Деятельность учителя с позиции успешности его учеников
методическая разработка (4 класс) на тему
Организация исследовательской работы школьников требует от учителя совершенно особых навыков и нетрадиционных педагогических установок. Надеюсь, мой материал поможет для молодых специалистов при решении данного вопроса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_uchitelya_s_pozitsii_uspeshnosti_ego_uchenikov_uspeshnosti_ego_uchenikov.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность учителя с позиции успешности его учеников
Монгуш А.К., учитель начальных классов,
МБОУ «Гимназия №5» г.Кызыла Республики Тыва
За последнее десятилетие учебно-исследовательская деятельность учеников вошла в практику нашего образовательного учреждения. Мир сегодня меняется так быстро, что простое накопление информации становится малоэффективным. Намного важнее и уметь работать с этой информацией: искать, выбирать, систематизировать, применять, отбрасывать частности, понимать, какие новые знания необходимы и где их получить, т.е. самому формировать свой образ мироощущения. Достижение этого в образовании коренным образом меняет цель учебной деятельности и характер взаимодействия учителя и ученика, направляя его на поиск нового.
Заканчивая учебный год, я строю планы на будущее, собираясь продолжить такую сложную форму сотрудничества с учениками , как исследовательская работа. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:нормированную , исходя из принятых в науке традиций, постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, ь подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала. Его анализ и обобщение. Собственные выводы. Организация исследовательской работы школьников требует от учителя совершенно особых навыков и нетрадиционных педагогических установок. И основной его задачей становится пробудить в ребятах стремление к самостоятельному познанию мира и себя в этом мире.
На мой взгляд, одним из ключевых показателей успешности образования должна выступать самостоятельность и активность ученика в процессе познания.
Подобная самостоятельность возникает из внутренней мотивации, из потребности подходить к научной или жизненной проблеме с исследовательской , творческой позиции.
Из этого следует, что одной из наиболее существенных задач становится разрешение вопроса о способах формирования именно внутренней мотивации.
Смею утверждать, что все усилия по организации системы исследовательской деятельности учащихся должны быть направлены на эту задачу, а не только на подготовку ученика к взрослой жизни в науке, развитию у него тех или иных навыков, получению определенных специальных знаний. Не умаляя значения последних, считаю, что они могут выступать только желательным следствием при искренней заинтересованности в собственной исследовательской деятельности.
«Искренняя заинтересованность»-здесь ключевое словосочетание. Если человеком движет мотив достижения успеха либо избегания неудач, то мы имеем дело не с проявлением исследовательской позиции, а лишь с осуществлением социально нормированной деятельности. А эмоционально-мотивационной основой исследовательской деятельности выступает интерес. Эмоция интереса стимулирует познавательную активность, упорядочивает процессы восприятия и внимания, служит основой формирования и развития навыков, умений, интеллекта, активной жизнедеятельности человека.
Безусловно , учитель как более опытный человеку может заинтересовать пришедшего к нему ученика проблемами, которыми занимается сам, но это всегда должен быть добровольный и сознательный приход. Мотив «надо делать потому, что обязательно»-мотив разрушительный. Обязательность выполнения исследований школьниками не упрощает задачи организации учителем совместной деятельности с учениками, а усложняет её.
Важно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся-интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, в постановке проблемы исследования особо важно учитывать её актуальность для возраста учеников вообще и конкретного ребёнка в частности. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над исследованием-мотивацию, которая будет давать незатухающей источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.
А ещё следует иметь в виду, что активизация интереса может достигаться различными способами: благодаря каким-либо ситуационным изменениям, новизне, а также с помощью воображения и мышления.
Итак, один из главнейших принципов исследовательской работы: тема должна быть интересна ребёнку. Но также важно, чтобы эта тема была интересна учителю. Если эти две стороны не будут (пусть каждая по-своему) заинтересованы в поиске ответа на поставленный вопрос, то внутренняя встреча их друг с другом не состоится.
Для успешного взаимодействия учителя и ученика в исследовательской деятельности необходимо, чтобы учитель не вёл ученика «за руку» к ответу, а научил его замечать проблемы, ставить вопросы и находить способы самому получать на них ответы. В самой «формуле» сотрудничества учителя и ученика заложен принцип равноправия, ведь ни один из них не знает абсолютной истины, хотя бы потому, что она недостижима. Задача учителя: искать решение совместно с учеником. В этом отношении педагогическая система сильно страдает оттого, что большинство учителей считают себя знающими правильные ответы на все вопросы и обязанными их передать незнающим, забывая, что чужая правда трудно становится своей.
Знания же, добытые в совместной деятельности с учителем, ребёнок принимает для себя как истинные. В таком случае для учителя существенно важно не отработать методики и организационные формы, а постоянно расшатывать и отвергать свои наработки, иначе начнёт теряться собственный интерес к исследовательской деятельности.
Важно, чтобы в процессе организации исследовательской работы учеников сохранялась ситуация предзаданной неизвестности (как для ученика, так и для учителя), благодаря чему совершенно по-особому начинает выстраиваться вся система взаимодействия участников образовательного процесса. В конечном счёте, все сводится к тому, чтобы процесс исследования выстраивался по принципу самоопределяемого учения.
К сожалению, ролевая позиция учителя как транслятора знания зачастую очень захватывает и уводит от позиции исследования. Но если мы хотим развивать исследовательскую позицию у наших учеников, то прежде необходимо работать над собой. Нам постоянно нужно отслеживать-что именно мы развиваем теми или иными действиями; на что реально направлены те нормы деятельности, которые мы вводим для учеников; насколько мы сохранили в себе посыл к саморазвитию; в какой степени в нас явна потребность к исследованию как способу взаимодействия с миром , другими и самим собой.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся-это самостоятельная поисковая деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности и ориентирующая каждого ученика на достижение индивидуально-личностных успехов. Однако её эффективность возможна лишь при выполнении определённых условий:
1.Ученик должен хотеть проводить исследование. Важна система мотивации.
2.Ученик должен суметь это делать. Для этого у него должны быть до выполнения работы уже сформированы определённые компетентности.
3.Он должен получить удовлетворение от своей работы.
Проблема усугубляется тем, что в системе общего образования уже давно идёт неуклонное ужесточение формальных систем и норм организации исследовательской деятельности школьников. Хотелось бы видеть единую систему требований, форм организации, унифицированных критериев оценки исследовательской деятельности учащихся. При этом практически нет нормативных документов, где выдвигаемые требования соотносились бы с возрастными особенностями школьников.
Как, начиная с чистого листа, добиться успеха? Как помочь развиться успешной личности?
Учёные выяснили :чтобы достичь успеха в жизни , в школе, вас должен учить талантливый и влюблённый в своё дело учитель. Больше никаких усовершенствований образованию не нужно.
Литература:
1. Леонтович А.В. V юношеские чтения им.В.И. Вернадского.//Лицейское и гимназическое образованипе.-1998.-№3.
2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся .-М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.
3. Развитие исследовательской деятельности учащихся.Методический сборник.Москва.
«Народное образование», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
"заметки на полях"...
Сильные и слабые позиции согласных звуков.Позиции согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными.
Урок разработан по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....
Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.
Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...
Урок литературного чтения в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова Тема: "Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Проверь себя"
конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО. урок предполагает использование диска "Проверь себя" на ноутбуках....
«Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций» (Система Эльконина – Давыдова)
Тип урока : постановка учебной задачи...
Воспитательная работа, классный час "Успешный в школе- успешный в жизни!", презентация "Успешный в школе- успешный в жизни!"
Аннотация к классному часу "Успешный в школе - успешный в жизни!"Разработка классного часа предназначена для учащихся начальных классов. Целью проведени...
«Портфолио ученика начальной школы как индикатор социальной успешности и проявления активной жизненной позиции». Доклад.
В материале сообщения «Портфолио ученика начальной школы как индикатор социальной успешности и проявления активной жизненной позиции"подробно раскрывается механизм работы с портфолио ученик...
- Мне нравится (1)