынок, мотив, пастбище, передник.
2 вариант
Софа, портфель, воин, папа, машина, друг.
Уровень 3
Допишите пословицы, определите падеж.
1 вариант
Без труда жить- только … к…птить. Дело на всякого найдется, коли … не подкрадется. Мир освещ...аетя … , а человек … .
2 вариант
Слезами … не поможешь. Если человек любит …, то все … у него успешно идут. Не сп...ши …, а сп...ши … .
Данное упражнение способствует формированию навыка правописания окончаний существительных 2 склонения, развитию письменной речи учащихся.
Задание №14
Цель: Совершенствовать навык правописания окончаний имен существительных 2 склонения в Именительном, Винительном, Родительном и Дательном падежах.
Уровень 1
а) Спишите. Слова, данные в скобках, употребите в нужном падеже.
1 вариант
Кошка любит (сметана, молоко, масло). Я получил письмо от (бабушка,брат, товарищ). Дети видели в зоопарке (лиса, волк, слон, м...две...ь). С...стра св...зала (шарф, шапка, плат...е, свитер).
2 вариант
Собака с жадност..ю набросилась на ( колбаса, мясо, сахар). Рыбак поймал (щука, окунь, лещ...). Любим слушать пение (соловей, с...ница, скв...рец). За...ц б...ится (волк, л...са, м...две...ь).
б) Укажите падежи существительных второго склонения. Выделите окончания.
Уровень 2
Дополните предложения именами существительными, имеющими те грамматические признаки, которые даны в скобках.
1 вариант
В магазине (2 скл, И.п., ед.ч.) купили (1 скл, В.п., ед.ч) и (2 скл, В.п., ед.ч). Утром (2 скл, И.п., ед.ч) и (1 скл, И.п., ед.ч.) пошел на (2 скл, В.п., ед.ч.) ловить (1 скл, В.п., ед.ч). Из (2 скл, Р.п., ед.ч.) (2 скл. И.п.) увидел (1 скл, В.п., ед.ч.).
2 вариант
По (2 скл, Д.п., ед.ч.) плывет легкое (2 скл, И.п., ед.ч.). (2 скл, И.п.,ед.ч.) сделал (2 скл, В.п., ед.ч.), (2 скл, В.п., ед.ч.) и (1 скл, В.п., ед.ч.). Дети пошли в (2 скл, В.п., ед.ч.) собирать (1 скл, В.п., ед.ч).
Уровень 3
Составьте и запишите рассказ на тему: «В зоопарке». Употребляя слово ОЛЕНЬ в И.п., В.п., Р.п., Д.п. .
Данное упражнение способствует совершенствованию навыка правописания окончаний имен существительных 2 склонения в Именительном, Винительном, Родительном и Дательном падежах, формированию навыка различать эти падежи по окончанию и предлогам, развитию орфографической зоркости.
Задания №15
Цель: Совершенствовать навык правописания окончаний имен существительных 2 склонения в Творительном падеже.
Уровень 1
а) Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1 вариант У каждого дела Зап...х особый: В булоч...н... пахнет Тест... и сдоб... Пахнет маляр Скипидар... и краск... Пахнет ст...кол...щик Оконной з...ма...к... . Куртка шофера Пахнет бензин... . Блуза рабочего- Масл... машинным. | 2 вариант Медь откл...кается Звон...м, Дерево- Шум... зеленным, Коро...очка хлеба- Хруст...м, Дождик- Лепет... грус...ным, Буря- рев...м и во...м, Время- Бешеным боем. |
б) Определите падежи у существительных 2 склонения.
Уровень 2
а) Составьте словосочетания с именами существительными второго склонения в Т.п..
1 вариант
Серебряным, серебристым (браслет, ландыш, брошка).
Дружным, дружеским (привет, работа, коллектив).
Цветным, цветочным (рассада, мед, фильм).
2 вариант
Золотым, золотистым (кулон, осень, цвет).
Красным, красочным (журнал, книга, флаг).
Зубным, зубастым (врач, акула, щуренок).
Уровень 3
а) Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Над горизонт... нависли тучи. Они п...зли по небу мохнат... звер... . (С, з)б...лота н...сло хол...д... и туман... . Мы с товарищ... на реч...ку лес... . Т...ш...на нарушилась шелест... высокой тр...вы. Дятел клюв... долбит ш...шку ели и языком достает семена. Собака сидит под дерев... смотрит на ря...чика и заливается ла...м .
б) Определить падеж и склонение имен существительных. Выделите окончания.
в) Подчеркнутые слова разберите по составу.
Данное упражнение способствует формированию навыка правописания окончаний имен существительных 2 склонения в Творительном падеже, умения сознательного употребления в речи существительные 2 склонения в Творительном падеже, развитию орфографической зоркости, логического мышления, речи, повышению познавательной деятельности.
Задание №16
Цель: Совершенствовать навык правописания О и Е в окончании имен существительных 1 и 2 склонения после шипящих Ц в Творительном падеже.
Уровень 1
а) Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1 вариант
Маленьким братц..м, за Иваном Васильевич...м, с железным ключ...м, играл мяч...м, с нежной кож...й, острым нож...м.
2 вариант
С горящей свеч...й, с бедным приемыш...м, мешок с пшениц...й, прилежной учениц...й, красивым пейзаж...м, за шустрым зайц...м.
б) Поставьте ударение. Выделите окончание.
Уровень 2
а) Составьте словосочетания с ответами на вопросы в Т.п..
1 вариант
Дом для временного проживания, приезжающих, с обслуживанием.
Медицинское учреждение для длительного лечения.
Вьющееся по опорам растение.
Приспособление для обливания мелкими струйками воды.
Покрытое пухом и перьями животное с крыльями, 2 конечностями и клювом.
2 вариант
Бельевое изделие в виде отрезка ткани для вытирания.
Легкое, непромокаемое пальто.
Палочка из воска с фитилем внутри для освещения.
Сооружение в виде ряд ступеней для подъема и спуска.
Вихрь, поднимающий столбом воду, песок.
б) Поставьте ударение. Выделите окончания.
Уровень 3
Запишите существительные в Т.п..
1 вариант
Близнец, горец, умелец, любимец, трубач, циркач, горчица, гостиница, Саша, Даша.
2 вариант
Смерч, циркач, заусенец, владелец, беглец, гордец, больница, певица, задача, удача.
Данное упражнение способствует формированию навыка правописания О и Е в окончании имен существительных 1 и 2 склонения после шипящих Ц в Творительном падеже, развитию навыка грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, мышления, наблюдательности, умения применять знания на практике, творческого воображения.
Задание №17
Цель: Совершенствовать навык правописания окончаний имен существительных 2 склонения в Предложном падеже.
Уровень 1
а) Запишите слова в 2 столбика.
1 вариант
На подоконник..., в лимон..., на осок..., о девочк..., в горшочк..., на камн..., а капл..., в яблон..., на полян... .
2 вариант
В вопрос..., о рассад..., на юг..., на брошк..., в берез..., о вкус..., в аул..., о басн..., на галстук... .
б) Определите падежи и склонения имен существительных. Выделите окончания.
Уровень 2
а) Подберите к выделенным словам противоположные по значению существительные 2 склонения.
1 вариант
В конце лета, живем в деревне, в тишине леса, рассказ о враге, идти в конце.
2 вариант
О трусости товарища, жить в ссоре, на севере страны, в вопросе ученика, песня о войне.
б) Определите падежи и склонения имен существительных. Выделите окончания.
Уровень 3
Придумайте по 3 слова с безударными окончаниями -Е или -И используя разные предлоги.
Р.п. 1 скл.-... .
Д.п. 1 скл.-... .
П.п. 2 скл.-... .
П.п. 1 скл.-... .
Данное упражнение способствует формированию навыка правописания окончаний имен существительных 2 склонения в Предложном падеже, развитию навыков точного употребления существительных 2 склонения в Предложном падеже.
Задание №18
Цель: Совершенствовать навык правописания окончаний имен существительных 1 и 2 склонения во всех падежах.
Уровень 1
а) Запишите слова в 2 столбика.
1 вариант
В стакан..., у тет..., по Волг..., к тет..., на якор..., на ветк..., без лодк..., по луж..., в сара..., на палуб..., у палатк..., к избушк... .
2 вариант
На канал..., у опушк..., о праздник..., от деревн..., в июн..., до крыш..., на маск..., в апрел..., около елк..., в магазин..., на катер..., у рощ... .
б) Определите падеж и склонения имен существительных. Выделите окончания.
Уровень 2
а) Спишите. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1 вариант
Необ...ятна наша страна. В (А, а)рхангельск... стоит долгая суровая з...ма. А на юг..., в (Я, я)лте люди (в)мор... купаются и на пляже з...горают. В (П, п)етербурге еще ноч..., а в (И, и)ркутск... уже со...нце встало. Утро наступает в (К, к)расноярск... на четыре часа раньше, чем в (Д, д)онбас... .
2 вариант
В пол... на огор... по...вились пр...талины. (В)овраг... б...гут руч...и. Высоко над пол...м л...тит неб...льшая птич...ка. Это жаворонок. (В)колхозе (с)б...ре...к... вторит ему скв...рец. Скв...рец пос...лился в родном скв...реч...ник... . Важно ш...гает он в огород... по грядк... .
б) Определите падежи и склонения имен существительных. Выделите окончания.
Уровень 3
а) Спишите, исправив ошибки.
1 вариант
Сомалет пралител над лесам над разездами и над речькай. Па шырокой алее сада мы падо шли к апужке роще. Обезьянки яшки устроили в карзине пастель с адеялцем и подужкай. Пар от дыхания инеим асидал на варатнике и на шабке.
2 вариант
В полто шупке шабке хадить в школи нельзя. По улици и по лесници иди по правай старане. На припеке зодымился на сонце чернозем. На осини и на липи лижали хлопя снега. В кледке без крыше жывет жырав.
б) Определите падежи и склонения всех имен существительных. Выделите окончания.
Данное упражнение способствует формированию навыка правописания окончаний имен существительных 1 и 2 склонения во всех падежах, совершенствованию умения определять склонение и падеж существительных, закрепление правописания орфограмм с применением необходимых правил.
Задание №19
Цель: Совершенствовать навык правописания окончаний имен существительных 3 склонения в Родительном, Дательном, Предложном и Творительном падежах.
Уровень 1
а) Спишите, вставив пропущенные буквы.
1 вариант
Клонились к осен..., очищают от пыл..., сохранить в памят..., пробежал по крыш..., скользит по глад..., мелют на мельниц..., взял из тарелк..., делают из стал... .
2 вариант
Спрыгнул с ветк..., случай из жизн..., ветка ел..., пятно на обложк..., шел по площадк..., рассказ о сирен..., вода с крыш... .
б) Определите падежи и склонения имен существительных. Выделите окончания.
Уровень 2
Спишите, вставив пропущенные буквы.
1 вариант
Путешественники передв...гались на лошад..., верблюд..., автомобил... . Распустились цв...ты на сирен..., черемух..., жасмин... . Мы плыли на лодк..., пар...ход... . Приготовили сок из вишн..., морков... . Мальчик прошел по площад..., улиц..., дорог... .
2 вариант
Летом мы отдыхали в Тул..., Казан..., Омск... .Осенью убрали урожай морков..., черешн..., петрушк... . В нашей мес...ност... много сирен..., гвоздик..., черемух... . В Казан... на площад... есть фабрика обув... . По Сибири мы ехали на ослик..., лошадк... .
Уровень 3
а) Спишите, исправив ошибки.
1 вариант
Лотка быстро плыла по глаткой поверхносте вады. Мой малютка дремлет слатко в колыбеле. Дни лета клонилис к осене. На фасоле и на капусте поевились вридители. К ноче дожть перестал. Не забывай товарищя ни в радосте, ни в печали.
2 вариант
Пчелы литят к сирене и яблоне. По зеркальной гладе озира скальзит парустная лотка. Ветки сирене стаяли вкуфшини настоле. Кисти белых цвитов сирене выделялись на зелени листев. Теплоход падхадил к казане.
б) Определите падежи и склонения всех имен существительных. Выделите окончания.
Данное упражнение способствует формированию навыка правописания окончаний имен существительных 3 склонения в Родительном, Дательном, Предложном и Творительном падежах, развитию навыка видеть орфограмму в слове, расширению кругозора и словарного запаса учащихся.
Задание №20
Цель: Совершенствовать навык правописания падежных окончаний имен существительных трех склонений.
Уровень 1
а) Спишите, вставив пропущенные буквы.
1 вариант
О бабушк..., о гордост..., из шерст..., по милост..., по травинк..., из землянк..., о вишн..., в арбуз..., в колен... .
2 вариант
В холод..., из деревн..., о жизн..., по букв..., около изгород..., у вырубк..., по пустын..., к сирен..., на припек... .
б) Определите падежи и склонения имен существительных. Выделите окончания.
Уровень 2
а) К именам существительным 1 склонения напишите имена существительные 3 склонения, а к именам существительным 3 склонения имена существительные 1 склонения в том же падеже.
1 вариант
К косточк..., …; по вещ..., …; по трост..., …; на ветк..., …; к ноч..., …; на площадк..., … .
2 вариант
В бутылк..., …; о шинел..., …; по горст..., …; в сетк..., …; о мыш..., …;
о капл..., … .
б) Определите падежи и склонения имен существительных. Выделите окончания.
Уровень 3
а) Напишите словосочетания по данным схемам. Окончания имен существительных должны быть безударными.
На (2 скл., м.р., П.п.) (1 скл., ж.р., Р.п.); у (1 скл., ж.р., Р.п.) (3 скл.,Р.п.); о (2скл., м.р., П.п.) на (1скл., ж.р.,П.п.); по (1 скл., ж.р., Д.п.)(1скл., ж.р., Р.п.); на (2скл., м.р., П.п.) по (1скл., ж.р., Д.п.).
б) Выделите окончания.
Данное упражнение способствует обобщению знаний о склонении имен существительных, формированию навыка правописания падежных окончаний имен существительных трех склонений, обобщению знаний о склонении имен существительных.
Задание №21
Цель: Совершенствовать навык правописания окончаний имен существительных множественного числа Именительном и Винительном падежах.
Уровень 1
а) Запишите имена существительные множественного числа, разделив их в 3 столбика по родам.
1 вариант
Облака, гнезда, апельсины, каникулы, тракторы, березы, гавани, перья, кони.
2 вариант
Учителя, корабли, окна, очки, якоря, рельсы, полотна, офицеры, площади.
б) Выделите окончания.
Уровень 2
а) У имен существительных множественного числа определите И.п., В.п..
1 вариант
Школьники берегут книги. Строители возводят новые школы. В зоопарке ребята увидели слонов. Сестры на день рождения пригласили друзей. Пчелы не любят медведей.
2 вариант
Снегири клевали в кормушке ягоды. Художники делают новые картины. Крестьяне выращивают фрукты. Звери любят своих друзей.
б) Выделите окончания.
Уровень 3
Составьте и запишите предложения так, что бы в каждом предложении были имена существительные во множественном числе И.п., В.п. с разными окончаниями.
Данное упражнение способствует формированию навыка правописания окончаний имен существительных множественного числа в Именительном и Винительном падежах, правильного написания их падежных окончаний, навыка орфографической зоркости, развитию речи учащихся: пополнение активного словаря детей.
Задание №22
Цель: Совершенствовать навык правописания окончаний имен существительных множественного числа в Родительном падеже.
Уровень 1
а) Составьте и запишите словосочетания с существительными в Р.п. мн.ч. .
1 вариант
Стволы (дерево), крылья (самолет), простор (площадь), аромат (гриб), ключи (дверь).
2 вариант
Стук (колесо), край (самоцвет), много (пример), улицы (город), много (мастер).
б) Выделите окончания.
Уровень 2
а) Спишите словосочетания, заменив имена прилагательные именами существительными Р.п., мн.ч. .
1 вариант
Журавлиные стаи, березовые почки, сливовый компот, дверные ключи.
2 вариант
Медвежьи ключи, книжные полки, ореховые ароматы, звериные тропы.
б) Выделите окончания.
Уровень 3
а) Составьте и запишите несколько предложений на тему «В магазине», употребив в них имена существительные в Р.п., мн.ч. ,используя диалоги.
Данное упражнение способствует формированию навыков правописания окончаний имен существительных множественного числа в Родительном падеже, употребления данных существительных в речи, совершенствованию творческих способностей учащихся.
Задание №23
Цель: Совершенствовать навык правописания окончаний имен существительных множественного числа в Дательном, Творительном, Предложном падежах.
Уровень 1
а) Спишите, раскрыв скобки.
1 вариант
Весной к нам прилетает малиновка. Кормится она (жучки, личинки). Птичка ищет их в опавших (листья) под (деревья и кусты). Летом она кормится (ягодки).
2 вариант
По (стороны) улице тянулись заборчики, сплетенные из ивовых (прутья). За (заборчики) виднелись домики с разноцветными (крыши). Деревья росли во (дворы) и на (улицы).
б) Выделите окончание. Определители падежи имен существительных.
Уровень 2
а) Допишите предложения, подбирая подходящие по смыслу сравнения, используя слова для справок.
1 вариант
Кудрявый можжевельник обсыпан мелкими ягодками, словно … . На моховых болотах … рассыпана румяная клюква. Нежные чистые цветки ландыша кажутся … . Лепестки цветов усеяны росинками, будто … .
Слова для справок: фарфоровые колокольчики, сверкающие алмазы, рубиновые ожерелья, черные бусы.
2 вариант
Снег на сухих ветках нанизан … . В развилках голых осин снег скопился … . Деревья кажутся то …, то …, то ... .
Слова для справок: мохнатые шапки, загадочное чудовище, сияющие шары, сказочные великаны, белые медведи.
б) Выделите окончания. Определите падежи имен существительных.
Уровень 3
а) Составьте рассказ, употребив в разных падежах данные словосочетания.
Марсианское посольство, длинный автобус, геометрические двери, углы небоскребов.
б) Выделите окончания. Определите падежи имен существительных.
Математика.
Задание 1.
Даны выражения:
81 - 29 + 27 43+37 – 18:3
72 :9 – 3 74 + (67 – 31):4
48:6-24:8 27:3-12:6 +9
84-9-8 54 + 6 • 3 - 72 : 8
Задание для 1-й группы. Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.
Задание для 2-й группы. Разбейте выражения на три группы. Найдите значения выражений.
Задание для 3-й группы. Выполните задание для 2-й группы. Добавьте в каждую группу по одному примеру.
Задание 2.
Дана задача: «На столе учительницы лежало 35 тетрадей в клетку и 20 тетрадей в линейку. Она раздала 18 тетрадей. Сколько тетрадей у неё осталось? »
Задание для 1-й группы. Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.
Задание для 2-й группы. Решите задачу двумя способами.
Задание для 3-й группы. Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.
Задание 3.
Задание для 1-й группы. Решите задачу: «Для новогодних подарков привез-ли 48 кг конфет. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?»
Задание для 2-й группы. Найдите в задаче лишние данные: «Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет в двух коробках, трех пакетах и восьми ящиках. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?» Измените условие и решите задачу.
Задание для 3-й группы. Измените вопрос и условие задачи (см. задание для 2-й группы) так, чтобы общее количество конфет стало лишним данным. Запишите новую задачу и решите ее.
Задание 4.
Найдите значения выражений.
1-я группа.
2-я группа.
3-я группа.
27:3 + 3 27:3 + 56:8 27:3 + (50 + 6):8
35 – 7 – 3 35– 9– 7– 3 (35 – 13) – 9 – 7 – 3
Усложнение заданий в данном случае заключается не только в увеличении количества действий, но и в изменении ситуации применения правил о порядке выполнения арифметических действий.
Задание 5.
1 -я и 2-я группы. Сравните числа:
95 и 8 83 и 84
7 и 21 42 и 32
3-я группа. Сравните числа, в которых вместо некоторых цифр использованы буквы:
КС и Н КЗ и К4
9 и PC 5H и ЗН
Задание 6.
Вычисли выражения:
1 группа:
470 – 80 + 60
2 группа:
180 : ( 270 : 3) + (680 – 125)
3 группа:
30 • 8 : ( 60 – 54)
Задание 7.
1 группа:
Для укрепления склона оврага нужно посадить 900 саженцев деревьев. Уже посадили 300 саженцев клёна. Сколько саженцев дуба осталось посадить?
2группа:
Для укрепления склона оврага нужно посадить 900 саженцев деревьев. Уже посадили 300 саженцев клёна и 200 саженцев дуба? Сколько саженцев дуба осталось посадить?
3группа:
Для укрепления склона оврага нужно посадить 900 саженцев деревьев. Уже посадили 300 саженцев клёна и 200 саженцев дуба? На сколько больше саженцев посадили, чем осталось посадить?
Задание 8
Приведу примеры при решении уравнений:
1 группа - Реши уравнение: х +5= 15
2 группа – Найди уравнение, которое составлено неправильно. Исправь его и реши.
73 – х = 40
50 – х = 64
х + 25 =50
3 группа - Найди уравнение, которое решается сложением, и реши его.
72 – х = 40
х + 35 =60
х -24 = 46
25 : х = 5
9 + х = 59
Задание 9
При решении задач на нахождение периметра, можно сначала загадать детям загадки:
Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том?
- Мишка задумал строить берлогу. Длина берлоги 5 м, а ширина 3 м. Но вот беда: не может он найти периметр.
1 группа - найти периметр самым простым способом.
2 группа - найти периметр разными способами.
3 группа – найти периметр. Начертите квадрат с таким же периметром.
Результат дифференцируемого подхода в обучении:
- повышается уровень мотивации учения;
- каждый ученик обучается на уровне его возможностей и способностей;
- реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
- сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех.
Примеры дифференцированных заданий для учащихся 3 класса на уроках математики.
Задание 1.
Даны выражения:
81 - 29 + 27 43+37 – 18:3
72 :9 - 3 74 + (67 – 31):4
48:6-24:827:3-12:6 +9
84-9-854 + 6 • 3 - 72 : 8
Задание для 1-й группы. Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.
Задание для 2-й группы. Разбейте выражения на три группы. Найдите значения выражений.
Задание для 3-й группы. Выполните задание для 2-й группы. Добавьте в каждую группу по одному примеру.
Задание 2.
Дана задача: «На столе учительницы лежало 35 тетрадей в клетку и 20 тетрадей в линейку. Она раздала 18 тетрадей. Сколько тетрадей у неё осталось? »
Задание для 1-й группы. Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.
Задание для 2-й группы. Решите задачу двумя способами.
Задание для 3-й группы. Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.
Задание 3.
Задание для 1-й группы. Решите задачу: «Для новогодних подарков привез-ли 48 кг конфет. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?»
Задание для 2-й группы. Найдите в задаче лишние данные: «Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет в двух коробках, трех пакетах и восьми ящиках. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?» Измените условие и решите задачу.
Задание для 3-й группы. Измените вопрос и условие задачи (см. задание для 2-й группы) так, чтобы общее количество конфет стало лишним данным. Запишите новую задачу и решите ее.
Задание 4.
Найдите значения выражений.
1-я группа.
2-я группа.
3-я группа.
27:3 + 3 27:3 + 56:8 27:3 + (50 + 6):8
35 – 7 – 3 35– 9– 7– 3 (35 – 13) – 9 – 7 – 3
Усложнение заданий в данном случае заключается не только в увеличении количества действий, но и в изменении ситуации применения правил о порядке выполнения арифметических действий.
Задание 5.
1 -я и 2-я группы. Сравните числа:
95 и 8 83 и 84
7 и 21 42 и 32
3-я группа. Сравните числа, в которых вместо некоторых цифр использованы буквы:
КС и НКЗ и К4
9 и PC5H и ЗН
Задание 6.
Вычисли выражения:
1 группа:
470 – 80 + 60
2 группа:
180 : ( 270 : 3) + (680 – 125)
3 группа:
30 • 8 : ( 60 – 54)
Задание 7.
1 группа:
Для укрепления склона оврага нужно посадить 900 саженцев деревьев. Уже посадили 300 саженцев клёна. Сколько саженцев дуба осталось посадить?
2группа:
Для укрепления склона оврага нужно посадить 900 саженцев деревьев. Уже посадили 300 саженцев клёна и 200 саженцев дуба? Сколько саженцев дуба осталось посадить?
3группа:
Для укрепления склона оврага нужно посадить 900 саженцев деревьев. Уже посадили 300 саженцев клёна и 200 саженцев дуба? На сколько больше саженцев посадили, чем осталось посадить?
Задание 8
Приведу примеры при решении уравнений:
1 группа - Реши уравнение: х +5= 15
2 группа – Найди уравнение, которое составлено неправильно. Исправь его и реши.
73 – х = 40
50 – х = 64
х + 25 =50
3 группа - Найди уравнение, которое решается сложением, и реши его.
72 – х = 40
х + 35 =60
х -24 = 46
25 : х = 5
9 + х = 59
Задание 9
При решении задач на нахождение периметра, можно сначала загадать детям загадки:
Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том?
- Мишка задумал строить берлогу. Длина берлоги 5 м, а ширина 3 м. Но вот беда: не может он найти периметр.
1 группа - найти периметр самым простым способом.
2 группа - найти периметр разными способами.
3 группа – найти периметр. Начертите квадрат с таким же периметром.
Результат дифференцируемого подхода в обучении:
- повышается уровень мотивации учения;
- каждый ученик обучается на уровне его возможностей и способностей;
- реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
- сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех.
Примеры дифференцированных заданий для учащихся 3 класса на уроках математики.
Задание 1.
Даны выражения:
81 - 29 + 27 43+37 – 18:3
72 :9 - 3 74 + (67 – 31):4
48:6-24:827:3-12:6 +9
84-9-854 + 6 • 3 - 72 : 8
Задание для 1-й группы. Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.
Задание для 2-й группы. Разбейте выражения на три группы. Найдите значения выражений.
Задание для 3-й группы. Выполните задание для 2-й группы. Добавьте в каждую группу по одному примеру.
Задание 2.
Дана задача: «На столе учительницы лежало 35 тетрадей в клетку и 20 тетрадей в линейку. Она раздала 18 тетрадей. Сколько тетрадей у неё осталось? »
Задание для 1-й группы. Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.
Задание для 2-й группы. Решите задачу двумя способами.
Задание для 3-й группы. Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.
Задание 3.
Задание для 1-й группы. Решите задачу: «Для новогодних подарков привез-ли 48 кг конфет. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?»
Задание для 2-й группы. Найдите в задаче лишние данные: «Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет в двух коробках, трех пакетах и восьми ящиках. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?» Измените условие и решите задачу.
Задание для 3-й группы. Измените вопрос и условие задачи (см. задание для 2-й группы) так, чтобы общее количество конфет стало лишним данным. Запишите новую задачу и решите ее.
Задание 4.
Найдите значения выражений.
1-я группа.
2-я группа.
3-я группа.
27:3 + 3 27:3 + 56:8 27:3 + (50 + 6):8
35 – 7 – 3 35– 9– 7– 3 (35 – 13) – 9 – 7 – 3
Усложнение заданий в данном случае заключается не только в увеличении количества действий, но и в изменении ситуации применения правил о порядке выполнения арифметических действий.
Задание 5.
1 -я и 2-я группы. Сравните числа:
95 и 8 83 и 84
7 и 21 42 и 32
3-я группа. Сравните числа, в которых вместо некоторых цифр использованы буквы:
КС и НКЗ и К4
9 и PC5H и ЗН
Задание 6.
Вычисли выражения:
1 группа:
470 – 80 + 60
2 группа:
180 : ( 270 : 3) + (680 – 125)
3 группа:
30 • 8 : ( 60 – 54)
Задание 7.
1 группа:
Для укрепления склона оврага нужно посадить 900 саженцев деревьев. Уже посадили 300 саженцев клёна. Сколько саженцев дуба осталось посадить?
2группа:
Для укрепления склона оврага нужно посадить 900 саженцев деревьев. Уже посадили 300 саженцев клёна и 200 саженцев дуба? Сколько саженцев дуба осталось посадить?
3группа:
Для укрепления склона оврага нужно посадить 900 саженцев деревьев. Уже посадили 300 саженцев клёна и 200 саженцев дуба? На сколько больше саженцев посадили, чем осталось посадить?
Задание 8
Приведу примеры при решении уравнений:
1 группа - Реши уравнение: х +5= 15
2 группа – Найди уравнение, которое составлено неправильно. Исправь его и реши.
73 – х = 40
50 – х = 64
х + 25 =50
3 группа - Найди уравнение, которое решается сложением, и реши его.
72 – х = 40
х + 35 =60
х -24 = 46
25 : х = 5
9 + х = 59
Задание 9
При решении задач на нахождение периметра, можно сначала загадать детям загадки:
Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том?
- Мишка задумал строить берлогу. Длина берлоги 5 м, а ширина 3 м. Но вот беда: не может он найти периметр.
1 группа - найти периметр самым простым способом.
2 группа - найти периметр разными способами.
3 группа – найти периметр. Начертите квадрат с таким же периметром.
Результат дифференцируемого подхода в обучении:
- повышается уровень мотивации учения;
- каждый ученик обучается на уровне его возможностей и способностей;
- реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
- сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех.
Окружающий мир (УМК А.А.Плешакова)
Тема «Что такое природа».
Задание 1.
Какая бывает природа? Приведи примеры.
Задание 2.
Прочтите предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова.
Природа бывает … и ... . Солнце, …, …, … - это … природа. …, животные, …, …, … - это … природа.
Задание 3.
Какие изменения происходят в неживой природе осенью? Напиши.
Как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных? Напиши.
Задание 4.
Приведи примеры (3-4) взаимосвязи в природе.
Тема «Природа в опасности. Охрана природы».
Задание 1.
Какие животные исчезли по вине людей? Какие животные и растения внесены в Красную книгу?
Задание 2.
Какая работа по охране природы ведется в нашей стране?
Закончи предложение.
Заповедники – это участки земли, где … .
Задание 3.
Придумай свой «запрещающий» знак. Нарисуй его и подпиши.
Задание 4.
Придумай и нарисуй плакат «Природа в опасности!»
Тема «Тела, вещества, частицы».
Задание 1.
Запиши в 2 столбика:
Тела вещества
… …
Кошка, алюминий, стакан, песок, глина, вода, сосна, снежинка.
Задание 2.
Какие бывают тела?
Запиши по три тела каждого вида.
Тема «Температура и термометр».
Задание 1.
(Рисунок термометра).
Подпиши части термометра.
Запиши числами: семь градусов тепла, пятнадцать градусов мороза, ноль градусов
Задание 2.
Выбери правильный ответ.
Чем измеряют температуру?
а) линейка в) весы
б) термометр г) часы
запиши, как по-разному прочитать: -10°
Задание 3.
Если у тебя есть аквариум с рыбками, ты должен постоянно следить за температурой воды в нем. Почему?
Задание 4.
Чем для растений, животных, человека опасны сильный мороз и сильная жара?
Дифференцированные задания для учащихся 4 класса к курсу природоведения А.А.Плешакова.
Тема «Земля – наш космический корабль».
Задание 1.
Что изучает астрономия?
Какие космические тела ты знаешь? Запиши.
Запиши названия всех планет.
Задания 2.
Прочитай и вставь пропущенные слова.
Самая большая планета - …, самая маленькая планета - … .
Перечисли планеты, у которых есть естественные спутники.
Задание 3.
Есть ли сходство между Солнцем и планетами?
Если да, то какое? А в чем их различие? Запиши.
Задание 4.
Температура на Меркурии достигает +480°, на Марсе редко поднимается выше 0°, на Юпитере температура близка к -130°, а на Сатурне приближается к -170°. Как ты это объяснишь? Ответ запиши.
Тема «О чем рассказывает глобус».
Задание 1.
Что такое глобус? Выбери и запиши правильный ответ.
а) земной шар;
б) модель Земли;
в) поверхность Земли;
г) шар с рисунками.
Каким цветом на глобусе обозначена суша? Выбери правильный ответ и запиши.
а) голубым;
б) коричневым;
в) зеленым;
г) желтым.
Задание 2.
Прочитай предложение и вставь пропущенные слова.
Самая северная точка нашей планеты называется …, а самая южная - … .
Смена дня и ночи происходит из-за того, что Земля вращается … .
Смена времен года происходит из-за того, что Земля вращается … .
Задание 3.
Почему глобус можно назвать замечательным изобретением человека?
Задание 4.
Подумай, происходила бы на Земле смена времен года, если бы земная ось была расположена не наклонно по отношению к Солнцу, а вертикально? Обоснуй свой ответ.
Тема «Путешествие по карте России».
Задание 1.
Прочитай предложения, вставь пропущенные слова.
От западных границ России до Уральских гор раскинулась обширная … равнина.
Берега России омывают моря трех океанов: …, …, … .
Самое большое озеро в России - … . Из-за его огромных размеров его даже называют … .
Задание 2.
Выпиши из каждого ряда слов лишнее. Обоснуй свой выбор.
Балтийское море, Черное море, Каспийское море, Баренцево море.
Волга, Байкал, Енисей, Обь.
Таймыр, Камчатка, Ямал, Сахалин.
Задание 3.
Чем отличается озеро от моря? Запиши.
Каспийское море – это море или озеро? Докажи.
Задание 4.
Природа каких мест в нашей стране (моря, реки, озера, горы, …) особенно пострадала от рук человека и сейчас тяжело больна? Напиши ответ, обоснуй его.
Тема «Природные зоны нашей страны».
Задание 1.
Перечисли природные зоны нашей страны.
Задание 2.
Прочитай предложения и вставь пропущенные слова.
Северные районы нашей страны получают от Солнца … тепла, южные - … . Вот почему природа изменяется с … на … .
Нарисуй схему нагревания Земли.
Задание 3.
Представь себе, что ты наблюдаешь за Солнцем из разных природных зон нашей страны. В какой природной зоне Солнце совсем низко поднимается над горизонтом, а в какой особенно высоко? Запиши ответ и обоснуй.
Задание 4.
Как изменяется продолжительность лета и зимы от одной природной зоны к другой? Запиши ответ и обоснуй.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник интеллектуальных заданий для младших школьников
В данном сборнике предлагается курс развивающих занятий для младших школьников, который включает игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления. И...
Олимпиадные задания для младших школьниковю
Очень интересный материал....
Олимпиадные задания для младших школьников по математике
Предлагаю олимпиадные задания по математике для учащихся 2-4 классов....
Игры и задания для младших школьников
Статья-рассуждение...
Сборник интегрированных заданий для младших школьников
В сборник вошли разноуровненные задания повышенной сложности для учеников начальной школы, с 1 по 4 класс.Задания для учеников 3 и 4 класа представлены в виде марафона.Использовать их можно как ...
Мониторинг и разноуровневая коррекция знаний младших школьников
Из опыта работы. Чтобы правильно организовать обучение, учитель должен владеть информацией об уровне готовности к обучению в школе и уровне усвоения программного материала....
Мониторинг и разноуровневая коррекция знаний младших школьников
Из опыта работы Чтобы правильно организовать обучение, учитель должен владеть информацией об уровне готовности к обучению в школе и уровне усвоения программного материала....