Деятельность учителя с позиции успешности его учеников
методическая разработка (4 класс) на тему

Монгуш Айлана Кошкар-ооловна

Организация исследовательской работы школьников требует от учителя совершенно особых навыков и нетрадиционных педагогических установок. Надеюсь, мой материал поможет для молодых специалистов при решении данного вопроса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность учителя с позиции успешности его учеников

Монгуш А.К., учитель начальных классов,

 МБОУ «Гимназия №5» г.Кызыла Республики Тыва

                 За последнее десятилетие учебно-исследовательская деятельность учеников вошла в практику нашего образовательного  учреждения. Мир сегодня меняется так быстро, что простое накопление информации становится малоэффективным. Намного  важнее и   уметь работать с этой информацией: искать, выбирать, систематизировать, применять, отбрасывать частности, понимать, какие новые знания необходимы и где их получить, т.е. самому формировать свой образ мироощущения. Достижение этого в образовании коренным образом меняет цель учебной деятельности и характер взаимодействия учителя и ученика, направляя его на поиск нового.

                  Заканчивая учебный год, я строю планы на будущее, собираясь продолжить  такую сложную  форму сотрудничества с учениками , как исследовательская  работа. Под исследовательской деятельностью понимается  деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу  заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования  в научной сфере:нормированную , исходя из принятых в науке  традиций, постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, ь подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала. Его анализ и обобщение. Собственные выводы. Организация исследовательской работы школьников требует от учителя совершенно особых навыков и нетрадиционных педагогических установок. И основной его задачей становится пробудить в ребятах стремление к  самостоятельному познанию мира и себя в этом мире.

               На мой взгляд, одним из ключевых  показателей успешности образования  должна выступать самостоятельность и активность ученика в процессе познания.

                 Подобная самостоятельность возникает из внутренней мотивации, из потребности подходить к научной  или жизненной проблеме с исследовательской , творческой  позиции.

               Из этого следует, что одной из наиболее  существенных задач становится разрешение вопроса о способах формирования именно внутренней мотивации.

              Смею утверждать, что все усилия по организации системы исследовательской деятельности   учащихся должны быть направлены на эту задачу, а не только на подготовку ученика к взрослой жизни  в науке, развитию у него тех или иных навыков, получению определенных    специальных знаний. Не умаляя  значения последних, считаю, что они могут выступать только  желательным  следствием при искренней заинтересованности в  собственной исследовательской деятельности.

           «Искренняя заинтересованность»-здесь ключевое   словосочетание. Если человеком движет мотив достижения успеха либо  избегания неудач, то мы имеем дело не  с проявлением исследовательской позиции, а лишь  с осуществлением социально нормированной деятельности. А эмоционально-мотивационной основой исследовательской деятельности выступает интерес. Эмоция интереса стимулирует познавательную активность, упорядочивает  процессы восприятия и внимания, служит основой формирования и развития навыков, умений, интеллекта, активной жизнедеятельности  человека.

        Безусловно , учитель как более  опытный человеку может заинтересовать пришедшего к нему ученика проблемами, которыми занимается сам, но это всегда должен быть добровольный и сознательный приход. Мотив «надо делать потому, что обязательно»-мотив разрушительный. Обязательность выполнения исследований школьниками не упрощает задачи организации учителем совместной деятельности с учениками, а усложняет её.

    Важно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся-интерес к работе  и посильность во многом определяют успех. Кроме того, в постановке проблемы исследования особо важно учитывать её актуальность для возраста учеников вообще и конкретного  ребёнка в частности. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над исследованием-мотивацию, которая будет давать незатухающей источник энергии  для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно  сделать погружение в исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.

       А ещё следует иметь в виду, что активизация интереса может достигаться различными способами: благодаря каким-либо ситуационным изменениям, новизне, а также с помощью воображения и мышления.

      Итак, один из  главнейших принципов исследовательской работы: тема должна быть интересна ребёнку. Но также важно, чтобы  эта тема была интересна учителю. Если эти две стороны не будут (пусть каждая по-своему) заинтересованы в поиске  ответа на поставленный вопрос, то внутренняя встреча их друг с другом не состоится.

      Для успешного взаимодействия учителя и ученика в исследовательской деятельности необходимо, чтобы учитель не вёл ученика «за руку» к ответу, а научил его замечать проблемы, ставить вопросы и находить  способы самому получать на них ответы. В самой «формуле» сотрудничества учителя и ученика заложен принцип равноправия, ведь ни один из них не знает абсолютной истины, хотя бы потому, что она недостижима. Задача учителя: искать решение совместно с учеником. В этом отношении педагогическая система сильно страдает оттого, что большинство учителей считают себя знающими правильные ответы на все вопросы и обязанными их передать незнающим, забывая, что чужая правда трудно становится своей.

         Знания же, добытые в совместной деятельности с учителем, ребёнок принимает для себя как истинные. В таком случае для учителя существенно важно не отработать методики и организационные формы, а постоянно расшатывать и отвергать свои наработки, иначе начнёт теряться собственный интерес к исследовательской деятельности.

                 Важно, чтобы в процессе организации исследовательской работы учеников сохранялась ситуация предзаданной неизвестности (как для ученика, так и для учителя), благодаря чему совершенно по-особому начинает выстраиваться вся система взаимодействия участников образовательного процесса. В конечном счёте, все сводится к тому, чтобы процесс исследования выстраивался по принципу  самоопределяемого  учения.

   К сожалению, ролевая позиция учителя как транслятора знания зачастую очень захватывает и  уводит от позиции исследования. Но если мы хотим развивать исследовательскую позицию у наших учеников, то прежде необходимо работать над собой. Нам постоянно нужно отслеживать-что именно мы развиваем теми или иными действиями; на что реально направлены те нормы деятельности, которые мы вводим для учеников; насколько мы сохранили в себе посыл к саморазвитию; в какой степени в нас  явна потребность к исследованию как способу взаимодействия с миром , другими и самим собой.

   Учебно-исследовательская деятельность учащихся-это  самостоятельная поисковая деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности и ориентирующая каждого ученика на достижение индивидуально-личностных успехов. Однако её эффективность возможна лишь при выполнении определённых условий:

1.Ученик должен хотеть проводить исследование. Важна система мотивации.

2.Ученик  должен суметь это делать. Для этого у него должны быть до выполнения работы уже сформированы определённые компетентности.

3.Он должен получить удовлетворение от своей работы.

   Проблема усугубляется тем, что в системе общего образования уже давно идёт неуклонное ужесточение формальных систем и норм организации исследовательской деятельности школьников. Хотелось бы видеть единую систему требований, форм организации, унифицированных критериев оценки исследовательской деятельности учащихся. При этом практически нет нормативных документов, где выдвигаемые требования соотносились бы с возрастными особенностями школьников.

       Как, начиная с чистого листа, добиться успеха? Как помочь развиться успешной личности?

    Учёные выяснили :чтобы достичь успеха в жизни , в школе, вас должен учить талантливый и влюблённый в своё дело учитель. Больше никаких усовершенствований образованию не нужно.

       

Литература:

1. Леонтович А.В. V юношеские чтения им.В.И. Вернадского.//Лицейское и гимназическое образованипе.-1998.-№3.

2.     Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся .-М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.

3.        Развитие исследовательской деятельности учащихся.Методический сборник.Москва.

«Народное образование», 2001.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

Воспитательная работа, классный час "Успешный в школе- успешный в жизни!", презентация "Успешный в школе- успешный в жизни!"

Аннотация к классному часу "Успешный в школе - успешный в жизни!"Разработка классного часа предназначена для учащихся начальных классов.         Целью проведени...

«Портфолио ученика начальной школы как индикатор социальной успешности и проявления активной жизненной позиции». Доклад.

В материале сообщения «Портфолио ученика начальной школы как индикатор социальной успешности и проявления активной жизненной позиции"подробно раскрывается механизм работы с портфолио ученик...